Книга Откровения написана Апостолом Иоанном во время пребывания его на острове Патмосе в ссылке за свидетельство об Иисусе Христе. Иоанну было тогда около девяноста двух – девяносто трех лет.
Откр. 1, 1–3. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем, ибо время близко».
В первых трех стихах сказывается название и назначение этой книги, которую мы избрали предметом нашего исследования и изучения. Эту книгу мы не можем назвать Откровением Иоанна, так как Иоанн является только как бы секретарем, записавшим виденное и слышанное. Первый стих говорит, что это Откровение Иисуса Христа. Он открыл нам через Иоанна всю тайну будущего. С книгой Откровения связаны великие события, страшные видения, заключающие в себе пророческие тайны.
Для какой цели написано Откровение? А для того, чтобы мы более научились знать Христа, открывающегося в этой книге. Но разве Христос недостаточно ясно открыт для нас и в Ветхозаветных книгах, говорящих о Нем, когда Его еще не было на земле, и в четырех Евангелиях? Да, везде совершенно ясно описан Он нам как Богочеловек. В посланиях же глубоко и основательно описана вся Его Божественность и все Его учение. Во всех Новозаветных книгах рисуются земные моменты Его жизни. Откровение же постепенно показывает Его в той обстановке, в которой Он находится с Отцом на небесах до второго пришествия на землю. Тысячелетнее Царство и, наконец, вечность. Откровение Иисуса Христа исходит от Бога-Отца, но передано Сыну. Но не странно ли, что Отец дает Откровение Сыну, ведь Он тоже Бог! С тех пор, как Христос, явившись на землю, принял на Себя название Сына Человеческого, Он остается Им и теперь, вознесшись на небо. Им же Он остается и сидя на престоле одесную Отца. И Сыном Человеческим Он придет назад судить всех жителей земли. Отец предусматривает, предопределяет и предназначает по изволению воли Своей. Сын же с точностью исполняет все предписания Отца, с покорностью претерпев надругание и мучения. Отец дал Сыну этот драгоценный дар Откровения с определенным намерением показать рабам Своим славу величия Божьего, силу Его и мудрость. В этом показывается безграничная любовь Отца к рабам Его. Мы должны открыть очи, посмотреть и увидеть, как мы счастливы, ибо мы являемся рабами Господа, нам Он открывает тайну Свою и завет. Пс. 24, 14: «Тайна Господня – боящимся Его, и Завет Свой Он открывает им». Другим же, не рабам Его, в этой книге ничего нет, им нечего там искать. Она потому закрыта толкователям не возрожденным, что она не для них. Она нам указывает на начало исполнения, должного наступить вскоре после того, как Иоанн записал виденное и слышанное от Свидетеля Божьего.
Есть люди, которые, превращая истинный смысл прямого назначения книги Откровения, толкуют ее различно и превратно. Нам передано Откровение чудным и дивным образом: Бог дал Откровение Сыну, а Сын передал его Ангелу, Ангел же Иоанну, а Иоанн записал для нас. Таким образом, и мы включены в этот славный род, знающий тайны Божие.
Откр. 1, 2. Благодатный вестник, свидетель чудесного и славного Откровения Иоанна, представляется с трех сторон:
1. Как свидетель Слова Божия. В то время Слово Божие означало Ветхозаветные книги. Библия – Ветхий Завет – является камнем, основанием, на котором построено Евангелие.
2. Как свидетель Иисуса Христа, передавший то, что ему говорил и показывал Ангел – свидетель всех непосредственно славных дел Божиих.
3. Свидетельство «чему надлежит быть вскоре». Обетование, первый раз встречающееся в Откровении, заключается в блаженстве тех, кто придет ко Христу.
Мы становимся ответственными, если не читаем и не слушаем Откровений Божиих и не приближаемся к познанию Бога.
