Как проповеднику поверить в силу проповеди? Возможно, для учебника по гомилетике этот вопрос звучит странно, но учитывая современные тенденции, хочется на него ответить. Я часто спрашиваю студентов нашего колледжа, будущих проповедников: зачем они пришли учиться искусству проповеди? Одни отвечают, что к этому служению их призвал Бог. Другие скажут, что их сподвиг на этот шаг молодежный служитель: «Он был уверен, что у меня есть дар проповедника и учителя». Немногие признаются, что просто не знали, чем им заняться и куда идти. Но всегда найдутся и те, кто открыто и честно признается: «Не знаю, зачем я здесь. Я поступил на бюджет. Уж не знаю, как я сюда попал. Но с некоторых пор я стал отчетливо видеть всю скверну этого мира, и начал задумываться, а может ли Бог использовать меня в Своем деле? Уверен, что Бог трудится, меняя этот мир к лучшему, и мне бы хотелось узнать, могу ли я трудиться вместе с Ним?» Когда слышишь подобный ответ, хочется остановить занятие, обнять студента и помолиться о том, чтобы мои лекции не помешали труду Божьему в жизни этого человека.
В свое время я пришел к выводу, что из человека невозможно сделать проповедника против его воли. Каким бы хорошим глашатаем Божьим я не был, мне не под силу вложить в человека желание проповедовать. Более того, мои усилия, чаще отталкивали людей от проповеднического служения. Я с большим успехом убеждал многих молодых людей, мужчин и женщин, в том, что им лучше заняться чем-нибудь другим! Бывало, я заходил так далеко, что убеждал студентов уйти с проповеднического факультета, в связи с недостатком необходимых данных, или в связи с неподобающим поведением. Признаюсь, я – проповедник до мозга костей. С проповедью я ложусь спасть и с проповедью встаю. Мне нравится говорить о проповеди, читать о проповеди, слушать проповеди, наконец, мне нравится проповедовать самому. Я – проповедник. Мне выпала честь, мне оказано доверие, я призван исполнять самое важное дело в истории человечества.
Я настаиваю на том, чтобы всякий человек, желающий стать проповедником, не пожалел времени, чтобы поразмыслить и помолиться над четырьмя величайшими отрывками из Нового Завета, а именно: Римлянам 10:1-15; 1 Коринфянам 1:18–2:5; Ефесянам 4:8-16; 2 Тимофею 3:10–4:5. Я призываю их к тому, чтобы эти отрывки стали их плотью и кровью. Душа, сердце и разум проповедника должны быть пропитаны этими величайшими библейскими текстами. Вся 10 глава Послания к Римлянам напоминает, почему религия не может спасти человека. Апостол соглашается с тем, что религия может быть искренней, но одной искренности недостаточно. Религия придает жизни глубину, но одной глубины недостаточно. Религия делает жизнь безопаснее, но одной безопасности недостаточно. В середине 10 главы Послания к Римлянам Павел делает совершенно парадоксальное заявление. Он перечисляет шесть ключевых глаголов и затем расставляет их в обратном порядке: спасаться, призывать, верить, слушать, проповедовать и посылать (10:13–15). Правда состоит в том, что проповедники будучи посланными на проповедь, проповедуют, люди слушают, становятся верующими, призывают имя Господа и обретают спасение. Павел, таким образом, показывает, что все это происходит не вследствие наших усилий, а благодаря силе и власти Бога. Благодаря Богу люди смогли услышать и понять Благую Весть. Проповедник же – лишь облеченный доверием глашатай, который оказывает услугу Богу-благовестнику.
Мне выпала честь, мне оказано доверие, я призван исполнять самое важное дело в истории человечества.
Обращаясь к христианам греческого города Коринфа, Павел подходит к освещению этого вопроса под другим углом. Он прекрасно знает о разделениях, спорах и вопросах. С самого начала он напоминает им о верности Бога (1:9). Смело и, одновременно, великодушно Павел говорит им о том, что Бог уничтожил мирскую мудрость тем, что избрал крест (1:18–25), Коринфян (1:26–31) и немощь проповеди (2:1–5). Подумайте над этими великими словами. Спросите себя: каким должен быть образцовый проповедник? Как на этот вопрос отвечает Павел? Он бы вам ответил, что дело тут не в безупречности проповедника, пламенности его духа и не в его ораторских навыках. Идеальный проповедник – это человек, который полностью отдался власти Бога. Павел твердо решил, что он будет излагать свои проповеди простым языком, скромно, смирено, полностью полагаясь на Божью силу. В Коринфской церкви царил беспорядок, и Павел считал, что Божья сила, явленная через библейскую проповедь, не даст этой церкви распасться. Текст из 1 Коринфянам 1:18–2:5 – прекрасное напоминание о том, что Иисус должен быть основной темой всех наших проповедей и уроков.
Если у Павла с Коринфскими христианами временами случались разногласия, то в отношениях с христианами Ефеса всегда царило взаимопонимание. Будучи одновременно проповедником и основателем церквей, Павел напоминает Ефесянам о том, что они стали частью глобального плана, через который Бог хочет примирить с Собою мир. Пытаясь объяснить необъяснимое, он использует слова, от которых буквально захватывает дыхание (Еф. 1:1-14). Честно и великодушно говорит он о том, что все мы мертвы, если Христос не живет в нас (2:1–3). Не менее честно и великодушно он сообщает, что все мы оживаем, когда мы принимаем нисходящую от Иисуса благодать (2:4-10).
