Приложение

1. «Больше или меньше?»

Смысл задания (образовательная цель): развитие сообразительности, быстроты реакции, творческих и познавательных способностей. Задание успешно развивает способность быстро реагировать на ситуацию и принимать правильное решение, сообразительность – те качества, которые могут выручить в сложной ситуации.

Мотивационный текст:

Больше, меньше, иногда это, право, не беда!

Получается на раз у нас правильный показ!

Подготовка: участники располагаются в шеренгу или полукругом лицом к педагогу, который становится по центру шеренги или полукруга так, чтобы его видели все, или обучающиеся разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу.

Содержание и ход: учитель поднимает руку, показывая произвольное количество пальцев и подает команды: «Больше!» или «Меньше!». Все должны в ответ показать на один (два) пальца больше или меньше, чем показал учитель. Если команды не последовало, играющие показывают столько же пальцев, но каждый делает это своим способом.

Варианты:

«Голос» – после того, как базовый вариант освоен, можно не показывать цифру, а называть ее, выходя за первый десяток. Способ показа участники должны выбрать самостоятельно, их может быть много.

«Простая арифметика» – предлагается простой математический пример, типа 3+2; 8–3 и т. п.

Правила:

1. Игроки, которые ошибаются, могут получать штрафные очки.

2. Фиксируется общее количество ошибок, допущенных каждым игроком.

Методические рекомендации:

1. При первоначальном проведении начинать показ нужно медленно.

2. Для «продвинутых» можно использовать показ, используя две руки и увеличивая количество цифр.

3. Целесообразно использовать в то время, когда дети изучают счет на уроках.

4. Данное задание можно выполнять в небольших группах или парах.

5. Вместо зрительных (пальцы), можно использовать звуковые (хлопки) сигналы.

Примерные задания:

1. «Один больше!», «Два меньше!» и т. п.

Организационно-методические ошибки:

1. Не обращается внимание на качество выполнения задания.

2. Слишком быстрый, или, наоборот, медленный темп показа.

3. Нет рефлексии во время подведения итогов, возможной в виде вопросов (Задание было простым или сложным, интересным или нет?)

2. «Расставь и собери!»

Смысл задания (образовательная цель): развитие наблюдательности, зрительной памяти, творческих и познавательных способностей. Развитие зрительно-двигательной памяти очень важно для повседневной жизни и ориентации в пространстве, и в условиях естественно-природной среды.

Мотивационный текст:

Ты расставь и собери, ничего не натвори!

Собирали, собирали, никого не растеряли!

Мы большие молодцы, храбрецы, и немного хитрецы!

Подготовка: участники располагаются в шеренге в любом указанном месте спортивного зала.

Содержание и ход: по команде учителя, обучающиеся начинают обход по залу, направляющий (он же «Командир») дает сигнал (хлопок, слово), после чего замыкающий должен сразу же остановиться в том месте, где он услышал сигнал. Остальные продолжают движение, по следующему сигналу очередной замыкающий остается на месте и т. п. пока все не остановятся в обозначенных сигналом местах.

После этого, необходимо собрать участников в той же последовательности, в которой они были раньше расставлены.

Правила:

1. Останавливаться после сигнала нужно быстро и в обозначенном сигналом месте.

2. Собирать участников нужно в той же последовательности, в которой они были расставлены.

Методические рекомендации:

1. При проведении можно разделить класс пополам, если детей много.

2. Можно подавать сигнал самому, выступив в качестве «командира».

Примерные задания:

1. Расстановка «в линейку», «по углам площадки», «по кругу», «по спирали», на одной половине площадки девочки, на другой мальчики и т. п.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Какие трудности у вас возникли?

2. Задание было простым или сложным для вас?

Организационно-методические ошибки:

1. Слишком большое количество участников.

2. Задание не соответствует уровню подготовленности занимающихся.

3. Нет рефлексии во время подведения итогов, возможной в виде вопросов (Задание было знакомым или новым, интересным или нет?)

3. «Покажи нам букву а!»

Смысл задания (образовательная цель): развитие двигательной памяти и воображения, умения взаимодействовать, творческих и познавательных способностей. Многие воспитатели и учителя при изучении букв алфавита сталкиваются с тем, что детям трудно их запомнить. Гораздо легче будет познакомиться с буквами, если изучение будет проходить не просто в демонстрации изображения буквы, а сопровождается двигательно-телесным изображением данной буквы.

Мотивационный текст:

Руки, ноги, голова, покажите букву А!

