Если ваша цель, долговременное партнерство, стратегия добиться одностороннего преимущества любой ценой – не для вас. Ведь, как бы вы ни были искусны в обмане, скрыть свои негативные эмоции очень трудно.
«Почему? – спросите вы. – Для меня нет проблемы изобразить искренность!». Но вы упускаете из виду один маленький факт: люди неосознанно воспринимают чужие эмоции, особенно негативные. Все это происходит на подсознательном уровне. Поэтому оставьте весь негатив, идя на переговоры с клиентом, иначе он ни за что вам не поверит.
Ко всему прочему, скрытые намерения человека и его эмоциональное состояние проявляются в его действиях: походке, жестах, мимике, речи. И все это воспринимает ваш клиент. Контролировать эти проявления сложно, так как они управляются на подсознательном уровне. Естественно, возникает вопрос: почему сложно контролировать скрытые намерения?
Как известно, мы воспринимаем информацию из внешнего мира по трем каналам:
➲ визуальному;
➲ аудиальному;
➲ кинестетическому.
Визуальная информация связана с восприятием всего, что мы видим: форма, яркость, цвет, объемность. Если мы в ходе общения с человеком наблюдаем его жесты, мимику походку, осанку, мы воспринимаем визуальную составляющую информации. Это невербальные проявления контакта.
Аудиальная информация – это все, что мы воспринимаем на слух: громкость, темп, ритм, тональность, тембр. В общении это прежде всего речь человека, которая состоит из двух составляющих: вербальной (смысл слов) и аудиальной информации.
Кинестетическая информация связана с восприятием ощущений от прикосновений, запаха и вкуса.
Исследователи процесса восприятия информации получили поразительный результат. При общении составляющие информации воспринимаются партнером в следующих пропорциях:
➲ визуальная – 55 % – язык мимики и жестов;
➲ аудиальная – 38 % – интонация речи;
➲ вербальная – 7 % – смысловая, специальная информация.
Когда мы говорим, мы прежде всего думаем, что необходимо сказать. Но поразительно, что 93 % информации передается в это же время по двум другим каналам: аудиальному и визуальному. Наши жесты, мимика и позы тела, ритм, тональность, темп и громкость нашего голоса передаются собеседнику. И именно они определяют, как будет воспринят смысл нашего сообщения на глубинном уровне сознания слушателя. А мы даже не задумываемся о том, какую информацию передаем по первым двум каналам, а часто просто и не осознаем этого факта.
Таким образом, важно не то, что мы говорим, а то, как мы говорим.
Мы достаточно хорошо можем управлять вербальной информацией. А вот аудиальной и визуальной информацией управлять не всегда удается. Это связано с тем, что ими неосознанно, то есть минуя сознательный контроль, управляют наши эмоции. Вы можете даже не заметить, что ведете себя агрессивно, вызывающе или проявляете подавленность.
Задумайтесь над фактом: клиент, разговаривая с вами, на подсознательном уровне сопоставляет смысл ваших слов и невербальную информацию, полученную по визуальному и аудиальному каналу, и формирует свое представление о вашем истинном состоянии. Если информация противоречива, то у клиента появляется ощущение дискомфорта, он интуитивно чувствует недоверие.
Именно по этим причинам установление контакта – это очень важно, и начало продажи может повлиять на весь ход вашей презентации. Правильно начав продажу, вы сможете уменьшить сопротивление и расширить свои возможности.
Если нет контакта, то практически наверняка не удастся полноценно осуществить этап прояснения потребностей клиента. Скорее всего, на ваши попытки задать любые вопросы (для прояснения – что именно вы можете предложить именно этому клиенту), вам ответят нечто типа: «Вы предлагайте, что у вас есть, а я решу – надо мне это или нет». Хорошо, если ассортимент предлагаемых вами товаров или услуг представлен не более чем пятью позициями, тогда «предложить что есть» действительно возможно, а если ваш прайс-лист содержит десятки, сотни и даже тысячи позиций?
Торговая презентация без установления контакта, как правило, также неэффективна и зачастую вызывает значительные возражения со стороны клиента. Связано это с тем, что без установления нужной атмосферы клиент слушает вашу информацию вполуха (в лучшем случае) и не сильно вникает в суть вашего предложения. Например, возражения типа: «Нам ничего не нужно», «У вас все дорого», «У меня нет времени» и прочие, означают, что вашу презентацию реально не услышали, и настоящий их смысл – «Вы мне не нравитесь».
