Наверное, никто даже не подумает усомниться в том, что для ведения схватки нужны особые навыки и хорошо намётанное (можно сказать более привычным нам языком – натренированное) тело. Да, с этим трудно поспорить, хотя можно заниматься и повышать свою «квалификацию», вообще не двигаясь. И мы уже говорили об этом раньше. Сидеть, есть булки и беседовать. Тем самым, как говорили наставники в Спасе, маху давать! Но для подобного рода «упражнений» нужно ещё созреть. А потому мы пока их оставим. Это для «живущих в бочке» потомков Диогена, для худогов. Мы же попробуем рассказать о той подготовке к бою, которая была в традиционном укладе. Опять же, в той традиции Спаса, с которой столкнулись мы, так как ветвей Спаса Великого было немало. «Что город – то норов; что деревня – то обычай; что подворье – то поверье», – говорили в народе. И это в немалой степени касается Спаса, особенно бойцового. Ибо здесь, как нигде, мушайра ведётся. Состязание в самцовости, другим словом. Кто самый-самый! Потому-то и взглядов, как «правильно» надо было «взращивать воина», было десятки, если не сотни. Да ещё неплохо было бы взглянуть на бойцовый Спас в сравнительном ключе, провести сравнение с взглядами на подготовку бойцов, ну, к примеру, в армейских условиях.
Правда, и здесь дела обстоят не лучше, чем в Спасе. Каждый инструктор рукопашного боя сам себе голова, а те наставления, которые имеются в НФП (наставления по физической подготовке), настолько обобщённые и далёкие от жизни, что никто о них уж и не помнит. Есть у нас один товарищ, ныне отставник в звании полковника, а в прошлом «боевой» офицер. Почему «боевой» в кавычках? А потому, что он всё время, сколько мы его знаем, ходил в «боевиках», то есть выступал этакой «боевой машиной». И он-то уж наверняка знал, как «грамотно организовать физическую тренировку и боевой тренинг», хоть и прослужил большинство службы своей в штабных да комендантских. Раз, два – и в дамках. Вот и вся его пропись. Вот пропись многих других знатоков дела!
О, сколько же ему подобных «знатоков» и ныне вокруг! Всё знают, как оно на Руси-то древней было! Как упражнялись, как сражались, как били мечом и как брёвнами играли. А потому нам и сказать-то особо нечего. Не хочется повторяться да говорить то, что и так всем хорошо известно. Действительно, сложно рассказать о Спасе без «лозунгов» и без «штампов», таких как: «Физическое воспитание – составная часть коммунистического воспитания. Оно укрепляет здоровье советских людей и способствует их всестороннему развитию. Физическое воспитание является одним из важных средств подготовки нашего народа к трудовой деятельности и защите Родины». Но раз взялись за это дело, то его нужно сделать.
Ну, тогда к делу…
* * *
В целом готовность к бою в современных понятиях подразумевает три вида подготовки: 1) физическую; 2) тактико-техническую; 3) психологическую. Что же, с этим трудно не согласиться. Действительно, армейский подход к рукопашному бою, а мы говорим, опираясь на него, далеко не такой бестолковый и «безнадёжный», как принято считать в «обществе интеллектуалов» в отношении всего армейского. Ведь кому как не военным лучше знать, что это такое – бой, и в частности рукопашный бой. Если взять номерные инструкции КУОС, то в них даётся немало толковых вещей на предмет «физической подготовки и рукопашного боя». Как нынче говорят: «Всё включено!» Больше ничего и не надо.
Вот, к примеру, некоторые выдержки из армейских на-ставлений:
«Предметом физической подготовки являются закономерности процесса формирования физической готовности личного состава и управления этим процессом….
Для повышения общего уровня физической подготовки бойца необходимо производить повышение и воспитание основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также ориентацию в пространстве.
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Проявление силы в рукопашной схватке зависит от ряда факторов: поперечника мышцы, нервно-координационных отношений, степени владения техникой приёма, волевых качеств…
Быстрота – комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений. Воспитание этого физического качества во многом зависит от состояния центральной нервной системы. Упражнения на развитие быстроты, как правило, выполняются сериями. Интервалы между повторениями должны обеспечивать восстановление работоспособности и зависят от индивидуальной особенности занимающихся.
С практической точки зрения следует разделять понятия «скорость» и «быстрота».
Скоростные способности человека заключаются в совокупности таких проявлений моторики, как скрытое время двигательной реакции, скорость одиночных движений, частота движений. Для воспитания этих способностей нужны упражнения на максимально быстрое реагирование.
Быстрота – качество врождённое и тренируется слабо. Быстрота характеризуется количеством повторений в определённую единицу времени и зависит от времени скрытой реакции на сигнал, скорости одиночного движения, частоты движений.
Выносливость – особенность организма противостоять усталости, то есть длительно работать не уставая…
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения на гибкость подбирают от уровня подготовленности занимающегося. …Упражнения желательно выполнять каждый день…
Ловкость – это умение человека быстро совершать точные движения и двигательные действия. Упражнения для развития ловкости подбираются такие, в которых быстрота сочетается с точностью движений….
