2.6. Сведения о надзорных мероприятиях за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве
В ходе проведенных в 2017 году проверок всех видов и расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда было выявлено 2 782 нарушения законодательства об охране труда.
Наибольшее относительное количество нарушений законодательства об охране труда было выявлено по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда – 25%, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты – 15%, проведения медицинских осмотров работников 15%, соблюдения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах – 13%, тогда как, например, по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве не превышает 5% в общем количестве выявленных нарушений.
В целях пресечения выявленных нарушений требований охраны труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве в 2017 году государственными инспекторами труда отстранено от работы 546 работников, не прошедших своевременно в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, а также прекращено использование 7 единиц средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов и не соответствовавших требованиям охраны труда.
В целях привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях охраны труда, в 2017 году государственными инспекторами труда были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 2 146 виновных лиц, в том числе на 898 должностных и 1 173 юридических лица и на 75 индивидуальных предпринимателей, на общую сумму 100 млн рублей.
В течение 2017 года государственными инспекторами труда в установленном порядке (в качестве председателей комиссий и (или) самостоятельно) было расследовано 250 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, из числа которых квалифицировано как несчастные случаи связанные с производством – 149, из них 10 групповых несчастных случаев, 95 несчастных случаев с тяжелым исходом и 44 несчастных случаев со смертельным исходом.
По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда в установленном порядке было направлено в органы прокуратуры 300 материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, по которым в соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ было возбуждено 5 уголовных дел.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности, как обрабатывающие производства 34%, строительство 21% и транспорт 7%.
Анализ типологии расследованных несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями свидетельствует, что практически каждый третий работник пострадал (получил тяжелую травму либо погиб) в результате падения с высоты, а каждый четвертый – в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т. п. На долю несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших с работниками в результате транспортных происшествий, приходится 12%, а в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов – 9%
Анализ показателей распределения количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями в зависимости от вида (типа) происшествия показал, что наибольшее их количество произошло вследствие падения пострадавшего с высоты, в результате воздействия предметов, деталей, машин, а также транспортных происшествий.
В несчастных случаях со смертельным исходом:
• падение пострадавшего с высоты – 32%;
• воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т. д. – 29%;
• транспортные происшествия – 11%.
В групповых несчастных случаях:
• транспортные происшествия – 60%;
• падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и прочие – 20%.
В несчастных случаях с тяжелыми последствиями:
• падение пострадавшего с высоты – 35%;
• воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин – 23%;
• транспортные происшествия – 9%.
Анализ показателей распределения количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями по структуре причин, их вызвавших, показал, что наибольшее их количество занимают типичные причины организационного характера, такие как неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины.
В несчастных случаях со смертельным исходом:
• неудовлетворительная организация производства работ – 34%;
• нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда – 16%;
• прочие причины – 34%.
В групповых несчастных случаях:
• нарушение правил дорожного движения – 40%,
• прочие причины – 30%.
В несчастных случаях с тяжелыми последствиями:
• неудовлетворительная организация производства работ – 22%;
• нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда – 13%;
• прочие причины – 47%.
Основными нарушениями порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, установленного ст. 227-231 ТК РФ, являются:
• нарушение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228 ТК РФ, и, как следствие, расследование указанных несчастных случаев комиссиями ненадлежащего состава;
• нарушение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев;
• необоснованное возложение вины в происшедшем несчастном случае на пострадавшего (в первую очередь – при проведении расследований легких несчастных случаев комиссией работодателя) и, как следствие, необоснованное освобождение от ответственности иных должностных лиц;
• несоблюдение порядка оформления материалов расследования, включая акт о несчастном случае на производстве формы Н-1.
2. 7. Сведения о надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда
В 2017 г. государственными инспекторами труда выявлено 358 нарушений установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (далее – СОУТ).
В целях привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях установленного порядка проведения (непроведения) СОУТ в 2017 г. государственными инспекторами труда были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 494 виновных лиц, в том числе на 212 должностных и 267 юридических лиц, 15 индивидуальных предпринимателей (в 2016 г. наложено 409 административных штрафов).
