Необходимость четкого понимания значения воспитания торможения поведения, как для отдельных личностей, так и для общества в целом, отчетливо выступает при чтении работ русского философа Н. Бердяева: «Народ достоин гражданской зрелости, когда он научается управлять собой. Свобода и есть, прежде всего, способность к самоуправлению. Управлять другими, управлять целой страной могут лишь те, которые научились управлять собой, своими мыслями и чувствами, своей собственной стихией. Лишь те могут установить порядок в стране, которые установили порядок внутри себя, привели в порядок собственную волю и направили ее к высшей цели… Свобода не означает произвола, не означает, что каждый может делать, что ему в голову взбредет. Свобода предполагает уважение всякой человеческой личности, признание ее неотъемлемых прав, бережное отношение к собственности и к чужой человеческой душе… Свобода невозможна без дисциплины, без самообуздания и самоограничения, без подчинения себя той истине, которая и делает человека свободным» (Бердяев, 1996, с. 96–97). О том же и примерно в те же годы говорил и русский естествоиспытатель И. П. Павлов. Весной 1918 года в Петрограде он прочел три публичные лекции «Об уме вообще и о русском в частности». Выдержки из этих лекций имеют прямое отношение к проблеме торможения поведения: «Основной закон нервной системы – тот, что она состоит из двух половин, из проявления деятельности раздражения, или свободы в широком смысле, и проявления деятельности задерживания, торможения, или дисциплины, узды. Вне этого нет жизни… Если торможение упразднено, остается одно возбуждение, отсюда всякие эксцессы и в области желаний, и в области мысли, и в области поведения. Это есть проявление вольности, свободы без всякого участия другой половины жизни – дисциплины… Вы можете иметь нервную систему с очень слабым развитием важного тормозного процесса. Но после определенной практики, тренировки, на ваших глазах идет усовершенствование нервной системы, и очень большое» (Павлов, 1918).
Причиной глубокой озабоченности прогрессивных деятелей положением дел в России в годы революции 1917 г. было падение нравов, разгул преступности, противоправные действия и со стороны обычных людей, и со стороны новой власти (см., например, Бунин, 1990). Путь к восстановлению истинно человеческих отношений между людьми И. П. Павлов видел в развитии науки о работе человеческого мозга. В 1922 г. он писал: «…на этом пути (объективного исследования работы головного мозга) окончательное торжество человеческого ума над последней и верховной задачей его – познать механизмы и законы человеческой натуры, откуда только и может произойти истинное, полное и прочное человеческое счастье… Только… точная наука о самом человеке, – а вернейший подход к ней со стороны всемогущего естествознания, – выведет его из теперешнего мрака и очистит его от теперешнего позора в сфере межлюдских отношений» (Павлов, 1973, с. 12). С тех пор прошло без малого сто лет. Цель данного раздела нашей работы – систематизация фактического материала о современном состоянии «сферы межлюдских отношений» и обоснование необходимости детального исследования нейрофизиологического обеспечения торможения поведения, т. е. получения сведений, которые, как я полагаю, могут быть полезны педагогам, психологам, медикам для правильной организации воспитания и для профилактики и коррекции девиантного поведения.
Идеальная личность. Какими мы хотели бы видеть своих потомков? Прежде всего, они должны быть здоровыми, и телесно, и психически. Далее, они непременно должны любить жизнь во всех ее проявлениях. Необходимо, чтобы они хотели жить, чтобы осознали с ранних детских лет и на всю жизнь тот непреложный факт, что нет ничего более ценного, чем жизнь человека, и своя и других людей, ближних и дальних. Надо, чтобы они в своей жизни испытали счастье, выполняя основное предназначение людей – рождение нового человека, радость отцовства и материнства, радость осознания своего бессмертия в этом новом комочке жизни, радость увидеть свадьбы своих детей. Далее, наши потомки должны быть людьми творческими, тогда они могли бы свободно адаптироваться к окружающему миру, физическому, биологическому, социальному, умели бы вмешиваться в течение событий и активно менять его направление. А для этого необходимо, чтобы они обладали множеством знаний и умений и не растрачивали бы впустую данные им мгновения жизни. Такие люди будут жить с ощущением свободы и независимости от внешних обстоятельств, умея управлять собой и своими инстинктами, не поддаваясь манипуляции их сознанием. Великий русский писатель А. П. Чехов, детство которого было бедным и трудным, говорил о своем взрослом становлении: «Я по капле выдавливал из себя раба». Тяжко и унизительно быть рабом, неважно, чего и кого, других людей или собственных пагубных привычек. Самостоятельно мыслящему человеку присуще глубокое понимание процессов, движущих социальными силами, и чувство ответственности за все, что происходит вокруг (если не я, то кто же). Уверенность в своих силах и возможностях, осознание своей ценности и необходимости для других людей определяет любовь и уважение к своему социальному окружению и к человечеству в целом.
