Стоял последний летний день. Воробьёва Юлия ехала в автобусе учиться в чужой город. В голове у неё мелькали мысли: «Я, наверное, сошла с ума. Куда я еду? Зачем? Для чего? В чужой незнакомый город, который вообще не знаю». Девушка задумчиво смотрела в окно, за которым проносились луга и поля, светило яркое солнце на синем безоблачном небе. Мимо менялись одна за другой деревни, паслись стада на лугах. Скоро всё это стало превращаться в другие картины. Она подъезжала к большому городу.
Автобус подъехал к автовокзалу, Юля вышла и, взяв свой чемодан, пошла к шлагбауму. Достала телефон, вызвала такси и стала ждать. Она рассматривала многоэтажные дома, которые стояли напротив вокзалов (рядом находился ещё и железнодорожный вокзал), смотрела, как по дороге едут автобусы, машины. Наконец-то подъехало такси. Водитель помог положить её чемодан в багажник, спросил адрес колледжа и они поехали. Девушка разглядывала улицы города, которые быстро мелькали перед глазами. Таксист долго не мог найти, по какой дороге лучше доехать, спрашивал у неё, а она-то, откуда знала?
– Это что же за день сегодня выдался такой! – выругался водитель. Девушка подумала про себя: «Бедный таксист, в придачу ко всему он еще, наверное, надорвался с моим чемоданом». Проплутав какое-то время среди улиц, они наконец-то подъехали к колледжу, который располагался на горе. Она расплатилась и вышла из машины.
Оглядевшись по сторонам, желания учиться у неё заметно поубавилось. Она взяла чемодан и пошла к входу. Какая-то женщина, которая также входила в колледж, помогла ей вкатить его в помещение к лифту. «Как хорошо, – подумала Юля, – что здесь есть лифты, а то, как бы я тащила эту тяжесть по лестнице?» Когда она поднялась на третий этаж, её встретила комендант и проводила в комнату, в которой девушке предстояло прожить весь учебный год. Там уже были другие девчонки. Они познакомились, представились друг другу. Юля расстегнула замок у чемодана и принялась раскладывать вещи по полочкам в шкаф. Затем она отправилась на шестой этаж к сестре-хозяйке.
– Здравствуйте, – поздоровалась она, когда вошла.
– Здравствуй, – ответила ей сестра-хозяйка, – сейчас я выдам тебе постельное бельё, полотенце и покрывало. Ты на кого учиться будешь?
– На изготовителя художественных изделий из дерева, – ответила девушка.
– Понятно. Сейчас я запишу все твои данные. Каждую неделю, по понедельникам, второй и третий этажи меняют постельное бельё, не забывай. Вот, поставь сюда свою подпись, распишись. А сколько времени тебе придётся учиться?
– Десять месяцев.
– Это не так уж и много.
Юля взяла комплект с постельным бельём, покрывалом и полотенцем и отправилась обратно в свою комнату. Она разложила свои вещи по местам и оглянулась. Здесь ей предстояло прожить почти целый год. Подойдя к окну, девушка раскрыла его и выглянула наружу. Её лицо обдал прохладный осенний ветер. Бедная, она даже не подозревала, через что ей придётся пройти в этом учебном заведении, что придётся пережить. Впереди была другая жизнь, полная страданий, боли и слёз.
На следующий день начались занятия. Все знакомились друг с другом. Преподавательницу звали Елена Григорьевна. Она стала вести основные предметы, которые были связаны с резьбой по дереву. В мастерской было много деревянных изделий. На стенах висели резные панно, выполненные рельефной резьбой, декоративные доски, на которых были геометрические орнаменты. Стояли маленькие столики, также выточенные из дерева. Имелись скульптуры различной величины. В самом центре мастерской располагались столы, которые имели освещение и были оборудованы специально для работы резчиков. Сбоку, вдоль стен мастерской стояли станки.
Колледж имел высоту в семь этажей. Столовая, в которой завтракали, обедали и ужинали студенты, была пристроена к нему отдельно. Рядом имелось футбольное поле. На территории, прилегающей к колледжу, были клумбы с цветами, вдоль дороги тянулись подстриженные кустарники. Весной, когда всё вокруг расцветало, здесь цвели черёмуха, яблоньки, кусты сирени.
Юлия была хорошей девушкой, скромной, немного стеснительной; у неё были светло–русые волосы, голубые глаза, средний рост. Она трудно сходилась с людьми, держала их на расстоянии, не допускала слишком близко в свою жизнь. Так её научила мама: не доверять людям, не открывать им сильно душу, потому что никогда не можешь знать, чем это всё закончится. Она практически ни с кем не общалась.
Однажды девушка ехала в лифте. Рядом стояли рабочие этого колледжа. Когда лифт остановился, туда вошёл какой-то мужчина пожилого возраста. Он поздоровался с ней, она не обратила на него внимания, подумала, что он с рабочими мужиками разговаривает о чём–то. Он поздоровался ещё раз, громче. Она обернулась. Он смотрит на неё и говорит:
– Здравствуйте!?