Основными нарушениями при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам СОУТ являются:
• непроведение работодателями СОУТ;
• недоведение результатов СОУТ до сведения работников;
• игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Наряду с этим, на основании поступивших в Государственную инспекцию труда материалов 6 595 организаций провели СОУТ в отношении 317,6 тыс. рабочих мест.
Государственной инспекцией труда зарегистрировано 6 013 деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест.
В 2018 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) снизилось: за 11 месяцев 2018 года произошло 4 479 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 3% ниже, чем за аналогичный период 2017 года (4 614 случаев).
В 2018 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 11 месяцев 2018 года погибло работников на 2% меньше, чем за аналогичный период 2017 года (1 158 и 1 186 человек соответственно).
Количество погибших традиционно остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, в сфере транспорта, добыче полезных ископаемых.
Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.
По состоянию на 22 декабря 2018 года специальная оценка условий труда проведена у 389,4 тыс. работодателей на 22,7 млн рабочих мест, на которых занято 30,6 млн работников, что составляет 71,8% от общего числа рабочих мест, а в основных наблюдаемых Росстатом отраслях экономики специальная оценка условий труда проведена практически на 100% рабочих мест.
С целью изменения подходов к управлению в сфере охраны труда Минтруд России подготовил и внес в Правительство России проект федерального закона, предусматривающий дополнение ТК РФ рядом концептуально новых норм.
Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.
Основные изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом:
• внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, анализе и устранении причин этих опасностей для улучшения условий труда;
• личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
• введение учета микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
• наделение работодателя правом вести документооборот по вопросам охраны труда в электронной форме;
• изменение подхода к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты посредством перехода от списочного принципа обеспечения к обеспечению в зависимости от условий труда на рабочих местах;
• введение запрета на работу в опасных условиях труда;
• внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.
Принятие этого законопроекта позволит:
• придать новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах;
• сохранить положительную динамику сокращения смертности и травматизма вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• обеспечить снижение административной нагрузки и бóльшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков;
• повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а также обеспечить вовлеченность работников в обеспечение надлежащих условий труда.
Кроме того, с целью сближения и гармонизации требований охраны труда Российской Федерации с аналогичными нормами экономически развитых стран Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве».
Подпрограмма «Безопасный труд» принята в начале 2018 года и реализуется в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения».
В рамках подпрограммы «Безопасный труд» предусматривается реализация следующих мероприятий:
• разработка практических инструментов, способствующих работодателям во внедрении превентивного подхода в сфере охраны труда;
• формирование экономических стимулов для работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах;
• разработка методического инструментария оценки условий труда работников;
• проведение широкомасштабной общественно-просветительской кампании, направленной на развитие и поддержание ценностей безопасности и сохранения здоровья на протяжении всей жизни.
В рамках реализации подпрограммы будут заложены основы системы непрерывного обучения по охране труда на всем протяжении трудовой деятельности, а также объективного контроля за результатами такого обучения.
Кроме того, в рамках подпрограммы предусмотрена разработка конкретного методического аппарата с целью выявления опасностей, оценки профессиональных рисков и снижения их уровня для наиболее травмоопасных видов экономической деятельности. Разработанные методики будут использоваться работодателями для профилактики травматизма и профзаболеваемости, что будет способствовать снижению экономических издержек и потерь на предприятиях.
С целью усиления профилактических мер и уменьшения числа производственных травм и профессиональных заболеваний работников Минтруд России проводит активную работу по актуализации действующих правил по охране труда, а также по разработке и изданию новых правил.
В первую очередь это касается правил по охране труда в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. Утвержденные правила по охране труда обязательны для всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы.
В 2018 году разработаны и актуализированы правила по охране труда в организациях связи, на автомобильном транспорте, при проведении окрасочных работ.
Разработка правил ведется с учетом конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик.
Также в 2018 году Минтруд России утвердил Типовые нормы выдачи специальной одежды работникам, занятым на геологических работах, в промышленности строительных материалов и в легкой промышленности.
