Цель представленного материала – развитие творческих способностей обучающихся любого возраста, обучение умению выполнять физические упражнения (двигательные и интеллектуальные действия) в условиях их творческого преобразования.
Представленные в данном пособии творческие задания отражают педагогическую позицию авторов и не преследуют цель заменить или подменить основное содержание уроков физической культуры, а являются маленьким, но важным, на наш взгляд, дополнением, некой «вишенкой на торте», которая придает уроку законченный вид, повышает его эмоциональность и интерес к нему, создает некоторые предпосылки для развития творческих способностей.
Существует распространенное мнение, что все, что мы используем в своей работе, уже было придумано до нас, что действительно имеет под собой определенное основание. Но в то же время, всегда и везде перед педагогом будет стоять задача: «Как разнообразить занятия?», «Как сделать их более интересными и привлекательными?», «Как мотивировать учеников?». Подобные вопросы задают себе очень многие педагоги, и не всегда, к сожалению, находят на них ответы.
Мы отдаем себе отчет, что некоторые задания вы будете воспринимать как не относящиеся непосредственно к физической культуре, отдельные ТЗ вас будут просто раздражать, а кто-то будет считать, что его задания намного круче и интереснее, что, скорее всего, действительно так.
Кого-то будут раздражать подробные методические рекомендации и отмечаемые при выполнении характерные ошибки, но ведь правда, всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем допускать свои.
Справедливости ради, нужно сказать, что многие педагоги даже не «заморачиваются» подобными методическими мелочами, и это им совершенно не мешает. Но лучшее, это всегда враг хорошего.
Основная задача данного пособия – привлечь внимание к творческим заданиям как еще одному локальному, но имеющему большой потенциал средству развития детей, подтолкнуть педагогов к созданию подобных заданий, поскольку, перефразируя Никколо Макиавелли, цель оправдывает средства и для творческого развития все средства хороши.
Деятельность, в которой происходит активная работа фантазии и воображения, самостоятельное, или с минимальной помощью педагога создание «продукта» в виде новых для самого ребенка вариантов движений, их комбинаций, построенных на основе уже имеющегося двигательного опыта, рассматривается нами как творческая деятельность.
Воображение успешно развивается до 15 лет, и если не делать акцент на развитии двигательного творческого воображения, то в дальнейшем «наверстать» упущенные возможности будет практически невозможно, и интерес к творчеству и искусству в двигательной сфере будет угасать.