Глава 1 Понятие услуги и классификация услуг

Услуги – один из динамично растущих компонентов глобальной экономики, международной торговли и инвестиций. В последние годы темпы торговли услугами росли быстрее, чем соответствующие показатели товаров (см. Приложение 1). Современные интеграционные процессы, выражающиеся в формировании новых союзов и развитии уже существующих, непременно включают сферу услуг в качестве одного из неотъемлемых элементов успешной интеграции.

ЕАЭС – как новое перспективное интеграционное объединение – стоит перед сложной практической задачей по созданию внутреннего рынка, – в соответствии со ст. 28 Договора о ЕАЭС, экономического пространства, в котором «обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов». Устранение препятствий в развитии деятельности по оказанию услуг между резидентами государств – членов ЕАЭС – необходимое условие усиления процесса интеграции и содействия устойчивому и сбалансированному экономическому и социальному прогрессу.

Термин «услуги» имеет широкое толкование и включает многообразие видов нематериальных продуктов и различной деятельности. Услуги достаточно долго рассматривались как обеспечение купли-продажи товара (например, при его транспортировке, страховании, хранении), а не как самостоятельный объект торговли. Поэтому на практике весьма затруднительно отделить получение услуг от товаров, поскольку первые нематериальны и могут быть воплощены как в самих товарах, так и в информации или работе людей2.

Если рассматривать современную торговлю услугами, то для нее характерна еще более тесная взаимосвязь с торговлей товарами. Результаты интеллектуальной деятельности, такие как, например, компьютерное программное обеспечение, могут быть реализованы отдельно от их производства – как товар. Стоимость товаров обычно включает транспортировку, а также оптовые и розничные услуги. Кроме того, стоимость отдельных секторов услуг включает в себя цену некоторых товаров – например, при оказании туристических услуг. Некоторые услуги также относятся к товарам, например ремонт или услуги в области производства.

Для повышения эффективности экспорта товаров поставщик должен оказывать все большее количество услуг, сопровождающих сделку: от анализа рынков до услуг транспортировки и сервисного обслуживания. При этом ряд услуг не может участвовать в международной торговле – например, коммунальные услуги. В результате услуги оказывают возрастающее воздействие на торговлю товарами: чем больший комплекс услуг предлагается при продаже товара, тем больше будет объем экспортируемых товаров.

Торговля услугами от иностранной конкуренции защищена сильнее, чем иная деятельность, например производство продукции. В отличие от товаров на услуги не распространяются права собственности. Производство и реализация услуг неотделимы друг от друга: потребитель получает услугу в момент завершения ее производства, что часто требует присутствия за рубежом непосредственного производителя услуг или иностранного потребителя в стране производства. Однако в некоторых продуктах интеллектуальной деятельности, таких, например, как программное обеспечение, услуги могут быть проданы отдельно от их производства.

В многочисленных публикациях различных международных организаций даны разные определения услуги. Так, в справочнике “Liberalizing International Transactions in Services”, разработанном ЮНКТАД совместно со Всемирным банком, под услугой понимается следующее: услуга – это результат деятельности институциональной единицы, ведущий к изменению другой институциональной единицы посредством их взаимного соглашения3.

В публикации Всемирного банка от 2008 г. “A Hand book of International Trade in Services” в качестве услуг рассматривается деятельность в области «перевозки грузов и пассажиров, финансового посредничества, связи, дистрибьюции, работы отелей и ресторанов, образования, здравоохранения, строительства, и бухгалтерского учета». В сфере руководства понятие услуги связано с тем, что часто является «нематериальным, невидимым и скоропортящимся и обычно требует одновременного производства и потребления»4.

В соответствии с новой методологией измерения международной торговли услугами (РПБ6) МВФ определяет услуги «как результат производственной деятельности, который или изменяет состояние единицы потребления, или способствует обмену капитала (финансовых активов), или способствует обмену товарами, облегчая этот процесс»5. При этом в справочнике даны исчерпывающие пояснения по отличию товаров от услуг для целей статистического учета.

ЮНКТАД рассматривает услуги как «экономическое производство нематериальных товаров, которые могут быть получены, переданы и потребляемы в одно и то же время, охватывать разнородный спектр нематериальных продуктов и видов деятельности, которые трудно перечислить в одном определении, а иногда трудно отделить от товаров».