Реальная личность. А каковы мы сами и наши дети в реальности? Прежде чем разбирать особенности психики современных людей, необходимо обсудить те основы, которые определяют способность живых существ к выживанию. Эта способность обеспечивается, с одной стороны, как сейчас принято говорить, «кондиционированием», т. е. возникновением при необходимости новых форм поведения, соответствующих условиям среды. Но образуются эти новые формы на основе безусловных рефлексов и инстинктов, которые возникли вследствие приспособления вида к внешней среде на протяжении многих миллионов лет. Как утверждает учение о высшей нервной деятельности, ни животные, ни человек не рождаются с центральной нервной системой «tabula rasa», не начинают жизнь с чистого листа, хотя это представление почему-то приписывает школе И. П. Павлова К. Лоренц (Лоренц, 1998). Параллельно с изучением условных и безусловных рефлексов, И. П. Павлов, начиная с 1916 г., изучал инстинкты разного рода. Он называл их сложнейшими безусловными рефлексами и рассматривал как цепные безусловные рефлексы. Он считал, что рефлекторная природа инстинктов является несомненной. Примером инстинктов у животных, как и у людей, являются витальные инстинкты, диктуемые чувством самосохранения (голод, жажда, запасание продуктов питания на зимний период), зоосоциальные инстинкты, (для людей – социальные) – это инстинкты продолжения рода: ухаживание в брачный период, забота о потомстве, определение и охрана территории, необходимой для выживания и воспроизводства, иерархическое соподчинение, экономия сил и инстинкты саморазвития (игра, удовлетворение чувства любознательности и др.) (Симонов, 1993). С позиции потребностно-информационного подхода П. В. Симонова, личность есть индивидуально-неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных, идеальных) потребностей данного человека. Наиболее важной характеристикой личности является то, какие из этих потребностей занимают доминирующее положение. Личность формируется под решающим влиянием конкретной социальной среды, где генетически заданное и онтогенетически приобретенное находятся в сложных отношениях взаимозависимости. Личность – динамическая система. Цель воспитания человека в обществе – формирование определенного набора и иерархии потребностей, соответствующей ценностным ориентациям социума. Эта цель достигается: 1) непосредственным воздействием на сознание и подсознание субъекта и 2) через обеспечение субъекта социально приемлемыми способами и средствами удовлетворения своих потребностей (Симонов, 1993). Удается ли в итоге обществу в реальности создавать условия для решения проблемы воспитания личности, хотя бы приближенно соответствующей ее идеальному образу?
Здоровье телесное. Человечество справилось с множеством инфекционных заболеваний, хотя некоторые из них, например, туберкулез, СПИД, и др. еще угрожают каждому, даже в утробе матери. Но сердечно-сосудистые болезни, онкологические и другие, напрямую связанные с неправильным образом жизни, стрессом, с пагубными привычками, сокращают жизнь многих людей, превращают радость жизнеощущения в боль и страдания. Здоровьепсихическое
Здоровье психическое. Велика ли у нового поколения воля к жизни? По официальной статистике ежегодно в мире регистрируют случаи самоубийства более 1 100 000 человек. Число реальных самоубийств значительно превосходит эту цифру. Предполагается, что оно более 4 миллионов человек. 19 миллионов человек каждый год совершают неудачные попытки самоубийства. Суицид во всех странах неуклонно нарастает, в том числе детский (Статистика самоубийств, 2011). Суицид – чисто человеческая особенность поведения. Это – агрессия против самого себя, определяемая отсутствием воли к жизни, отсутствием сил, желания и умения противостоять невзгодам, собственным тревогам и страхам. Если для ухода из жизни в пожилом возрасте иногда есть веские причины, то рост суицида детей и подростков – явление уже совсем противоестественное. Детский суицид – это проявление индивидуализма, часто в порядке протеста против давления и контроля общества над личностью. Любому человеку необходим не только контроль, но и расширение возможностей с целью воспитания самостоятельной творческой личности с раннего детства. Обществу, где дети не хотят жить и не умеют справляться с трудностями иначе, как уходя от них в небытие, есть о чем задуматься.