Наконец, этап достижения договоренности без предварительно установленного контакта с клиентом также практически обречен на провал. Если вы не понравились на первой встрече, то вряд ли с вами захотят встречаться еще раз.
Но почему же частенько не налаживается контакт? Причин может быть несколько. Все зависит от того, что и кому вы предлагаете.
Во-первых, а почему контакт должен складываться? Возможно, до вашего появления клиент жил – не тужил, худобедно дела его шли, какие-то поставщики у него были, и если и было что-то, чем он был недоволен, то это не настолько омрачало его размеренное существование, чтобы всерьез озаботиться решением этой проблемы. И тут появляетесь вы со своим предложением. Что может означать ваше предложение для клиента? Что надо изучать новые прайсы, привыкать к новым (вашим) правилам платежей, согласовывать сроки и время привоза товаров, переставлять товар на полках, и т. п. В любом случае, это дополнительные затраты времени, сил, может быть, каких-то ресурсов, и совсем не факт, что эти затраты оправдаются. Текущее положение дел может быть и не идеально, но по меньшей мере понятно, чего от него ждать, и оно не требует никаких дополнительных усилий. А ваше появление означает угрозу уже сложившемуся течению событий и вызывает естественное сопротивление!
Во-вторых, уверены ли вы, что вы пришли вовремя? Возможно, именно сегодня уважаемому клиенту жутко некогда, и именно на этот день (или на этот час) он наметил какое-то важное дело, или ожидает особо знатного гостя, или сейчас собирается уходить, и прочее.
В-третьих, как вы думаете, какой вы сегодня по счету «гость», который что-то предлагает? Если вы пришли десятым по счету, и ваши предшественники не отличались ни приятностью манер, ни интересностью предложения, то негативное отношение клиента к ним естественным образом будет спроецировано на вас.
Да и мало ли еще различных причин найдется?!
Таким образом, можно уверенно констатировать, что, если клиент не демонстрирует горячего желания пообщаться с вами, это его совершенно естественная и нормальная реакция, и вы должны к этому быть морально готовы.
Для того чтобы понять, как же устанавливать позитивный контакт, разложим его на составляющие и разберем каждую по отдельности.
Едва вы вошли и сказали первые пару фраз, клиент «считывает» информацию и составляет свое какое-то первое впечатление о вас. Из чего же оно складывается? Как правило, сначала оценивается ваш внешний вид, затем ваша манера себя вести и говорить, и лишь потом человек начинает вслушиваться в содержание вашей речи.
Внешний вид. Ваш внешний вид можно считать идеальным, если, посмотрев на вас, в голову приходит такая мысль: «У него (нее) все OK!» С вами быстрее захотят вести дело, если своим видом вы будете производить впечатление скорее успешного человека, нежели неудачника.
Как нужно быть одетым? Джинсы, кроссовки, любимый свитер или шерстяная кофточка и прочие предметы одежды «на каждый случай» будут намекать на тот неприятный факт, что в таком виде вы ходите и к клиентам, и на дискотеку, и в гости… Успешные же люди, как правило, имеют не только универсальную одежду, но и костюмы «по случаю». И для торгового представителя или менеджера традиционный вариант такой «специальной» одежды – это деловой классический костюм, разумеется, идеально вычищенный и выглаженный.
Впрочем, возможны отклонения от этого правила, но только тогда, если в среде клиента категорически не принято одеваться в классический костюм. В таком случае вам лучше одеться так, как у клиента считается обычным. Однако если вы сомневаетесь в правильном выборе – отдавайте предпочтение классике. Лучше выглядеть чуть более консервативно, чем слишком выделяться, причем в любую сторону!
Посмотрите на себя в зеркало и постарайтесь объективно оценить – что думает клиент при виде вас? Оцените свою одежду, обувь, прическу, макияж, и если вам понравилось не все – внесите необходимые изменения!
Манера себя вести. О чем могут сообщить клиенту, например, сгорбленные плечи, многочисленные мелкие движения рук, бегающие глаза? Совершенно точно, все это вряд ли будет способствовать установлению атмосферы доверия. Поэтому помимо соблюдения элементарных правил этикета, колоссальное значение имеют так называемые невербальные особенности нашего поведения, к которым мы отнесем осанку, жестикуляцию, мимику, взгляд.
