Ну вот, пришло время для нового сказа – рассказа о бойцовом Спасе. В отличие от предыдущего нашего повествования, здесь для нас открывается больший простор и, соответственно, имеются большие возможности показать прикладную сторону Спаса, в частности то, что называют бойцовым Спасом во всей его красе. Ибо бойцовый Спас как-то поближе к нам будет. Бойцовый Спас – это о земном, о насущном, о том, что с нами каждый день случается. И вечный бой! Покой нам только снится! Вот вроде есть враг, а значит, нужно всякий миг быть готовым отразить его вражество.
И здесь можно повести повествование в привычном ключе – по образцу. Рассказать, какими могучими были древние воины, как они «одним махом семерых убивахом». Богатыри, не мы! А потом повести свой сказ о том, каким образом они достигали этого, раскрыв при этом несколько «секретов». Есть образец, почему бы им не воспользоваться? Наверное, мы так и сделаем. Да и охотников за подобными «секретами» всегда много было, и по сей день число их не убавляется. Но хотелось бы, ведя рассказ в подобном ключе, не соврать прежде всего самому себе. Ведь то богатырство, которое нас всех влечёт, Бога несение, есть следствие всё той же ПРОСТОТЫ, о которой мы только и говорили в предыдущем сказе. И секрет секретов не раз открывали. И так ведь это! Сколько раз нам скептики недоверчивые говорили с недоверием: «Как-то просто у вас всё это получается (в смысле единоборств). Не должно так быть! Если всё так просто, то почему же у нас так не выходит?» А потом их же озарение охватывало: а может, и правда, вся суть в простоте?!
Именно в простоте! Недаром преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». И в словах его не отвлечённая метафора, но указка прямая! «Со сто» тут на Век нам путь указывает, на полноту, о которой маета наша. Так что если кратко сказать – воин, «ищи Простоту, Ладу родную сестру, а не почесть в первенстве, и она найдёт на тебя». Так вот поучали наставники Спаса. И в словах их суть сутей высказана! Не пройдите мимо!!!
Спас есть Спас, и он всегда богоискательство. И неважно, бойцовый он или нет. Бой же, как ни странно это прозвучит, даёт наибольшую возможность узреть Его – Спаса. А рассказы о неких «тайных» и «запредельных» тренировках, раскрывающих необычные способности человека, всё же больше художественный вымысел, направленный подогреть себя ли, товар ли, хотя иногда очень и очень увлекательный. Взять, к примеру, книгу «Ассасины» Виталия Гладкого. Книга захватывает буквально с первых строк, и особенно впечатляет один из главных её героев Ярилка – Вилк. Будучи учеником волхва Морава, он овладевает «концентрацией Живы» и посредством её побеждает всех своих врагов. Конечно, в этом вымысле не всё вымысел. Есть в нём и какая-то доля истины. Вот об этом, что есть вымысел, а что есть быль в «науке хитрой», мы и попробуем рассказать тут. Сказ наш не почести ради, а испытание, как себе не соврать да прямым остаться!
Только тут возникает вопрос: насколько мы правомочны это сделать? Ведь выступать здесь в качестве третейского довольно сложно. Чтобы утверждать что-то наверняка, о том, к примеру, как оно было у предков в древности седой, нужно иметь весомые доводы, которых ни у кого нет. Ведь прямым свидетелем тех времён никто, понятное дело, не был. А письменных источников весьма мало. Да и то большинство из них сомнению преданы. В данном вопросе, а именно как там было у наших предков в те далёкие времена, мы мало чего можем сказать вразумительного. Только выдать свои домыслы, как это и делают все без исключения, утверждая: «было так!» Но вот рассказать о том, что представлял собой казачий Спас в не столь далёком прошлом («ишо до леварюции»), мы худо-бедно можем. Благодаря наказителю нам всё же удалось немного вникнуть в суть «хитрой» науки казаков-характерников, и в частности в её бойцовую составляющую. Не всё в ней для нас ясно и по сей день, но что прояснилось, то мы и вынесем на ваш суд. Правда, концовка «науки» этой весьма и весьма неожиданная! Впрочем, весь Спас таков. Свойственно ему пилить сук тот, на котором сидит. И… А Спас – это всегда о полёте! Потому-то и пилятся все суки, на которых и не сидишь вовсе, но которые тебя за штаны поймали и держат.