Я играю на трубе, покажите букву Б!

Что мелькнуло в голове, это точно буква В!

Алфавит пора нам знать, телом буквы рисовать!

Подготовка: участники разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу в произвольном порядке.

Содержание и ход: учитель дает задание показать в парах с помощью тела названную им букву, участники в парах стараются выполнить задание, добиваясь максимального, по их мнению, сходства с названной буквой.

Правила:

1. Положения тела, принимаемые участниками, должны быть безопасными, пары не должны мешать друг другу и подглядывать в случае, если все делают одно задание.

2. Подведение итогов, выявление лучших и самых интересных вариантов является обязательным.

Методические рекомендации:

1. Перед началом определите перечень тех букв, которые реально показать, перед началом выполнения можете показать примеры, если в этом есть необходимость.

2. Задание целесообразно выполнять, когда изучаются буквы алфавита.

3. Можно показывать буквы английского алфавита.

Варианты задания:

1. «Один» – самый простой, когда один участник показывает одну букву, но это, на наш взгляд, менее интересно.

2. «Слово» – когда будет обыграно много букв, можно разделить всех на команды и дать задание показать целое слово.

3. «Угадай-ка» – можно использовать вариант, когда пара показывает буквы, а остальные стараются угадать, какая буква была показана.

1. Рефлексия (вопросы для обсуждения):

2. Какие буквы вы так и не смогли хорошо и качественно показать и почему?

3. Зачем и для чего мы выполняли это задание?

4. Какие трудности вы испытывали при выполнении и почему?

Организационно-методические ошибки:

1. Используются буквы, которые изначально сложны для показа.

2. Играющие «копируют» чужие варианты и на это не обращается внимания.

3. Не отмечаются пары, которые наиболее креативно выполнили задание.

4. Нет рефлексии во время подведения итогов, возможной в форме ответов на вопросы (Какие буквы были самыми самые сложными для показа? Это задание для вас было простым или сложным, интересным или нет?)

4. «Говорящие руки»

Смысл задания (образовательная цель): развитие выразительности движений, мимики и пантомимики, творческих и познавательных способностей. Поскольку многие дети не владеют навыками выражения собственных мыслей с использованием мимики и пантомимики, не умеют дополнять свою речь выразительными жестами, которые показываются руками, или испытывают напряженность при необходимости их использовать, так же важным является умение считывать и правильно понимать, и воспринимать жесты, выражаемые другими.

Мотивационный текст:

Этого не может быть!

Стали руки говорить!

И общаться им не лень!

И болтают целый день!

Подготовка: участники располагаются полукругом лицом к водящему, или разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу.

Содержание и ход: учитель дает одному из игроков задание, смысл которого заключается в том, чтобы невербально озвучить какое-либо предложение, используя исключительно жесты и мимику, а все остальные стараются вербализировать показанное.

Правила:

1. Произносить или помогать себе словами категорически нельзя.

2. Игрок, который быстрее всех отгадал, что хотел сказать собеседник, объявляется победителем.

Вариант: «Я расскажу вам о себе» – необходимо без помощи слов, используя только язык тела, рассказать о себе самое интересное, и, главное, понятное.

Методические рекомендации:

1. При проведении давайте простые и понятные задания, связанные с какой-либо сферой физкультурно-спортивной деятельности.

2. Заранее знакомьте игроков с примерными заданиями, которые они должны будут показать.

3. Начинайте с самого простого, когда дети показывают спортивный инвентарь: мяч, насос, штангу, насос, лук, шайбу и т. п.

Примерные задания:

1. Я плаваю как дельфин, очень хорошо!

2. Я очень плохо играю в футбол!

3. Я очень быстро бегаю как заяц.

4. Я очень далеко прыгаю, как кенгуру

5. Я люблю холод, и я очень закаленный.

6. Я люблю играть с мячом в волейбол.

7. Ты пойдешь со мной в поход?

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Какие задания вы так и не смогли отгадать и почему?

2. Зачем мы выполняли это задание?

3. Какие трудности вы испытывали при показе и когда вам больше всего не хватало слов?

Организационно-методические ошибки:

1. Слишком сложные задания, которые невозможно наглядно показать или понять.

2. Играющим не предлагается сами придумать предмет или объект для показа.

3. Нет рефлексии во время подведения итогов, возможной в виде вопросов (Как вы догадались? Задание было простым или сложным, понравилось или нет? Будем ли мы его еще повторять?)

