Глава I Стратегия развитие въездного и внутреннего туризма в России

От редактора главы «Стратегия»

Туризм является многоэлементной отраслью экономики, неразрывно связанной с другими отраслями.

Помимо социально-экономического эффекта, туризм несет в себе и мощный гуманитарный заряд, стирая границы и барьеры между народами, людьми, культурами.

Туризм вместе с тем является высококонкурентной отраслью с постоянной борьбой за потребителя и новые рынки.

Стратегический подход в сложившихся условиях важен как никогда. Нам нужно иметь ясные, прозрачные горизонты, видеть общее направление движения, поскольку, занимаясь развитием своего бизнеса в туризме или развитием целой отрасли в регионе, городе, муниципальном образовании, очень просто скатиться в детализацию, не видя за сиюминутными проблемами глобального значения нашего Дела.

Мы создаем впечатления. Продаем эмоции. Дарим людям радость. Приумножаем любовь к нашей стране. И на самом деле стираем границы и барьеры, знакомим и обучаем.

Люди больше путешествуют. Дестинации становятся более доступны. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), за десять лет, с 2008 по 2018 год, необходимость в получении виз для населения Земли упала с 77 до 53 %.

Нам, России, необходимо не просто быть в тренде, но чрезвычайно важно стать лидером в глобальном развитии туризма.

Мы – 1/7 планеты Земля, интерес к нам огромен!

Нужно научиться только правильно его использовать и конвертировать в прогресс.

Отрасль въездного туризма неимоверно пострадала от распространения коронавируса и первой приняла на себя удар после закрытия границ. Мы буквально оказались на руинах старых отраслевых взаимосвязей. Время выстраивать новые, ведь тягу человека к перемене мест, к путешествиям и познанию нового в современном мире отменить невозможно!

АЛЕКСАНДР ГОРОХОВ

кандидат экономических наук, руководитель Союза национальных и международных туристских информационных организаций

Вступление. Туризм – важный сектор экономики

В ближайшем будущем российскую туристическую отрасль ждут вызовы и новые возможности для развития. Текущая ситуация может стать уникальным шансом для туризма, а сам туризм – локомотивом выхода из мирового кризиса, связанного с распространением нового коронавируса.

За последние шесть лет государством и бизнес-сообществом проделана колоссальная работа, благодаря которой рынок внутреннего и въездного туризма в России обновляется и меняется. Сегодня крайне важно привести существующие стратегии в соответствие с мировыми тенденциями и приступить к их ускоренной реализации.

Почему туризм – стратегически важный сектор экономики?

Во-первых, туризм – мощнейшая экспортная отрасль, генерирующая наибольшее число рабочих мест для средних и малых предприятий, которая является чистым несырьевым экспортом, приносящим «быстрые деньги» в страну.

Во-вторых, туризм имеет неисчерпаемый потенциал для развития, поскольку туристические ресурсы, в отличие от природных, не истощаются. Яркое тому подтверждение – успешно проведенный чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и тот взрывной pr-эффект, который это событие дало для развития туристической отрасли[1].

В-третьих, туризм является идеальным инструментом «мягкой силы» и «народной дипломатии», позволяющим эффективно выстраивать международные отношения в условиях глобализации. Туризм вне политики!

Все эти факторы обеспечивают необходимую синергию для успешного развития и продвижения туристического потенциала страны на внутреннем и внешнем рынке.

Чтобы помочь читателю понять динамику развития туристической отрасли и план необходимых действий для достижения устойчивого развития туризма в России, в главе I книги представлены практические отраслевые меры, способные формировать общую маркетинговую политику и влиять впоследствии на ее эффективность, а также программы и проекты по развитию внутреннего и въездного туризма.

НА ЗАМЕТКУ

В России: согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, 3,8 % ВВП страны формирует туризм, влияя на 53 смежные отрасли.

В мире: в 2019 году, по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), во всем мире было зафиксировано 1,5 миллиарда туристических прибытий. Прирост составил 4 % по сравнению с предыдущим годом.

На планете: 2020 год войдет в историю развития туризма как беспрецедентный по снижению отраслевых показателей из-за масштабного распространения коронавируса и принятых мер по его сдерживанию, которые остановили индустрию туризма в мировом масштабе.

Стратегические меры развития туризма в России

Для придания нового импульса развитию туристической отрасли России в целом и въездного туризма в частности требуются креативные идеи и решительные управленческие шаги. Опираясь на международный опыт и учитывая российскую специфику, мы постарались обозначить ключевые вопросы и необходимые действия, которые могут дать качественный результат в короткие сроки.