С 9 по 13 апреля 2018 года в Главном медиацентре г. Сочи состоялась четвертая ежегодная Всероссийская неделя охраны труда (ВНОТ), которая проводится накануне Всемирного дня охраны труда с целью содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Мероприятие проводится по инициативе Минтруда России и при поддержке Правительства России.
Всероссийская неделя охраны труда – глобальная дискуссионная площадка, посвященная новейшим тенденциям и перспективам развития деятельности в области охраны труда, повышения производительности труда, создания достойных условий труда и улучшения качества жизни каждого работника.
В рамках Недели проведено 130 мероприятий (конференции, технические сессии, симпозиумы, круглые столы, лекции).
На мероприятиях ВНОТ-2018 рассмотрены:
• лучшие практики по разработке и внедрению системы управления охраной труда;
• вопросы совершенствования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• вопросы реформирования контрольной и надзорной деятельности;
• вопросы инвестиционной привлекательности компаний с точки зрения безопасности работников на производстве.
Общее количество участников Недели составило более 10 тыс. человек.
В мероприятиях активное участие приняли делегации Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, Международной ассоциации инспекций труда.
Ключевым мероприятием Недели стала стратегическая пленарная сессия «Охрана труда – достижения и вызовы», в рамках которой генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски дал старт в России движению Vision Zero.
На площадке Недели были организованы консультационные пункты МЧС России, Роструда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России.
В рамках акции «Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на ВИЧ на рабочих местах» совместно с Международной организацией труда, региональными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом на площадке Недели организовано бесплатное анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию с до- и послетестовым консультированием участников.
Впервые на площадке Недели состоялась выставка детского рисунка «Охрана труда глазами детей». Главной задачей выставки является привлечение внимания общественности к проблемам производственного травматизма и его профилактике, начиная со школьной скамьи.
Для подготовки выставки в Минтруд России 38 субъектами Российской Федерации было представлено более 1 тыс. детских работ по заданной тематике.
С целью популяризации современных технологий в сфере обеспечения безопасных условий труда, демонстрации успешных проектов и практик в области государственного управления охраной труда и ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда проведена ежегодная Международная выставка по промышленной безопасности и охране труда SAPE-2018. Участниками выставки стали не только российские, но и зарубежные производители.
В рамках Недели состоялся третий молодежный форум, который собрал более ста студентов из профильных вузов, готовящих студентов по программам обучения в сфере охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, экологии и по другим смежным направлениям.
В 2019 году Всероссийская неделя охраны труда состоится с 22 по 26 апреля в г. Сочи. Генеральная тема мероприятия в следующем году – будущее охраны труда в России – профилактика и культура безопасного труда.
С 2015 года с целью сохранения сложившихся положительных тенденций в охране труда Минтруд России внедряет программно-целевой метод управления охраной труда.
Для обеспечения единого подхода была разработана и рекомендована к использованию «Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда».
В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда утверждены во всех субъектах Российской Федерации. Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015–2020 годы Минтруд России доработал типовую государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.
В 46 регионах действуют программные документы, утвержденные с учетом доработанной программы.