Но прежде всё же хочется дать ответ тем «критикам от Востока», которых весьма немало, хотя и поубавившихся за последнее время, о том, были ли на Руси вообще какие-либо боевые утехи.
Русский человек, как свидетельствуют и наши этнографы, и многочисленные иностранцы, бывавшие на Руси в древности, умел и любил драться. Обыкновение состязаться в воинских играх составляет у восточных славян, в частности у русских, древнюю традицию, и это обстоятельство привлекало внимание этнографов и историков, которые в подавляющем большинстве случаев рассматривали это явление бегло, при изучении других явлений народной культуры русских, украинцев и белорусов. Большей частью они привели в своих работах описание народных боевых игр, бытовавших в тех или иных местах. Некоторые исследователи сделали при этом ряд ценных наблюдений и замечаний. Так, Д.К. Зеленин впервые попытался исследовать вопрос о значении воинских состязаний в похоронно-поминальной обрядности. В.Я. Пропп обозначил место некоторых из таких игр в составе аграрных праздников. Не менее любопытна работа А.А. Лебедева «К истории кулачных боёв на Руси», изданная в 1913 году, т.е. задолго до процветания «восточного чуда». В ней он исследовал государственное законодательство о кулачных боях, отношение к ним церкви. В работе отмечены отдельные правила состязаний, возрастное деление бойцов, военно-прикладное значение кулачного боя, отдельные его виды, приурочивание боёв к некоторым датам народного календаря, использование приёмов боя на кулаках в судебных поединках. В 1856 году в журнале «Русская беседа» вышла работа И.В. Беляева «Борцы в древней Руси», в которой он исследовал обычай состязаний в борьбе в Древней Руси и убедительно показал, что в Средневековье борьба была одним из самых распространённых на Руси воинских состязаний.
В работе Д.К. Зеленина «Восточнославянская этнография» о кулачных забавах славян сказано буквально следующее: «Из прочих развлечений восточных славян необходимо назвать кулачные бой. Они распространены повсеместно и не связаны с каким-либо определённым временем года, но, как правило, происходят зимой, между Рождеством и Масленицей».
И этим далеко не исчерпываются упоминания о рукопашной схватке на Руси. Достаточно ли этого, чтобы перестать отрицать «серость и убогость» наших предков, и перестать насмехаться и обвинять во лжи тех, кто хочет напомнить (всего лишь напомнить!), что «и наш Бог не убог»? Во всяком случае, идти наперекор очевидному можно, лишь обладая недалёкостью. Утверждать, что «у русских не могло быть какого-либо боевого искусства, так как у них «не было таких лабораторий, как шаолиньский монастырь», равнозначно тому, как говорится у нас в России, что против ветра слабиться.
В той же работе «Восточнославянская этнография» Д.К. Зеленин рассказывает и о бытовании кулачного боя на Кубани, то есть у казаков: «В станице Кавказская на Кубани на Рождество и в другие праздничные дни девушки устраивали на улицах общий хоровод, а парни – кулачные бои, причём всё население станицы делилось на две враждебные партии. Бой идёт во всё время пения хоровода; как только прекращаются песни в нём, парни один по одному убываются с той и другой стороны к хороводу, и бой слабеет».
В 1911 г. в Москве группа любителей начала заниматься боксом. Русский бокс имел непосредственную преемственную связь с русским кулачным боем. Характерно, что первые чемпионы России – Павел Никифоров, Нур Алимов (Кара Малай) и другие – были сильнейшими кулачными бойцами. На основе приёмов русского кулачного боя складывается техника и тактика первых русских боксеров, упоминал К. Градополов.
И это несмотря на то, что отношения властей к традиционным рукопашным состязаниям было во все времена традиционно отрицательным. Церковь считала всякие народные забавы, в том числе и состязания в кулачном бою, остатками языческих обычаев и всячески с ними боролась. Правило, вошедшее в Кормчую книгу, карало отлучением от церкви каждого, кто будет замешан в такого рода забавах. В 1551 г. был запрещен кулачный бой наравне с другими «игрищами эллинского беснования». В запрещении, которое вошло в наказные списки соборного уложения – Стоглава, указывается, чтобы: «то эллинское беснование… попрано было до конца». Однако все эти запреты не имели действия. Власти, бессильные искоренить народные кулачные бои, пытаются ограничить их масштабы. Так, 21 июля 1726 г. Екатериной I был издан указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии». В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях обязаны выбрать представителей, которые должны сообщать в полицию о месте боя и отвечать за его порядок. Также говорилось, чтобы у бойцов никакого оружия и прочих инструментов для увечного боя не было, и во время боя чтоб драк не было, и кто упадет – лежачего не бить.
Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боёв был включён в свод законов Николая I в 1832 г. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорится: «Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются» (ПСЗРИ, т. XIV, ч. 4, стр. 180). То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Этот закон долгое время препятствовал распространению в России бокса. Так, в 1913 г. административными властями было запрещено проведение публичных соревнований по боксу на первенство Петербурга. На его основании не разрешалось вводить бокс в официальную программу спортивных обществ.
Всё это даёт дополнительные козыри противникам национальных единоборств, но, как ни странно, и козыри тому, кто отстаивает наличие таковых. Но не этот вопрос первоочередной для нас на поприще бойцового Спаса. Не то, было или не было. Не то, у кого лучше или хуже. Другое!
Так всё-таки: о чём бойцовый Спас? О бое или же о том, что над боем, за боем, о Спасе? Ну, раз бойцовый, то, конечно же, о бое. И действительно, в казачьем Спасе было немало «хитрых» наказов, позволявших человеку стать ухищрённым в бою. Только многие из этих «тонкостей» всё же выходили за рамки телесности. А потому взять их можно было, только приняв тот Образ мира, в котором жил (и живёт всегда!) Спас, то есть поселиться с ним в одном мире и… потерять всё! Да, да. Потерять всё! Ибо мир Спаса – это мир без, но с… «Без» – значит без всего того, что нести нужно. Лёгкий мир, без опор. А «с» – с жаждой Божьей. Отдай другим всё то, что им нужнее, останься «безом», но оставь себе жажду Божью. И тогда ты перестанешь быть учеником. Ты станешь творцом.
Тот, кто «до себя», тот ученик. Учит себя он. А кто отдал всё то, что другим нужнее, тот не ученик уже. Дока он. По-привычному нам – творец! Вырасти из ученика в творцы надо. И вырастем однажды. Вот тогда мы и творить сможем на поприще… хоть бойцовом, хоть бытовом. Об этом же речь мы свою ведём! Не собирай, но раздавай! Как тут не вспомнить слова библейские: «Время собирать камни, время разбрасывать их!» Только таких вот, всё раздавших Простоты ради, мастерами сполна и назвать можно. Нет, всё равно слов не хватает, чтобы описать искусство, мастерство и того, кого докой звали.
Они, все хитрые приказни Спаса, все его «приёмы небывалые», были искусны! Искусство (от «искоусъ» – «опыт», «истязание», «пытка») – не образное осмысление нами действительности, не процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе, не творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. «Искусство», в игре со словом наставников Спаса, – это «из куса», «из куска». Да, вот так странно. А кус – это то, что можно укусить, кусок. То есть плоть! Искусство – выход из плоти и за плоть, из образов в безóбразное, в Стихию. Вот тогда ты, не отягощённый плотью, свободный от важности, способен воспарить! А что такое воспарить? Выйти из русла, тобой же и понукающего! Когда я заперт руслом, в русле нахожусь, то я могу лишь воссоздавать, но не творить.
Чтобы творить, нужно быть вольным! Из куса выйти, без куска быть. И тогда получается то, не знаю что! Все из нас видят это то, не знаю что. Но назвать его не могут. Тем не менее называют, солгавши. И низводят. И это уже не творение, но вытворение. То есть выжимка из творения. Осадок лишь! Всё это напрямую касаемо бойцового Спаса. Ведь называют же его многие «боевое искусство». Значит, надо к ним прислушаться!
А рассуждения «вот это органично, а вот это как-то не совсем то» – признак того, что ты лепишь свой мир. Может быть, в нём ты и создашь для боя нечто достойное восхищения, но это уже не Спасом будет и не будет искусством. «Пахать» же здесь, как любят выражаться многие, конечно, надо. Вот только пахота эта иного поля, и всходы здесь другие. Хотя было у тех же наставников Спаса немало интересных подсказок и в области «механики» поединка. О чём мы тоже ниже попробуем рассказать.
