Эта библейская история знакома многим, но я хочу сопроводить ее своими комментариями.
Однажды, когда Иисус находился в храме, фарисеи привели женщину, которая была поймана на блуде. Не надо объяснять, что в соитии участвуют два человека: мужчина и женщина. Женщину привели, но куда же пропал мужчина? Скорее всего, он был фарисеем и сейчас слился с гневной толпой, стоящей перед Ним. Фарисеи сказали: «По Закону десяти заповедей женщина должна быть забита камнями». У них был свой умысел: «Вот мы и поймали Иисуса. Если Он скажет, что блудницу нужно пожалеть, мы обвиним его в неуважении Закона, если же призовет забить камнями, то все его проповеди будут выглядеть пустыми словами, потому что он одобрит насилие, против которого всегда выступает». Фарисеи были уверены, что загнали Иисуса в угол.
Он ответил не сразу. Нагнулся и начал что-то писать пальцем на полу (в древности, как и в наши дни, пол в Храме был облицован каменными плитами). Что означал этот жест? Мы помним, что в Библии каждая деталь имеет смысл. Сейчас Иисус хотел сказать фарисеям: «Вы хотите разговаривать со мной по Закону десяти заповедей? Я дал вам этот Закон». А вслух произнес: «Первым пускай тот бросит в нее камень, кто сам безгрешен». Он не нарушил заповеди, но перенес ответственность за исполнение Закона на фарисеев. Услышав ответ, они, один за другим, начали выпускать из рук камни и удалились прочь.
Десять заповедей были написаны Богом на каменных скрижалях дважды. Первый раз Закон был выжжен огнем, но Моисей разбил эти каменные плиты. Бог во второй раз написал заповеди и сказал Моисею, чтобы тот положил скрижали под крышкой ковчега милосердия. Этим он хотел сказать, что милосердие является выше всех заповедей.
Так вот, в той ситуации был только один человек, который мог бросить камень в женщину. И этот человек был Иисус. Другие хотели ее уничтожить, но не могли. Иисус мог бросить камень, но не сделал этого.
Мой духовник, отец Михаил, рассказывал, что в молодости работал секретарем у Патриарха всея Грузии Ильи II. Однажды к Патриарху пришел священник и стал говорить о другом проповеднике всякие гадости, что, мол, и то он делает плохо, и с этим не справляется… Преподобный слушал-слушал, а потом задал визитеру вопрос: «А ты?»
Хочу обратить ваше внимание еще на одну деталь: фарисеи удалялись из Храма в определенной последовательности – сперва ушли пожилые, потом те, кто моложе, и в конце совсем молодые. Что бы это значило? Не то ли, что чем ты становишься старше, тем сильнее гнетет тебя совесть за содеянные тобой поступки?
Иисус сказал блуднице: «Где твои обвинители?» Женщина ответила: «Никто не обвиняет меня». Он ответил: «Если так, и Я не обвиняю тебя. Встань и больше не совершай блуда».