В процессе взросления дети проходят три этапа.
Первый – это возраст правил (от года до семи лет). В этот период ребенок должен знать, чего от него ожидают. Малыш, которому неведомы правила и ограничения, в будущем становится неуправляем. У него складывается ощущение, что все ему должны. При этом он теряет веру в себя, ведет себя вызывающе, всякий раз «нащупывая» границы дозволенности.
Малыша необходимо контролировать с раннего детства, в противном случае есть риск «упустить» ребенка раз и навсегда. Позже степень «надзора» можно снизить, поскольку у ребенка разовьется внутренняя система самоконтроля. Не бойтесь сказать ему «нет», пусть даже придется делать это много раз. Главное – искренне любить его и проявлять заботу.
Второй этап – возрастные ограничения (от восьми до двенадцати лет). Приведу слова Джона Бейли: «Когда родитель рассказывает ребенку, как нужно поступать, а сам делает ровно противоположное, он становится похожим на человека, который одной рукой строит, а другой – ломает». В этом возрасте личный пример родителей имеет огромную силу. Конечно, без советов не обойтись, но тогда и сами будьте добры соответствовать. Недаром этот этап взросления называется «Смотри и делай».
Следующая ступень – возраст подражания (от тринадцати лет и старше). Подростковый период – период поиска героев. Если родитель не позаботится о том, чтобы направить ребенка в нужное русло, тот найдет пример для подражания в другом месте. И поверьте, далеко не всегда это будет положительный герой. В этом возрасте у ребенка начинает развиваться вера в себя, самодостаточность, «вырисовываются» черты характера и намечаются первые серьезные цели. Вот почему у него уже должны быть развиты навыки самоконтроля и дисциплины, понимание того, что родители не смогут все время быть рядом.