5. «Ходим как…»

Смысл задания (образовательная цель): развитие двигательного воображения, фантазии, формирование творческих способностей и образного мышления. Во многих видах спорта, в театральном искусстве, важно развитие двигательного воображения, умения импровизировать и двигательно изображать нужный персонаж, что не приходит само по себе. Это задание в простой форме поможет вам направленно развивать эту способность.

Мотивационный текст:

Себе места не находим, не стоим, а ходим, ходим!

Как большая обезьяна, как игрушка великана!

Ходим, ходим без конца, мы «большая молодца!»

Подготовка: дети становятся в одну шеренгу, лицом к руководителю.

Содержание и ход: руководитель дает задание, которое всегда начинается словами: «Ходим как» после чего добавляет (младенец, старик, хромой, обезьяна, робот, спортсмен, гимнаст, грузчик, балерина, космонавт после приземления и т. д.)

Правила:

1. Оценивать «походку» должны сами дети.

2. Победителями являются игроки, наиболее успешно выполнившие задание, т. е. характерно и выразительно показавшие особенности персонажа.

Варианты:

«Умопомрачительная походка» – требуется изобразить походку человека, который: неудачно пнул кирпич, очень сытно поел, с приступом радикулита, у которого тесные ботинки, который идет в полной темноте.

«Говорящие ноги» – нужно только с помощью ног продемонстрировать такие эмоциональные состояния, как…гнев; почтение; страх; восторг; презрение.

«Разведчики» – тихо, бесшумно, крадучись, на полусогнутых ногах.

«Хорошее настроение» – показать походку сильно уставшего, бодрого, старого, испуганного, бодрого человека.

«Марионетки» имитация того, как руки управляют ногами, как будто к коленкам привязаны невидимые нити, которые держатся в руках. (вперед, в стороны, назад и их сочетания.)

Методические рекомендации:

1. Демонстрация «походки» должна проводиться первый раз совместно всеми одновременно, а после того, как вы выделили лучших, они должны показать свой «ходячий образ» всем остальным.

2. Предложите играющим самим придумать персонаж для подражания.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Зачем и для чего мы выполняли это задание?

2. Какие трудности вы испытывали при выполнении?

3. Какой персонаж было легко или трудно изображать и почему?

Организационно-методические ошибки:

1. Руководитель не показывает «эталон» красивой походки.

2. Не отмечаются дети, справившиеся с заданием лучше всех.

3. Нет рефлексии во время подведения итогов, возможной в виде вопросов (Какая походка была самой трудной? Задание было простым или сложным, понравилось или нет? Будем ли мы его повторять? Какие варианты задания вы бы могли предложить?)

6. «Спортивный магазин»

Смысл задания (образовательная цель): развитие образного мышления, увеличение словарного запаса, формирование творческих способностей. Младшему школьнику, который начинает заниматься физкультурно-спортивной деятельностью, необходимо формировать двигательный тип памяти, умение быстро «перебирать» в голове и находить нужные варианты и решения, а также создавать их зрительный образ, сочетая это с выполнением двигательного действия, что будет способствовать лучшему закреплению нужной и полезной информации.

Мотивационный текст:

В мире он такой один, наш спортивный магазин!

В нем купить, возможно, все: мяч, скакалку и ружье!

Мы туда сейчас пойдем, что-то для себя найдем!

Купим, и тогда опять, мы пойдем во двор играть!

Подготовка: дети становятся в одну шеренгу, на противоположной стороне площадки отмечается линия длиной 3–5 метров, это вход в «спортивный магазин».

Содержание: по сигналу руководителя игроки произносят слова: «Мы идем в спортивный магазин, чтобы купить там!», после чего стараются быстро идти вперед, произнося на каждый шаг одно название спортивного инвентаря или, если игра посвящена, например, животным, название одного лесного животного. Игра начинается со слов: «Мы идем сегодня в лес, чтобы увидеть там!». Побеждают участники, которые, соблюдая правила, первыми добрались до спортивного магазина, леса и т. п.

Правила:

1. Запрещается повторять названия инвентаря.

2. На каждый шаг можно произносить только одно название, которое произносится громко и вслух.

3. Если вариантов нет, участник остается на месте, до тех пор, пока не вспомнит следующее название.

Варианты:

Содержание задания может изменяться, и быть любым, например, можно предложить такие темы, как:

1. Я пойду на соревнования по (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и т. д.) и увижу там:

2. Я пойду в туристический магазин, чтобы купить там: ветровку, компас, рюкзак и т. д.

