Для обеспечения функционирования транспортной системы в местах стыкования двух и более видов транспорта устраивают транспортные узлы. Транспортный узел – это совокупность технических средств, служащих для реализации транспортных процессов, в местах стыкования двух и более видов транспорта (рис. 3.1).
Транспортные узлы играют важную роль в организации смешанных, комбинированных перевозок и включают в себя как технические средства, так и элементы перевозочного процесса. Роль транспортного узла в перевозочном процессе заключается в следующем:
1) в транспортных узлах концентрируется основной объем сортировочной работы, сосредоточенный в грузовом районе с мощным путевым хозяйством и погрузо-разгрузочными и сортировочными устройствами;
2) транспортные узлы занимают важное место в организации и совершенствовании работы различных видов транспорта.
Рис. 3.1. Транспортный узел
Техническое оснащение пунктов взаимодействия видов транспорта во многом определяет эффективность работы транспортной системы в целом. Основным требованием к мощности технических устройств является соответствие их пропускной и перерабатывающей способности заданному объему работ.
В транспортном узле указываются следующие виды работ и услуг:
– перевалка грузов и пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой;
– организация маршрутов доставки грузов;
– обслуживание транзитных потоков;
– транспортно-экспедиционная и коммерческая работа;
– таможенное оформление;
– хранение грузов.
Транспортные узлы можно классифицировать следующим образом:
1) по числу взаимодействующих видов транспорта можно выделить железнодорожно-автодорожные (г. Челябинск), железнодорожно-водно-автодорожные (г. Москва, Санкт-Петербург, Омск) и водно-автодорожные узлы (г. Якутск);
2) по расположению узлов в транспортной системе бывают узлы транзитные и конечные. Транзитные узлы преимущественно обслуживают транзитные потоки грузов и пассажиров. В конечных узлах транзитные потоки отсутствуют. Конечные узлы располагаются вблизи морей, крупных рек и высокогорья (г. Архангельск, Владикавказ). Они имеют небольшое число примыканий железнодорожных линий и автомобильных дорог с выраженным характером конечных потоков пассажиров и грузов. Конечные узлы обслуживают, как правило, небольшие города;
3) по схемам транспортных сетей различают следующие транспортные узлы:
– тупиковые, с отсутствием сквозных магистралей, располагаются, как правило, в конечных пунктах;
– радиальные, не имеющие кольцевых соединений. Транспортные магистрали подходят к узлу в виде лучей. Радиальные узлы наиболее характерны для крупных городов (г. Ярославль, Нижний Новгород). В них железные и автомобильные дороги сходятся лучами-радиусами к одному району города или к одному району сходятся железнодорожные линии, а к другому – автомобильные дороги. В радиальных транспортных узлах железнодорожные линии могут располагаться по радиальной, треугольной или крестообразной схеме;
– продольные, обслуживающие магистрали, вытянутые в длину на значительном расстоянии. Транспортные узлы, вытянутые в длину, характерны для районов со сложными топографическими условиями, на берегах больших рек и морей (г. Волгоград). Эти узлы обслуживают города, вытянутые в длину, а подходы железных и автомобильных дорог в них расположены в противоположных концах. Такие узлы образуются в местах слияния сходящихся железнодорожных линий на подходах к городу. В них сооружаются несколько последовательно расположенных станций, обслуживающих пути необщего пользования и выполняющих работу по поездообразованию. При проектировании узлов, вытянутых в длину, необходимо предусматривать примыкания линий, обеспечивающих минимальные угловые поток;
– кольцевые, имеющие одну или несколько кольцевых дорог;
– полукольцевые, связанные линиями полукольцевого типа. Радиально-полукольцевые узлы больших городов, обычно расположенных на берегах морей и крупных рек, имеют одно кольцо или несколько полуколец (г. Санкт-Петербург), а радиально-кольцевые узлы крупных городов – несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города (г. Москва). Такие узлы удобны в эксплуатации, обеспечивают равномерность удаления транспортной инфраструктуры от центра города;
– комбинированные узлы представляют собой сочетание рассмотренных выше схем. Чаще всего встречаются узлы, которые включают: тупиковый железнодорожный и радиальный автодорожный узлы с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожный узел с параллельными ходами и радиальный автодорожный узел; железнодорожный узел, вытянутый в длину, или с параллельными ходами и радиальным автодорожным узлом;
4) по экономико-географическому признаку узлы бывают сухопутные и расположенные на берегах рек и морей;
5) по расположению транспортных устройств транспортные узлы подразделяются на: однокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта; однокомплектные с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта и многокомплектные комбинированные.
Однокомплектные транспортные узлы обслуживают малые, средние или большие города компактной формы. Они имеют одну объединенную станцию, где сосредоточены все транспортные сооружения, промышленный район, обслуживаемый этой станцией, и совмещенный железнодорожно-автодорожный вокзал. В больших городах в однокомплектных узлах возможно разделение пассажирских и грузовых районов. Многокомплектные узлы характерны для крупных и крупнейших городов. Они имеют несколько промышленных районов с обслуживающими их грузовыми станциями, одну или несколько сортировочных станций, объединенный пассажирский район с самостоятельными вокзалами для видов транспорта и остановочные пункты железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.
Транспортные узлы одного типа могут видоизменяться и принимать схему другого типа.
Транспортный узел могут характеризовать следующие особенности:
– единая цель функционирования всех видов транспорта;
– ускорение доставки грузов и передвижения пассажиров;
– сложность функционирования и протекающих процессов (взаимодействие различных видов транспорта, погрузка, выгрузка, сортировка, хранение грузов и т. д.);
– возможность деления на подсистемы, функционирование которых направлено на достижение общей цели;
– наличие системы управления, обеспечивающей интенсивное использование технических средств;
– высокая пропускная способность и минимальные затраты.
В транспортных узлах присутствуют различные виды ресурсов. Часть ресурсов специализирована по видам транспорта и используется для выполнения соответствующей технологической операции.
Задача планирования и управления в транспортном узле состоит в том, чтобы найти такое распределение универсальных производств между видами транспорта, при котором эксплуатационные затраты будут минимальными.
Рис. 3.2. Транспортно-пересадочный узел
Задачи оптимизации взаимодействия разных видов транспорта условно можно разделить на три группы:
1) задачи упорядочивания обслуживания подвижного состава различных видов транспорта и различных видов типа одного вида транспорта;
2) задачи распределения подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов;
3) задачи планирования завоза и вывоза груза с пунктов взаимодействия и обслуживания клиентуры.
Одним из разновидностей транспортных узлов являются транспортно-пересадочные узлы. Транспортно-пересадочный узел – узловой элемент транспортной инфраструктуры города, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта, а также между различными линиями одного вида транспорта.
Транспортно-пересадочные узлы классифицируются по трем признакам:
– виды пересадок, реализуемые в узле, делятся на два типа: внутрисетевые и межсетевые;
– роль транспортно-пересадочного узла в системе транспортной инфраструктуры города или региона: узлы могут быть межрегиональными, региональными, городскими, районными и локальными;
– суммарная величина пассажирообмена в транспортно-пересадочном узле. Пассажирообмен транспортно-пересадочного узла – количество пассажиров, совершающих посадку и высадку на остановочных пунктах, входящих в состав данного транспортно-пересадочного узла, в течение определенного периода времени (рис. 3.2).
1. Что называется транспортным узлом?
2. В чем заключается роль транспортного узла в перевозочном процессе?
3. Какие виды работ и услуг представлены в транспортном узле?
4. По каким признакам классифицируются транспортные узлы?