К сожалению, на гребне волны интереса к русским боевым искусствам появилось большое количество людей, посчитавших, что если в этой области есть пробел, то они могут смело выдавать за истину свои домыслы с приоритетами. И никто не придерётся и ничего не узнает. Так появилось немало учителей, обучающих бесконтактному бою либо тому, как сложить противника одним прикосновением малым. Причём, глядя на них, складывалось ощущение, что всего этого можно достигнуть за короткое время. В итоге всем «русским единоборствам» была дана нелестная оценка примерно в таких выражениях: «ПОВЕРЬТЕ, ПРОСТО ЗНАЮ, ПРО ЧТО ГОВОРЮ. ВЕСЬ ЭТОТ БАЛЕТ – ФИГНЯ! НАС УЧИЛИ ОЧЕНЬ ПРОСТО И НЕ В ПОДВАЛЕ. И ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МНОГОЕ ПОВИДАЛИ… ПРАВЫЙ ИЛИ ЛЕВЫЙ ХУК И УДАР В ПАХ…» Сколько раз нам довелось выслушать подобные «веские аргументы» трезвомыслящих бойцов! И ведь они правы! «Хитрости» Спаса останутся для тебя красивой сказкой, если ты вот так напрямик подойдёшь к ним, без очереди, если можно так сказать. Они лишь увенчивают то, что называли бойцовым Спасом. И пока ты не пройдёшь на бойцовом поприще всю дорогу от начала до конца, не «отстоишь очередь», можешь даже и не рассчитывать на стяжание «необычных навыков».
К сожалению, на этом поприще, как и вообще на поприще «охоты за знаниями», ты встретишь подавляющее большинство маклаков. Так презрительно называли посредников при мелких торговых сделках, перекупщиков. А что, спрос-то есть! И спрос не бьёт в нос! Вот и появляются «молодые да деловые». Которые за пару недель, месяцев или лет «науку» прослушали и в учителя подались.
В основном мечтают о том, что будут валить всех своих врагов на расстоянии те, кого природа «обделила» силой. Им просто нечего противопоставить в борьбе или в боксе более рослым и сильным противникам. А выживать-то надо! Более того, хорошо жить! Мир не стал добрее и терпимее. Вот для них и создаются все эти многочисленные школы бесконтактных и универсальных единоборств.
На самом деле ты должен отдать схватке не один ДЕСЯТОК лет, быть битым сотни раз и, может быть, раза два-три поломать себе нос, прежде чем получишь возможность проверить, работают ли все эти «хитрости» Спаса, или они враньё. Десятилетия! Целая жизнь! Стоит ли овчинка выделки? Пожалуй, нет! Если тебя интересует победа в бою, то ты должен освоить «ПРАВЫЙ ИЛИ ЛЕВЫЙ ХУК И УДАР В ПАХ» да иметь природную наглость. Без неё тут никак. Она часть харизмы «хорошего бойца». Но если ты хочешь взлететь… Тогда эти годы трудов будут не напрасны.
Всегда были и будут среди нас Икары, презирающие все законы бытия. И всегда будут те, кто будет твердить им вопреки: «Что можно Юпитеру, нельзя быку!» Или же проще: «БАЛЕТ – ФИГНЯ! ФИГНЯ БАЛЕТ!» Однако кто не станет безумным, чтобы сделать попытку вырваться из плена очевидности, тот из неё и не вырвется. Среди тех же, кто вещает нам о чуде, больше, конечно, торгующих «чудом». Всегда так было! И это им удаётся довольно легко, потому как желание чуда – наша глубокая потребность.
Но есть среди них и безумцы! Самые настоящие безумцы. Они действительно творят чудеса. Правда, нам лучше эти чудеса не замечать, чтобы не потерять покоя. В этом случае всё то, что мы делали и делаем, верно, и нам не надо что-то менять в своей жизни, не надо напрягаться. Хотя и можно порассуждать да поумничать, вздохнув порой: эх, не поняли гения! Нам дорог этот выстраданный нами мирок. Если же в нашу жизнь ворвётся что-то не от мира сего, мы потеряем наш спокойный мирок. Наш дух возмутится, и придётся вставать и искать то, не пойми что. Вот потому лучше ничего не замечать. И говорить: «У меня есть своя точка зрения!» Не заметить же их мы можем, просто сказав магические слова заклинания: «БАЛЕТ – ФИГНЯ».