3. В лесу растут различные деревья: сосна, кедр, лиственница, пихта и т. д.

Методические рекомендации:

1. Внесите разнообразие в игру, дополнив названия животных тем, что полезного можно принести из леса: ягоды, грибы, лекарственные травы и др.

2. Если считаете нужным, разделите игроков на две группы, при этом один игрок будет выполнять задание, а другой следить за тем, чтобы задание выполнялось честно и слова не повторялись.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. А вы сможете самостоятельно придумать подобное задание?

2. Какие трудности вы испытывали при выполнении и почему?

3. Какой спортивный инвентарь вы точно знали, но почему-то так и не вспомнили?

Организационно-методические ошибки:

1. Игроки не проявляют честности, а на это не обращается внимания.

2. Задание проводится одновременно с большим количеством детей, что не позволяет проверить правильность выполнения задания.

3. Нет рефлексии во время подведения итогов, возможной в виде вопросов (О каком новом для себя спортивном инвентаре вы узнали? Задание было простым или сложным, понравилось или нет? Будем ли мы его повторять? Какие новые варианты задания вы бы могли предложить?)

7. «Необычный барабан»

Смысл задания (образовательная цель): развитие воображения, умения взглянуть на предмет по-новому, творческих и познавательных способностей. Задание успешно развивает способность быстро находить нетрадиционные и новые способы использования в новом качестве старого и хорошо знакомого спортивного инвентаря, и не только, которое может и должно пригодиться и в практических делах, поможет оказать в жизни неоценимую услугу.

Мотивационный текст:

Для подъема настроения и здоровья укрепленья,

Измененья назначенья и время провожденья,

Превращаем там-там-там в необычный барабан!

Подготовка: участники располагаются полукругом лицом к водящему, или становятся в круг.

Содержание и ход: водящий дает любому из стоящих какой-либо мелкий инвентарь, например, мяч. Ученик придумывает новое применение мячу в качестве … чего угодно.

Правила:

1. Придуманные «предметы не должны повторяться», участник передает следующему уже не мяч, а тот предмет, который он придумал, например, барабан, и следующий участник должен найти «применение» не мячу а барабану.

2. Если возникли затруднения, участник передает «мяч» следующему и говорит: «Буду думать дальше!»

3. Если будете подводить итог, выделите тех, чьи «предметы» отличались наибольшей оригинальностью, и кто показал самый большой «функционал», т. е. много вариантов использования.

Методические рекомендации:

1. При проведении покажите образцы выполнения, но немного, иначе потом нечего будет показывать самим участникам.

2. Перед проведением критически оцените, насколько группа способна это выполнить.

Примерные задания:

Мяч – «барабан», «стул», «арбуз» и т. п.; гимнастическая палка – «ружье», «скрипка», «удочка» и т. п.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Это задание простое или нет, было ли оно для вас интересным?

2. Какие реальные трудности вы испытывали при выполнении?

3. Какие предметы можно изображать с помощью мяча?

Организационно-методические ошибки:

1. Задание не вызвало ожидаемого интереса, но вы продолжаете его выполнять.

2. Вы не показали пример, и не уточнили, есть ли вопросы по выполнению задания.

3. Нет рефлексии во время подведения итогов, возможной в виде типовых вопросов.

8. «Научный эксперимент»

Смысл задания (образовательная цель): развитие способности к логическому мышлению, творческих и познавательных способностей. Успешное развитие и формирование основ научного мышления, умения экспериментировать и делать умозаключения и выводы, основываясь на эмпирическом и практическом опыте крайне важны для тех, кто в дальнейшем будет решать различные познавательные и исследовательские задачи, а это практически все учащиеся.

Мотивационный текст:

Чтоб не быть сраженным скукой,

Мы займемся лженаукой!

Будем мы мудрить с мячами!

А увидите все сами!

Подготовка: участники располагаются за лицевой линией, перед ними лежат разные мячи, имеющиеся в наличии, желательно, чтобы были большие и малые, разные по размеру и весу, гладки и шершавые, в общем, чем больше, тем лучше.

Содержание и ход: водящий с помощью считалки выбирает одного участника, который должен, с места, не заходя за линию, поочередно максимально сильно катнуть или бросить (по согласованию) все мячи, а участники должны зафиксировать конечную точку, куда мячи докатились или долетели.

Правила:

1. Участник должен бросать (катить) мячи одинаковым способом, и что очень важно, максимально сильно.

