Человек = творчество

Творчество так же естественно для человека, как, например, цветение для растений или способность летать для птиц. Творческий подход – фундаментальный аспект нашего бытия, и он априори удел не только художников, писателей, музыкантов и других творцов, но и всех остальных людей – тех, кто привык считать себя «обычным». Творчество проявляется как в создании живописных полотен, так и, скажем, в вождении автомобиля. Когда вы находите уникальное решение для рутинных задач, это тоже творческий акт. Мы все творцы своей реальности.

Детский взгляд

Источник всего, что вдохновляет и мотивирует нас, – мир вокруг. Человек – это антенна, которая принимает сигналы Вселенной и трансформирует их в креативные мысли и идеи. Но одни антенны более чуткие, другие теряют часть данных в фоновом шуме наших убеждений.

В детстве этого шума – помех между получением идей и их усвоением – гораздо меньше. Дети принимают новую информацию с любопытством, живут моментом и не сковывают себя беспокойством о последствиях. Даже незначительные вещи пробуждают в детях живой интерес. Творческим людям нередко удается сохранить в себе эти детские качества в течение всей жизни.

Творческие профессии отличаются от многих других тем, что их невозможно ограничить рамками рабочего дня и четкими инструкциями.

«Жизнь художника – это практика. Вы либо занимаетесь этой практикой, либо нет. Бессмысленно говорить, что у вас не получается. Это все равно что сказать: «Я не умею быть монахом». Вы либо живете как монах, либо нет. Мы склонны думать, что работа художника – это результат. Настоящая работа художника – это способ существования в мире», – пишет Рик Рубин.

Способность замечать

Открытость миру не всегда дается легко. Накопленный опыт искажает и ограничивает призму восприятия. Однако мы можем изменить нашу способность замечать и анализировать все то, что происходит вокруг. Например, приблизить нечто, находящееся в фокусе нашего внимания, как картинку на компьютере, так, что оно потеряет привычные черты. Или отдалить настолько, что оно будет казаться чем-то совершенно новым. Это касается не только материала, из которого мы можем творить, но и любых явлений в нашей жизни.

Несколько способов, которые помогут расширить собственное осознание и облегчить творческий процесс:

Видеть подсказки. Поскольку все, что может стать отправной точкой для наших идей, находится вокруг нас, старайтесь замечать подсказки: в диалогах, цветах, движениях, звуках[1]. Попробуйте взять любую книгу, открыть ее на любой странице и прочитать строку, за которую зацепился взгляд. Затем подумайте о прочитанном с точки зрения своего мировосприятия.

«Представьте, что внешний мир – это конвейерная лента с потоком небольших посылок, постоянно проходящих мимо. Первый шаг – заметить, что конвейер существует. А затем, в любой момент, вы можете взять в руки одну из этих упаковок, развернуть ее и посмотреть, что внутри», – пишет Рик Рубин.

Найти свои ритуалы. Практики успокоения ума создают пространство для вдохновения. Медитация, осознанность, тишина, созерцание, молитва – любой из этих ритуалов помогает избавиться от рассеянности. Также с помощью погружения в себя можно понять свое внутреннее состояние, это поможет лучше самовыражаться в творчестве[2].

Учиться у природы. Прогулка в лесу может быть полна открытий и удивлений. Художник увидит цвета, которых нет в палитре Pantone, музыкант уловит интересные звуки. В конце концов, это просто время, когда можно побыть наедине с собой.

«Мир природы непостижимо более богат, переплетен и сложен. Сложнее, чем нас учат, гораздо загадочнее и прекраснее. Углубление связи с природой послужит нашему духу, а то, что служит нашему духу, неизменно служит и нашему творчеству», – пишет Рик Рубин.

Учиться у великих. Вдохновляйтесь самыми признанными работами в своей области. Ваша задача – не повторить то, что уже создано, а откалибровать внутренний измеритель величия, чтобы лучше отличать плохое от хорошего, а хорошее от гениального.

Ограничивать себя. Иногда, чтобы найти оригинальную идею, нужно ограничить ресурсы. Это помогает включить креативное мышление и искать новаторские решения в непривычных условиях. Придумайте для себя временные правила и постарайтесь следовать им.

Писатель Жорж Перек, увлекавшийся головоломками и игрой слов, написал роман «Исчезание» и ни разу не использовал самую популярную букву французского алфавита – e. Художник-новатор Ив Кляйн однажды решил ограничить палитру только одним цветом и открыл абсолютно новый оттенок синего. В итоге этот оттенок стал самостоятельным произведением искусства.

Общаться с единомышленниками. Творчество заразительно. Полезно находиться в сообществе людей, увлеченных искусством, вести с ними долгие дискуссии и обмениваться мнениями. При этом неважно, совпадает ли их форма искусства с вашей. Принадлежность к творческому сообществу может быть одной из самых больших радостей в жизни.

Загрузка...