Хотя, объективности ради, быть охаянным – удел не только Икаров, но всякого делающего дело. К примеру, ныне широко известный А. Кочергин, кого уж точно не заподозришь в тяге ко всяким фокусам, боевик из боевиков, и тот на просторах Интернета был неоднократно охаян. Мол, он такой-сякой. Так вот в нас проявляется животное начало! В этакой критике ярко отражена борьба за место под солнцем да за звание альфа-самца. Все дураки вокруг! Ха-ха-ха!
Так уж устроен человек!
Так уж устроен человек, что если он в схватке будет даже пять раз брошен «детским» приёмом через бедро, то назавтра он скажет самому себе и всем остальным, что «ничего-то против меня не смогли сделать». Или же, если он борец, вступив в борцовскую схватку против человека, от борьбы далёкого, ничего путного ему не противопоставит, а через день-другой скажет: «Ну, ты ведь не шёл вперёд! А то бы я тебя под орех разделал! Я знаешь как кидаю стокилограммовых у себя в зале? Ух прям!»
Сказав так, он выиграет ту вчера проигранную схватку. По крайней мере для себя. Не может же он потерять лицо в своих же очах! Столько времени пахал! Но «выиграв» таким образом (кстати, мы всякий раз побеждаем, оправдывая себя; и мы по жизни оправданные победители), он не даст себе возможности заглянуть глубже, не даст возможности научиться. И тут бы в самый раз вспомнить слова наставников Спаса: «Копите поражения! Упивайтесь поражениями! Они горькое лекарство для нас, без которого мы никогда не обретём цельность! Поражения учат, а победы усыпляют нас. Раздавайте победы! Время разбрасывать камни!»
С другой стороны, Спас как «дорожка бездорожная» в Небеса и в боевой своей части оставался этой дорожкой. Сказывая о нём, наставники продолжали вещать о Боге, о человеке и его месте в божьем мире. И действительно, бойцовый Спас всё же больше философия, богоискание, чем ремесло, хотя всякое ремесло в глубине своей есть философия. Обучая бойцовому Спасу, наставники продолжали обращать взор восприемников в Небеса.
Ну вот ещё, к примеру. В чём суть схватки? Однозначно это победить. Для этого и изучают боевые искусства. Но не то говорили наставники Спаса. В бою, поучали они, не победить надо и не проиграть, но «разом сотворить», или «зараз восстановить». То есть за раз всё, разом, или едино. Это некий Лад. Разом – так назывался в укладе Ладный мир, в котором нет справедливости – несправедливости.
Вот я вступил в схватку. Как мне достигнуть разом, чтобы не было зарезом? Победа – зарезом, поражение – зарезом. Зарезом – это когда всё разделено, когда рана мне! Мы долго вникали в этот «разом». Не нашли ответа. Схватка не может быть ради победы. Иначе ты только утвердишься. Утвердившись, станешь важным. Важный – это тяжёлый. И как тебе быть дальше с этой нарастающей тяжестью? С ней ты только терять будешь! И постоянно натыкаться на то, что тут ты недоработал, тут у тебя не получилось. Но не так всё. Не недоработал ты в схватке. Ты важный. И не попадаешь в живую схватку. «Она течёт. Она – сама жизнь! И ты её догоняешь, но догнать никак не можешь. Выпал ты из жизни! Выпал ты из Хоровода, как говорили наставники в Спасе.
Как это – чтобы не уступить, не попустить давиле, ибо это не благо, и чтобы не победить его? Ибо всякая победа твоя обернётся неким заговором против тебя. И ты вынужден будешь всё время находиться в усилии, чтобы заговор этот не скинул бы тебя с олимпа победителя. Ты же втянулся в отношения «победитель – побеждённый». И уже не волен не быть вне «колеса печали». Что будет прочно связывать тебя и держать в напряжении. И как ты в этом случае помышляешь быть искусным в схватке? Ты же будешь рваться! Да, да, разрывая путы напряжения, рвать себя. Израненный боец? Возможно. Но не искусный! Вот потому наставники отрицали методологию боевого искусства. Всё напрасно – удары, броски, перемещения, если не ради разом они. Победитель – косой. Проигравший – тоже косой. А значит, и схватка, коли победы ради, косить будет. Будешь по кругу ходить и маяться этим. Ошибки свои искать и пахать, пахать, пахать, да без толку! Потому и говорили – «грех», или «мимо».