Юля стоит и думает: «Господи, и чего только он ко мне пристал? Что ему надо? Ненормальный».
– Девушка, Вас, что, не научили здороваться со старшими?! – спросил он довольно грубым громким голосом. – Сколько Вам лет?
– Двадцать два, – ответила Юля.
– Вам двадцать два и за двадцать два года Вас не смогли приучить здороваться со старшими? Ты хоть знаешь, кто я?
– Нет, – помотала в недоумении головой девушка.
– Не важно, знаете Вы меня или нет, но со всеми, кто работает в этом учебном заведении, кто старше Вас, Вы обязаны здороваться! Сейчас же идём к руководителю отделения! Что это такое? Студенты не приучены здороваться! Если их в других местах не смогли к этому приучить, то тогда пусть здесь научат! – и с этими словами он нажал на кнопку лифта. Лифт остановился на третьем этаже и он, схватив Юлю за руку, вывел её. В это время по коридору как раз шла руководитель отделения Людмила Викторовна.
– Людмила Викторовна! – крикнул он ей.
– Что случилось? – спросила она.
– Что это такое? Студенты этого колледжа не приучены здороваться со старшими! У меня убедительная к Вам просьба, научите их этому! Что это за студенты такие тут учатся, которые собственного директора не знают?! – почти прокричал он и направился по коридору к лестнице.
– Юля, в этом заведении такие правила, – проговорила Людмила Викторовна, – со старшими студенты обязаны здороваться, независимо оттого, знают они их или нет. А ты должна регулярно посещать линейки, они ведь проходят в учебное время, а не в свободное от занятий. Я тебя не буду ругать. Если бы ты ходила на линейки, то знала–бы этого человека. Ну, теперь ты его знаешь – это наш директор, – проговорила Людмила Викторовна и важно удалилась.
«Впечатляет, и как только он меня не убил от злости. Рабочие и те перепугались, они такими испуганными глазами смотрели на него, когда мы ехали в лифте, – думала про себя девушка, идя в кабинет на занятия. – А на линейки я всё равно ходить не буду, там так скучно и неинтересно».
Стоял осенний холодный вечер. Юля гуляла на улице возле общежития колледжа. Под ногами шуршали опавшие листья. «Я никогда бы раньше не подумала, что всерьёз окажусь в этом месте, и вот, теперь я здесь». Девушка направилась к колледжу.
Войдя в комнату, она почувствовала запах табачного дыма. Её соседка по комнате Русина, постоянно курила в туалете. На третьем этаже общежития жили только девчонки. В каждой комнате имелась ещё одна крошечная комнатка, в которой находился туалет и раковина, где они могли умываться утрами и даже стирать свои вещи в выходные от занятий дни. Ванная и душевая на весь этаж были общими и находились под замком и прежде чем помыться, нужно было пойти к воспитателям для того, чтобы они записали в журнал фамилию, время и дали ключи, либо же пошли и открыли сами.
Девушке не нравилось, что Русина курит, но она молчала. Ведь запах табачного дыма попадал и в комнату. Самой соседки там не оказалось. Эта девочка была из детского дома, ей было семнадцать лет и поведение её оставляло желать лучшего. Юля переоделась, выпила чаю и прилегла отдохнуть. Она задумчиво разглядывала комнату, в которой жила.
Вдруг в дверь ввалилась Русина. Она была, мягко говоря, не совсем трезвая, шаталась.
– Юля, – проговорила она, – закрой быстрее дверь на ключ. Никого не впускай и никому не открывай, даже воспитателям, кто бы ни стучался, – с этими словами она свалилась на кровать.
– Юля, помоги мне раздеться!
Девушка подошла к ней и встала в недоумении, не зная, что же делать дальше. Вдруг Русина закричала:
– Принеси мне ведро! Быстрей!
Юля вообще ничего не поняла. «А ведро-то ей, зачем вдруг понадобилось?» Она принесла ведро. Та схватила его и её стошнило. Затем девушка помогла ей раздеться и тоже легла спать.
На следующее утро все только и говорили о том, что произошло накануне вечером. Оказывается, что у кого-то из студентов был день рождения, поэтому в колледж они пришли пьяные. Их заставляли писать объяснительные на имя директора. На уроке физкультуры однокурсник Юли Костя, спросил у неё:
– Ну и как? Сильно тебе вчера досталось от Русинки? Пришлось повозиться, наверное? Она пока до колледжа дошла, вся вывалялась в грязи и в придачу ко всему, ещё и в канаву свалилась. Если учесть, что на улице был дождь.
– Лучше не напоминай. А я думала: и откуда у неё вся одежда в глине и в ботинках листья вдруг оказались? – и с этими словами девушка принялась крутить велотренажёр.
