Управление развитием мотивационно-ценностного компонента педагогического коллектива: путь к профессиональному и личностному росту учителя

Иванов Михаил Викторович

Директор школы п. Сосновка,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

Почетный работник РФ

Если представить себе педагогический путь как дорогу длиною в жизнь, а эта дорога трудна и интересна сама по себе, то неизбежно возникает вопрос: к чему ведет эта дорога? Возможно ли найти простой и ясный ответ на данный вопрос или он так и останется риторическим? Нам кажется, в суете ежедневных забот, мы забываем что-то главное, важное… Управляя образовательной системой, я, как директор школы, всегда напоминаю учителям: нужно остановиться, оглянуться, понять: то ли мы делаем, зачем мы это делаем и для чего? Не покидает ощущение, что в круговороте учительских дел теряется истинная педагогическая ценность наших с вами действий. «Учитель – это всегда вопросы и сомнения», – вспоминаются мудрые слова Ю. В. Завельского, народного учителя России [1].

Любая школа сталкивается с проблемой повышения эффективности, и, несомненно, в этом многоаспектном процессе необходимо выстроить траектория успеха учителя. Каждая школа сама определяет исходя из своих условий, ресурсов и своей самобытности критерии эффективности. Анализирую круг этих вопросов, еще в процессе формирования концептуального стратегического документа – Программы развития школы – мы совместно с педагогическим коллективом определили для себя фундаментальные принципы, которые можно определить и как некие критерии эффективности.

Коллективом школы наработан большой материал по методической работе и инновационной деятельности, учителя готовы к диссеминации опыта работы, о значимости которого свидетельствует результативное успешного участие в конкурсах, проектах, конференциях. Значительные результаты педагогов, высокий уровень их мастерства обеспечивает повышение качества образования, обеспечивается положительная динамика достижений образовательного результата, постепенно в муках творчества и педагогического поиска разработали внутришкольную систему оценки качества образования. В ходе продуктивной методической работы модернизировали технологические и инструментальные средства реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе школы.

Конечно, круг вопросов широк, рассматривая их, понимаем, что они связаны с изменениями. На ум приходят слова Гераклита о неизменности только перемен. Проблема эффективного изменения, несомненно, присутствует в нашей школе. Сегодня часто слышим слово «эффективность», только не стоит забывать, что школа – это не супермаркет, эффективность к концу месяца не посчитаешь… И ошибки, и достижения с большим опозданием дают о себе знать.

Чтобы не допустить ошибок, а иногда зачастую, чтобы выжить в современных условиях развития образования, приходится адаптироваться к изменениям внешней среды. Требования к изменениям поступают как изнутри в виде потребностей и ожиданий участников образовательного процесса, так и извне в виде конкуренции, инноваций, нового законодательства, давления социальных факторов. Как действовать в таких условиях, не только функционировать, но и развиваться, как предвидеть изменения, как реагировать на них – вот тот круг вопросов, в поиски которых администрация школы. Но что-то подсказывает, что успех ждет тех, кто создает изменения. Даже если, к примеру, рассматривать проблему повышения качества образования, интуитивно понимаем, что мы с вами должны рассматривать не только показатели, цифры и результаты мониторингов. Несомненно, необходимо смотреть глубже, но каковы реальные и действенные механизмы, понятные для всех участников образовательных отношений, у нас имеются сегодня? Образовательный процесс, которым все мы занимаемся, имеет много составляющих. И есть среди них основные, а есть, казалось бы, второстепенные… Над основными мы работаем постоянно: реализуем образовательную программу, обновляем технологии, уточняем методики, а в какой-то момент вдруг обнаруживаем, что важнее всего сейчас как раз то, что считалось второстепенным: настроение учителей, рабочий тонус. И нет инструкций по производству общего счастья, и никаких инноваций, обеспечивающих взрыв творческой энергии, радости, высоких достижений. А опыт показывает: без всего этого растить успешных творческих людей сегодня невозможно. Поэтому изменение качественного состояния школы начинали с педагога. Наш коллектив учителей – это единство многообразия, единство противоположностей, но при этом каждый видит общую цель, стремится к ней. Им всем выпало жить и работать в период качественного обновления системы российского образования. С самого начала мы стремились к тому, чтобы каждый член нашего коллектива понимал, что без развития личности самого педагога невозможно развитие школы. Когда мы разрабатывали концепцию развития нашей школы, мы исходили из понимания работы образовательного учреждения, а значит и работы учителя, как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей социума, служение социально значимым ценностям, удовлетворение внутренних потребностей школы и переход на новое качественно состояние. Именно поэтому в концепции внутришкольного управления исходим из необходимости глубокого анализа педагогического явления, урока, педагогического процесса. Глубоко убежден, что именно общая цель, единый взгляд на школу как на динамическую систему определяет успешное становление коллектива. Как известно, управление эффективно только там, где есть четко поставленные задачи, намечены пути их решения, определены сроки и контроль за их выполнением. Без этого простого правила никакой процесс не пойдет, поэтому стратегическое планирование в нашей школе – это, прежде всего, процесс формирования миссии и цели образовательного учреждения, выбор стратегий для определения, получения и распределения ресурсов, для обеспечения эффективной работы школы в будущем [2].