2. Если зал маленький, то броски выполняются левой рукой, или из положения сидя.

3. После того, как метания закончены, каждый участник должен ответить на три вопроса: «Почему … мяч улетел (укатился) дальше всего»; «Почему … мяч улетел (укатился) ближе всего»; Какой мяч из тех, которые вы знаете, улетит дальше всего и почему?

Вариант:

«Научный доклад» – требуется сделать шуточный научный доклад на спортивную тему: «Сила есть – ума не надо!»

Методические рекомендации:

1. Проведение на улице более целесообразно при метаниях, где нет никаких ограничений.

2. «Эксперимент» можно проводить во время прохождения материала раздела «Легкая атлетика».

3. Положение для броска можно варьировать в зависимости от условий (стоя, сидя, лежа, спиной, одной или двумя руками).

1. Зачем мы провели этот ненаучный «эксперимент», был ли он интересным и познавательным?

2. Какие подобные эксперименты мы можем провести еще?

3. Какие практические выводы мы можем сделать?

Организационно-методические ошибки:

1. Слишком маленькое помещение для проведения «эксперимента».

2. Небольшой набор мячей, не позволяющий эмпирически и объективно оценить результаты «эксперимента».

3. Способы метания чем-то отличаются (например, одно метание с места, другое с разбега, и на это не обращается внимание).

9. «Самый лучший вид спорта»

Смысл задания (образовательная цель): развитие выразительности, умения убеждать, мимики и пантомимики, творческих и познавательных способностей. Задание успешно развивает способность отстаивать свою позицию, убеждать, доказывать, аргументировать, а также грамотно и связно излагать свои мысли очень важна для каждого, особенно для тех, кто по каким-либо причинам испытывает проблемы с коммуникацией. Важным является и искусство выстраивать содержание своего выступления, и умение преподносить это, используя все доступные приемы.

Мотивационный текст:

Будут в жизни тренировки!

Чтобы сильным стать и ловким!

Одного не знаю я! Чем заняться мне друзья?

Подготовка: участники располагаются полукругом стоя лицом к двум заранее выбранным участникам – «ораторам», которые могут заниматься разными видами спорта.

Содержание и ход: педагог дает задание выбранным участникам подготовить по заданной схеме небольшую, буквально на несколько минут, словесную презентацию выбранного вида спорта, с целью убедить всех остальных, что нужно заниматься именно этим видом спорта, а не каким-нибудь другим, особенно не тем, что будет представлять второй «оратор».

Правила:

1. Каждому на выступление дается не более 3 минут. Возможен вариант, когда участники говорят по очереди, например, по одной минуте.

2. После окончания выступлений все участники занимают одну из трех позиций, если они сделали свой выбор, то подходят к одному из участников, те, кого представленные «доводы» не убедили, остаются на месте.

3. Подведение итогов должно проходить в доброжелательной форме, и носить шуточный и ироничный характер.

Методические рекомендации:

1. До проведения дайте возможность подготовиться и более подробно изучить содержание спорта, его основные правила, выделив основной вопрос:

«Для чего именно вам нужно выбрать данный спорт, что вы в результате получите».

2. Обращайте внимание на то, чтобы выступление проходило корректно и без оскорблений друг друга.

3. У тех, кто не выбрал ни один из предложенных вариантов можно поинтересоваться, почему их это совсем не «зацепило».

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Чего, с вашей точки зрения, не хватило выступающим, чтобы убедить вас заниматься их видом спорта?

2. Вы сами смогли бы сделать это более убедительно и за счет чего?

3. Что для этого, по-вашему, было, необходимо сказать?

Организационно-методические ошибки:

1. Выступления превращаются в дебаты, когда участники начинают перебивать друг друга, говорить на повышенных тонах, и на это не обращается внимание.

2. Виды спорта для сравнения выбираются некорректно, лучше, если они близки и, хотя бы относятся к одному разделу программы, например, волейбол и баскетбол, циклические виды спорта, единоборства и т. п.

10. «Расчет с показом»

Смысл задания: (образовательная цель): развитие мелкой моторики, наблюдательности, творческих и познавательных способностей.

Задание успешно развивает способность выполнять действия, связанные с развитием мелкой моторики, быстро ориентироваться и давать адекватный двигательный ответ, что будет очень важно в дальнейшей жизни, например, владении методом слепой печати и многих других видах деятельности.