Структура мер, представленная в виде кратких тезисов, позволяет обозначить вектор дальнейшего развития индустрии туризма в России.

Комплекс стратегических мер с целью развития туристической отрасли России

↑ Новые технологии

↑ Информационно-маркетинговая политика

↑ Визовая доступность

↑ Конкурентоспособность и привлекательность турпродукта

↑ Новые стандарты качества туристических услуг

↑ Опора на партнерство с бизнесом

↑ Комплексная работа с инвесторами

↑ Развитие комфортной среды для туристов

↑ Развитие доступной среды для туристов с ограниченными возможностями

↑ Реализация программы «безопасный туризм»

↑ Подготовка кадров

↑ Повышение качества государственного управления туризмом и совершенствование нормативно-правовой базы

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Стратегия

Внедрение IT-технологий во все сегменты туристической отрасли, которые этого требуют.


Меры

→ Цифровизация операционной деятельности туристической отрасли в соответствии с последними трендами развития IT-сферы.

→ Создание глобального национального маркетплейса – единой открытой системы бронирования туристических услуг.

→ Развитие ресурсов для планирования путешествий и переход к системам онлайн-оплаты.

→ Перевод в унифицированный электронный документооборот всех элементов туристических услуг.

→ Активизация внедрения электронных билетов и считывателей для посещения музеев, выставок и других объектов туристского показа.

→ Дальнейшее развитие и продвижение электронного национального календаря событий и связанных информационных сервисов.

→ Создание мультиязычного 24/7 виртуального туристско-информационного центра в интернете.

→ Совершенствование системы аналитики статистических данных в сфере туризма.

ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА

Стратегия

Информация – драйвер развития туристического потенциала страны. Маркетинговая тактика и выбранные инструменты должны действовать быстро и результативно.


Меры

→ Формирование информационно-маркетинговой политики в сфере туризма.

→ Синхронизация информационных ресурсов и маркетинговых действий на уровне глобального сотрудничества, среди всех его участников: центр, регионы, бизнес, государственные корпорации, транспортные организации, средства массовой информации.

→ Усиление информационной поддержки российских туристических направлений и турпродуктов на национальном и международном уровне.

→ Создание сети национальных туристических офисов России за рубежом на перспективных рынках, в том числе в цифровом формате.

→ Формирование института «послов гостеприимства России», тревел-амбассадоров.

→ Организация и проведение в России ежегодного туристического делового форума hosted buyers; международной выставки по въездному туризму Visit Russia.

→ Организация ознакомительных поездок для представителей стран – лидеров мирового туризма по регионам, с максимальным освещением в российской и зарубежной прессе.

→ Создание единой службы заказчика по международным выставкам.

→ Открытие в России постоянных представительств международных туристических организаций (WTO, ASTA, PATA и др.).

ВИЗОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Стратегия

Точечное облегчение визового режима и переход на электронные визы с целью значительного увеличения потока иностранных туристов.


Меры

→ Пошаговое планирование точечной либерализации въезда в Россию с определением сроков, порядка и стран, которых коснется эта программа.

→ Внедрение электронных виз. Расширение списка стран, граждане которых могут въезжать в Россию по электронным визам. Предоставление возможности многократного въезда по электронной визе и ее оформление за 120 дней до даты поездки.

→ Обеспечение конкурентоспособности по отношению к другим визовым режимам, включая шенгенский.

→ Внедрение безвизового пребывания для отдельных категорий туристов: транзитных авиапассажиров; пассажиров морских и речных круизных судов, следующих в составе организованных туристских групп; участников крупных международных культурных, спортивных и деловых мероприятий.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТУРПРОДУКТА

Стратегия

Создание программ развития туризма с участием представителей бизнеса и экспертного сообщества.


Меры

→ Развитие имиджа России как гостеприимной страны на всех коммуникационных уровнях.

→ Создание уникальных впечатлений у туристов от путешествий по России.

→ Развитие национальных брендовых межрегиональных туристских маршрутов.

→ Поддержка региональных событий, проводимых в низкий и средний сезоны. Разработка критериев для государственной поддержки таких событий.

→ Создание программ по развитию речного и морского круизного туризма, медицинского, экологического, событийного, делового и конгрессного туризма.

→ Создание морского национального круизного оператора (Черное море, Балтийское море, Каспийское море).

