Они не знали, что это невозможно, поэтому у них все получилось.
Шарис Никсон, доктор психологических наук и преподаватель Пенсильванского университета, последнюю четверть века изучает и преподает психологию детей и подростков. Чтобы проверить, как убеждения влияют на результаты действий, она провела эксперимент со своими студентами. По-моему, он гениален.
Никсон разделила учеников на две группы. Одна расположилась в левой части аудитории, другая – в правой. Каждая группа должна была решить три анаграммы за определенное время. Однако сидящие справа не знали, что у двух первых задач, которые им достались, нет решения: из предложенных букв невозможно составить никакое слово, как ни старайся. Другой же группе достались анаграммы всего из трех букв, решить их не составляло труда.
Никсон попросила учеников поднять руки, когда они закончат. Через тридцать секунд почти все, кто сидел слева, подняли руки. Но никто из другой группы с задачей не справился.
Дав ученикам следующую анаграмму, Никсон снова попросила дать ей знать, когда они будут готовы. И все сидевшие слева подняли руки даже с еще большим энтузиазмом, гордясь, что они выполнили задание быстрее. С каждым успехом они приобретали уверенность в своих навыках и знаниях. А студенты из другой группы после каждой неудачи начинали всё больше сомневаться в себе. Видя, как их товарищи быстро решают задачи, и неспособные добиться того же результата, они стали разочаровываться в себе и смирились с неудачей.
И вот настал черед третьей анаграммы: CINEMARA (AMERICAN)[3]. Студенты из левой части аудитории справились с ней за считаные секунды. В отличие от тех, кто сидел справа… Задача была простой, но никто из них не поднял руку. Некоторые все-таки пытались найти решение, но безрезультатно; другие даже не стали пытаться. Были ли они глупее ребят из другой группы? Конечно, нет. Но они привыкли проигрывать. Видя, как быстро их одногруппники справляются с заданиями, пока сами они не могли этого сделать, студенты стали мысленно повторять: «Я не умею», «Я не смогу», «Это слишком сложно», «Это невозможно» и т. д. В результате они не справились с последней анаграммой. А студенты из другой группы решили ее быстрее, чем в среднем по статистике. Все потому, что у них преобладали мысли вроде: «Это проще простого», «У меня отлично получается», «Это весело, мне нравится», «Мне это легко дается» и т. д. За три попытки они стали экспертами по решению анаграмм.