Система национальных счетов 2008 г. (СНС-2008) – это статистическая база, включающая в себя всеобъемлющий, систематизированный и гибкий комплекс макроэкономических счетов, используемый для разработки политики, анализа и научных исследований6. СНС-2008 является пятой версией СНС. Данная публикация разрабатывалась под эгидой целого ряда международных экономических организаций, таких как Европейская комиссия, МВФ, ОЭСР и Всемирный банк. СНС-2008 определяет услуги как «результат производственной деятельности, который меняет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами»7.

Недостатком и одновременно преимуществом ГАТС и Приложения № 16 к ДЕАЭС является то, что в данных документах не используется универсальное определение понятия услуги. Согласно ст. 1 ГАТС термин «услуги» включает любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций государственной власти, под которыми понимается «любая услуга, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг».

Таким образом, ГАТС не объясняет термин «услуги», но в то же время дает понимание поставки услуги. Поставка услуги включает производство последней, ее дальнейшее распределение, маркетинг, непосредственно продажу и доставку услуги. Такой широкий комплекс действий, сопровождающих поставку услуги, позволяет сделать вывод, что услуга – некое полезное для потребителя действие, которое может:

– иметь материальный результат;

– не иметь материального результата.

Главное, что при оказании услуги продается не результат (даже если он имеется), а действия, к нему приведшие. То есть услуга – это все то, что не товар8. Таким образом, услуги обладают рядом специфических свойств, отличающих их от товаров (см. pис. 1.1).


Рис. 1.1. Отличие услуг от товаров


Основные способы торговли услугами в рамках ГАТС представлены на рис. 1.2 и в табл. 1.1.

Рис. 1.2. Определение торговли услугами


Таблица 1.1

Расширенное понятие торговли услугами


В ГАТС определены четыре способа поставки услуги исходя из следующих критериев: места, в котором находятся поставщик и потребитель на момент получения услуги, и их национальной принадлежности или страны происхождения.

Поставка с территории одного государства – члена ВТО на территорию любого другого государства – члена ВТО.

На территории одного государства – члена ВТО потребителю услуг любого другого государства – члена ВТО.

Поставщиком услуг одного государства – члена ВТО посредством коммерческого присутствия на территории любого другого государства – члена ВТО.

Поставщиком услуг одного государства – члена ВТО посредством присутствия физических лиц государства – члена ВТО на территории любого другого государства – члена ВТО9.

Эти способы обычно обозначаются следующим образом:

Способ 1. Трансграничная поставка услуг.

В рамках данного способа поставки оба лица – поставщик и потребитель услуги – находятся на территории своих государств, а поставка услуги осуществляется через границу государства с помощью современных способов коммуникации, таких как Интернет, телефонная связь, факс, почта. Такой способ используется при оптовой (онлайн-покупках) или интернет-торговле любыми лицами, получающими услугу, находясь в своей стране, при этом тот, кто ее предоставляет, находится в другой стране. Также в качестве примеров трансграничной поставки услуг будут выступать аудиторские услуги, популярное сегодня изучение иностранного языка с его носителем через специальное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами и т. д.

Способ 2. Потребление за границей.

Этот способ характеризуется тем, что потребитель услуги или его имущество находятся на территории поставщика услуги, то есть за границей. Классическими примерами такой поставки является туризм, выезд в другую страну с целью получения образования, медицинского лечения, осуществления ремонта или обслуживания авиатранспорта, морских судов и т. д.

Способ 3. Коммерческое присутствие.

В ст. XXVIII ГАТС раскрыто содержание термина «коммерческое присутствие» – это «…любая форма делового или профессионального учреждения, включая: посредством i) учреждения, приобретения, или ii) сохранения юридического лица, или создания или использования филиала или представительства на территории члена с целью поставки услуги …».

Получение услуги таким способом возможно, когда ее поставщик устанавливает коммерческое присутствие в другой стране путем создания или приобретения представительства, отделения, филиала, дочернего предприятия своей компании. В результате поставщик оказывает свои услуги на территории другого государства. Речь идет, например, о предоставлении информационных писем (справочной информации) по запросу дистрибьютора при сопровождении купли-продажи готового изделия, о маркетинговой поддержке продвижения товара, гарантийном ремонте определенных изделий. Данный способ не всегда сопровождает поставку товаров, речь может идти о банковских, аудиторских, финансовые услугах, организации питания или проживания на территории другого государства.

