Хотя в Северной Африке когда‑то жил верблюд, Camelus thomazi, он вымер в каменном веке. Верблюд-одногорбый верблюд (Camelus dromedarius), возможно, был завезен из Аравии в Египет в 9 веке до нашей эры, а в остальную часть Северной Африки не раньше 5 века до нашей эры (хотя точные даты оспариваются историками). Однако верблюды не стали обычным явлением до 4 века нашей эры. Караваны лошадей и ослов пересекали некоторые части Сахары в древности, но именно выносливые верблюды позволяли древним народам перевозить больше товаров через негостеприимную Сахару и делать это быстрее, снижая как затраты, так и риски. ВВ Энциклопедии древней истории есть следующее краткое изложение преимуществ верблюдов как транспортных средств:
Ценность верблюда заключается не только в его высокой адаптации к суровым условиям пустыни и регуляции тепла и воды через потовые железы: его способности преодолевать дальние расстояния примерно 48 км в день и его высокой грузоподъемности (240 кг) сделать его «кораблем пустыни» по сравнению с грузоподъемностью лошадей, ослов и мулов примерно 60 кг. Действительно, продолжительность жизни верблюда, составляющая 50 лет, превышает продолжительность жизни осла (30–40 лет) и лошади (25–30 лет). (1281)
С 8‑го века нашей эры марокканцы успешно разводили верблюдов в огромных масштабах и даже создали помесь верблюда-одногорбого и двугорбого двугорбого верблюда из Азии (Camelus bactrianus). В результате этих экспериментов были получены два варианта дромадеров: гладкий, быстро бегающий верблюд, полезный для курьерских служб, и более тяжелый, медленный верблюд, который мог нести больший вес, чем чистый дромадер.
Задолго до появления великих транссахарских караванов средневекового периода существовала более локальная торговля между кочевыми народами пустыни и племенами региона саванн к югу от Сахары, часто называемого регионом Судан. Каменная соль из самой Сахары, которая остро нуждалась в обедненной солью саванне, была обменена на злаки (например, рис, сорго и просо), которые нельзя было выращивать в пустыне.
МАРШРУТЫ МЕНЯЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ, КАК ПЕСЧАНЫЕ ДЮНЫ ПУСТЫНИ, КОГДА ИМПЕРИИ РОСЛИ И ПАДАЛИ.
Греческий историк Геродот, писать в BCE 5 века (летописи, Bk 4. 181—5), отметил верблюжьи караваны маршрута, который отправился из Фив в Египте в Нигер (хотя Мемфис, скорее всего, была отправной точкой). Римский писатель Плиний Старший (23–79 н. э.) отметил в своей естественной истории (5.35—8), что караваны управлялись гарамантами, вероятно древними берберами, жившими к югу от Ливии. Гараманты, контролирующие оазисы финиковых пальм в Феццане, выступали посредниками между народами Северной Африки и Африки к югу от Сахары. Такой порядок сохранялся на протяжении всей истории транссахарской торговли, потому что те, кто контролировал пустыню, знали секреты решения ее огромных проблем, также контролировали торговлю.
Римская Триполитания (современная Ливия) снабжалась золотом, слоновой костью, черным деревом, кедром и экзотическими животными, предназначенными для цирков, в то время как оливковое масло и предметы роскоши, такие как прекрасная керамика, стеклянная посуда и ткань, отправлялись на юг в обмен. Дальше на восток были также караваны верблюдов, связывающие Дарфур на северо-западе Судана с Асьютом на Ниле, по крайней мере, с 1 века нашей эры. Известный как Дарб аль-Арбейн («Дорога 40 дней»), он принес слоновую кость и слонов из глубин Африки и процветал в эпоху поздней античности.