составили труды следующих ученых-административистов: Г. В. Атаманчук, В. Г. Афанасьев, М. В. Баглай, И. Л. Бачило, В. П. Беляев, В. Г. Бессарабов, Е. А. Бондарева, В. В. Бурцев, Т. М. Бялкина, И. С. Викторов, Л. А. Галанина, Л. М. Доминская, Н. А. Игнатюк, Н. Ф. Измеров, Л. А. Калинина, Ю. М. Козлов, Е. В. Кловач, Б. М. Лазарев, Г. А. Ларионов, В. Н. Лексин, А. Е. Лунев, А. А. Мардахаев, Е. А. Маштакова, А. В. Оболонский, А. С. Пашков, В. Э. Паэглэ, Г. И. Петров, В. Н. Протасов, В. А. Созинов, Ю. Н. Старилов, М. С. Студеникина, Э. В. Талапина, А. М. Тарасов, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева, К. В. Цветанов, А. В. Шаров, Н. Н. Шептулина, Е. В. Шорина, С. О. Шохина, Г. К. Шремель. Труды ученых в области трудового права: работы основоположников трудового права дореволюционного периода А. Н. Быкова, Е. М. Дементьева, В. П. Литвинова-Фалинского, А. А. Микулина, И. И. Янжул, М. Г. Лунца, Л. С. Таля и других, труды ученых по трудовому праву А. А. Абрамовой, Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, В. С. Андреева, Е. И. Астрахана, Б. К. Бегичева, С. Н. Братусь, М. О. Буяновой, Л. Я. Гинц-бурга, Н. Г. Гладкова, С. Ю. Головиной, С. А. Голощапова, Б. А. Горохова, К. Н. Гусова, И. К. Дмитриевой, А. Д. Зайкина, И. Я. Киселева, А. М. Куренного, А. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, Н. Л. Лютова, П. Е. Морозова, А. Ф. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, А. С. Пашкова, Г. С. Скачковой, О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой, Л. А. Сыроватской, А. И. Цепина, Д. В. Черняевой, Н. Н. Шептулиной и др.
Если в трудовом договоре не оговорено конкретное рабочее место, то в силу ст. 209 ТК РФ им считается то место, где работник должен был находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой
1860. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» (п. 35)
Необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1861. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2012 г. № 4-В12-4
В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» разъяснено, что в случае, если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1862. Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 04 апреля 2017 г. по делу № 33-3849/2017
Если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1863. Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2016 г. по делу № 33-24034/2016
Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
1864. Решение Курганского областного суда от 13 октября 2014 г. по делу № 21-193/2014
Как установлено судьей первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО в нарушение требований ст. 209, 212 ТК РФ не провело аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Привлекая юридическое лицо ООО к административной ответственности, временно исполняющий обязанности начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда исходил из того, что бездействие ООО выразилось в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда, что является нарушением трудового законодательства. На основании доказательств, имеющихся в материалах дела, судьей сделан правильный вывод о том, что в действиях ООО содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Для установления компенсаций до проведения аттестации рабочих мест работодатель не вправе использовать информацию об условиях и оплате труда работников на их прежних рабочих местах
1865. Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 сентября 2014 г. по делу № 33-2927/2014
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах, то есть на местах, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой.
Таким образом, для установления компенсаций до проведения аттестации рабочих мест работодатель не вправе использовать информацию об условиях и оплате труда работников на их прежних рабочих местах.
Надлежащим предоставлением информации о месторасположении рабочего места будет являться сообщение об адресе, где работник фактически осуществляет трудовую деятельность
1866. Апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2015 г. № 33-15407/15
В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, надлежащим предоставлением информации о месторасположении рабочего места будет являться сообщение об адресе, где работник фактически осуществляет трудовую деятельность.
Судом установлено, что 20.02.2014 года Т. ответчиком ГБУ ТЦСО был дан исчерпывающий ответ на аналогичное заявление от 23.01.2014 года о предоставлении информации о результатах аттестации ее рабочего места. Понятие «рабочее место» социального работника разъяснялось истцу неоднократно. Так, Т. была ознакомлена с уведомлением под роспись, в котором сообщается, что в соответствии с Трудовым договором рабочее место истца расположено по адресу: …
1867. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2015 г. № Ф07-7313/15 по делу № А05-9557/2014
В силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ предусмотрено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Для уяснения понятия рабочего места следует руководствоваться Сводом правил по проектированию и строительству СП 12-133-2000 Положения о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, введенном в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от 31.03.2000 № 26, определяющим классификационные признаки рабочих мест, в том числе стационарные или нестационарные – по характеру технического оснащения и расположения рабочих мест в пространстве (п. 6.2).
Понятия «место работы» и «рабочее место» различны
1868. Апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 26 февраля 2016 г. по делу № 33-696/2016
Место работы и рабочее место работника – разные понятия.
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются в целях возмещения работнику повышенных нагрузок
1869. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2010 г. по делу № А65-27977/2009
В ст. 210 ТК РФ указан самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления такой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.