Наркотики. Другая форма ухода людей от трудностей и забот, от необходимости преодолевать их и учиться управлять собой – это наркотики. Самый распространенный легальный наркотик – алкоголь. Потребление алкоголя постоянно растет, что приносит гибель пьющему, боль и страдания его близким и урон демографической ситуации. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть графики роста потребления спирта на душу населения и смертности в России. Полный параллелизм. Во времена антиалкогольной компании первой половины восьмидесятых годов прошлого века было резкое снижение потребления спирта и резкое снижение смертности населения. После ее отмены – снова постоянный рост того и другого. Основное влияние алкоголя на центральную нервную систему – торможение, а затем дегенерация клеток высших отделов головного мозга – новой коры и гиппокампа (см. Шульгина, 2008) и, соответственно, растормаживание отделов, реализующих примитивные низшие инстинкты. Отсюда прямая связь потребления алкоголя и рост преступности. Увеличение потребления алкоголя определяется высокой прибылью от его продажи вследствие существенной разницы между себестоимостью его производства и его цены на рынке. Т. Гайдар в своей книге «Гибель империи» писал, что одна из причин быстрого развала СССР – антиалкогольная компания и соответственно снижение доходов государства. У людей появилось много свободных денег и соответственно – возможность покупать машины, холодильники и прочие предметы быта. А Государство было не готово удовлетворять эти потребности. Нарастало социальное напряжение… (Гайдар, 2006).
Что касается других видов наркотиков, то, согласно выводам доклада Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН, 2011) за 2011 год, наркомафия постоянно предлагает новые продукты и открывает новые рынки. Самой распространенной нелегальной субстанцией является марихуана. Ее выращивают практически во всех странах мира и курят до 190 млн. человек. Но даже марихуана постепенно сдает позиции по сравнению с синтетическими наркотиками. Именно наркомания последние 5 лет продолжает оставаться основной причиной распространения СПИДа и ВИЧ-инфекции (Наркомания, мировая статистика, 2012). Для людей, принимающих наркотики, характерна эмоциональная глухота. У них возникает патологическая доминанта, вначале подкрепляемая желанием «кайфа», а затем необходимостью «погасить тоску», пополнить запасы наркотика, который встроился в обмен веществ организма наркомана. Согласно учению А.А.Ухтомского, доминирующая мотивация затормаживает все чувства, реализация которых несовместима с ее разрешением (Ухтомский, 1966, 1978). Последствия приема наркотиков: «снижение общей активности и защитных функций организма, дистрофия внутренних органов, общее и нервное истощение, тяжелые заболевания печени и почек, сердечнососудистой системы, потеря воли, психозы, слабоумие… Максимальный срок жизни наркомана – 15 лет» (Наркотическая зависимость или наркомания, 2012).
Другая форма ухода от реального мира – это компьютерные игры. Нельзя отрицать пользу компьютерных игр и вообще общения нового поколения людей со все новыми достижениями электроники. Однако во всем необходимо чувство меры. Чрезмерное увлечение компьютерными играми поражает почти каждую семью, где есть дети и подростки. И взрослые часто не остаются в стороне. Неумеренное увлечение этими играми – двойное зло. С одной стороны, они вызывают отчуждение между людьми. Их виртуальный красочный мир, где можно побыть полководцем, миллионером и даже властелином мира, для многих ярче, интереснее действительности и окружающих людей. С другой стороны, для коммерческого успеха некоторые производители игр возбуждают у потребителя низменные инстинкты охоты не только на животных, но и на людей, предоставляя возможность виртуального убийства. Эти чувства, которые в современном мире должны быть «табу», становятся привычными, обыденными. Недаром то и дело появляются сообщения о диких драках между подростками, о якобы немотивированных убийствах. Помраченный ум недоступен ни логике, ни чувству жалости. Самоуправление исчезает. Как уже говорилось, игра – это инстинкт саморазвития, необходимый для становления личности (Симонов 1993).
Безмерное увлечение компьютерными играми в настоящее время становится для многих людей извращением этого инстинкта, которое создается и усиливается коммерческим интересом производителей компьютерных игр.
