Введение

Солнце наконец-то садится.

Свечи мерцают в подсвечниках, установленных в мокрых листьях, собранных на краю круга. Дело происходит на набережной. Сквозь тополя и дубы все еще слышен городской шум. Вдалеке шумят моторы и сирены, сливаясь в единый звук, на фоне которого жужжат насекомые и порхают летучие мыши, пробудившиеся с приходом темноты. Это единственный островок зелени посреди асфальтных дорог, уличных фонарей и кирпичных зданий, возведенных людьми. Его легко не заметить, хоть он и расположен на видном месте. Часть города, но в то же время нет. Серединка на половинку.

Подходящее место для магии.

Листья аккуратно сметены, так что видна темная почва и сплетенные корни. В центре круга расположен низкий округлый алтарь, и две свечи отбрасывают тени на таинственные предметы. Мотки тонкой веревки напоминают змей. Мерцание стали напоминает мигание глаз. Отражающая поверхность блюда, наполненного водой. Непонятные глиняные статуэтки, кажется, вырастают в мигающем свете, пробуждая ощущение безвременья. Это что-то новое, но в то же время древнее. Манящее и пугающее. Удивительное, но в то же время очень знакомое и располагающее.

Между деревьями движутся фигуры в мантиях, которые выходят к кругу света, окружая алтарь. Несколько мгновений тишины позволяют им ощутить пространство и войти в его ритм. Внезапно, обменявшись всего одним взглядом, они позволяют мантиям распахнуться и соскользнуть с их тел. Отблески огня на обнаженной коже, теплой, несмотря на ночную прохладу. Фигуры начинают слаженно двигаться и напевать низкими голосами, призывая силы этого пространства. Вибрируют звуки призыва богов Викки, проходящие сквозь века и поколения по нити силы, передаваемой от круга к кругу.

И вот, наконец, наш дом.

Я, «Фоксфайер» и культ ведьм


За двадцать лет может произойти многое. Викка, которую я практикую сегодня, отличается от той, которую я изучала, взяв в руки свою первую викканскую книгу, присоединившись к своему первому чату «Америка онлайн» и заведя страницу на «Голосе ведьм»[2]. Я была еще подростком, очарованным чем-то, что казалось мне волшебным и подлинным. Я думала, что это может изменить мою жизнь, и так и произошло, хотя изменение было постепенным и тесно связанным со всеми прочими глубинными изменениями, которые происходят во время взросления. В шестнадцать, жадно прочитав все книги Сильвер Равенвольф и Скотта Каннингема, я была уверена, что узнала о ремесле[3] все, что только возможно. Я поступила так, как многие поступают в юном возрасте, и стала наставницей для других. Я читала лекции другим подросткам на онлайн-форумах. Я настаивала, что являюсь «старой душой». Я с легкостью раздавала советы, просили меня о том или нет. Что и говорить, я была весьма высокомерна (вообразите менее самокритичную и более самодовольную Гермиону Грейнджер на первом году обучения). Я даже начала писать книгу, яростно строча на старом ноутбуке своего отца. Это должна была быть вводная книга по Викке – мой собственный ответ на «Юную колдунью или магию для тинейджеров» Сильвер Равенвольф, написанную подростком. Я много работала и написала более 20 000 слов, пока не началась учеба в колледже.

Разумеется, приблизительно в это время я постепенно начала понимать, что фактически мне было известно далеко не все, что можно знать о Викке. Я открыла для себя онлайн-магазин eBay и купила свои первые экземпляры «Колдовства сегодня» и «Значения колдовства» Джеральда Гарднера. Это были глубокие, витиеватые и непонятные книги. Я не узнавала в них свою Викку, хотя они и казались мне важными. В них было описано больше, нежели свечи в моей комнате и нескончаемый поток приевшихся кругов и публичных ритуалов. Это был секретный ведьмовский культ. Я также впервые встретила других виккан – людей, которые занимались этим дольше меня и действовали иначе. Я стала читать больше, и это были книги, недоступные мне раньше. Я больше не чувствовала себя вправе писать свою книгу или отвечать на вопросы новичков в Интернете. Мне было неуютно, но я была полна надежд. Легко заскучать, когда думаешь, что уже все знаешь.

Я постепенно росла, продолжая читать и экспериментировать. В конце концов, когда мне стало понятно наверняка, что в книгах описано далеко не все, и все книги начали сливаться в одну, я стала искать учителя и ковен. Это было нелегко. Я совершала много ошибок, не раз мне доводилось разочаровываться, и много ночей было проведено в размышлениях о том, правильно ли я действую. Однако все это научило меня намного большему, чем я могла вообразить в шестнадцать лет в своем незрелом высокомерии. Когда я отказалась от убеждения, что мне уже известно, что такое Викка и что она может предложить, тогда и началось мое настоящее обучение.

Сегодня я верховная жрица ковена в гарднерианской традиции Викки. Этот ковен, «Фоксфайер», стал результатом тяжелой работы: было пролито много слез и проделано множество магических усилий. Большая часть моей жизни связана с практикой ремесла: обучение учеников, организация кругов, практика магии, проведение исследований по нашей истории, изучение других видов колдовства[4] и, как обычно, написание текстов. Уже более десяти лет я веду блог о своем участии в Викке. Я окончила отделение религиоведения в одном из крупнейших университетов и представляла свою академическую работу по колдовству на национальных научных конференциях. Я публикую статьи, записываю видео для YouTube, провожу семинары на языческих фестивалях и знакомлюсь с самыми разными ведьмами и язычниками[5]. Лучше всего мне удается учиться, наблюдая за другими и слушая их истории, так что я постаралась сделать и свои истории доступными всем, кому они могут быть полезны. В них описаны мои падения, ошибки и сомнения, которые были ничуть не менее важны, чем успехи. В то же время мне нравится участвовать в разнообразных ведьмовских сообществах и за несколько десятилетий я много чего повидала.

