Режиссер, продюсер и автор сценария: Терренс Малик
В ролях: Мартин Шин, Сисси Спейсек, Уоррен Оутс, Рамон Биери, Алан Винт и др.
В массовом сознании 1950-е годы предстают как безмятежная эпоха, благоухающая простотой и невинностью: танцевальные вечеринки, влюбленные пары и молочные коктейли после школы в кондитерских Pop’s Sweet Shoppe. Как и все ностальгические мифы о давно ушедших старых добрых временах, этот представляет сильно отфотошопленную картину реальности, в которой отсутствуют страхи и тревоги, не дававшие американцам спать по ночам.
Наряду с ядерной катастрофой и предполагаемым проникновением коммунистов в школы, правительство и индустрию развлечений, призраком, преследовавшим население на протяжении десятилетия, был малолетний преступник. Такой асоциальный подросток-бунтарь в черной кожаной куртке, с прической «утиный хвост» и вечной усмешкой Элвиса Пресли. Худшие кошмары взрослой Америки о вышедшей из-под контроля молодежи, похоже, воплотились в жизнь в январе 1958 года, когда пара жаждущих острых ощущений подростков из Линкольна, штат Небраска, совершила самое страшное убийство десятилетия.
Чарли Старквезера с детства нещадно дразнили за маленький рост, кривые ноги, волосы морковного цвета и происхождение из бедной семьи. Он вырос в подростка, полного ярости и, как он выразился, «ненависти, твердой, как железо». Бросив школу после девятого класса, он некоторое время работал уборщиком мусора, пока его привычка выкрикивать оскорбления в адрес незнакомых людей из окна мусоровоза не привела к увольнению. Поклонник Джеймса Дина, подражавший внешности и манерам своего кумира, он видел себя романтичным молодым бунтарем.
На самом же деле девятнадцатилетний Чарли был отъявленным социопатом, затаившим злобу на всех на свете, кроме своей несовершеннолетней возлюбленной, четырнадцатилетней Кэрил Энн Фьюгейт, чьи мать и отчим делали все возможное, чтобы воспрепятствовать ее отношениям с «чванливым, никчемным» панком.
В конце ноября 1957 года кипящая ярость Чарли наконец вылилась в убийство: он ограбил бензоколонку на окраине Линкольна, похитил 21-летнего служащего, отвез за город и выстрелил ему в голову из охотничьего ружья. Эта жестокая беспричинная расправа оказалась лишь разминкой перед грядущими ужасами.
Семь недель спустя, днем 21 января 1958 года, он появился в доме Фьюгейтов с ружьем в руках. Кэрил еще не вернулась из школы, но Чарли уже чувствовал себя как дома. Когда ее мать и отчим дали ему понять, что не хотят, чтобы он больше находился рядом с их дочерью, Чарли, как он позже выразился, «позволил каждому из них позабавиться с его винтовкой». Затем он убил их младшую дочь, которой на тот момент было 2,5 года, – сводную сестру Кэрил, пробив ей череп прикладом оружия. Труп ребенка он засунул в картонную коробку, ее мать спрятал в пристройке, а отчима Кэрил – в курятнике.
Насколько точно Кэрил было известно об этой кровавой бойне, так и осталось невыясненным2. Позднее она утверждала, что к тому времени, когда вернулась из школы, Чарли успел спрятать тела и она даже не подозревала, что ее семья погибла. Однако, как отмечают скептики, одноэтажный дом был настолько мал, что скрыть следы тройного убийства от любого, кто жил в той же тесной каморке, было бы сложно.
В любом случае Кэрил не вела себя как человек, сильно обеспокоенный местонахождением ее пропавшей семьи. Уже через несколько часов после убийства она счастливо прижималась к Чарли на диване.
Следующие шесть дней они не выходили из дома, смотрели телевизор, объедались вредной пищей и занимались сексом. Чтобы быть уверенной, что их не прервут во время этой романтической идиллии, Кэрил прикрепила к входной двери записку: «Держитесь подальше, в доме эпидемия гриппа».