Осанка. Распрямленная спина сообщает о спокойствии, уверенности в себе, позиции уважительного равноправия с партнером по общению. Если мы сутулимся, то сразу начинаем производить впечатление неуверенного в себе человека, которому легко отказать и которым можно как угодно управлять. Напротив, «грудь колесом» может быть воспринята как демонстрация своего превосходства, агрессия.
Как проверить свою осанку? Сначала просто встаньте в привычную для вас позу и отметьте про себя, как вы стоите. Затем начните пододвигаться спиной к стене, пока не упретесь в нее. Чем уперлись? Если ягодицами, то, скорее всего, вы сутулитесь. Если затылком, то вы избыточно «перегибаетесь». Считается, что осанка хороша, если при привычном для вас положении тела вы коснетесь стены одновременно ягодицами, лопатками и затылком.
Жестикуляция. По движению наших рук зачастую собеседник делает о нас какие-то выводы (в том числе не всегда соответствующие действительности). Очень мелкие жесты кистями рук или пальцами сообщают о нервозности, иногда воспринимаются как свидетельство неискренности, нечестности. Слишком широкие жесты «от плеча» свидетельствуют об избыточной патетике говорящего, стремлении приукрасить то, о чем он говорит. Если жестикуляция совершенно отсутствует, то говорящий производит впечатление бесчувственного «оловянного солдатика». Если же жестикуляция однообразна и какой-то жест повторяется постоянно, то это начинает раздражать.
Как улучшить свою жестикуляцию? Попросите своего коллегу (а лучше – не одного) изобразить присущие вам жесты. После того как справитесь с возмущением и поборете желание сказать ему «А ты сам…», запишите то, что не понравилось ему и вам и после каждой встречи отмечайте в своем блокноте, как вы сами оцениваете, есть ли какие-то изменения. Как правило, если начать осознанно обращать внимание на какие-то свои привычки, то очень скоро они изменяются в нужную нам сторону.
Мимика. Выражение лица способно сделать привлекательным самое некрасивое лицо и, наоборот, красивого человека сделать отталкивающим. Богатая мимика говорит зачастую больше слов. По напряженности лица мы догадываемся о волнении собеседника или, наоборот, о его спокойствии. Научившись управлять мышцами лица, вы сможете в значительной степени влиять на то впечатление, которое производите.
Что для этого нужно? Для начала «почувствовать» каждую мышцу. Уйдите в комнату, где вас никто не увидит (туалет подойдет), и начните… гримасничать. Сначала просто для того, чтобы «разогреться». Потом попробуйте заметить, какие мышцы задействуются при той или иной эмоции. Изобразите озабоченность, запомните это ощущение на лице. Сделайте радость, удивление, восторг. Постарайтесь каждой мышцей ощутить, как ваше лицо «показывает» состояния сомнения, интереса, уверенности.
Затем, попробуйте работать каждой мышцей по отдельности. Улыбнитесь сначала только губами, потом только глазами. Теперь точно так же – по отдельности – «разложите по мышцам» уверенно-заинтересованное лицо и… зафиксируйте это ощущение, запомните его, чтобы в любой нужный вам момент вы смогли его мгновенно воспроизвести!
Вряд ли вам нужна на лице постоянная голливудская улыбка. И не только потому, что она выглядит неубедительно, если не укомплектована соответствующими зубами, но и потому, что российский менталитет не считает ее уместной повсеместно. Именно поэтому доброжелательно-уверенное лицо – этакая полуулыбка Моны Лизы или Будды – будет воспринято гораздо лучше.
Взгляд. Не случайно говорят: «Глаза – зеркало души». Ничто не способно сказать о человеке так много, как его глаза. «Потупленный» взгляд производит впечатление виноватости, подавленности и сообщает о готовности человека занимать ведомую позицию. Глаза, которые «бегают», говорят о нечестности человека и вызывают сомнение в правдивости сообщаемой им информации. Жесткий пронзительный взгляд дает возможность его обладателю занять доминирующее положение в общении, но производит отталкивающее впечатление.
Визуальный контакт с человеком сообщает о вашем желании общаться с ним, о вашем интересе к нему, о желании решать его, а не только свои проблемы. Открытый взгляд располагает и служит важнейшей составляющей позитивного контакта.