Создавая стратегический план, мы неизменно формируем желаемый образ школы. Следовательно, необходимо было сформулировать важнейшие общие подходы и принципы жизнедеятельности образовательного учреждения, то есть создание модели образовательного учреждения, поиск «лица» школы п. Сосновка, ее самобытности, оригинальности, «узнаваемости» и на ее основе формирование нового облика развивающейся школы. К стратегическим мы отнесли вопросы, затрагивающие различные взаимосвязанные аспекты деятельности школы, которые, взятые вместе, определяют эффективность достижения намеченных целей (укрепление позиций, сохранение конкурентоспособности, обеспечение качественного образования). Формирование инновационной социокультурной среды школы шло с опорой на миссию. Ценности, образующие философию школы, затем стали выступать фундаментом, основой при уточнении школьной миссии, общих устремлений учителей. Успех деятельности школы сегодня невозможен без учета образовательных потребностей, ожиданий, запросов, ценностных ориентацией, имеющихся в обществе и в ближайшем окружении школы. Таким образом, наша деятельность формировалась в зависимости от целей, управленческих задач, содействующих и препятствующих внешних и внутренних факторов. Внешние (ситуация в обществе, ситуация в отрасли) и внутренние (стратегический управленческий потенциал, самоменеджмент, профессионально-педагогическая умелость) факторы оказывали стимуляцию и обуславливали профессиональную результативность в деятельности администрации. С учетом этого нами определены факторы, которые школа могла изменить. Стратегия локальных изменений начинали с решения проблемы целеполагания. Обновлена стратегия развития школы на основе реального анализа состояния образовательного процесса, а также современных тенденций развития системы образования с учетом целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования. В результате данной работы учителя получали ответы на следующие вопросы: на достижение какой стратегической цели направлена, на какие ключевые показатели деятельности школы повлияет ее реализация, какие мероприятия следует осуществить; какие ресурсы и на каком этапе необходимы, какими показателями измеряются результаты реализации мероприятий, кто отвечает за реализацию мероприятий. Постепенно была построена сквозная система от стратегических к тактическим и оперативным планам.

Выстраивая данную модель, важно директору самому глубоко вникать в суть научно-методической работы и в проблемы роста профессионального мастерства. Каким должен быть учитель современной школы? Каким хотят видеть педагога дети, родители, администрация, общество и государство? Без сомнения, повышение уровня профессионального мастерства и качества деятельности учителя сегодня является приоритетной задачей образовательной политики администрации школы. Убежден, качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей, так как качество образования в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров образовательного учреждения. Именно поэтому одним из самых важных направлений развития нашей школы является обеспечение условий для непрерывного повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Реализуя данное направление, мы подошли к разработке модели личности учителя нашей школы, что, несомненно, было правильно в свете формирования профессионального стандарта педагога. Сама конкурирующая среда в образовательной системе поставила в условия необходимости моделирования личности учителя. При этом исходили из предпосылки компетентности: профессиональная зрелость коллектива и каждого его члена определялась как совокупность профессиональной, педагогической и социально-психологической компетенции. В нашей школе успешно реализуется проект «Учитель будущего – сегодня», который представляет собой разработку внутришкольной модели развития учительского потенциала. Данная модель формируется и выстраивается в соответствии с компонентами педагогического труда. Еще через год создали условия для реализации учителем возможности самостоятельно конструировать и реализовывать собственный образовательный маршрут в системе непрерывного образования, разумеется, с учетом их профессиональных потребностей и проблем, посредством индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивался как совокупность различных мероприятий по повышению квалификации и совершенствованию педагогического мастерства, самообразованию, участию в инновационной деятельности школы.