Когда продукты были на исходе, а родственники Кэрил с каждым днем становились все подозрительнее, влюбленные подростки уехали на драндулете Чарли и занялись тем, что журнал Life назвал бы «кровавой бойней». На ферме к юго-востоку от города Чарли убил 71-летнего Августа Мейера выстрелом из дробовика в голову, а затем забил до смерти собаку старика. Когда их машина увязла в грязи возле дома Мейера, они с Кэрил подхватили попутку, сев к двум старшеклассникам – 17-летнему Роберту Дженсену и его 16-летней возлюбленной Кэрол Кинг. Вскоре их под дулом пистолета загнали в заброшенный подвал, где Чарли всадил три пули в голову Дженсена, изнасиловал Кинг, а затем «ввел нож ей во влагалище» и «оставил лежать поверх тела [ее бойфренда]».
Вернувшись в Линкольн на машине Дженсена, Чарли и Кэрил поехали в фешенебельный район, знакомый Чарли по его прежней работе уборщиком мусора, и забрались в дом видного бизнесмена К. Лауэра Уорда. Жену Уорда Клару и горничную насильно затащили в спальню, связали, заткнули им рты и зарезали. Уорд был застрелен, когда в тот день вернулся с работы.
Обменяв угнанный «Форд» Дженсена на дорогой «Паккард» Уорда, убийцы направились в Вайоминг, где Чарли надеялся найти убежище в доме своего брата. Тем временем, после того как обнаружились следы убийства в доме Уордов, регион охватила паника. Местный шериф сформировал отряд из ста человек, губернатор вызвал Национальную гвардию, родители не отпускали детей в школы, а компании бронировали номера в гостиницах, чтобы их сотрудникам не пришлось возвращаться домой по дорогам, где могли бродить убийцы.
Через десять часов после бегства из дома Уордов Чарли заметил машину, припаркованную на обочине пустынного шоссе. Решив избавиться от «Паккарда», так как было слишком жарко, он подъехал к стоявшей машине и произвел девять выстрелов через водительское окно, убив дремавшего за рулем коммивояжера по имени Мерл Коллисон. Это было последнее убийство Чарли и Кэрил. Запихнув тело Коллисона на пассажирское сиденье, парочка уселась в машину. Однако Чарли не смог отпустить аварийный тормоз. Когда другой автомобилист остановился, чтобы предложить помощь, Чарли выхватил винтовку, и вскоре они сцепились в смертельной схватке за оружие. В этот момент на дороге появилась патрульная машина, за рулем которой находился офицер по имени Уильям Ромер. Как только Ромер остановился, из машины Коллисона выскочила Кэрил с криком: «Помогите! Это Старквезер! Он сошел с ума! Он собирается убить меня!»
Бросив винтовку, Чарли прыгнул в «Паккард» и помчался прочь. Ромер вызвал подкрепление и погнался за ним. Во время последовавшей погони на высокой скорости преследующим офицерам удалось прострелить лобовое стекло автомобиля Чарли. Затормозив, он, пошатываясь, вышел из машины и простонал, что его ранили и он истекает кровью. На самом деле осколками стекла было лишь слегка порезано одно его ухо. «Ты реально крутой парень, не так ли?» – усмехнулся полицейский, который надел на него наручники и повел прочь.
При задержании Чарли с готовностью, даже с гордостью признался во всех одиннадцати убийствах. Поначалу он соглашался с утверждением Кэрил, что она была его пленницей и не причастна к убийствам, и только когда она предложила дать против него показания, он ополчился на нее, обвинив в активном соучастии в серии убийств. Признанный виновным в убийствах первой степени, Чарли был приговорен к казни на электрическом стуле. Кэрил также была осуждена, но получила пожизненное заключение и добилась условно-досрочного освобождения, проведя за решеткой всего восемнадцать лет. «Я просто хочу быть обычной невзрачной домохозяйкой, – заявила она после освобождения. – Стирать носки и жарить тосты».