Чувство собственности. Это чувство, очевидно, еще одна форма наркомании. Этот инстинкт, вероятно, близок к животному инстинкту запасания пищи впрок, например, на зимний период, возможно, еще и к инстинкту обозначения границ территории обитания. У людей этот инстинкт достиг невероятных размеров. Желание умножения собственности, возникая, становится патологическим. Нет необходимости доказывать, что удовлетворение патологических форм чувства собственности – причина и источник множества преступлений против человечности. Агрессия
Агрессия. Природа заложила в нервной системе животных специфические функциональные системы, которые необходимы для проявления агрессии в процессе охоты, при утверждении права на потомство, при поддержании порядка в стаде, для защиты территории, необходимой для выживания и воспроизводства. Обычно естественное проявление этих инстинктов у животных отличается чувством меры. Они, за редким исключением, не убивают больше, чем им требуется для еды в ближайшее время (см., например, Моуэт, 1992). Брачные турниры редко имеют смертельный исход. Правда, у некоторых видов обезьян имеет место инфантицид, обычно при смене самца – иерарха. Предполагается, что это явление имеет глубокие биологические причины – необходимость быстро восстановить фертильность кормящих самок для повышения численности потомства нового иерарха.
Агрессия человека в общем плане несравнима с таковой животных. Предполагается, что одна из причин этого явления состоит в том, что исходно у человека отсутствуют сдерживающие механизмы против внутривидовой агрессии, имеющиеся у животных – хищников. В этих механизмах нет необходимости, поскольку человек не обладает ни когтями, ни клыками и при схватке смертельное ранение маловероятно. Но человек изобрел средства уничтожения себе подобных, и индивидуальные, и общие, которые при отсутствии сдерживания могут погубить все человечество. Что касается охоты, то человек убивает других зверей не только себе на еду, но для получения прибыли и даже просто для развлечения (см. примеры, Моуэт, 1992). Внутрисемейные отношения людей и таковые отношения у животных нельзя даже сравнивать. У животных бывает сбой в программе поведения, когда матери поедают свое потомство, это не правило, а исключение, и именно сбой в программе. В животном мире самец никогда не бьет самочку смертным боем, детенышей тоже никогда жестоко не наказывают. Для людей с давних времен, и чем дальше, тем хуже, существует печальная статистика внутрисемейных насильственных действий (см, например, Внутрисемейные преступления, 2012). Причины происходящего в нарушенном инстинкте агрессии. Отсутствие воспитания необходимости сдерживать свои страсти, чувство власти и безнаказанности приводят к трагическим последствиям. Агрессия между людьми проявляется либо в преступлениях против личности (разные формы насилия, в том числе наказанием лишения жизни за отход от семейных и религиозных традиций), либо против собственности. Как показывает судебная практика, все чаще имущественные споры между людьми решаются посредством убийств и других противоправных действий, и число таких преступлений неуклонно растет (см. Скобликов, 2001). На государственном уровне – это бесчисленные войны с применением оружия массового уничтожения и терроризм, для которого гибель ни в чем не повинных людей служит средством достижения политических целей.
Уровень преступности в государстве в большой мере зависит от работы правоохранительных органов. Так на протяжении многих лет отмечалась аномальность тенденций интенсивного роста умышленных убийств в США наряду с повышением общего уровня преступности. Начиная с 1982 г., Конгресс США принял целый ряд нормативных актов, которые жестко ограничивают права граждан в области владения оружием и расширяют компетенцию правоохранительных органов в процессе осуществления контроля над уличной и бытовой преступностью. Реализация этих законов привела к тому, что при общем снижении уровня преступности в США наблюдается последовательное снижение уровня умышленных убийств и иных насильственных преступлений. На этом примере можно четко видеть, что безнаказанность приводит к ослаблению у людей торможения противоправных действий (Виктимизация в США, 2009). Таким образом, агрессия в человеческом обществе является нарушением естественных животных инстинктов.
Стадии рефлекса свободы. Для ответа на вопрос, зачем изучать торможение и растормаживание, вероятно, уместно вспомнить и сведения относительно стадий рефлекса свободы.