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Стратегия

Повышение качества туристических услуг с помощью использования передового мирового и отечественного опыта, а также через изучение и анализ предпочтений туристов.


Меры

→ Повышение качества туристических услуг и внедрение единой системы лучших международных стандартов гостеприимства.

→ Развитие программ гостеприимства и стандартов качества оказываемых услуг в нишевых туристических сегментах.

ОПОРА НА ПАРТНЕРСТВО С БИЗНЕСОМ

Стратегия

Конструктивное взаимодействие государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях.


Меры

→ Активизация работы Экспертного совета по туризму на высоком государственном уровне.

→ Синергия государственно-частного сотрудничества.

→ Проведение информационно-пропагандистских кампаний по продвижению внутреннего туризма в СМИ и на различных рекламных носителях, используя квоты регионов по социальной рекламе и спонсорскую поддержку бизнеса.

→ Продвижение национального турпродукта за рубежом на базе государственно-частного сотрудничества.

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ИНВЕСТОРАМИ В ТУРИЗМЕ

Стратегия

Формирование современных принципов работы с инвесторами в сфере туризма.


Меры

→ Стимулирование инвестиций в туризм и упрощение доступа к финансированию для инвесторов.

→ Разработка системы компенсации процентных ставок и льгот.

→ Формирование пула партнерских банков.

→ Поддержка малого и среднего бизнеса.

→ Интеграция туризма и локального производства.

→ Создание единой службы заказчика по управлению реализацией инвестиционных проектов в сфере туризма.

РАЗВИТИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Стратегия

Расширение списка проектов по формированию комфортной среды для российских и иностранных туристов.


Меры

→ Повышение транспортной доступности туристических объектов и направлений.

→ Развитие инфраструктуры в точках туристического притяжения.

→ Создание туристско-информационных центров на основных транспортных хабах.

→ Продолжение развития системы знаков туристической навигации, в том числе через внесение изменений и дополнений в ПДД, дальнейшую работу с Минтрансом и Росавтодором.

→ Формирование и распространение стандартизированных наборов travel box для туристов (карта гостя, транспортные абонементы, дисконтные системы, информационные материалы, аудиогиды и др.) с целью стимулирования роста индивидуального туризма.

→ Рассылка приветствий и ссылок на туристско-информационные ресурсы на основных языках при прибытии в Россию при переходе на роуминг.

РАЗВИТИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Стратегия

Всесторонняя поддержка развития доступной среды для туристов с ограниченными возможностями.


Меры

→ Создание и реализация национальной программы развития доступной среды для людей с ограниченными возможностями, в частности с использованием наработок и опыта проведения Паралимпийских игр в Сочи.

→ Введение национальной премии за инновационные проекты создания комфортной среды для туристов с ограниченными возможностями.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «БЕЗОПАСНЫЙ ТУРИЗМ»

Стратегия

Позиционирование и развитие проектов в концепции «Россия – безопасное туристическое направление».


Меры

→ Разработка программы информирования туристов о безопасности поездок и посещения объектов туристско-гостиничной отрасли, включая систему аварийного оповещения.

→ Запуск программы создания туристической полиции на федеральном уровне (на примере Москвы и Санкт-Петербурга).

→ Создание программы развития туристического волонтерского движения (использование наследия Олимпийских игр, Мундиаля).

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Стратегия

Повышение качества подготовки кадров индустрии туризма.


Меры

→ Открытие в регионах центров подготовки и повышения квалификации управленцев туристической отрасли.

→ Обучение работников государственного сектора в сфере туризма, включая программы обмена опытом.

→ Формирование, с учетом сезонности и неравномерности кадровых ресурсов и потребностей в них по регионам, мер государственной поддержки и стимулирования переквалификации, повышения профессионального уровня линейных кадров.

→ Определение критериев и направлений трудовой миграционной политики в туризме для покрытия дефицита кадровых ресурсов в регионах, осуществление мер поддержки временных (сезонных) и постоянных трудовых мигрантов в туризме.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

Стратегия

Совершенствование законодательства в сфере туризма и гостеприимства. Обеспечение приоритетного финансирования и контроля эффективности государственных программ развития туристической отрасли.


Меры

→ Создание Министерства по туризму.

→ Проведение координационного совета при Правительстве Российской Федерации и межведомственной комиссии при Ростуризме по туризму на регулярной основе.

→ Разработка системы делегируемых полномочий от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации региональным для развития сферы туризма.