Вписываясь в излюбленный голливудский жанр, восходящий к фильму Фрица Ланга «Живем один раз» (1937) – обреченные влюбленные вне закона и в бегах, – сага пары Старквезер – Фьюгейт послужила основой для нескольких фильмов. В дешевом триллере «Садист» (1963) изображены подростки-психопаты, которые в течение всего экранного времени терроризируют троицу школьных учителей. Агрессивные, сверхжестокие «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна (1994) превратили трагедию в зловещую карикатуру. Безусловно, лучшим фильмом, вдохновленным этим преступлением, и наиболее близким к фактам является замечательный дебют Терренса Малика «Пустоши». Мартин Шин (на тот момент ему исполнилось тридцать три года, но он легко мог сойти за двадцатилетнего) играет подобного Старквезеру Кита Каррутерса. Сисси Спейсек исполнила роль его возлюбленной Холли Саргис, веснушчатой девочки-подростка. По мере того как они пробираются через пейзаж, пронизанный присущей режиссеру визуальной поэзией, Кит беззаботно расправляется с вереницей невинных жертв, а Холли порхает рядом, проявляя не больше эмоций, чем школьница на скучном свидании. В финале ее закадровый голос неизменно ровным, отстраненным тоном подводит итог их дальнейшей судьбе после поимки:
«Нас доставили обратно в Южную Дакоту. Кита держали в одиночке, и он не смог познакомиться с другими заключенными, он был уверен, что все бы его полюбили, особенно убийцы. Я отделалась условным сроком и косыми взглядами соседей. И я вышла замуж за сына того адвоката, который меня защищал».
Кит уснул в зале суда во время зачитывания его же признания; его приговорили к смерти на электрическом стуле. Шесть месяцев спустя теплым весенним вечером приговор привели в исполнение; преступник пожертвовал свое тело науке.
Если фильм «Пустоши» превращает историю любви Старквезера и Фьюгейт в кинематографическую поэму, то фильм Джеймса Лэндиса «Садист», вышедший за десять лет до блестящего дебюта Малика, сделал из нее непримиримую, грязную и приземленную чернуху. В этом низкобюджетном триллере в духе грайндхауса3 речь идет о трех школьных учителях: бесхарактерном 52-летнем Карле, крепком армейском ветеране Эде и застегнутой на все пуговицы красавице Дорис. По давнишней традиции фильмов ужасов, отправившись на бейсбольный матч с участием «Лос-Анджелес Доджерс», по пути они зачем-то решают свернуть с проторенной тропинки и попадают в лапы отбитого психопата Чарли Тиббса и его несовершеннолетней возлюбленной Джуди.
В роли Чарли выступает Арч Холл – младший (любимый многими за главную роль гигантской пещерной обезьяны-ревуна в фильме «Дикарь», признанном одним из худших фильмов в истории) – троглодит в синих джинсах, с экстравагантной прической-помпадуркой, идиотским хихиканьем и полуавтоматическим пистолетом «Кольт» 45-го калибра, с помощью которого он уже расправился с полудюжиной жертв. Его подружка, жующая жвачку и не произносящая в фильме ни одного вразумительного слова, – сексуально озабоченная тинейджерка; когда она усугубляет общую отвратительность происходящего небрежным французским поцелуем, подаренным ее свиноподобному кавалеру, то невнятно шепчет ему на ухо новые предложения о способах еще сильнее помучить их жертвы.
Действие фильма разворачивается в реальном времени и почти полностью происходит на жуткой автомобильной свалке. Эта по-настоящему страшная картина, изобретательно снятая будущим знаменитым кинооператором Вилмошом Жигмондом, на протяжении девяноста двух минут удерживает зрителей в постоянном напряжении. Кульминационный момент фильма станет отличительной чертой более поздних хитов, таких как «Техасская резня бензопилой», где обезумевшая последняя девушка4 в отчаянии бежит от неумолимого монстра с оружием в руках.