Мотивационный текст:

Вместо многих слов и фраз, цифр осуществи показ,

И внимательно смотри, лишних слов не говори!

Раз! Два! Три! Дел хороших натвори!

Подготовка: участники располагаются в шеренге лицом к учителю, который располагается по центру шеренги.

Содержание и ход: учитель подает команду, например: «По порядку номеров рассчитайсь!» или «На 1–3 рассчитайсь», обучающиеся начинают рассчитываться и одновременно с этим показывают свой номер на пальцах.

Правила:

1. Игрок называет номер и одновременно его показывает.

2. Игроки могут показывать номера всех участников от начала до конца.

Методические рекомендации:

1. При начальном проведении не торопитесь, подбадривайте тех, кто ошибся.

2. Можно использовать несколько способов показа номеров.

3. Используйте этот прием при выполнении любых расчетов, иногда считайте в обратную сторону, т. е. с конца колонны.

Примерные задания:

1. Когда обучающийся произносит свой порядковый номер, все остальные участники должны вслух произнести имя того, кто в данный момент говорит.

2. Можно вместо имени называть первую букву фамилии или инициалы говорящего.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Сложно ли было выполнить задание, в котором одновременно нужно говорить и показывать?

2. Как вы думаете, какие-то другие способы показа существуют или нет?

Организационно-методические ошибки:

1. До начала выполнения не показываются и не рассматриваются способы показа цифр.

2. Задание выполняется в основной части урока, что педагогически нецелесообразно.

11. «Зверский физкульт-привет!»

Смысл задания (образовательная цель): развитие воображения, творческих и познавательных способностей. Задание успешно развивает способность и умение вживаться в представленный образ, почувствовать себя в чьей-то «шкуре», сделать это наиболее выразительно и правдоподобно, а также дает возможность просто создать себе и окружающим хорошее настроение и посмеяться.

Мотивационный текст:

Физкульт-привет он очень важен!

Он полон сил, силен, отважен!

Неважно, сколько полных лет,

Мы вам пришлем физкульт-привет!

Подготовка: участники соревнующихся команд располагаются напротив друг друга для приветствия перед началом игры.

Содержание и ход: после традиционного приветствия «Команде напротив физкульт-привет!» участникам предлагается представить, что в спортивную игру играют не люди, а животные, которые должны произнести тот же текст приветствия, используя голоса животных: для команды, состоящей из кошек, нужно промяукать, собак – пролаять, быков – промычать, уток – прокрякать и т. п. При этом нужно показать, что это именно команда быков, медведей и т. п.

Правила:

1. Задание выполняется только с согласия всех участников.

2. Участники не должны выходить за рамки условных приличий.

Методические рекомендации:

1. При проведении задания учитывайте, насколько адекватно оно будет воспринято. Необходимо дать понять, что вы немного развлекаетесь и шутите.

2. Если задание успешно выполняется, предложите к названию придумать еще и девиз.

Примерные задания:

1. Придумать название команды, созвучное заданию, приведя примеры реально существующих названий команд названий: «Быки из Чикаго», «Чеховские медведи», «Мамонты Югры», «Снежные барсы» и т. п.

Варианты:

1. «Представьте себе!», фантастическая ситуация, что животные неожиданно решили стать очень вежливыми и при встрече всегда здороваться. Нужно придумать и двигательно показать, как бы они могли приветствовать друг друга: крокодилы, жирафы, антилопы, львы, волки и медведи.

2. «Прощание боксеров» – необходимо показать, как могли бы прощаться спортсмены: боксеры, футболисты, любители зимнего плавания; ЗОЖники и т. п.

3. «Невосточные единоборства» – показать вид единоборств, где главные удары сторонники нового единоборства наносят… животом; плечом; «пятой точкой».

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Понравилось ли вам это задание и почему?

2. Назовите причины, по которым вы выбрали именно это животное, а не какое-нибудь другое?

Организационно-методические ошибки:

1. Задание дается в неподходящее время и в неудобное время, например, во время проведения официальных соревнований.

2. Отношение к заданию не выяснено до его проведения.

12. «Вредина-зловредина»

Смысл задания (образовательная цель): развитие двигательного воображения и сообразительности, творческих и познавательных способностей. Задание успешно развивает способность перевернуть любое представление, действие, зеркально отразить его, способствует совершенствованию согласованности работы полушарий головного мозга, что повышает возможности к созданию и трансформации окружающей действительности.

Мотивационный текст:

Вредина не знает, что есть дисциплина!