Но тогда невозможно и научиться будет? Научиться-то приёмам можно. А вот быть в схватке без изъяна через пахоту не получится. Всегда недоработавшим будешь. Но не верим мы этому. И пашем. Что же… Тоже здорово! Печали ради попахать! Многие знания – многие печали!
И всё же она вертится!
Вопрос о том, была ли методология в бойцовом Спасе. То, что он был, всё же нелепые сомнения. Скорее это даже не «сомнения о правде», но попытка «задвинуть» не ближнего своего, или «поядание тягателя», соперника, другими словами. Уж так ведётся на белом свете, что ни жрать не могу я, ни спать не могу, пока тягатель мой, или мой конкурент за место под солнцем, жив и здравствует. «Кровь бурлит» моя, безумье вызывая у меня. И нет покоя мне! И быть его не может!
Но ладно. Была ли методология в бойцовом Спасе? Или, как учили, в бойцовой справе? Справа – это дело, если не знаете.
Привычно нам как-то так воспринимать: от простого к сложному, с азов к высотам, от ремесла к искусству, постепенно открывая для себя тонкие приказни. Это и есть методология. Так в жизни. А в Спасе было… Хотя что значит «было в Спасе»? Ведь столько Спасов разных есть на свете! Не счесть уж ныне. Наверное, столько, сколько и людей! И так, мол, было, и этак. А сколько их будет ещё? О-го-го! И всяко верно!
А нам вот что говорили по этому поводу: бойцовый Спас начинали изучать с окраин к серёдке. К сердцу! То есть «с ногтей и пальцов к азу или к азам», постигая которые, мы становимся асами. Тот, кто вернулся к началам, тот ас! Откуда вернулся? Из похода бранного, который мы называем справой. Справа – это дело любое, которому мы отдаёмся. Будь то бой, или строительство, или кулинария, или… Можно тут перечислять до тех пор, пока все поприща земные не исчерпаются.
Но тогда как быть с утверждением, что азы закладываются изначально? Так и есть! Действительно, азы закладываются изначально. А потом ты идёшь к ним. Долго! Возможно, всю жизнь.
«Ногти и пальцы» – это хорошо всем бойцам известные заломы, захваты, освобождения от захватов, удары, перемещения. А что тогда такое «азы»? Наверное, это плотности, пустоты, силы, лёгкость и тяжесть. Нет, это тоже не азы. Это второгласье азов. Так называли их наставники в Спасе. Да, это краеугольные камни нашего бытия. Но даже они для нас ускользающи. Потому-то так трудно быть асом. Хотя всё просто! Переставь всё местами. Поставь с ног на голову, поверни жизнь наничь! За началом не конец, но конец перед началом. Вот и вся премудрость! И тогда ты узришь лествицу восхождения к азам.
Да, дом с крыши не строят. Но азы ли дома его бут – основание? Нет. И крыша, и бут «пальцы да ногти». Азы дома глубже. Это то, ради чего он строится. Дом строят снизу вверх. Но основы его уже заложены. И они есть «конёк» дома – то, о чём маета наша, рай утерянный. Дом не просто ради тепла и уюта, но он есть колыбель души нашей, к раю нас взращивающая.
Можно бой изучать с крыши, можно с основания. Но что есть его основание? Пусть это будет стойка и перемещение. Основа ли это? Нет! «Пальцы» это. Основой можно назвать суть схватки, которая есть часть вечной войны за то, чтобы человечество сделать человечеством, а человека – человеком. То есть начало схватки, начало поединка, их азы – мирооснова – Стихия! И она во всём! Беспамятная Стихия, которая есть дол Божий!
Это к тому сказано, что в каждом деле, которое ты изучаешь, Стихия спрятана. Стихия – как высота этого дела. Начинай с «ногтя» и иди до корня – аза! Азы – что корни. Они пьют Начало. Назовём ли мы Начало Божьей благодатью или как-то ещё, неважно. Корни всякой справы – сама Стихия. Корни дерева в земле. Земля – это среда, из которой корни впитывают жизнь. Но и земля не сама по себе. Она ли аз для дерева? Да, в определённой мере корни это аз для дерева. Земля же, в свою очередь, аз для корней. А что есть аз для земли? Присмотритесь. Ускользает!
