Проанализировав информацию из своих интервью, Келтнер смог сформулировать примерный список основных ситуаций и явлений, которые способны вызывать у нас чувство трепета. Он назвал этот список «Восемь чудес жизни»:
1) поступки, в которых проявляется сила, мужество и доброта других;
2) коллективное движение, например в танцах или командном спорте;
3) созерцание природы;
4) музыка и пение, в роли как исполнителя, так и слушателя;
5) визуальное искусство, скульптура и архитектура;
6) столкновение с мистическим и религиозным;
7) наблюдение за рождением и смертью;
8) осознание большой идеи или прозрение.
Кроме того, оказалось, что чаще всего мы испытываем трепет, когда находимся среди близких по духу людей, чьи взгляды, ценности и стремления разделяем. Причем не столь важно, принимаем ли мы непосредственное участие в событиях или наблюдаем со стороны. Эмоционально мы в любом случае становимся соучастниками происходящего и, как следствие, ощущаем свою принадлежность к чему-то важному. И получаем подтверждение того, что каждый из нас – часть большого целого: семьи, общества, культуры, мировой истории.
Удивительно, что самый богатый источник трепета – люди, которые нас окружают, их мысли, идеи и взгляды, поступки и результаты их труда. Как показало исследование Келтнера, около 95 % ситуаций, вызвавших трепет у опрошенных, – это акты мужества, помощи и жертвенности, совершенные окружающими их людьми. Человек, спасший незнакомца от сердечного приступа; родители, воспитывающие неизлечимо больного ребенка; прохожий, остановивший ограбление или драку, – все эти люди внушают трепет.
Один из участников исследования рассказал о своем опыте переживания трепета, вспомнив замечательную историю из детства: «Я, мой брат и наш друг отправились на лодке порыбачить в заливе. Мы забросили сети, но одна из них зацепилась за риф. Наш друг прыгнул в воду, чтобы освободить сеть, но вдруг начал тонуть. Тогда мой брат прыгнул следом, пытаясь спасти его. Но он не был хорошим пловцом, и когда друг за него ухватился, оба пошли ко дну. Я не знал, что делать, не мог даже закричать, чтобы позвать на помощь. Мое горло перехватило, и я только плакал. Но тут