Материальный мир – это оздоровительное учреждение, образовательная система, в котором душа проходит обучение в определённых «телах» – полях деятельности.
Согласно «Бхагавад-гите», физическое тело, в котором душа пребывает, является одним из полей её деятельности. «Верховный Господь сказал: “Сейчас Я вкратце расскажу тебе о поле деятельности, о том, из чего оно состоит, каким изменениям подвергается, откуда возникает, кто является знающим поле и какое влияние он оказывает на поле» (13.4) «Это тело, о Сын Кунти, называют полем, а того, кто знает тело – знающим поле» (13.2). Комментарий Бхактиведанты Свами: «Попавшая в материальное пространство душа ищет материальных наслаждений и в соответствии со своей способностью наслаждаться получает определенное материальное тело – поле деятельности – кшетру.
Ту душу, которая не отождествляет себя с полученным ею телом, именуют кшетра-гьей, «знающим поле». Понять разницу между полем (телом) и знающим поле (знающим тело) совсем нетрудно. Каждый знает, что его тело в течение жизни, от младенчества до старости, претерпевает множество изменений, но, несмотря на это, он остается той же неизменной личностью. Иначе говоря, знающий поле деятельности отличен от самого поля.
Мы пользуемся разными вещами – например, одеждой и т. д., но при этом никогда не путаем себя с ними. По аналогии с этим, немного поразмыслив (воспользовавшись своим разумом), мы сможем также увидеть разницу между собой и материальным телом. Я, вы и каждый, кто владеет телом, являются знающими поле деятельности (кшетра-гья), а само тело – это кшетра, поле деятельности».
«Знай же, о потомок Бхараты, что, пребывая в каждом из тел, Я также знаю их, и что понимание природы тела и знающего тело называется ЗНАНИЕМ. Таково Мое мнение» (Б.Г.13.3). Комментарий: «Приступая к изучению тела и знающих тело (души и Парам-атмы, – Высшей Души), мы обнаружим три объекта исследования: это Господь, живое существо и материя. На каждом поле деятельности, в каждом теле, находятся две души: индивидуальная душа и Всепроникающий Разум.
Поскольку Космический Разум (Сверхдуша, Параматма) – часть сознания Высшей Личности, Бога, Господь говорит здесь: «Я также обладаю знанием, но не об одном теле, а обо всех телах. В каждом из них Я пребываю как Сверхдуша (Космический разум)». Живое существо знает собственное тело, но его знание не распространяется на другие тела. Однако Верховная Личность Бога, пронизывающая все тела в своем аспекте Космического Разума, знает все обо всех телах. Господу известны все тела во всем разнообразии их видов и форм.
Так, подданный может досконально знать принадлежащий ему клочок земли, но царю известно все, что происходит не только у него во дворце, но и на земле каждого из его подданных. Подобно этому, живое существо владеет только одним телом, а Верховному Господу принадлежат все тела. Царь – главный собственник земли в государстве, а подданные – всего лишь арендаторы. Точно так же, Верховный Господь является главным собственником всех тел. Верховный Господь знает как все тела, так и каждого их владельца. Понимание разницы между полем деятельности, знающим это поле, и Тем, Кто Знает Каждое Поле Деятельности, называется подлинным знанием. Это объясняется в Шветашватара Упанишад (глава 1 текст 12).
То, что в человеческом обществе называется смертью – это всего лишь смена поля деятельности вечной души.
На пути к совершенству мы проходим здесь обучение в трех основных энергоинформационных системах, – в трех телах:
1) в физическом теле, которое мы видим в зеркале
2) в теле социума – в общественном организме
3) в теле Вселенной, – в Вират-пуруше – в космическом теле, которое является материальным проявлением Всевышнего.
Все эти три тела связаны друг с другом голографическим принципом – то есть, все они работают по одним и тем же законам, по одним тем же принципам, что отражено в восточных учениях как связь микро- и макрокосмоса.
Если быть более точным – эти три тела, в которых душа проходит духовное обучение (обучение гармоничному взаимодействию с другими в любви) – это различные уровни единой энергоинформационной системы. Именно поэтому в них действуют одни и те же законы.
Так же, как в человеческом теле появляются различного рода болезни, заводятся паразиты, когда в нём нарушается обмен веществ из-за изменения баланса pH, – так и в общественном организме из-за нарушения правильных отношений между людьми вследствие искажения систем жизненных ценностей появляются общественные паразиты, множество социальных болезней: внебрачные связи, аборты, коррупция, терроризм, преступность всех видов.
Поскольку духовная жизнь – это жизнь отношений, а духовный прогресс – это прогресс отношений, главное обучение душа проходит в теле социума. А так как все эти тела – части Единого Целого, – единой системы, то изменение отношений между людьми влияет как на физическое здоровье человека, так и на его окружающий мир.
Из этого следует простой и легко доказуемый бесконечным количеством способов вывод, который я, чтобы отдать дань уважения своим папе и маме, «скромно» назвал «социальной теоремой Усанина»:
«Всё, что отношения улучшает – улучшает физическое наше здоровье, а всё, что отношения ухудшает – разрушает здоровье.
То же – на уровне общественного организма: всё, что отношения между людьми улучшает – полезно для государства и общества, а всё, что здоровые отношения между людьми разрушает – опасно для государства, для любых видов сообществ».
Например, алкоголь и наркотики отношения разрушают. Подавляющее количество преступлений совершаются под влиянием алкоголя, и большая часть разводов связаны с ним же. Поэтому алкоголь разрушает здоровье. То же самое можно сказать про наркотики. Они разрушают здоровые отношения всех уровней. Поэтому они разрушают здоровье.
Учёные отмечают, что подавляющее количество заболеваний (если не все) – болезни психосоматического характера, которые возникают из-за негативных эмоций: жадность, злость, зависть, эгоизм, ревность, гнев, корысть и т. д.
Всё это – эмоции, которые разрушают здоровые взаимоотношения между людьми. Поэтому они разрушают здоровье.
Например, гнев «бьёт» по печени (поэтому если человек на кого-нибудь сердится, злится – он говорит: «он у меня в печёнках сидит!»). Уныние, обида на жизнь, на судьбу, на других ведут к онкологии.
О том, что болезни являются следствием плохих черт характера вследствие неправильного (потребительского) отношении к жизни и к людям, говорят и древнейшие знания, и светила современной науки.
«Здоровье человека не в сердце, не в почках, или спине. Суть человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку» – М.М. Пришвин.
«Низкая духовность наряду с другими причинами ведет к упадку личности, а в конечном итоге – к болезням» – В.М.Бехтерев.
«Любая болезнь начинается на уровне ума (проявляясь в виде той или иной черты характера), и затем, по мере развития, отражается на физическом теле»