Часто такой способ поставки услуги характеризуется ее долгосрочностью и серьезными экономическими интересами поставщика на территории другого государства. Потоки прямых иностранных инвестиций часто поступают при использовании третьего способа поставки услуг.

Способ 4. Присутствие физических лиц.

Поставка услуги таким способом обеспечивается присутствием физического лица на территории страны, лицом которой он не является; в целях оказания им коммерческих услуг, как правило, данное присутствие является временным. Категории лиц, подпадающих под рассматриваемый способ поставки услуги:

– непосредственно поставщик коммерческой услуги или его наемные работники (например, архитектор, представляющий проект, или консультант по компьютерному программному обеспечению, внедряемому в процесс производства, и т. д.);

– сотрудники иностранных (международных) компаний, командированные в филиалы этих компаний в других странах, или иностранные работники, нанятые местными компаниями напрямую (например, команда зарубежных менеджеров, управляющих производством или сборкой автомобилей; иностранные работники, нанятые через агентства по трудоустройству или напрямую, на время уборки урожая и т. д.);

– представители поставщика услуги, приехавшие в принимающую страну с целью проведения переговоров и (или) заключения контракта на поставку услуги. В данном случае имеет место не прямая поставка услуги, а мероприятия, осуществляемые физическим лицом для осуществления поставки услуги одним из способов в дальнейшем.

Физические лица, которые «стремятся получить доступ на рынок труда другой страны, равно как и лица, желающие гражданства, постоянного места жительства или трудоустройства на постоянной основе» в соответствии с нормами ГАТС не являются поставщиками услуг четвертым способом.

Такая интерпретация поставки услуги необходима и в документах интеграционных объединений, в том числе и в ЕАЭС, поскольку страны – члены ЕАЭС являются членами или стремятся стать членами ВТО, а следовательно, обязаны выполнять требования данной организации в рамках подписанных соглашений.

В национальных законодательных актах стран – членов ЕАЭС также содержится толкование понятий услуги, торговля услугами. В Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определено, что внешней торговлей услугами является «оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)». При этом в ст. 33 указанного нормативного акта перечислены способы внешней торговли услугами (Табл. 1.2).


Таблица 1.2

Способы торговли услугами в Беларуси и в России


В соответствии со ст. 25.10 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» термин «внешняя торговля услугами» интерпретируется через перечисление способов осуществления внешней торговли услугами (Табл. 1.2), а в самом нормативном акте не содержится точного толкования термина «услуга».

В Республике Армения, в Республике Кыргызстан и в Республике Казахстан в законодательстве, регулирующем внешнеторговую деятельность, не раскрыто понятие услуги или поставки услуг.

Непосредственно для целей налогообложения российский законодатель разделяет работу и услугу по признаку наличия материально-вещественного результата. Ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизирует отличие работы от услуги. Так, «работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц», а услугой – «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Исходя из этого строительство, например, согласно положениям Налогового кодекса РФ, отнесено к работам. Однако для целей Договора о ЕАЭС выполнение строительных работ, как и любых иных, отнесено к услугам.

В ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации11 объектом гражданских прав определено оказание услуг как процесс, что существенно меняет статус услуги.

В этом случае объектом обязательственных прав становится не только заключающиеся в услуге ценность или полезный эффект, но также овеществленный результат, полученный после ее завершения, так же как и сам процесс совершения услуги. Таким образом, в гражданский оборот вводится последовательность действий, способы, инструменты и технологии, применяемые субъектом при оказании услуги.

Гражданские кодексы государств – членов ЕАЭС определяют договор возмездного оказания услуг как «обязанность исполнителя по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

СНС России включает «счет товаров и услуг», при этом в методологических положениях системы национальных счетов определено, что «выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц – резидентов национальной экономики в отчетном периоде».

Вместе с тем, в отличие от ГАТС, СНС и Приложения № 16 к ДЕАЭС, Гражданские кодексы государств – членов ЕАЭС разделяют услуги, торговлю товарами и работы.

