Постановка целей. Число Миллера

Путешественнику нужен компас. Человеку нужно иметь цели. Потому что каждый человек – путешественник, путешественник во времени. Ему необходимо определить вектор своей жизни. Чтобы двигаться не абы куда или куда получится, а туда, куда он хочет.

Как именно ставить цель (как ее формулировать), мы рассмотрим позже. Для начала определимся, сколько у человека должно быть целей.

В жизни человека должен быть баланс. Мы с готовностью ставим себе яркую цель в профессиональной области, в учебе и мчимся к ней на всех парах, забывая про остальные области жизни. Жизнь становится несбалансированной. Несомненно, сфокусировавшись на одной цели, можно добиться многого. Заработать много денег, стать лучшим специалистом. Но будет ли у вас нормальная семья? Будет ли она вообще? Будут ли друзья? Что будет с вашим здоровьем? Будет ли время на путешествия? Деньги-то на путешествия будут.

Если ставить слишком много целей, мы распыляем свои усилия. В результате целей не достигаем.

Так сколько же нужно ставить целей? Психологи рекомендуют иметь семь плюс-минус две цели, т.е. от пяти до девяти. Это так называемое число Миллера – количество информации, удерживаемой в кратковременной памяти человека.

Джордж Миллер – американский психолог. В 1956 году он опубликовал статью «Магическое число семь плюс-минус два: некоторые ограничения в нашей возможности обработки информации», в которой описал результаты исследований по запоминанию людьми списков из цифр, букв или слов.

Для того чтобы жизнь была сбалансированной, цели нужно ставить из разных областей деятельности. В каждой области ставим цель. Если вы затрудняетесь выделить области деятельности, подумайте, какие социальные роли вы играете. Вы член семьи (муж/жена, родитель, сын/дочь), работник, владелец бизнеса, член какого-либо общества, коллекционер и т. д. Выделяете области, ставите цели.

Для примера пять областей: профессия, отношения (личная жизнь, семья, общения с друзьями), здоровье, увлечения (хобби, путешествия), финансы. Вы можете добавить еще ряд областей. Но количество их должно быть не больше девяти.

Цели в профессии связаны с финансами и профессиональными навыками. Откройте крупный сайт с вакансиями, найдите вакансии, которые вас интересуют. Посмотрите требования работодателя. Либо найдите резюме крупных специалистов в интересующей вас области. Посмотрите, какие навыки и знания вписаны в их резюме. Дальше составляете план: чему научиться, что освоить, как приобрести нужный опыт.

Семья и друзья. Что тут, казалось бы, можно планировать? Познакомиться, жениться, завести ребенка – вроде понятно. А дальше? Цель – это не обязательно рубеж (женился, поставили галочку: цель достигнута), это может быть и действие: раз в две недели звонить родителям, каждый месяц ходить с ребенком в музей – семья должна быть в вашем графике. Можно возразить: общение должно быть от чистого сердца, а не по плану, не по заметкам в ежедневнике. Однако время – ограниченный ресурс. Сегодня спешишь, завтра не успел, замотался, забыл. Планируйте звонки, визиты – выделяйте время. Бронируйте время в вашем распорядке дня на близких людей.

Дети требуют внимания, и это не просто «накормить, одеть, обеспечить». Им нужно общение, им нужно ваше время, предоставленное лично им: почитать книжку, просто поговорить, вместе что-то сделать.

Если вы будете выделять время на общение с родственниками и друзьями в последнюю очередь, то, скорее всего, дело до них не дойдет. Другие дела займут все время. Но время для семьи и близких – особенное.

Здоровье. Посещение врачей (раз в год к стоматологу обязательно), спортзал, регулярный массаж (особенно для офисных работников). Прогулки, поездки на природу, поездки в отпуск.

Хобби, увлечения, путешествия – все, что нравится, что заряжает энергией, что приносит удовольствие. За социальными ролями «сотрудник», «муж», «жена», «родитель» стоит человек со своими желаниями, радостями. Не забывайте про этого человека. Не забывайте про себя.

Финансы. Почему я добавил этот пункт? В силу возраста и жизненного опыта. Финансы – это не про «заработать больше». Заработать больше – это профессиональный рост, увеличение зарплаты. Здесь речь об управлении финансами.

Я смотрю на своих взрослых родственников. Они работали всю жизнь и вышли на пенсию. Получают какие-то выплаты от государства и как-то живут. Кто-то получше, кто-то похуже, кто-то продолжает работать. Уровень жизни у всех снизился. Пенсия меньше зарплаты.

Сейчас вы можете быть на пике профессиональной формы. Вас ценят, вам платят. Что будет через пять-десять лет? Как вы будете жить на пенсии? У вас есть сбережения?

Я понимаю, тема инвестирования сейчас на слуху. Из каждого утюга вещают о необходимости формирования капитала для пассивного дохода при выходе на пенсию. Я не буду оригинален и скажу то же самое. Сейчас, когда вы зарабатываете, думайте о будущем. Откладывайте деньги, изучайте инструменты инвестирования. Вносите в план ежемесячные отчисления с зарплатной карты.

Я не буду углубляться здесь в финансовые вопросы: инструменты, горизонт инвестирования, толерантность к риску и т. д. Для этого есть специальная литература. Просто скажу важное: работу с финансами тоже надо планировать.

Пять областей планирования – пример, основанный на моем опыте. Вы можете определить другие области.

Загрузка...