В мае 1917 г. И. П. Павлов (совместно с М. М. Губергрицем) выступил в Петроградском биологическом обществе с сообщением «Рефлекс свободы». Речь шла о поведении собаки, которая не могла выдерживать пребывание в станке, рвалась, грызла лямки. Понятие о рефлексе свободы было обобщено и на другие условия жизнедеятельности и он стал рассматривался как безусловный, прирожденный, обеспечивающий своеобразный способ адаптации посредством освобождения от неблагоприятных условий среды.
В соответствии с представлениями И. П. Павлова, Г. Селье и З. Фрейда формирование рефлекса свободы может претерпевать три стадии. А именно: 1 – это стадия истинного рефлекса свободы, заложенного в генетике каждого живого существа, и реализующего стремление преодолеть препятствия, которые противодействуют выполнению естественных функций. По И. П. Павлову – это реализация ориентировочного рефлекса, установка на исследование окружающего пространства, настрой на изменения окружающей обстановки в форме, либо «дерись или убегай», либо используй измененные обстоятельства в свою пользу. Согласно Г. Селье – это состояние стресса, когда все нервные, гормональные и эндокринные процессы интегрируются для выполнения очередной жизненной задачи, для преодоления каких-либо затруднений. И то и другое состояние полезно и необходимо для живого организма. Но, если трудности, которые надо преодолеть, непреодолимы, если препятствия настолько сильны, что нормальное выполнение жизненных задач невозможно, и эта ситуация длительна, наступает вторая стадия рефлекса свободы, которую Селье называет «дистресс», а Белкин (2004) «стадией рабства». Живое существо, животное или человек, смиряется, покоряется обстоятельствам и адаптируется к имеющимся условиям, чтобы выжить. Следующую стадию рефлекса свободы Белкин называет стадией соучастия. Если говорить в социальном плане, то многие люди начинают сотрудничать с представителями тоталитарного государства, заложники могут начать сотрудничать с террористами. Эти процессы характерны для стадии дезорганизации и с конечном итоги ведут к гибели сложного организма.
Если рассматривать эти процессы с точки зрения нервизма, то, на основе экспериментальных данных можно полагать, что первая стадия (истинный рефлекс свободы) обусловлена процессом растормаживания, относительного ослабления тормозных процессов. Реализация ориентировочного рефлекса происходит на фоне активации ЭЭГ, ослабления медленных колебаний потенциала, что отражает относительное усиление деполяризационных процессов в структурах головного мозги и ослабление тормозных – гиперполяризационных. Прекращение сопротивления, переход к смирению и покорности требует напряжения торможения рефлекса свободы. Как известно, тормозные клетки – это мелкие тормозные интернейроны. По сравнению с возбудительными они обладают значительно меньшими ресурсами. И при длительном состоянии напряжения торможения естественного рефлекса свободы неминуемо произойдет срыв вследствие истощения торможения. При таком состоянии нервной системы организм не сможет ни противостоять жизненным трудностям, ни продолжать адаптироваться к сложным условиям жизнеобитания. По Фрейду, в таком состоянии возникают разного рода патологии в ЦНС. Подобные соображения приложимы и к организации социального обустройства общества. Длительное насильственное состояние смирения и покорности граждан не может быть основой государственности. Силы возбуждения и торможения взаимодействуют в государстве, как в живом организме. (Косицын, Шульгина, 2015).
Внутривидовая конкуренция. К. Лоренц в книге «Оборотная сторона зеркала» пишет: «Зачем нужна человечеству… все убыстряющаяся до безумия конкуренция, возрастающее и все более страшное вооружение, прогрессирующая изнеженность урбанизированного человека, и т. д. и т. п.? При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что едва ли не все эти вредные явления представляют собой расстройства вполне определённых механизмов поведения, первоначально весьма ценных для сохранения вида. Иначе говоря, их следует рассматривать как патологические». Лоренц утверждает, что в человеческом сообществе остался единственный фактор, определяющий его развитие – это внутривидовой отбор. При этом «Соревнование человека с человеком действует, как ни один биологический фактор до него, против «предвечной силы благотворной», и разрушает едва ли не все созданные ею ценности холодным дьявольским кулаком, которым управляют одни только слепые к ценностям коммерческие расчёты… Под давлением соревнования между людьми уже почти забыто все, что хорошо и полезно для человечества в целом и даже для отдельного человека. Подавляющее большинство ныне живущих людей воспринимает как ценность лишь то, что лучше помогает им перегнать своих собратьев в безжалостной конкурентной борьбе… Возникает вопрос, что больше вредит душе современного человека, ослепляющая жажда денег или изматывающая спешка. Во всяком случае, власть имущие всех политических направлений заинтересованы в том и другом, доводя до гипертрофии мотивы, толкающие людей к соревнованию».