Схожий с ГАТС подход применяется в п. 6 Приложения № 16 к ДЕАЭС, где торговля услугами рассматривается как «оказание услуг, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, продажу, доставку услуг». В данном случае торговля услугами имеет более широкое толкование, но не является объектом гражданских прав с точки зрения российского законодательства.

Таким образом, под услугой понимается полезная для потребителя деятельность, результатом которой не является товар, поставка услуги осуществляется четырьмя способами, а ее оказание является объектом гражданского или аналогичного права в системе национального законодательства.

Существует также множество национальных классификаторов, дающих определение услуг. Например, в Национальном стандарте Российской Федерации «Услуги торговли»12 даны определения услуги торговли, услуги розничной торговли и услуги оптовой торговли.

Под услугой торговли понимается «результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров».

Под услугой розничной торговли понимается «результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи».

Под услугой оптовой торговли понимается «результат непосредственного взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования».

В соответствии с п. 4.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» процесс оказания услуг в розничной и оптовой торговле состоит из ряда этапов (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Процесс оказания услуг торговли товарами13


Стандартом ГОСТ Р 51304-2009 определен и перечь услуг торговли (см. табл. 1.3).


Таблица 1.3

Виды розничной и оптовой торговли услуг14


Классификации услуг

В международной системе классификации услуг применяются различные подходы.

Всемирный банк классифицирует услуги по принципу влияния факторов производства на торговлю услугами. При этом первые – это факторные услуги и платежи, возникновение которых обусловлено трансграничным движением факторов производства. Вторые, нефакторные услуги – все прочие виды услуг.

Предоставление услуг происходит вместе с торговлей товарами или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. По способу доставки услуги можно разделить на три вида:

Услуги в области осуществления инвестиций.

Услуги, связанные с торговлей товарами.

Услуги, поставляемые одновременно с торговлей товарами и осуществлением инвестиций.

ЮНКТАД классифицирует услуги по следующем видам: финансовые услуги, услуги связи, транспортные услуги, туризм, строительство, страхование, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, прочие деловые услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, государственные услуги. Коммерческие услуги включают в себя все категории услуг за исключением государственных.

Классификация услуг, рекомендуемая МВФ, базируется на разделении товаров на торгуемые и неторгуемые. К торгуемым относят те, которые могут осуществить трансграничное перемещение. Неторгуемые потребляются в стране производства. При этом неторгуемые товары могут становиться торгуемыми услугами, которые учитываются в счете текущих операций платежного баланса.

В СНС–2008 выделяются следующие категории: услуги по обмену и услуги в зависимости от изменения состояния институциональной единицы.

Услуги по обмену «возникают тогда, когда одна институциональная единица содействует передаче прав собственности на товары, продукты, содержащие запас знаний, некоторые услуги или финансовые активы от одной институциональной единицы другой институциональной единице. Данные услуги не могут предоставляться в отрыве от их производства. К тому времени, когда их производство завершено, они должны быть уже предоставлены потребителям»15. Речь идет о распределительных услугах (услугах в области оптовой и розничной торговли, распространении).

К услугам, вызывающим изменения состояния единиц, относятся следующие:

потребительские, то есть услуги, которые вызывают изменения в состоянии потребительских товаров (транспортировка, чистка, ремонт и другие виды трансформаций);

социальные, которые вызывают изменения в физическом состоянии отдельных лиц;

интеллектуальные, которые вызывают изменения в интеллектуальном состоянии отдельных лиц.

Для целей статистического учета международные экономические организации разрабатывают, составляют и дополняют международные классификаторы услуг. Разработанные международные стандарты становятся базой для национальных классификаторов, которые одновременно используются для составления платежного баланса и системы национальных счетов.

Классификации продукции создаются для ее распределения по категориям продуктов (товаров и услуг), обладающих общими характеристиками. Это служат основой для подготовки статистики о производстве, распространении, потреблении, иностранной торговле и перевозке соответствующих продуктов.

Руководство МВФ по составлению платежного баланса и международной инвестиционной позиции (РПБ). МВФ предложил методику количественной оценки международной торговли услугами как операций между резидентами и нерезидентами той или иной страны. Эта методика представлена в документе под названием «Руководство МВФ по составлению платежного баланса и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) 16. Данная классификация нашла отражение в платежном балансе стран. Ниже представлена классификация услуг по методике МВФ (Табл. 1.4).

Загрузка...