→ Совершенствование нормативной базы в сфере туризма и связанных отраслях.

→ Разработка Федерального закона «О развитии туризма в Российской Федерации».

→ Разработка муниципальных стандартов развития туризма с учетом особенностей в регионах.

→ Совершенствование федеральной и региональной статистики в части оценки показателей развития туризма, мультипликативного эффекта и их доли в формировании макропоказателей.

→ Повышение качества аналитического обеспечения управления туризмом с учетом лучшего мирового опыта.

→ Запуск национального проекта в сфере туризма и гостеприимства и федеральных проектов по основным направлениям развития туризма в России.

Это, безусловно, не все шаги, которые необходимо предпринять, чтобы достичь устойчивого развития туристического сектора. Но именно на них стратегически верно сосредоточить усилия и ресурсы, чтобы получить быстрый, эффективный, мультипликативный результат для отрасли. Мы надеемся, что в ближайшем будущем важность сформированных мер будет осознана и, как следствие, запущены механизмы их реализации. Многое уже сделано или находится в процессе, а лучшие практики и проекты развития в сфере туризма представлены в нашей книге.

Программы развития туризма

Зарубежный опыт показывает, что успех туристического сектора напрямую зависит от того, как он поддерживается на государственном уровне. Например, в таких странах, как Франция, Испания, Италия, Турция, Греция, туризм является бюджетообразующей отраслью и пользуется всесторонней государственной поддержкой, демонстрируя высокие результаты.

Для успешного развития туризма в любой стране необходим устойчиво растущий внутренний туристский поток и развитая туристическая инфраструктура. Поэтому современный этап развития туризма в России связан с разработкой и реализацией единой стратегии формирования туристического комплекса и превращения его в высокодоходную отрасль экономики страны.

Нужно отметить, что для малого и среднего бизнеса въездной и внутренний туризм имеет особое значение. В среднем на один вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли. Для ряда территорий России туризм – один из немногих шансов на улучшение экономической ситуации. Эффективное управление и развитие туристического комплекса – сложная задача, требующая координации на государственном уровне и тесного взаимодействия с бизнесом.

Рассмотрим некоторые успешные программы развития въездного и внутреннего туризма в России.

Продвижение российского туристского продукта на внутреннем и зарубежном рынках – это важная составляющая роста индустрии туризма и гостеприимства. В рамках этой работы создаются различные государственные программы и частные проекты, причем все чаще на базе государственно-частного сотрудничества и партнерства.

Программа продвижения въездного туризма Visit Russia

В 2014 году Министерство культуры Российской Федерации и Ростуризм запустили в работу проект по созданию сети Национальных туристических офисов Visit Russia за рубежом.

Авторы книги, которую вы держите в руках, стояли у истоков этой инициативы. Под нашим руководством в 2015–2017 годах было открыто 13 пилотных Национальных туристических офисов Visit Russia в 11 странах мира: Финляндии, Германии, ОАЭ, Китае (2 офиса), Иране, Кувейте, Вьетнаме, Великобритании, Австрии, Италии (2 офиса), Испании.

Пилотный проект Visit Russia, который базировался на принципах государственно-частного сотрудничества, взаимодействия федеральных ведомств, регионов и частного туристического, транспортного и иного заинтересованного бизнеса, показал высокие и качественные результаты, которых до этого времени не удавалось достичь.

Это был беспрецедентный информационный прорыв: вовлечение в совместную работу сотен представителей отрасли и СМИ, в том числе в части привлечения внебюджетных средств для продвижения туристического потенциала России за рубежом.

По пути успешного опыта пилотных НТО Visit Russia собственную сеть развивает Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, активно открывая за рубежом на базе государственно-частного сотрудничества международные офисы по туризму Visit Saint Petersburg.

Подробнее о практике работы пилотных Национальных туристических офисов Visit Russia мы расскажем в главе III книги – «Практика», в которой представлены практические советы, мнения экспертов, ситуационные интервью и специальная информация для всех, кому интересно работать с иностранными туристами в России.

Национальные туристические офисы за рубежом – это:

❐ важный инструмент для реализации стратегии продвижения национального туристического продукта;

❐ «мягкая сила» для формирования положительного информационного фона;

❐ платформа для развития российского туристического бизнеса.

Программы развития туристской информации

Туристско-информационные центры

Важным этапом в развитии туризма в России стало создание по прямому поручению Президента Российской Федерации туристско-информационных центров (ТИЦ).