И стремится делать так, как будто все едино!

Но скажу друзья, вам прямо и, конечно, честно,

Что быть врединой непросто, нескучно и очень интересно!

Подготовка: дети становятся в круг и считалкой выбирают несколько водящих – «вредин», которые становятся в центр круга.

Содержание и ход: дети поочередно называют слова – действия, а «вредины» должны придумать к ним слова с противоположным значением и выполнить их.

Примеры:

1. Входить в круг – выходить из круга.

2. Приносить спортивный инвентарь – уносить.

3. Стоять и молчать – ходить и кричать.

4. Махать ногами – махать руками.

5. Тихо плакать – громко смеяться.

6. Тихо топать – громко хлопать.

7. Тихо ходить – быстро бегать.

Правила:

1. За каждое быстро выполненное «врединой» задание он получает одно очко.

2. Побеждают «вредины», которые к окончанию игры набрали больше очков.

Методические рекомендации:

1. При проведении создайте условия, чтобы все играющие побывали в роли вредин.

2. Перед началом приведите примеры подобных противоположных сочетаний и покажите их.

3. Разделите детей на три или четыре группы, и пусть они поочередно выступают в роли «вредин».

4. Отмечайте ребят, которые предложили наиболее интересные и необычные задания.

5. Для успешного проведения подготовьте банк таких заданий, и когда у самих игроков иссякнет фантазия, продолжите за них.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Сложно ли вам придумать подобное задание?

2. Какие действия для «вредин» вы можете предложить еще?

Организационно-методические ошибки:

1. Выбирается слишком большое количество «вредин», что не позволяет объективно оценивать их действия.

2. Не выделяются те, кто выполнил задание наиболее адекватно.

13. «Кто же я?»

Смысл задания (образовательная цель): развитие образного мышления, фантазии, творческих и познавательных способностей.

Задание успешно развивает способность к получению невербальной информации, а также умение эту информацию выражать приводит к значительному повышению экспрессии и выразительности передаваемой и получаемой информации.

Мотивационный текст:

Как-то незаметно я,

Вдруг позабыл, ну кто же я!

И хорошо, что есть друзья!

Если очень надо, то смогут подсказать!

Обо мне, хорошем, всю правду рассказать!

Подготовка: дети становятся в полукруг, в центре которого стоит водящий, на спину которого с помощью булавки прикалывается название вида спорта.

Содержание и ход: выбранный участник поворачивается к остальной спине, для того чтобы те могли увидеть, какой вид спорта написан на бумаге, после чего поворачивается со словами: «Я не знаю, кто же я, вы поможете, друзья?». Все отвечают: «Да!», после чего поочередно показывают элементы различных видов спорта, а остальные говорят правильно или нет, показан вид спорта, написанный на листе бумаги, закрепленном на спине.

Правила:

1. Нельзя давать прямых подсказок, можно только говорить да или нет.

2. Задание проводится по очереди.

Методические рекомендации:

1. При подготовке сделайте такое большое количество рисунков, чтобы они не повторялись.

2. При большом количестве учеников, их можно разбить на пары или маленькие группы.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Сложно ли было выполнить задание?

2. Какие способы показа существуют еще?

Организационно-методические ошибки:

1. Повторяются одни и те же хорошо знакомые виды спорта.

2. Детям предлагаются незнакомые или почти незнакомые им виды спорта.

14. «Убери лишнее!»

Смысл задания (образовательная цель): формирование способности к обобщениям, творческих и познавательных способностей.

Многие обучающиеся не обладают умением классифицировать предметы, по какому-либо признаку или ряду признаков, а затем выбирать и обобщать, задание направлено на развитие аналитического мышления и способности к обобщениям, которые очень важны в повседневной жизни.

Мотивационный текст:

Ты ничего не говори, а умным взглядом посмотри!

Все в голове перебери, и что красиво не смотри,

А что не нужно, убери, и побыстрей, давай, смотри!

Подготовка: дети делятся на равные команды и становятся за линию, как при проведении эстафет. На расстоянии 8-10 метров от них, напротив каждой команды кладется разнообразный спортивный инвентарь.

Содержание и ход: водящий называет вид спорта, а игроки поочередно должны принести тот инвентарь, который необходим для данного вида спорта.

Вариант:

1. Дети должны принести то, что является лишним для какого-то вида спорта.