При организации физического тренинга необходимо руководствоваться следующими принципами:
а) сознательное и активное участие занимающегося – достигается путем умелого объяснения и подбора упражнений, при выполнении которых занимающийся убеждается в совершенствовании своих двигательных умений, улучшении показателей физического развития;
б) постепенность – подразумевает постепенное увеличение количества и интенсивности физических упражнений;
в) систематичность и последовательность – подразумевает соблюдение правил: от простого к сложному, от лёгкого к трудному;
г) наглядность и доступность упражнений – упражнения по своей сложности не должны превышать возможностей занимающихся;
д) соблюдение цикличности в чередовании упражнений с отдыхом связано с необходимостью определения оптимального времени для отдыха между двумя упражнениями, которое позволяет начинать следующее упражнение в фазе суперкомпенсации, что способствует суммированию полученных результатов и приводит к достижению возможно наибольшего тренирующего эффекта. Пауза между упражнениями должна быть не менее 40–50 секунд.
Упражнения можно условно разделить на две большие группы. Первая группа – подготовительные упражнения. Она предполагает развитие подвижности, эластичности, гибкости и силы мышц. Вторая группа – основная. Она предполагает развитие подвижности, координации и силы комплексно; физической и функциональной согласованности действий».
Или же взять выдержку из работы инструктора КУОС КГБ А.И. Долматова «Специальная физическая подготовка»:
Под обучением понимается последовательная передача обучаемым знаний, выработка у них умений и навыков с целью развития и совершенствования их физических способностей. Обучение совместно с воспитанием – единый педагогический процесс, который основывается на следующих дидактических принципах:
– коммунистической партийности и научности;
– сознательности;
– активности;
– наглядности;
– систем этичности;
– постепенности и доступности;
– прочности усвоения знаний (умений, навыков).
Принцип коммунистической партийности и научности реализуется в процессе постоянного разъяснения тех задач, которые должны решать обучаемые после овладения всем арсеналом приёмов (действий) специальной физподготовки, использования в занятиях самых последних достижений науки и техники.
Принцип сознательности осуществляется на основе понимания обучаемыми необходимости овладения всеми приёмами специальной физподготовки, чёткой постановки задачи занятия, разъяснения упражнения или действия и их влияния на организм занимающегося. Следует развивать умение анализировать успехи и неудачи при выполнении упражнении, действий, приёмов.
Принцип активности требует чёткого объяснения системы оценок и поощрений для активизации обучаемых, а также самостоятельной подготовки.
Принцип наглядности реализуется двумя путями:
– образцовым показом с объяснением;
– использованием наглядных пособий.
Принцип систематичности диктует определённую систему обучения. Новый материал должен быть продолжением старого, занятия – систематическими. Материал следует распределять методически правильно и использовать для его изучения все формы занятий по физической подготовке.
Принцип постепенности и доступности реализуется последовательным переходом в обучении от простого к сложному, от лёгкого к трудному, постепенным повышением физической нагрузки.
Принцип прочности усвоения означает многократное повторение физических упражнений в различных сочетаниях и в разнообразной обстановке с обязательной проверкой и оценкой полученных знаний.
Все эти принципы следует учитывать, ибо они взаимосвязаны и проявляются даже на одном занятии.
Существует три группы методов:
– словесные методы: объяснение, рассказ содержания комбинации или действия, беседа с занимающимися;
– наглядные методы, основанные на зрительных или слуховых ощущениях. К ним относятся: чёткий показ, схемы, диафильмы;
– практический метод, который заключается в многократном повторении, т.е. метод упражнения (упражнений) в целом или по разделениям, в упрощённой обстановке или сложной.
Кроме методов в обучении, существуют и методические приёмы, такие как опробование, взаимопомощь, страховка и др.
В обучении физическим упражнениям принята поэтапная методическая последовательность.
Первый этап – ознакомление. Цель: создание правильного представления об упражнении, действии или приёме. Здесь следует чётко и кратко назвать упражнение или приём, образцово показать в целом, разъяснить влияние его на организм, когда оно используется (или где применяется на практике), показать ещё раз, но по частям (по разделениям), попутно объясняя технику выполнения в медленном темпе.
Второй этап – разучивание. Цель: формирование навыков выполнения приёмов или действий. Здесь они выполняются в целом, по частям или разделениям с помощью подготовленных или подводящих упражнений. Преподаватель даёт возможность обучаемым выполнить приём в целом медленно, в постепенно возрастающем темпе, поработать самостоятельно и в заключение заставляет их выполнить один-два раза в быстром (боевом) темпе; при этом отмечает хорошее исполнение и характерные ошибки, намечает пути их исправления.
Третий этап – тренировка. Цель: совершенствование навыков выполнения приёма в различной обстановке. На этом этапе обучаемые выполняют приём с различных исходных положений, в движении, в сочетании с комплексом других упражнений. Далее они выполняют его на точность и скорость в условиях соревнований и затем в сочетании с ранее изученными приёмами или действиями».
* * *
Действительно, готовое руководство, и ничего больше не надо выдумывать и искать лучшего. Язык уж больно сложно-научный, да «идеологическая нагрузка», которую нынче можно воспринимать как некую экзотику (а может быть, и наоборот – как некий краеугольный камень в подготовке бойца; ведь именно дух делает форму!), но в целом с ними нельзя не согласиться. Всё давно сказано и сто раз уж пересказано, и сказано весьма толково. А раз так, то стоит ли повторяться и говорить о том, что было принято в обычае? Наверное, чтобы получилось полное и исчерпывающее повествование – да, стоит. Это наш своего рода долг, который мы должны отдать. А потому хочешь не хочешь, но мы будем последовательными, и если во многом будем повторять то, что уже было кем-то когда-то сказано раньше, то ничего в этом страшного нет. Мы ведь свой путь тропим!
Итак…