Для того тут это говорится, чтобы, глядя в азы, не попасться впросак! Вот аз к корню – земля. Но сказав так, не отрезал ли я себе «дальше»? Этакие сравнения для чего делаются? Чтобы сойти с той точки, на которой я стою. Они уводят меня от «ногтей» к пальцам, от пальцов – к локтям, от локтей – к раменьям, от раменьев – к сердцу и далее к азам. Эта лествица и есть основа, которая должна быть заложена в восприемника, в ученика изначально. Причём во всём! Не только в бойцовой справе. Отрицание того, на чём стою. Вплоть до отрицания самого аза. Путь в Ничто!
К примеру, стоять в бою нужно так, чтобы проекция центра тяжести на опору была посреди стоп, но не в одной точке, а блуждала на треть стопы туда-сюда от точки проекции, то есть ходором ходила, что соответствует всем знакомому маятнику.
Всё это так! Живая стойка! Но дальше? А дальше нужно идти дальше!
А дальше стой не на земле, но в небе. Как это? О том сказ впереди будет.
А дальше? Дальше стой в Небесах! То есть в сердце! Сердце и есть аз! Всякую приказнь (мастерство) в бою доводи до него – до сердца – и в нём растворяй! Стойку, удар, замысел схватки доводи до сердца! И в сердце теряй всё, с тем и забывайся! То есть ас – это тот, кто действует, не помня, не зная, не желая, присутствуя в любви! Ведь в сердце-то и желания нет! Говорят, что сердце хочет, сердце просит. Нет! Хочет душа в сердце прийти, с сердцем совпасть! Там её гавань, поучали наставники. Оттого и все действия до совершенства. Не только в бойцовой справе. Вся жизнь от ногтей к сердцу проживается. И совершенство лишь в сердце есть.
Лишь когда я аз есмь, я в Ладу и в Мере! И тогда и моё боевое искусство будет безупречно! Уми(е)ротворённо. Потому как я – оно, а оно в Бозе! Бог же есть любовь! И боевое искусство моё – любовь! Не против Замысла, но с ним в соответствии. С Богом, как говорили наставники в Спасе! Вот и весь сказ про бойцовый Спас!
Это основы бойцовой справы. Если же ты жалеть будешь о тех приёмах и навыках, которым уделил столько сил и времени, то быть тебе ими ужаленным! Что же, это тоже к благу. Но асом ты не станешь в бою.
Я раньше был прагматиком в боевых искусствах. Точность, сила, скорость. Всё как надо. И что я нашёл? Суета сует! Всё суета! С годами мой страх лишь возрастает. Я проигрываю самому себе! Таков ряд и порядок. Всё течёт нам в научение. И тело предательски утекает. Я уже не могу опереться на него. Закон «колеса печали», закон жизни! Почему-то мы стремимся остановить мгновение, вместо того чтобы окунуться в ток и преодолеть его, преодолеть череду жизней и смертей. Но ладно. Я проигрываю самому себе. Угар, или пружина моей Задуми, истощается. И тут я либо насилую тело, чтобы оно было наравне с моими притязаниями. Что чревато! Ибо раб, а тело тут же становится рабом, ненавидит хозяина! И при случае мстит ему безжалостно. Либо же я начинаю поворачиваться к азам.
К чему всё это сказано? Я худо-бедно мастер, я не проиграл не одной схватки! А их было сотни! И как мне страшно потерять всё это! Но я проигрываю себе. И, может быть, однажды проиграю другим! Напряжение! Оно лишь возрастает! Я становлюсь сплошной аглыдью! Я уже двигаюсь с трудом, но я же в глазах своих непревзойдённый боец! Нет! Нет! Нет! Надо пахать!
Так ли оно? Нет, не так!!! Глупец я! Так ничего и не понял о жизни! И асом уж мне не стать!
Вот такие основы рукопашной схватки. Вот такие азы всей жизни!
Волей-неволей, всматриваясь в то, что говорили наставники, а говорили они на самом деле весьма необычные вещи, ты начинаешь задумываться: так ли это? Проверять и перепроверять их слова. И в какой-то миг понимать, что так-то оно так, да не всё так просто. И мало узнать «секреты», им нужно начать соответствовать. То есть быть самому этим «секретом». Вот и получается, что бойцовый Спас – это всё та же аскеза, или то же самое упражнение в духовном, что и вся наша жизнь. От плоти к духу! Мы постараемся раскрыть эту его сторону, но начнём мы с более очевидного, а именно – со Спаса как рукопашного боя.