Сегодня уже очевидна назревшая необходимость изучения проблем происхождения и становления международного права. Последнее время в международно-правовой науке все чаще высказываются мнения о недостаточной изученности этой сферы правовой теории. Однако большинство авторов ограничивается лишь утверждением необходимости соответствующего анализа. Но даже подобные утверждения касаются либо истории международного права, начиная с Нового времени, либо древнего периода, но только не таких аспектов, как зарождение международного протоправа и его первичное формирование. В результате история международного права является наименее разработанной отраслью его теории. А к периоду и особенностям его формирования в древности наука вообще обращалась менее всего, датируя его появление достаточно поздней эпохой (периодом европейского Средневековья или даже XIX и XX вв.).
Можно назвать несколько причин такого состояния науки. Во-первых, само международное право стало признанной правовой системой в достаточно позднее время. Во-вторых, в теории права господствовали определенные тенденции, не позволяющие раскрыть в полной мере его сущность (например, преувеличенные позитивизм и нормативизм, европоцентризм, этатизм). Эти и другие проблемы долгое время обусловливали отсутствие истории международного права как отдельной отрасли науки и поныне обусловливают отсутствие самостоятельных исследований по истории международно-правовых учений.
Такую ситуацию с изучением происхождения и древнего периода становления международного права можно проследить на примере римского jus gentium. Эта отрасль римского права долгое время считалась прямым предшественником классического (европейского) международного права, поскольку само римское право и римская правовая цивилизация явились основой формирования цивилизации европейской. Ученые также утверждали, что в период формирования jus gentium уже существовало государство. Это отвечало этатическому видению права, а именно убеждению, что оно сформировалось как результат государственного правотворчества. Однако исследователи jus gentium критиковвали такой подход, например, В. Э. Грабарь считал, что jus gentium как предшественник международного права возникает в процессе межплеменного общения.
Существование международного права в неевропейских регионах и в предыдущие исторические этапы (до периода античности) отрицалось. В то же время именно во взаимодействии этих народов (древних египтян, хеттов, народов Ближнего Востока, Китая, Индии и др.) проходило формирование и становление международного права. Поэтому автором избран сравнительно-правовой метод исследования формирования и становления международно-правовых норм, принципов и идей в различных регионах Древнего мира.
Неоценимое значение для понимания процессов исторического формирования и становления международного права имеют аутентичные источники международно-правового регулирования древности. Так, начиная со второй половины XIX в., благодаря археологическим раскопкам научному миру стали известны дипломатические архивы древних Египта, Мари, Угарита, Хеттского государства и др. Дипломатический архив Тель-эль-Амарны, содержащий переписку правителей региона древнего Ближнего Востока и Малой Азии (некоторые из его документов можно считать, как будет показано ниже, международными квазидоговорами в виде обмена письмами), является оригинальным источником древнего международно-правового регулирования и материалом первостепенного значения для изучения процессов формирования международного права.
Однако данная документальная база практически не повлияла на уровень исследованности международного права древнего периода. Во-первых, изучением истории международного права занимались преимущественно юристы-позитивисты, не усматривавшие в древних правовых источниках позитивной формы и исследовавшие в основном действующее, а не существовавшее, «историческое», древнее право. Во-вторых, достаточно позднее обнаружение этих источников стало причиной того, что их вводили в научный оборот в основном не представители правовых отраслей, а историки, археологи, этнографы, антропологи, которые не могли осуществить их правового анализа. В результате науке международного права известны лишь очень немногочисленные международно-правовые акты древности (договоры месопотамских городов Лагаша и Уммы 3100 г. до н. э., договор фараона Рамзеса II и царя хеттов Хаттусилиса III1276 г. до н. э. и некоторые другие).
Целью автора никоим образом не является утверждение нигилистического взгляда на состояние истории международного права, т. е. автор не стремится доказать, что все, наработанное в этой сфере ранее, – ошибочно. Так, история исследования международного права, его природы и сущности, а в частности таких аспектов, как его зарождение, возникновение, формирование и становление, насчитывает ряд весьма интересных работ.
Структура данной работы подчинена ее цели – предваряющий раздел посвящен анализу сложившейся в науке ситуации с изучением его формирования и становления международного права(в частности рассматриваются существующие теории его происхождения, проблемы и перспективы изучения его истории). Исследование собственно международно-правового регулирования, представленное далее, начинается с выяснения причин, приведших к возникновению международного права. В частности, исследуются процесс формирования и особенности международных отношений древности; начиная с первых контактов социальных человеческих групп, прослеживаются возникшие для их регулирования протоправовые и правовые нормы. На основании анализа зачатков международного права, существовавших еще в межплеменных отношениях, и их дальнейшего становления в форме протоправовых отношений догосударственных общественных образований можно проследить механизм формирования собственно международного права. Особенности его основных институтов в древности диктовались соответствующими характерными чертами древних субъектов международного права и закономерностями их отношений. Завершается исследование процесса формирования международного права анализом становления теоретического объяснения его норм и институтов в древности. В частности, исследуются особенности формирования международно-правовых взглядов, а также начальные ступени становления основных концепций международного права (естественно-правовой, позитивистской, теологической и др.).
Временные рамки исследования процесса формирования международного права установить сложно, поскольку в древности в различных регионах (на Ближнем Востоке, в Китае, Индии и др.) этапы становления международных отношений и права хронологически не совпадали.
В целом, данное исследование направлено на выяснение предпосылок, механизма и особенностей формирования международного права в древний период, повлиявших на его характерные черты на протяжении последующих веков. Если исходить из того, что право как объективное явление не возникает «из ничего», следует признать, что определенные зачатки международно-правового регулирования, протоправовые элементы возникли еще в период межплеменного общения. Исследуя эти элементы в их дальнейшем развитии, можно увидеть, что международное право обладает рядом черт, присущих ему как правовому регулятору международных отношений.
Правовое регулирование не может быть отделено от своего теоретического восприятия, закрепления своих основных положений в правосознании народов. Не в меньшей мере и в древности процесс формирования международного права сопровождался его толкованием, теоретическим обоснованием. Поэтому уже в то время возникают зачатки основных международно-правовых концепций, оформившихся как таковые в последующие исторические периоды. К сожалению, история формирования и становления международно-правовых взглядов и сегодня остается неисследованной сферой правовой теории. Потому в данной работе будет уделено внимание в том числе и становлению теоретического обоснования международного права у древних народов. А выявление реального механизма и особенностей генезиса международного права и его теории является существенным элементом его современного понимания и уяснения перспектив его развития.