Роль страха в конкурентной борьбе. К Лоренц выделяет еще одну причину изматывания человека в конкурентной борьбе. Он пишет: «… я считаю весьма вероятным, что, наряду с жаждой обладания и более высокого популяционного ранга, или с тем и другим, важнейшую роль здесь играет страх – страх отстать в беге наперегонки… Страх во всех видах является, безусловно, важнейшим фактором, подрывающим здоровье современного человека… Человек спешит, конечно, не только из алчности, никакая приманка не могла бы побудить его столь энергично вредить самому себе; спешит он потому, что его что-то подгоняет, а подгонять его может только страх…».
Возрастание потребностей. По мнению Лоренца, с которым нельзя не согласиться, еще один процесс опасен для человечества: «Кроме коммерческого внутривидового отбора, на все ускоряющийся темп работы действует и другой опасный циклический процесс… – процесс, ведущий к постоянному возрастанию человеческих потребностей. Понятно, что каждый производитель всячески стремится повысить потребность покупателей в своём товаре».
Манипуляция сознанием людей. Дело усугубляется еще и тем, что главной технологией подчинения людей и в сфере производства, и в сфере потребления в настоящее время сделана манипуляция сознанием посредством индустрии массовой культуры, превращающей человека в программируемый робот. Происходит скрытое навязывание людям действий, результат которых не соответствует их интересам (см. Кара-Мурза, 2011).
Генетическое вырождение? В итоге К. Лоренц предполагает, что вышеуказанные процессы ведут к генетическому вырождению и гибели человечества (Лоренц, 1998). Но это не совсем так. Естественная наука не бессильна в воспитании нравственного человека.
Выход из ситуации четко обозначает русский философ И.Гончаров. Он пишет: «… идет борьба быта и бытия – по линиям духовной и материальной, ценностей абсолютных и относительных. С одной стороны: бытовой комфорт, гедонизм, наслажденчество материальными благами, потребление, деньги, прибыль, радующее богатство. С другой стороны: смысл материальных богатств – в их полезности, необходимости для жизни (достаток, пища, одежда, экологически чистая среда обитания, удобное жилище). Это не отрицается. Это положительные ценности, необходимые ради творческой самореализации человека. Они значимы, если соединены с высокими нравственными идеалами» (Гончаров, 2012).
Объективная необходимость согласовывать свои потребности с потребностями других членов общества. По мнению П. В. Симонова, «естественные права» человека проистекают из объективного факта существования триады потребностей (витальные, социальные и потребности саморазвития) и из объективной необходимости согласовывать свои потребности с потребностями других (Симонов, 1993, с.92).
Решение проблем – выработка торможения. Таким образом, корни вышеуказанных проблем психологии человека – генетические, биологические, социальные. Решение этих проблем определяется установкой воспитания людей в сознании высоких нравственных идеалов. А эти идеалы могут быть выработаны не иначе как через усвоение необходимости самоограничения, торможения неадекватного ситуации проявления и извращения инстинктов, приобретенных человеком в процессе эволюции для выживания.
Любая форма нарушения естественного поведения человека связана с нарушением баланса основных нервных процессов в ЦНС, обычно либо в сторону преобладания возбуждения, либо в сторону ослабления торможения. Возникает потеря способности управлять собой, превращение человека в раба обстоятельств и своих пороков. Нейрофизиологические механизмы этого явления психологами и психиатрами не всегда берутся в рассмотрение. Следствием такого подхода может быть неправильная диагностика и недостаточная коррекция взаимодействия основных нервных процессов, к настоящему времени детально изученного на уровне общей нейрофизиологии и нейрофизиологии поведения.