Однажды ночью она проснулась от странных звуков и стала всматриваться в темноту комнаты, пытаясь разглядеть в ней хоть что–то. Когда она повернула голову в сторону кровати своей соседки Русины, то заметила там какую–то постороннюю тень. Тень эта показалась ей знакомой. Присмотревшись, Юля узнала одного парня, который учился в этом же колледже. Она отвернулась, заткнула уши руками и невольно затаила дыхание. Ей было страшно. Девушка с парнями не общалась, у неё никогда не было ни друга, ни молодого человека и поэтому её страх можно было понять. Спустя какое–то время в комнате воцарилась тишина, судя по всему, этот парень ушёл. Девушка с облегчением вздохнула. «Слава тебе, Господи, – подумала она, – я чуть было не умерла от страха».
В эту же ночь ей снова пришлось проснуться от тех же самых странных звуков. На этот раз в комнате оказался другой парень. «Это уже слишком, – подумала Юля, – это не девочка, а просто свинья какая–то. И с какой только помойки её откопали?». Девушка решила обо всём рассказать воспитателям.
На следующий день, вечером, когда на смену пришли воспитатели, она пошла к ним и всё как есть рассказала. Одна из них сказала ей, что они будут решать этот вопрос с педагогами и психологами, а другая, выйдя вместе с нею в коридор, сказала девушке следующее:
– Ты сама попробуй поговорить с Русинкой. Скажи ей, что если она хочет привести парня, то пусть для этих целей снимает где-нибудь в городе квартиру, а сюда не приводит. Девушка взорвалась:
– Значит, она будет водить ночами мужиков, всех подряд без разбору, а я же должна поговорить с ней?! А Вы–то тут тогда на что? Это несправедливо! Это Ваша обязанность, Вы здесь работаете воспитателями, а не я! Сами и разговаривайте! Я, наверное, тоже живу в этой комнате! И мне абсолютно не всё равно, что подумают окружающие! Я не буду жить вместе с ней в одной комнате! Куда хотите её туда и девайте!
Юля проплакала всю ночь. Для неё было дико такое поведение Русины. У девушки возникло такое чувство, что она проснётся рано утром, соберёт свой чемодан и уедет домой. Утром она позвонила маме. Мать ей ответила:
– Представь, что ты приехала домой. И что дальше? Что ты будешь делать дома? Чем заниматься? Приедешь и скажешь, что будешь звонить туда, чтобы обратно вернуться? Сама подумай только. Не обращай ни на кого внимания. Это твоя жизнь и это тебе надо, а не им. Кому ты хуже сделаешь? Им, что ли? Да им–то и подай Бог. Ты уйдёшь – другие придут. Им–то какая разница? Сама подумай только!
– Да – протянула девушка, – никуда я не поеду. Придётся всё терпеть.
С учёбой у Юли проблем не было. Она училась на пятёрки и четвёрки. Как считала она сама, это потому что не было школьной программы. Среди предметов не было ни математики, ни физики, ни химии, ни всего остального. Были лишь такие предметы, которые касались самой деревообработки. Ей нравилось вырезать из древесины. У них были свои инструменты: ножи-косяки, ножи-резаки, стамески – полукруглые и крутые. Инструменты им привёз мастер, который занимался их изготовлением и продажей. Преподавательница его знала и попросила у него под заказ изготовить определённое количество инструментов для студентов этой группы. У девушки хорошо получалось вырезать. Лучше всех в группе. Когда учащиеся выполнили очередную работу, то однокурсник Витя сказал другой девушке Кате, которая также училась в этой группе:
– Мне нравится, как у Юли сделано.
– У неё всегда всё получается лучше всех, – ответила та.
Юля слышала их короткий разговор. Он заставил её задуматься. «Странно, – подумала она, – почему они так считают? Допустим, вырезать у меня и в самом деле получается лучше всех в группе, тут я ничего не скажу, но то, что у меня вообще именно всё получается лучше всех – тут я не согласна. Я так не считаю. Мне кажется, что у меня очень многое совсем не получается. Просто всё очень даже плохо. А ещё психолог, Надежда Николаевна, которая работала в этом колледже и к которой студенты могли обращаться по волнующим их вопросам, сказала однажды:
– Ты знаешь, что тебе завидуют? У тебя всё лучше всех получается. Ты сделаешь что-нибудь и у тебя сразу пятёрка, а другие делают, у них не получается, они переделывают чтобы хоть тройку получить. Юля тогда ещё подумала: «Сейчас–бы я стала завидовать кому-нибудь. А то делать мне больше было бы нечего. У каждого своя жизнь, каждому своё. Кому–то одно, кому–то другое. Кому–то – всё, а кому–то – вообще ничего. Это жизнь такая. У каждого своя судьба. И не стала бы я никому завидовать. Мне это вообще не интересно».
Но как, ни крути, а девушка стала чувствовать, что некоторые, окружающие её люди, относятся к ней не доброжелательно. Это касалось и студентов и взрослых, среди преподавателей. Не все, конечно. Были и такие, которые относились к ней хорошо, и от чистого сердца желали добра.