Как я уже говорила, за двадцать лет может произойти много всего!

Как пользоваться этой книгой


Сейчас я пишу потому, что многое из того, что слышу, читаю и вижу в современных разговорах о Викке – в сети, в новых книгах и в колдовских сообществах – напоминает мне мои собственные подростковые догадки. Расцвет затворнической, эклектичной, «самодельной» Викки, по-видимому, завершился. Наши языческие сообщества не просто стали обширнее; они также стали более разнообразными и сложными. Викка часто служит отправной точкой на пути для многих язычников и ведьм, однако она может предложить намного больше, и это вполне доступно. Люди оставляют Викку слишком скоро или даже никогда не принимают ее в расчет. Иногда единственная причина этого состоит в том, что это «не их». Викка не подходит и никогда не подходила каждому, однако у иных возникает предположение, что Викке принципиально не хватает глубины, длительной истории существования, востребованности или саморефлексии. Если бы я остановилась там, где была в подростковом возрасте, когда считала, что мне уже все известно и я уже видела все, что только можно увидеть, мне, вероятно, пришлось бы согласиться с этим и самой уйти из Викки.

Тем не менее в поисках традиционного викканского ковена я узнала, что Викка, которую я изучала по книгам, это далеко не все. Возможно, это вообще не имело никакого отношения к реальности. Та Викка, которая поселилась в моем сердце, даже не упоминалась в большинстве обзоров и открытых дискуссий. Все, по-видимому, считали, что традиционные ковены прекратили свое существование, или попросту ничего о них не знали. То, что когда-то было центральным аспектом современного колдовства, казалось, постепенно исчезало. Когда другие ведьмы и язычники говорили о Викке (в особенности когда они говорили с пренебрежением), я не понимала, о какой Викке идет речь. Мне довелось многое слышать о том, как нерешительны виккане, произвольно выбирающие понравившихся богов из любой культуры без разбора. Периодически мне рассказывают о том, что виккане часто не практикуют магию и никогда не занимаются вредоносной или защитной магией (настоящее открытие для меня!). Отдельной тенденцией стало утверждать, что виккане вовсе не практикуют колдовство, а занимаются некой упрощенной смесью целительных техник «нью эйдж»[6] и самолечения, направленного на поддержание хорошего самочувствия. Виккане недалекие. Викка подходит только девочкам-подросткам (кстати говоря, приходилось ли вам замечать, как часто наша культура с презрением относится ко всему, что нравится молодым женщинам?). Викка – это язычество для начинающих. Викка уже не востребована. Викка – это колдовство «без когтей».

В разговорах о «настоящем» колдовстве я все чаще слышу, что виккане уже не принимаются в расчет. Частично это отражает необходимость дать место другим мнениям и другим традициям. Это совершенная правда, что некоторые виды Викки доминировали в языческой среде, вытесняя другие направления. Правда и то, что многие новички подходят к колдовству, считая, что, кроме Викки, ничего не существует, так что они неправильно понимают представителей других традиций. Нельзя также закрывать глаза на то, что некоторые виккане – настоящие дураки. Однако, я думаю, таких можно найти в любой группе людей.

Тем не менее самые громкие и известные голоса не обязательно самые типичные. Викка, которую вы видите на книжных полках, в мемах в сети и на открытых кругах, – это далеко не все. К большому сожалению, поскольку многие считают, что им уже все известно, существует не так много источников (по крайней мере, появившихся меньше двадцати лет назад) для тех, кто сохранил любопытство к традиционной Викке. Сложно разузнать о других точках зрения, услышать достоверные истории от современных практиков и узнать, как самому принять участие, если то, что вы услышите, окажется интересным.

Эта книга не обязательно сделает вас приверженцем традиционной Викки. Я считаю, что если вы искренни и целеустремленны, то найдете свой путь без принуждения и заманивания в ту или иную систему. Существует целый мир невероятных традиций колдовства и язычества, достойных изучения. Эта книга скорее может стать источником для тех, кто уже находится в поиске. Поиски – сложная задача, и большинство доступных опубликованных руководств уже устарели. Бывает не так просто выбрать свое направление. Эта книга также может оказаться полезна читателям, которым просто любопытно узнать о более старых формах Викки, и критикам, стремящимся узнать, есть ли в Викки что-нибудь стоящее, помимо популярных аспектов, описанных в базовых книгах, написанных за последние двадцать лет.

Здесь вы найдете практические советы по поиску, как от меня, так и от некоторых других последователей традиционной Викки, находящихся на разных ступенях практики. Вы найдете их рекомендации в разделах, озаглавленных «Из круга». Вы узнаете, как распознать здоровые, надежные ковены и избежать обмана. Вы научитесь обращаться за обучением и добиваться успеха во Внешнем дворе[7]. Также вы получите советы о том, что делать, если не удается найти ковен, если вы еще слишком молоды, чтобы встать на этот путь, или если сейчас у вас недостаточно времени на обучение. Будут подробно обсуждаться некоторые спорные вопросы, такие как посвящение, иерархия, работа без одежды, секс и проклятья.

Приглашаю задуматься о том, что, возможно, вы знаете о Викке меньше, чем полагаете. Если у вас есть ощущение, что Викка не ограничивается тем, что вам о ней рассказывали, что она глубже, чем то, что вам довелось о ней читать, и может предложить больше, чем тот опыт, который вы, возможно, получили во время открытых ритуалов или языческих праздников, я готова подтвердить ваши подозрения. Вы совершенно правы.

Загрузка...