В мировой практике туристско-информационные офисы являются важнейшей составляющей отраслевого механизма туристической отрасли. В них осуществляется информационно-сервисное обеспечение туристов, прибывших в дестинацию. В этих офисах все желающие могут бесплатно получить консультацию о месте пребывания, карту, информацию о достопримечательностях, магазинах, ресторанах, заказать экскурсию, приобрести местные сувениры.

Сегодня на территории России работает более трехсот туристско-информационных центров. Для сравнения, в 2015 году центров было не более тридцати.

В задачи ТИЦ входит не только информирование, но и продвижение региональных турпродуктов. Они поддерживают веб-сайты, участвуют в туристических выставках, знают специфику своего региона и интересы туристов.

Туристско-информационные офисы финансируются из региональных или муниципальных бюджетов.

Современный тренд – создание ТИЦ на базе государственно-частного сотрудничества. Также их создают на своей территории объекты туристского показа, крупные развлекательные центры, парки, курорты.

С 2015 года с целью развития туристско-информационных центров активно работает Национальная ассоциация информационнотуристских организаций (НАИТО), которая является площадкой для формирования единой туристско-информационной базы России. Ассоциация ведет реестр туристско-информационных центров и центров развития туризма в Российской Федерации.

НА ЗАМЕТКУ

• Национальная ассоциация информационно-туристских организаций: naito-russia.ru

• На сайте НАИТО представлены важные документы для работы ТИЦ:

– ГОСТ Р 56197-2014 «Туристский информационный центр. Туристская информация и услуги приема. Требования»;

– бренд-бук для туристско-информационного центра;

– методические рекомендации по работе ТИЦ;

– форма отчета «1 ТИЦ».

• Реестр туристско-информационных центров: nbcrs.org/tic/list

Национальный каталог средств размещения

Национальный каталог средств размещения – проект, осуществляемый в рамках маркетинговой поддержки средств размещения, прошедших классификацию в соответствии с действующими требованиями системы классификации в Российской Федерации.

Цели проекта: повышение репутации гостиничной индустрии России; гарантия качества услуг для клиента; предоставление доступа к проверенной информации о средствах размещения для турфирм, туристско-информационных центров и зарубежных офисов по туризму.

Национальный каталог средств размещения дает возможность клиентам и специалистам получить информацию о гостиничном фонде определенного класса в регионах Российской Федерации и гарантированном наборе услуг, которые могут быть оказаны гостиницей.

Размещение информации в каталоге бесплатное. Отельеры сами рассказывают о преимуществах своего средства размещения, а эксперты, проводившие оценку объекта при классификации, проверяют корректность представленного контента. На портале реализована обратная связь, через которую клиент может связаться напрямую с отелем и задать вопросы.

Каталог активно используется в работе туристско-информационными центрами, туристическими агентствами и зарубежными офисами по туризму в рамках маркетинговой стратегии продвижения туристического потенциала России.

НА ЗАМЕТКУ

• Национальный каталог средств размещения: lodging.ru

• Федеральный перечень классифицированных туристских объектов: классификация-туризм. рф

Система обмена туристской информацией

Система обмена туристской информацией (СОТИ) – набор сервисов для индустрии туризма, осуществляющий эффективное взаимодействие участников туристического рынка.

В СОТИ более 7000 пользователей: средства размещения, туристические компании, организаторы событий, туристско-информационные центры, органы исполнительной власти. На данный момент это единственная информационная система, которая объединяет ТИЦ и участников рынка.

В 2014 году эта инициатива была отмечена Премией Правительства Российской Федерации в сфере туризма как лучший проект, направленный на продвижение региональных турпродуктов.

Такие онлайн-системы создаются сегодня во многих странах мира. Россия была одной из первых, кто внедрил подобную работу в туристско-информационные центры.

НА ЗАМЕТКУ

Система обмена туристской информацией: nbcrs.org

Туристский паспорт региона

Туристский паспорт региона (ТПР) – унифицированная единая форма представления информации о туристских возможностях региона; полный каталог объектов культуры, природных богатств, транспортных ресурсов и других туристических достоинств территории.

Программа по созданию унифицированных паспортов регионов внесена в «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» и реализуется в рамках исполнения поручения Координационного совета по туризму России.


