Глава II История развития представлений о торможении поведения

В связи с детальным исследованием проблемы центрального торможения, внутреннего – выработанного и внешнего – генетически обусловленного, необходимо кратко рассмотреть развитие исследований этой проблемы в историческом плане.


Представление о торможения поведения в древности. Необходимость сдерживания чрезмерной или неуместной активности в жизни людей проповедовали многие великие умы древности. Так древнегреческий философ Демокрит (V–IV вв. до н. э.) утверждал, что человек должен поддерживать в себе состояние благодушия, которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Аристипп, также древнегреческий философ (V–IV в до н. э.), проповедовал необходимость самообладания в удовольствии: мудрецу следует наслаждаться удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. Эпикур (IV–III в до н. э. Греция) призывал человека соизмерять удовольствие, которое он получает, с возможными последствиями. Тит Лукре́ций Кар (I до н. э.) – римский поэт и философ, считал, что целью жизни человека должна быть атараксия (греч.) – безусловное спокойствие духа.


Торможение поведения как естественнонаучное понятие. Одним из первых, кто конкретно ввел в психологию понятие (еще не термин) о торможении поведения, следует считать Р. Декарта (1596–1650 гг., французский естествоиспытатель, математик и философ). Он говорил о том, что собаку можно научить изменять свое поведение. Так, исходно собака, видя куропатку, бросается к ней, чтобы схватить, а услышав громкий звук выстрела, убегает. Однако охотник обучает собаку при виде куропатки замирать, делать на нее стойку, а на выстрел из ружья не убегать, а бежать за подстреленной куропаткой и приносить ее охотнику. Декарт говорит: «Это полезно знать, чтобы управлять своими страстями. … так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то, очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей, и что люди даже со слабой душой могли бы приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями, если бы они приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими» (страстями) (Декарт, 1649, цит. по 1989). По мнению Б.Спинозы (1632–1677 гг., нидерландский философ), свобода есть свобода мудреца, познавшего необходимость поступать определенным образом и способного обуздывать свои страсти и желания, повинуясь голосу разума: «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством». Д. Локк (1632–1704 гг., английский философ) призывал педагогов расторгать неверные ассоциации учеников, т. е. понимал необходимость выработки торможения для этих неверных ассоциаций, естественно, еще не выделяя его как специфический процесс нервной системы. У. Джеймс (1842–1910 гг., американский философ) большое внимание уделял значению телесных признаков переживания эмоций и связи переживания с силой этих эмоций. Он приходит к выводу, что, если не дать возможности сильного развития телесных составляющих, то интенсивность эмоции снизится.

Загрузка...