Ясно и лаконично он объясняет, какой ответ церковь должна давать языческой культуре. От открывает сокрытое. Теперь иудеи и язычники – сонаследники обещаний, данных в Иисусе. Поэтому нам нужно сохранять единство, которое Бог уже подарил нам во Христе (3:1-16). Единство уже заложено в основание церкви. Главная задача теперь заключается в том, чтобы жить в соответствии с этим единством. Только пребывая в единстве друг с другом и будучи образцом Божьего характера можем мы проникать в языческую культуру с вестью о Христа. Вновь повторим, что все это возможно лишь посредством неограниченной Божьей силы (3:20–21). В Послании также говорится о том, что Бог вручил церкви дары руководства (Еф. 4:8-16). Задача состояла в том, чтобы помочь руководителям, действуя в партнерстве с Богом, восстанавливать разрушенные жизни, чтобы служение происходило сообща. Конечная же цель всего этого – христианская зрелость.
Чрезвычайно полезно обратиться к двум образам, к которым обращается Павел. В 4 главе (см. Еф. 4:14) он говорит о морском шторме и о ветре. Он надеется на появление зрелых учеников, которые устоят во время сильной качки, которых не собьет с ног ветер языческой культуры и лжеучений. Проповедник должен быть готов к такому противостоянию, чтобы, по словам Павла, говорить истину с любовью (4:15). Зрелость и единство – те качества, которые присущи человеку, который постоянно и последовательно, с любовью проповедует истину.
Весьма печально, что к четвертому отрывку – 2 Тимофею 3:10–4:5 – часто обращаются только во время рукоположения. Некоторые даже считают, что эти строки относятся только к освобожденным служителям. Павел же называет качество, которым должен обладать любой целеустремленный церковный руководитель, готовый послужить своей пастве: абсолютная, пожизненная преданность Писанию. Павел повторяет эту мысль снова и снова: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено» (3:14). Тимофей должен был отличаться от обманщиков своего времени тем, что «пребывал» в Писании. Пребывать в Писании значит жить Писанием. Новомодные штучки, которые призваны яко бы адоптировать церковь к культуре, мало полезны. Чтобы подчеркнуть это, Павел напоминает Тимофею о происхождении и цели Писания (3:16–17). Было бы разумно поразмышлять над этими стихами отдельно. Обратите внимание на то, что Павел призывает Тимофея и нас с вами к проповеди Писания (4:2). Передавай только то, что написано в Божьем Слове, и ты всегда будешь задевать самые насущные и актуальные темы. Глагол «заклинаю» (diamartyromai, 4:1) пришел из юридического языка. Павел призывает Тимофея принять присягу: «Обещаешь ли ты говорить правду, только правду и ничего, кроме правды, и да поможет тебе Бог?» Великолепный вопрос любому проповеднику!
Только пребывая в единстве друг с другом и будучи образцом Божьего характера можем мы проникать в языческую культуру с вестью о Христа.
Итак, мы разобрали четыре отрывка, которые должны лежать в основании служения проповедника. Но на основной вопрос нам все еще предстоит ответить. Что такое христианская проповедь? Большинство христианских учебных заведений предлагают курс, в котором изучаются основные принципы проповеди Евангелия. Обычно такой курс называется «Гомилетика». Слово «гомилетика» имеет греческие корни. Буквально оно переводится как «говорить то же самое». То есть, христианский проповедник не должен отклоняться от библейского текста. Проповедь, таким образом, – это искусство и дисциплина подготовки и точной передачи смысла библейского текста. Новый Завет не скупится на слова, чтобы объяснить нам глубину и важность этой задачи. Следующие глаголы могут оказать сильное воздействие на жизнь проповедника, который серьезно настроен на торжество текста.
1. Проповедовать (Kerusso). Изначально этот глагол не имел отношения к церковной проповеди. Он происходит от существительного «вестник» (kerux), которым называли человека, который с городской возвышенности сообщал жителям новости дня. Этим же словом называли человека, который доносил до жителей города царские указы. Его задача состояла в том, чтобы передать людям волю царя без искажений. Глаголом kerusso передано то, что делали Иисус (Мк. 1:45), Ной (2 Пет. 2:5), и ангелы в книге Откровения (12:10–12; 14:6–7; 19:5–8). К проповеди призваны и мы с вами (2 Тим. 4:2). Как напоминает нам Альгер Фитч:
Вестник посылается не для того, чтобы передать свое собственное мнение по тому или иному религиозному вопросу. Он не волен свободно выражать собственные убеждения. Его послали не для того, чтобы вспоминать былые дни, делиться личным опытом или отпускать шутки, услышанные накануне. Вестник даже не в праве вести публичные дискуссии на общественно значимые темы… Пусть же весть о Царе Иисусе продолжает разлетаться во все края земли из уст глашатаев Царя царей1.
2. Учить (Didasko). В данном контексте учение лучше всего понимать как толкование Писания в свете пришествия Иисуса Христа. Буквально же учить значит давать наставления. Хорошие проповедники и учителя, как правило, соединяют проповедь и учение в единое свидетельство. Проповедуя, мы учим, а уча – проповедуем. Иисус также и проповедовал и учил. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча…» – говорит нам Библия (см. Мф. 4:23). Проповедники первого века, Павел и Варнава, также учили народ (Деян. 15:35). Учить – это и наше призвание, если только мы хотим быть похожими на первых проповедников христианства (Мф. 28:18–20 и Мк. 16:16).