Предисловие

Начавшись 1 января 2015 г., новый этап евразийской интеграции протекает на фоне известных событий внешнего характера, которые повлияли на экономику стран, входящих в Евразийский экономический союз.

С одной стороны, произошло количественное расширение числа стран – участников ЕАЭС за счет Армении и Киргизии. Качественные параметры евразийского интеграционного процесса также постепенно улучшаются: по мере реализации Договора об образовании ЕАЭС наднациональное законодательство становится все более детальным, расширяется охват им различных сфер межгосударственного экономического сотрудничества.

С другой стороны, на фоне ухудшающей внешнеэкономической обстановки, снижения темпов экономического роста в деятельности национальных государственных органов в последнее время начинает проявляться определенное взаимное недоверие, усиливаются протекционистские тенденции.

Еще одной тенденцией текущего момента становится определенное ужесточение внутреннего регулирования. В ответ на ухудшение экономической ситуации регуляторы еще больше увеличивают нагрузку на национальный бизнес. Например, время от времени вводятся новые разрешительные процедуры, ужесточаются контроль и надзор, вводятся новые запреты и ограничения. Естественно, увеличение регуляторной нагрузки тяжелым бременем ложится на малый и средний бизнес, при этом формирование среднего класса становится просто невозможным.

Примечательным остается факт, что после финансового кризиса во всех странах – членах Европейского союза по результатам 2009 г. – а в отдельных странах и в последующие годы – наблюдалась рецессия, за исключением Республики Польши, где, наоборот, отмечался рост ВВП на 2,6 % в 2009 г. и на 4,7 % в 2011 г. (UNCTADSTAT). Причиной послужили открытые секторы услуг и более прозрачное внутреннее регулирование – и это несмотря на большую закрытость рынка услуг других стран – членов ЕС. Такая же тенденция торговли услугами характерна и для иных интеграционных объединений, например в НАФТА США закрыты в большей степени, чем остальные участники зоны.

В Евразийском экономическом союзе меньше ограничений торговли услугами наблюдается только в Республике Армения и Республике Кыргызстан (9 и 13 изъятий соответственно), – как следствие, из всех стран ЕАЭС с начала года экономический рост был зарегистрирован только в Армении и Кыргызстане.

Вывод напрашивается следующий: открытость – это не только снижение цен, но и увеличение конкурентоспособности, инвестиций и, соответственно, ВВП. Либерализация и устранение барьеров в отношении поставщиков услуг могут оказать важное влияние на повышение производительности в экономике, рост экспорта и ускорение темпов экономического роста. Устранение ограничений для услуг и инвестиций, устранение ограничений только для учреждения компаний приведет к росту ВВП в странах ЕАЭС на 3–15 %.

Настоящая работа демонстрирует, что вопрос либерализации сферы услуг очень важен, в особенности для стран с переходной экономикой – с точки зрения улучшения перспектив экономического роста. К большому сожалению, далеко не все понимают важность фактического достижения свободы услуг для экономик стран ЕАЭС.

Наличие эффективно функционирующей сферы услуг и равноправный доступ к ним чрезвычайно важны для обеспечения конкурентоспособности страны и благосостояния населения. В промышленно развитых странах на долю торговли услугами приходится более 60–70 % ВВП, а в развивающихся странах данный показатель составляет 50 %1. Доля услуг в ВВП и потоках прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах стремительно растет, что явилось результатом экономических реформ и либерализации в сфере торговли и инвестиций.

Структура учебного пособия обеспечивает последовательное изучение вопросов, связанных с торговлей услугами. Здесь рассмотрены понятие и классификация услуг в соответствии с международными стандартами, особенности регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, торговля услугами в Европейском союзе, НАФТА и МЕРКОСУР.

Особое внимание уделено созданию внутреннего рынка Евразийского экономического союза. В пособии обозначены предусмотренные Договором об образовании ЕАЭС гарантии неухудшения действующего режима. Это значит, что для начала деятельности в новой для себя стране нашего экономического союза любой компании из другой страны-члена необходимо открытие представительства компании или ее филиала – без процедуры повторного учреждения.

Регулирующие органы принимающей стороны обязаны автоматически признать все ранее полученные данной компанией в ее стране разрешения и лицензии на определенный вид деятельности.

Правовой режим для участников государств – членов ЕАЭС, от санитарно-эпидемиологического и экологического контроля до налогового и трудового регулирования, должен быть не хуже, чем для местных и для любых иностранных компаний в этой же сфере. Это принцип национального режима и принцип режима наибольшего благоприятствования.

В соответствии с Договором о ЕАЭС стороны не вправе вводить новые регулирующие меры дискриминационного характера по сравнению с теми, которые действовали в их законодательстве на 1 января 2015 г.

Уже упомянутые обязательства, связанные с единым рынком услуг, на сегодняшний день распространяются на 43 сектора услуг, и, как вы уже поняли, в это число вошли близкие вам услуги в области оптовой и розничной торговли с упомянутыми изъятиями, услуги комиссионных агентов, включая брокерские (кроме финансовых услуг), а также услуги франчайзинга.

В данных секторах предоставление условий единого рынка взаимно гарантировано друг другу с 1 января 2015 г. Арменией, Беларусью и Российской Федерацией, а с 1 января 2016 г. к этим обязательствам присоединится и Казахстан. Соответствующее решение по Кыргызстану уже принято и вступило в силу с 16 октября 2015 г.

Вам будет небезынтересно узнать, что на условиях единого рынка, то есть с максимальным уровнем взаимных обязательств, поставляется и потребляется еще целый ряд услуг.

Для того чтобы обязательства недискриминационного взаимного доступа реально исполнялись на практике, решением Совета Евразийской экономической комиссии для каждого сектора услуг Единого рынка поручено создать рабочие группы из представителей государственных органов и бизнеса стран-членов, а также самой Комиссии. Практически такая группа сформирована и для сферы оптовой и розничной торговли, ее состав будет вскоре обнародован.

Издание является новаторским в вопросах торговли услугами на территории Евразийского экономического союза. Книга, как мы надеемся, внесет важный вклад в совершенствование политики, регулирующей сферу услуг в странах ЕАЭС.

Загрузка...