Компенсации в целях профилактики профессиональных заболеваний и в счет возмещения вреда, причиненного здоровью работника, не входят в систему оплаты труда и не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами
1870. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2010 г. № КА-А40/1651-10 по делу № А40-26334/09-1 1 7-101
Выплаченные заявителем своим работникам суммы за осуществление деятельности на рабочих местах с вредными (тяжелыми) условиями труда являются компенсациями, которые не подлежат обложению НДФЛ, страховыми взносами на ОПС в силу закона (ст. 164, 210, 219 ТК РФ, ст. 217, 238 НК РФ).
1871. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2011 г. № Ф09-11206/10-С2 по делу № А07-7194/2010
Коллективным договором общества, соглашением по охране труда предусмотрено право работников налогоплательщика на установление повышенных размеров оплаты труда за счет соответствующих доплат и надбавок, с которых удерживается ЕСН и НДФЛ, а также и на получение компенсации за работу в тяжелых, вредных, опасных и особо опасных условиях труда, которые не облагаются ЕСН и НДФЛ в порядке ст. 217, 238 [Налогового] кодекса.
1872. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2009 г. № А56-9660/2009
С учетом того, что производимые заявителем выплаты за тяжелую работу или работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к заработной плате (предусмотренных ст. 146, 147 ТК РФ), являются компенсационными в смысле, придаваемом ст. 164 ТК РФ, выводы судов о том, что указанные выплаты не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ, как не подлежат начислению на них и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, следует признать обоснованными и соответствующими нормам п. 3 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, а также п. 2 ст. 10 Закона [от 15.12.2001] № 167-ФЗ.
1873. Кассационное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 сентября 2011 г. по делу № 33-5755/2011
Компенсационные выплаты, установленные ответчиком в соответствии с положениями ст. 164, 210, 219 ТК РФ, не входят в систему оплаты труда, а представляют собой компенсации в целях профилактики профессиональных заболеваний и в счет возмещения вреда, причиненного здоровью работника.
Соблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда является юридической обязанностью работодателя и распространяется на все организации без исключения
1874. Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 июля 2017 г. по делу № 21-1080/2017
Ст. 211 ТК РФ установлено, что соблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда является юридической обязанностью работодателя, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и не ставится в зависимость от личного усмотрения работодателя.
1875. Решение Архангельского областного суда от 15 июня 2017 г. по делу № 7р-379/2017
Соблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда является юридической обязанностью работодателя, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и не ставится в зависимость от личного усмотрения работодателя.
Работодатель должен так организовать трудовой процесс, чтобы исключить возможность неблагоприятного воздействия производственных факторов на здоровье работников или снизить уровень их воздействия до значений социально допустимого риска
1876. Решение Верховного Суда Республики Коми от 15 июня 2016 г. по делу № 21-419/2016
В соответствии с положениями [ч. 2 ст. 211 ТК РФ] работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска.
1877. Апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 октября 2012 г. по делу № 33-8497/2012
Ответчик [работодатель] в силу закона обязан создавать безопасные условия труда как для работающих сотрудников, так и для лиц, которые в будущем могут быть приняты на работу по трудовому договору.
Установление коллективным договором организации дополнительных обязанностей работодателя по охране труда допустимо
1878. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июля 2010 г. по делу № А72-16506/2009
В соответствии с положениями коллективного договора предприятие обязуется проводить за счет собственных средств обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников. Заявитель возмещает всем вновь принятым работникам, а не только категориям, указанным в ст. 213 ТК РФ, стоимость оплаченных ими за свой счет медицинских осмотров, что не противоречит положениям ст. 212 ТК РФ, поскольку такая обязанность установлена коллективным договором общества.
Работодатель обязан создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника
1879. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 мая 2017 г. по делу № 33-4797/201 7
Трудовое законодательство предусматривает в качестве основной обязанности работодателя обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, то есть создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника.
1880. Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 29 марта 2017 г. по делу № 33-2012/2017
Трудовое законодательство предусматривает в качестве основной обязанности работодателя обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, то есть создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника (ст. 212 ТК РФ).
