У вас в руках шестая книга из серии «Транспортное планирование». В этой монографии предпринята попытка формально описать процесс хранения автомобиля, его остановки и стоянки, а также самого объекта (участка земли или искусственного сооружения), на котором такая стоянка возможна.
Процесс паркования (стоянки, размещения, паркирования) транспорта и его хранения широко и разносторонне обсуждается в обществе. Эти обсуждения проходят совершенно на разных уровнях – как среди специалистов, так и среди обычных автолюбителей, владельцев транспортных средств. Каждый из участников этого обсуждения по-своему понимает термин «парковка»: или как объект, или как процесс остановки и стоянки автомобиля. Понимание и обсуждение отдельных вопросов паркования транспорта происходит на неком голословном уровне, когда в ходе обсуждения стороны не совсем четко формулируют отдельные понятия, критерии оценки объекта или процесса, а доверяются некоей внутренней логике. Отсюда возникают слабо формализованные, но при этом не менее концептуальные постулаты и формулировки о проблемах паркования транспорта, нехватки парковочных мест, а также более глубокие оценки таких процессов, как как услуга паркования транспорта, необходимость и достаточность этой услуги, доступ к местам паркования, оплата доступа к услуге, а также права и ответственность субъектов, вовлекаемых в процесс паркования транспорта.
В книге формализованы и систематизированы как сами термины и определения, характеризующие процесс паркования, так и принципы организации парковочного пространства на территории крупного города. На основе оптимизации распределения транспортного спроса по территории города с использованием методов математического моделирования ставится и решается задача нахождения оптимального количества мест паркования транспорта на различных городских территориях с учетом природно-ресурсных ограничений. Многие положения и идеи данной книги явились продолжением диссертационного исследования автора на тему «Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города». В качестве примера реализации парковочной концепции и отдельных ее элементов был выбран город Пермь как наиболее успешный пример реализации парковочной политики в городах, а также внедрения платного парковочного пространства в отдельном муниципальном образовании.
Автор выражает признательность руководителю Муниципального казенного учреждения «Пермская дирекция дорожного движения» Максиму Леонидовичу Кису за помощь в подготовке данной книги.