На указанном этапе развития школы были определены внутренние возможности развития и нововведения, произошел запуск саморазвития системы: заинтересованность педагогов, родителей и детей в развитии. Таким образом, шло качественно новое развитие школы, что требовало и требует от каждого педагога нового понимания и представления о своем месте и содержании деятельности в достаточно сложном и многоаспектном механизме процесса развития школы. Менялось постепенно и собственное видение, и собственное понимание содержания профессиональной деятельности и рассматривалось с точки зрения реализации стратегий: стратегии развития образовательного учреждения, стратегии развития педагогического процесса, и самое главное – стратегии саморазвития личности педагога.

Все это нам необходимо было для того, чтобы выйти на качественно новый уровень, реально и конкретно сравнить достижения образовательного учреждения в области образования и воспитания. А с чем мы можем сравнить достижения школы? Со школой вчерашней и сегодняшней, интуитивно сравниваем себя с соседними школами, без этого «а ка у них» не обошлось.

Управляя образовательной системой, мы пытаемся влиять на ценностные аспекты сознания учителей, на их культуру, видение будущего. Руководство не сводится исключительно к умению договориться с педагогами или найти с ними компромисс, это – преобразование культуры школьной организации, нацеленность на внутренние изменения. Средством достижения поставленной цели является формируемая в школе четырехуровневая система управления: директором школы задаются целевые ориентиры и стратегии развития, заместителями на тактическом уровне управления обосновываются ключевые показатели деятельности, заданные на перспективу, задача педагогов – детализировать их в оперативных планах, последний, но при этом самый важный уровень – самоуправление, что предполагает саморазвитие личности как педагога, так и обучающегося.

Говоря об эффективности, как мы уже отметили, зависящей во многом от уровня мотивации учителя, мы не можем не отметить одну из актуальных проблем современной педагогики – снижение учебной мотивации ребенка. Следует отметить, что одним из ключевых направлений деятельности совместно с коллегами определена в реализации проекта «СОШ п. Сосновка – школа мотивации личности к познанию, творчеству и труду». Сегодня уже настало время говорить о том, что в образовании наблюдается тенденция снижения мотивации и интереса к учебе у детей. Интерес к учебе у детей вызвать становится все сложнее и сложнее, и дело не только в том, что «поколение другое», давайте будем честны, если разобраться, то может оказаться, что система образования просто не соответствует интересам и потребностям молодого поколения. Виноваты не только дети, что не желают учиться, но и мы. Что можно посоветовать при этом самим себе? Возможно, необходимо глубокое понимание, что интересует школьника на самом деле, что ему действительно интересно, если это узнать, то эффективность обучения можно повысить в разы. Наша задача при этом – создать такую образовательную атмосферу. Вся кропотливая работа, проведенная нами, доказывает, что без внутренних изменений не может быть развития школы. Учитель должны осознать, что делать что-то так же, как делали раньше, просто невозможно. Изменения определенно нужны, и начинать надо с учителя. В первую очередь, изменения в уроке.

Итак, как показывает педагогическая действительность, формирование мотивационно-ценностного компонента занимает ключевую позицию в профессиональной компетентности учителя [3]. Выстраивание модели развития мотивационно-ценностного отношения проходит через сознательный анализ учителем профессиональной деятельности, критический подход по отношению к нормативам, реализация своих возможностей, готовность к профессиональным новшествам, реализация своих возможностей, сосредоточение в профессиональной деятельности своего образа жизни и стремлений. Путь к профессиональному и личностному росту учителя возможен, но этим процессом необходимо целенаправленно управлять, в частности, через развитие мотивационно-ценностного компонента педагогического коллектива.

Список литературы

1. Ю. В. Завельский. О школьном учителе: мысли вразброс. – Москва, 2015. Издательство «Прометей», 2015.

2. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др. ]; под редакцией С. Ю. Трапицына. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 413 с.

3. Кулиева Ш. Х., Расулова З. Д. Инновационная деятельность педагога в образовании // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 978–980.

Загрузка...