1881. Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 марта 2017 г. по делу № 33-1812/2017
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя.
То есть трудовое законодательство предусматривает в качестве основной обязанности работодателя обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, то есть создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника.
Работодатель обязан осуществлять контроль за соблюдением работником требований безопасного осуществления работ
1882. Апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда Иркутской области от 18 декабря 2013 г. по делу № 33-10301/13
Причинами несчастного случая на производстве согласно акту о несчастном случае на производстве признан недостаточный контроль за соблюдением требований безопасности на рабочем месте, необеспечение безопасными условиями труда в нарушение ст. 212 ТК РФ.
Работодатель обязан обеспечить работников необходимыми средствами защиты от посягательств со стороны третьих лиц и безнадзорных животных
1883. Апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 марта 2013 г. по делу № 33-2268/12
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Судом правильно установлено, что в соответствии с изложенными нормами трудового законодательства работодатель обязан во всех случаях создать такие условия труда, которые бы исключали возможность причинения вреда жизни и здоровью работников.
Таким образом, возлагая на работника обязанность по охране вверенных объектов, работодатель обязан обеспечить работников необходимыми средствами защиты от посягательств со стороны третьих лиц и безнадзорных животных.
Вне зависимости от выдачи работникам смывающих средств на руки, работодатель обязан обеспечить наличие мыла при умывальниках
1884. Апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 19 апреля 2017 г. по делу № 33а-2695/2017
Действующим СП 2.(п. 5.4) предписано в производственных помещениях оборудовать умывальники, которые должны быть обеспечены моющими средствами и средствами для сушки рук.
Исполнение ответчиком п. 5 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010
№1122Н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда») не исключает его обязанности обеспечивать в санитарно-бытовых помещениях котельных наличие моющих средств и средств для сушки рук.
Обязанность работодателя по проведению медицинских осмотров. Работодатель обязан согласовать с Роспотребнадзором поименный список лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам
1885. Решение Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 31 октября 2013 г. по делу № 12-2108/2013
Как следует из представленных материалов, в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 7 Порядка проведения предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателем не определен контингент и не составлен поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении государственным инспектором труда вынесено постановление о признании генерального директора ООО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Работодатель не обязан оплачивать предварительный медицинский осмотр кандидату на будущие трудовые отношения
1886. Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 16 сентября 2013 г. по делу № 33-19376/2013
Исходя из этого судебная коллегия приходит к выводу, что судом дано ошибочное толкование норм материального права, поскольку приведенные выше положения ст. 212 и 213 ТК РФ не обязывают работодателя оплачивать предварительный медицинский осмотр кандидату на будущие трудовые отношения.
Обязанность работодателя по проведению инструктажа по охране труда. Инструкция по охране труда должна содержать подписи разработчика и специалиста по охране труда
1887. Кассационное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 11 августа 2011 г. по делу № 33-2714
Факт того, что в инструкциях по охране труда отсутствуют подписи разработчика и специалиста по охране труда, не оспаривался ответчиком.
Поскольку разработка инструкции по охране труда для работников должна осуществляться с учетом требований ст. 212 ТК РФ, согласно которой обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда производится прежде всего в соответствии с разработанной инструкцией, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие указанных подписей является обязательным для установления соответствия инструкций по охране труда требованиям закона.
Срок пересмотра работодателем утвержденных инструкций по охране труда в ст. 212 ТК РФ не установлен
1888. Решение Ивановского областного суда от 30 сентября 2015 г. по делу № 21-253/2015
Действующим трудовым законодательством (ст. 212, 372 ТК РФ) не установлен срок пересмотра работодателем утвержденных инструкций по охране труда для работников.
Проведение устного инструктажа при наличии письменной инструкции недопустимо
1889. Апелляционное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2012 г. по делу № 33-2135/2012
Судебная коллегия отклоняет и ссылку апеллянта на проведение устного инструктажа по телефону непосредственно перед поездкой, поскольку ответчик не отрицал, что на предприятии была разработана письменная инструкция, при наличии которой устный инструктаж в силу приведенных норм недопустим.