Основные разделы ТПР:

❐ статистические данные: число предприятий сферы туризма, коллективных средств размещения, средств размещения, прошедших классификацию, и др.;

❐ информационные данные: население, главные города, климат, транспортная доступность, наличие программ развития туризма, структура власти;

❐ описательные данные: описание региона в целом, географическое положение, транспортная доступность, включая аэропорты и вокзалы в крупных центрах, объекты туристского интереса и т. п.;

❐ маркетинговая информация: данные о том, почему регион привлекателен для туристов, какие его отличительные особенности, потенциал.


Задачи, решаемые при создании ТПР:

❐ формирование единой информационной базы данных о состоянии туристических ресурсов;

❐ оценка текущего туристического потенциала для его продвижения на внутреннем и зарубежном рынках;

❐ оценка инвестиционной привлекательности для перспективы вложений в систему туризма.

НА ЗАМЕТКУ

Туристские паспорта регионов России: паспорта-регионов. рф


Реализация программы развития туристской информации и создание профессионального информационного поля повышает конкурентоспособность российского туристического рынка, создает условия для развития инфраструктуры, привлекает инвестиции в отрасль, способствует развитию системы аналитики больших данных и глобального обмена туристской информацией. своевременное и полное предоставление информации может быть решающим фактором в успешном продвижении турпродукта внутри страны и за рубежом.

Программа развития брендовых маршрутов

Такие глобальные, многосоставные туристские брендовые маршруты национального масштаба не разрабатывались 50 лет, с момента появления маршрута «Золотое кольцо России». Сегодня мы с вами создаем историю новейшего туризма России, туризма XXI века. И останавливаться мы с вами не имеем права!

Алла Манилова,

аместитель министра культуры Российской Федерации

Одним из направлений развития туристического потенциала российских регионов для внутреннего и въездного туризма в ближайшем будущем станут брендовые маршруты.

Брендовый маршрут – это маршрут (турпродукт), продвигающий культурно-познавательное наследие конкретного региона. Отличительные характеристики такого турпродукта – узнаваемость, круглогодичность или сезонность, регулярность, целостность, завершенность, соответствие стандартам услуг.

Брендовые маршруты могут быть: региональными (проходить по территории одного субъекта Федерации); межрегиональными (проходить по территории двух и более субъектов Федерации); линейными, кольцевыми, радиальными, объединять два типа маршрутов. Перед выводом на рынок брендовый маршрут должен пройти оценку федерального органа исполнительной власти в сфере туризма и соответствовать требованиям установленного технического задания (информация о маршруте, транспортное обслуживание, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, стоимость обслуживания, безопасность и другие параметры). На данный момент действует около 60 брендовых маршрутов в 44 регионах России.

В последние годы развитие межрегиональных брендовых маршрутов приобрело особо важное значение во всем мире. Оно способствует решению ряда проблем территорий и оперативной реакции на рыночные тенденции, диктуемые путешественниками, для которых особую ценность представляют яркие впечатления, познание нового, контакты с местными жителями и знакомство с их традициями. Брендовые маршруты также открывают широкие возможности для развития устойчивого туризма, так как обладают потенциалом для распределения туристского спроса и получения дохода круглый год, уменьшают давление на ключевые достопримечательности страны, вносят вклад в решение задач, связанных с сезонностью.

В сентябре 2019 года при Федеральном агентстве по туризму образован Экспертный совет по реализации программы продвижения туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма. К его компетенции относятся рассмотрение и анализ туристских маршрутов в сфере внутреннего туризма, их экспертная оценка на предмет востребованности и доступности, в том числе финансовой.

О задачах, выполняемых программой развития брендовых маршрутов, мы побеседовали с Майей Ломидзе.

Экспертное мнение

Майя Ломидзе

исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, руководитель Комитета по импортозамещению, сопредседатель Экспертного совета по внутреннему и въездному туризму

Пройден уже большой путь по разработке и интеграции брендовых маршрутов в сферу туризма России. Какой отклик среди российских и иностранных туристов получил этот турпродукт?

М. Л.: Показателем положительного отношения туристов, как российских, так и иностранных, является востребованность данного турпродукта.

C 2015 по 2018 год было рассмотрено более 150 заявок на тестирование брендовых маршрутов от 61 региона. В итоге Комитетом по импортозамещению было утверждено 59 брендовых маршрутов в 44 регионах России. Причем 48 уже взяты на продажу федеральными и региональными туроператорами, в том числе теми, которые работают на прием иностранных туристов. Благодаря этой работе в регионах наблюдается увеличение потока туристов.

Загрузка...