История религии и законодательства как история утверждения заповеди о торможении животных инстинктов. Анализ системной организации работы головного мозга показывает, что она определяется взаимодействием основных нервных процессов: возбуждения, торможения и растормаживания. В процессе эволюции наиболее сильное развитие система торможения получила у стадных животных и у человека. Собственно, можно сказать, что торможение было, наряду с трудовой деятельностью и речью, одним из основных факторов, которые сделали человека человеком и в плане его выделения из животного мира и в плане становления человека как индивидуума. На всем протяжении развития человечества общество вырабатывало определенные правила поведения для отдельных своих членов, которые делают возможным совместное проживание людей в семье, в социуме, получение образования и профессиональных навыков, совместную работу на производстве, совместное проведение досуга. Вспомним заповеди, которые в разных формах проповедуются священнослужителями основных религий: иудаизма, христианства, ислама. Почти все они имеют запретительный характер: не поклоняйся другим богам, не сотвори себе кумира, не произноси имени Господа всуе, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай имущества ближнего своего. Цель этих заповедей одна: с детства вырабатывать у членов общества навыки социального поведения. Для того, чтобы соблюдать запреты, надо вырабатывать и тренировать торможение. Это торможение может быть пассивным, основанным на страхе наказания или на чувстве вины – внешнее или доминантное торможение, или активным, основанным на сознательной выработке торможения неуместного проявления инстинктов или страстей, неправильных форм поведения. Интересно отметить, что на более ранней стадии развития человеческого общества торможение противоправных действий было основано преимущественно на страхе. Ад, геенна огненная, тяжкое унизительное наказание – этим пронизаны все поучения для того, чтобы удержать человека в рамках социального общежития. В дальнейшем, по мере развития цивилизации, общество все больше опирается на выработку у своих граждан сознательного следования законам и человеческой морали, соблюдения самодисциплины, порядочности, чести и достоинства в любых жизненных обстоятельствах, что может быть реализовано только при условии выработки и постоянной тренировки внутреннего торможения. Выработка внутреннего торможения делает человека человечным. У человека, воспитанного в любви и уважении к другим людям, заторможен инстинкт агрессии настолько, что он не проявится не только к своему родственнику, но и к преступнику (человечество давно осудило самосуд), и тем более в отношении к ни в чем неповинным людям, как это происходит пока что в случае террористических актов.
Приемы профилактики и коррекции девиантного поведения. При различных формах патологии поведения нарушаются условия взаимодействия процессов возбуждения и торможения в ЦНС в процессе реализации как генетически обусловленных форм торможения поведения, так и внутреннего торможения, вырабатываемого при обучении (см. Шульгина, 2010). Причины нарушения баланса основных нервных процессов у людей: органические дефекты в работе нервной системы, дефекты воспитания: изоляция в раннем детстве от матери, недостаток тепла и внимания, неграмотность и дефекты поведения родителей, особенно в маргинальных слоях населения, неправильные установки, пагубные привычки, уход в ирреальный мир, вседозволенность, дефекты современных тенденций социальной системы, о которых говорили К. Лоренц и С. Кара-Мурза. Вследствие нарушения баланса основных нервных процессов у людей возникает неспособность управлять своим поведением. Для противостояния процессу обесчеловечивания человека необходимы целенаправленные общие усилия по воспитанию установок доброты, коллективизма с раннего детства, тренировка баланса основных нервных процессов, возбуждения и торможения, формирование самостоятельной творческой личности, способной управлять своими инстинктами, не поддающейся манипуляциям ее сознанием, умеющей хорошо адаптироваться к жизненной ситуации и способной изменять ее в сторону, благоприятную для себя и для своего социального окружения.
Думаю, не лишне будет привести в данном разделе работы мысли нескольких думающих людей на ту же тему.
О значимости выработки и тренировки торможения своего поведения для отдельных людей очень ярко сказал Микельанджело Буонаротти. Не могу не привести эти гениальные стихи. Уж очень к месту:
В ком тело – пакля, сердце – горстка серы,
Состав костей – валежник, сухостой,
Душа – скакун, не сдержанный уздой,
Порыв – кипуч, желание без меры,
Ум слеп и хром и полн ребячьей веры,
Хоть мир – капкан и стережет бедой,
Тот может, встретясь с искоркой простой,
Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.