Аттестация рабочих мест. Организация работ по охране труда подлежит сертификации
1890. Апелляционное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 23 января 2013 г. по делу № 33-165/2013
Сертификации в силу ст. 212 ТК РФ подлежит организация работ по охране труда, а не рабочие места, прошедшие аттестацию.
Никаких исключений из положений ст. 212 ТК РФ в части аттестации рабочих мест трудовым законодательством не предусмотрено
1891. Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 12 сентября 2013 г. по делу № 33-2666/2013
Суд пришел к выводу о том, что администрациями указанных в исковом заявлении сельсоветов не обеспечены безопасные условия труда, нарушены требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. При этом суд в решении указал, что действующим трудовым законодательством, в том числе и подзаконными актами, никаких исключений в части аттестации рабочих мест не предусмотрено.
Работодатель обязан проводить аттестацию только тех рабочих мест, где есть реальная вероятность причинения вреда здоровью работника
1892. Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 12 сентября 2013 г. по делу № 33-2678/2013
Работодатель в настоящее время должен проводить аттестацию не всех своих рабочих мест, а только тех, которые предусматривают выполнение определенных видов работ (трудовой функции), при осуществлении которых есть реальная вероятность причинения вреда здоровью работника.
Не подлежат повторной аттестации рабочие места, на которых по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными
1893. Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2013 г. по делу № 33-2335
Периодичность проведения аттестации для всех работодателей установлена общая – не реже 1 раза в 5 лет. Однако с 26 февраля 2013 года с учетом внесенных в Порядок проведения аттестации изменений не подлежат повторной аттестации рабочие места, на которых по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
Сплошная аттестация аналогичных рабочих мест не является обязательной
1894. Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2013 г. по делу № 33-2335
Не является обязательной сплошная аттестация аналогичных рабочих мест, то есть мест рабочих одной профессии, должности, характеризующихся:
• выполнением одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
• использованием однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
• работой в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
• использованием однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
• одинаковым расположением объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
• одинаковым набором вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени и одинаковой обеспеченностью средствами индивидуальной защиты.
Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права работников на безопасные условия труда
1895. Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда Забайкальского края от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-4314-2013
В результате непроведения аттестации нарушаются конституционные права лиц, работающих в указанных профессиях, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на пенсионное обеспечение по старости в том случае, если названные лица работают в тяжелых либо во вредных условиях труда.
Отсутствие аттестации рабочего места может лишить работника, работающего в тяжелых или вредных условиях труда, права на досрочное пенсионное обеспечение
1896. Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда Забайкальского края от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-4314-2013
Из дела видно, что в нарушение п. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, предусматривающего обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, в войсковой части не проведена аттестация рабочих мест по профессиям слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика.
В результате непроведения аттестации нарушаются конституционные права лиц, работающих в войсковой части в указанных профессиях, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на пенсионное обеспечение по старости в том случае, если названные лица работают в тяжелых либо во вредных условиях труда. Отсутствие аттестации рабочего места может лишить работника, работающего в тяжелых или вредных условиях труда, права на досрочное пенсионное обеспечение, т. к. результаты аттестации рабочего места являются подтверждением условий работы лица, претендующего на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Для проведения аттестации работодатель должен заключить соответствующий договор с независимой аккредитованной аттестующей организацией
1897. Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2013 г. по делу № 33-2335
Для проведения аттестации работодателю необходимо заключить соответствующий договор с независимой от него аккредитованной аттестующей организацией, после чего приказом создать аттестационную комиссию (в составе представителей работодателя, аттестующей организации, выборного органа работников или первичной профсоюзной организации и специалиста по охране труда) и утвердить график проведения аттестационных мероприятий.
Ответственность работодателя за нарушение ст. 212 ТК РФ. Работодатель, не обеспечивший безопасность и условия труда на производстве, является субъектом ответственности за вред, причиненный работнику
1898. Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 февраля 2015 г. по делу № 33-1173/2015
Суд правильно исходил из того, что ответчик как работодатель, должным образом не обеспечивший безопасность и условия труда при исполнении истцом трудовых обязанностей, является субъектом ответственности за вред, причиненный истцу.