Заинтересованный взгляд сочетается с соответствующей мимикой, поэтому, если вы уже освоили гримасу заинтересованности, то… просто добавьте чуть приподнятые брови и раскройте глаза чуть пошире. Что касается продолжительности взгляда, то считается, что не менее половины времени общения партнер должен видеть ваши глаза. Чтобы ваш взгляд не выглядел назойливым, наметьте точку у него на лбу и смотрите на нее. Переводите свой взгляд с лица собеседника на какой-то близкий предмет, находящийся между вами (это может быть некий документ, буклет, прайс-лист и пр.), и иногда – чуть вдаль. Древний секрет обольстительного взгляда «в угол – на нос – на предмет» применим и на деловой встрече!
Во время визита к клиенту у вас есть всего несколько мгновений, чтобы настолько завладеть его вниманием, чтобы он захотел отложить на время свои текущие дела и уделил нам несколько минут. Что же и как вы должны говорить? Как должен звучать ваш голос? Какими должны быть ваши первые слова?
Сначала рассмотрим, как вы должны говорить.
Темп. Все люди говорят в разном темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Безусловно, у каждого своя комфортная скорость речи, и можно сказать, что ей вполне соответствует индивидуальная скорость слушания, поэтому считается, что наиболее комфортная для слушателя скорость вашей речи —соответствующая его скорости. Для того чтобы ее определить, необходимо просто послушать, насколько быстро говорит клиент. Если вашей встрече предшествовал телефонный звонок, то вы уже имеете возможность судить о том, как говорит человек. Если же вы пришли без предварительного звонка и возможности пообщаться с клиентом до этого у вас еще не было, то поначалу будет совершенно оправданной умеренная скорость речи, а услышать, как говорит собеседник, вы сможете, если будете делать периодические паузы.
Тембр и высота голоса. Вне зависимости от того, каков ваш голос от природы, голос может звучать звонче или глуше, более или менее высоко. Когда вы в хорошем настроении – ваш голос звучит более задорно; в то же время в конце трудного дня ваш голос безошибочно будет выдавать вашу усталость. Кроме того, слишком звонкий голос может быть охарактеризован как «юношеский»; про обладателей глухого голоса могут сказать: «бывалый» или даже «прожженный».
Вы не можете изменить свою, данную вам природой, высоту голоса, однако в пределах доступного вам диапазона вы можете говорить более или менее высоко. Голос звучит более убедительно и уверенно, если вы используете нижние ноты, доступные вам.
Самое лучшее, что можно сделать для выработки приятного голоса, – это записать свою речь на диктофон, после чего прослушать запись. Сразу, как только очнетесь от шока по поводу услышанного, проанализируйте: что бы вы подумали об обладателе такого голоса? Насколько звучание такого голоса располагает к общению? Что можно было бы изменить? Найдите свое оптимальное «бархатное» звучание и запомните его.
Громкость. Слишком тихий голос может вызвать раздражение партнера по общению: ведь ему придется прислушиваться к вашим словам, ценность которых для себя он пока не считает высокой. Помимо этого, обладатель слишком тихого голоса будет воспринят как неуверенный человек.
Если же вы говорите избыточно громко, это может вызвать раздражение собеседника – что это он, дескать, и на каком основании раскричался?
Так же как и о темпе речи, можно сказать, что у каждого своя комфортная громкость общения. Именно поэтому громкость должна быть достаточной для того, чтобы быть услышанным и быть воспринятым как уверенный в себе человек, но не более того. Для этого необходимо говорить чуть-чуть громче, чем клиент.
Интонационная окраска. Бесцветный, эмоционально неокрашенный голос, скорее всего, укажет клиенту на то, что вы сейчас воспроизводите не более чем заученный текст, который вы произносите за сегодняшний день уже не первый десяток раз. Монотонный голос лишает общение элемента индивидуальности, некоей персонифицированной направленности. Тем самым вы лишаете клиента возможности почувствовать свою особенную важность для нас. И немудрено, что клиент отвечает вам тем же, а именно отказом.
Как добавить своему голосу богатство интонаций? Вспомните, как в школе вас заставляли учить стихи. От вас требовали не только запоминания текста, но и чтобы вы читали стихи «с выражением». Именно это самое «выражение» и необходимо добавить в вашу речь. Попробуйте записать презентацию своей компании на бумагу, а затем, работая с диктофоном, прочитать ее сначала абсолютно монотонно, а затем – избыточно-выразительно. Побывав в этих двух крайностях, вам легко будет найти ту самую «золотую середину», которая придаст вашему голосу нужную интонационную окраску.
Обсудив как, давайте обсудим что,