Пауло Коэльо свое представление относительно значимости торможения для управления своими чувствами и поведением также изложил в яркой художественной форме:
«Разбойник, уверенный, что весь мир – это отражение его самого, решил испытать святого и спросил: «Если бы сейчас пришла сюда самая красивая из всех блудниц, что бродят по городу, сумел бы ты не думать о том, как хороша она и обольстительна?» – «Нет. Но я сумел бы обуздать себя», – отвечал отшельник. – «А если бы я предложил тебе много золотых монет за то, что ты сошел бы с горы, покинул свой скит и примкнул бы к нам, сумел бы ты смотреть на это золото как на простые камни»? – «Нет. Но я сумел бы обуздать себя». – «А если бы к тебе пришли два брата, один из которых поносил бы и презирал тебя, а другой – почитал как святого, сумел бы ты счесть их обоих равными?» – «Я страдал бы, но и, страдая, сумел бы обуздать себя и не делал бы различия между ними». …В конце концов, все это – вопрос самообуздания. И выбора. И больше ничего» (Коэльо, Дъявол и сеньорита Прим).
Тоже очень хорошо говорится о том, зачем изучать торможение, в книге Хоакима де Посада и Эллен Сингер «Не набрасывайтесь на мармелад». «Сорок лет назад в Стэнфорде начался эксперимент с группой четырехлеток, убедительно доказавший, что умение (или неумение) поступиться сиюминутной выгодой и подождать большего вознаграждения определяет ни много ни мало всю нашу судьбу. Каждому из детей предложили кусочек мармелада и пообещали дать второй, если малыш потерпит четверть часа и не станет есть лакомство.
Казалось бы, ничего особенно серьезного? Но все терпеливые малыши, став взрослыми, добились успеха, а торопыги – нет. Эта книга – о том, почему так важно было не съесть мармелад сразу. О том, какими решениями и действиями сегодня мы можем обеспечить себе серьезные бонусы в будущем – или гарантировать их отсутствие. Мы издали ее для всех, кому важны успех, самореализация и счастье – свое и своих детей» (Де Посада, Сингер, 2013).
Хочется изложить еще одну мысль, которая невольно возникает при чтении трудов нашего мудрого исследователя смысла мифов, сказок и былин Владимира Жикаренцева. Он утверждает, что общий смысл народного творчества, которое передается новому поколению на уровне первых лет жизни заключается в обучении преодоления первобытных сил, как внешних, так и внутренних, возникающих в самом себе. Он считает, что это преодоление происходит посредством овладения этими силами, используя как основное действие – любовь. Примером может быть превращение страшного доброго чудища в прекрасного принца в сказке «Аленький цветочек» после того, как девушка, любя, преодолела свой страх и поцеловала его. Другой пример – двенадцатый подвиг Геракла, где он побеждает Цербера – пса о трех головах, все тело и хвост которого покрыты змеями (символ мудрости). Условием совершения этого подвига было отсутствие каких-либо вспомогательных орудий. Геракл победил пса крепким объятьем, т. е. овладел мудростью любовью к ней. (Жикаренцев, 2009).
А на взгляд нейрофизиолога, народный фольклор учит детей в первые годы жизни, т. е. на уровне подсознания, торможению своего страха для преодоления и постановки себе на службу разного рода явлений природы и учит вводить в необходимые рамки первобытные силы, возникающие в самом себе в процессе роста и развития.
Резюме. На основе систематизации ряда представлений философов, физиологов, этологов рассмотрены сведения о современных тенденциях развития общества людей. о нарушении у людей инстинктов, по происхождению общих у нас с животными. Приведенный фактический материал показывает наличие ряда негативных явлений в виде нарастания агрессии во внутрисемейных и общественных отношениях вследствие неверного понимания свободы как вседозволенности, гипертрофии инстинктов собственности, ослабления воли к преодолению жизненных невзгод, превращения потребления в самоцель вместо использования достижений в материальной сфере для духовного роста и самосовершенствования, стремления значительной части людей вместо решения жизненных проблем уйти из жизни вообще, либо в ирреальный мир (алкоголь, наркотики, компьютерные игры). На основе этих сведений делается вывод о том, что причиной всех перечисленных явлений в значительной мере является дисбаланс основных нервных процессов в сторону недостаточной тренировки торможения поведения как в процессе воспитания детей и подростков, так и в процессе самоуправления взрослых людей. На основе вышеизложенного можно полагать, что преодоление негативных тенденций в развитии человека возможно только при тесном взаимодействии социологов, психологов, физиологов и медиков. Для правильной организации воспитания, а также для профилактики и коррекции девиантного поведения необходимо знать нейрофизиологические основы обеспечения баланса нервных процессов в центральной нервной системе. Предполагается, что сведения, о которых будет идти речь в нашей книге, могут быть полезны для решения вышеуказанных проблем.