2. Вариант, когда сначала убирается несоответствующий виду спорта инвентарь, а затем словесный ряд дополняется тем, что к данному виду спорта относится, например, гребля, вода, велосипед (убрали), весло, лодка, каноэ, гребцы (дополнили).

Правила:

1. Нельзя брать более одного предмета зараз.

2. Если участник допустил ошибку, то он получает штрафное очко.

3. Лучшая команда та, которая не допустила ошибок и первой выполнила задание.

Методические рекомендации:

1. При проведении используйте самый разный инвентарь.

2. По мере роста подготовленности увеличивайте количество инвентаря.

3. Используйте карточки, в которых нужно убрать «ненужное».

Примерные варианты словесных рядов:

1. Штанга, гиря, гантели, клюшка.

2. Конь, козел, брусья, кольца, мяч.

3. Мяч, сетка, площадка, бассейн.

4. Стадион, дорожка, бег, мяч.

5. Гребля, вода, велосипед, весло.

6. Борьба, бокс, каратэ-до, волейбол.

7. Баскетбол, гандбол, волейбол, водное поло.

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

1. Сложно ли было представить для чего нужен незнакомый вам инвентарь?

Организационно-методические ошибки:

1. Детям предлагается инвентарь из незнакомых видов спорта.

2. Перед началом проведения не рассказывается, какой инвентарь необходим для конкретного вида спорта.

15. «Вопросы без ответов»

Смысл задания (образовательная цель): развитие сообразительности и быстроты мышления, творческих и познавательных способностей.

Задание успешно развивает способность быстро и адекватно реагировать на слова, произнесенные в ваш адрес очень важны, умение использовать данный прием эффективно развивает ваше умение находить ответы в самых неожиданных ситуациях.

Мотивационный текст:

Друзья, вам посылаю я множество приветов!

Сейчас мы поиграем в вопросы без ответов!

На вопрос к тебе, ты не отвечай!

А в ответ свои вопросы смело задавай!

Подготовка: участники располагаются полукругом лицом к учителю, или разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу.

Содержание и ход: педагог задает всем участникам один и тот же вопрос, касающийся занятий физической культурой и спортом, на что ученики должны ответить вопросом на вопрос.

Правила:

1. Отвечать нужно только вопросом на вопрос.

2. Долгое «думание» оценивается как проигрыш.

3. Вопросы не должны повторяться, нельзя переспрашивать одно и то же.

4. Когда все освоили правила, нужно усложнить задание и объяснив, что нельзя уклоняться от темы, словосочетание «Физическая культура» должно быть в каждом вопросе.

Методические рекомендации:

1. При выполнении задания разбивайте игроков на пары, в которых участники примерно равны по сообразительности.

2. Тем, кто затрудняется, можно иногда и подсказать.

Примерные задания:

1. Ты почему не был на прошлом уроке физической культуры?

2. Тебе очень нравится физическая культура?

3. Физическая культура – это трудный предмет?

4. Твои родители занимаются физической культурой?

5. У тебя есть друзья, которые не любят физическую культуру?

Рефлексия (вопросы для обсуждения):

Сложно ли было выполнить задание?

Какие способы показа существуют еще?

Организационно-методические ошибки:

1. Не дается возможность подумать, когда задание еще не освоено.

2. Задание дается детям, которые просто не могут с ним справиться, что будет снижать их самооценку.

16. «Дай мне мяч!»

Смысл задания (образовательная цель): развитие мимики и пантомимики, сообразительности, творческих и познавательных способностей. Задание успешно развивает способность к невербальному общению и умение передавать информацию без слов, что всегда может пригодиться в любой нестандартной ситуации.

Мотивационный текст:

Молча, взглядом, попроси!

Все что скажут, принеси!

Можно все сказать без слов!

И без помощи стихов!

Подготовка: в центре площадки обруч, внутри которого лежит в большом количестве мелкий спортивных инвентарь.

Участники разбиваются на пары, которые становятся лицом к друг другу и располагаются полукругом вокруг обруча, т. е. один стоит спиной к обручу, а другой лицом.

Содержание и ход: игроки, стоящие лицом к обручу и видящие, какой инвентарь там лежит, невербально, используя мимику и пантомимику объясняют партнеру, какой именно инвентарь нужно принести, важно, чтобы в этот момент он был в обруче. Как только партнер понял, что нужно, он поворачивается, идет и берет заказанный предмет, поворачивается и показывает партнеру. Если задание выполнено правильно, он кивает головой, после чего инвентарь кладется на место, и объясняется следующий и т. д.

Загрузка...