«Блажен читающий и слушающий слова пророчества». Этими словами сразу определяется содержание в характере всей книги, говорящей, что пророчества начинаются с первых же глав. Ложные толкователи говорят, что пророчества начинаются в Откровении только с 6-й главы. Но это неверно: повторение этого стиха мы встречаем и в последней главе Откровения. Там в седьмом стихе сказано: «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей». Все заключенное между этими стихами, с первого до последнего, мы принимаем как пророчества. Однако одно слушание и чтение само по себе обещанного блаженства не принесет. «Блаженны соблюдающие» – под этими словами подразумевается святое хождение в свете этой книги, освещающей нас, наши поступки, ожидание Господа как скоро грядущего. «Время близко». Если тогда, когда Иоанн писал, время было близко, то насколько теперь, по прошествии девятнадцати веков, оно стало близко! Соблюдайте в точности слова пророчества, Господь при дверях! Мысли о том, что книга непонятна – неправильны. Наоборот, она и есть книга Откровения.
Откр. 1, 4. «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет и от семи духов, находящихся перед престолом Его».
Это приветствие Иоанна к церквям в Азии. Он с начала своего послания ставит собственное имя. В древнее время первым делом писали, кто пишет. Это имело важное значение. Получающий, прежде чем читать присланное, мог определить, кто пишет ему – его личность, характер. Все это имеет для читающего особое значение, известный вес. Так и Иоанн: после своего имени пишет имя получателя. В данном случае получателями являются семь церквей. В лице этих семи церквей послано Откровение всей Вселенской Церкви, всем детям Божиим, верующим, которые были, есть и будут.
В Азии тогда были сотни церквей, но Господь берет только семь, которые могли изобразить Вселенскую Церковь от Пятидесятницы до пришествия Христа.
Число «семь» в Откровении и в пророчествах – святая цифра, означающая полноту Божию и человеческую. Число «три» – Божественное, число «четыре» – человеческое. В Откровении много раз встречается и повторяется число «семь». Семь, без сомнения, пророческое слово. После обозначения адресата следует приветствие: «Благодать и мир от Бога». «Благодать и мир» – два блага, всегда желаемые Церквям Христовым. Под благодатью здесь подразумевается не тот первый дар, который получает грешник от Христа, когда приходит к Нему. Благодать значит: по благости давать, великое благорасположение Бога к Своим детям, через которые мы идем к Нему, как в широкую дверь Небесного Царства, чтобы получить все благословения. Благодать подводит нас к полноте Христа, которую мы должны брать для восполнения всякой нашей нужды. Нужно испытать, сколько мы имеем благодати.
В Послании Римлянам говорится об обилии благодати: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5, 17).
Благодать изменяет человека, и совершает в нем желаемое Богом совершенство, и укрепляет его. Апостол Павел пишет: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2, 1 и Евр. 13, 9). «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нам, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11–13). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Еще сказано: «…возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3, 18). «Благодать и мир». Мир первый – примирения, а второй – внутренний. Мир с Богом, приобретенный Христом на Голгофе для примирения людей с Богом. Этот мир остается и впоследствии таким. Не может ни умножиться, ни увеличиться. «Мир Божий» не создан, а находится в Боге и Христе от начала веков. Вот этот мир Иоанн желает и церквям, этот мир может быть в нас сильным или слабым. Он зависит от нашего отношения к Богу. Малейший, незначительный проступок – и мир Божий удаляется. Первый, мир спасения, остается. Христос говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
Второй мир нужно взять: возьмите… его… найдите покой – это вечное, ненарушимое субботство. Произойти эти блага должны от Того, Кто был, есть и грядет… Здесь речь идет об Иегове. Иегова по-русски значит «Сущий». «От семи духов» – это не значит, что от семи лиц Духа Святого, так как Дух Святой – одно лицо. Нет, это показывает нам Духа Святого в полноте. Мы не имеем полноты Духа, а только начаток, залог (Рим. 8, 23).
Откр. 1, 5. «И от Иисуса Христа». О Нем говорится в конце потому, что о Нем вся речь еще впереди. Перечислим имена Христа: 1. Свидетель верный; 2. Первенец из мертвых; 3. Владыка царей. Три имени, определяющие и заключающие в себе смысл: 1. Пророчество; 2. Первосвященнический; 3. Царский.
1. Свидетель верный, пророк. На Земле Он был именно свидетельствующий пророк (Ин. 3, 11–21 и 8, 14–18). «Свидетельствующий сие говорит: «Ей, гряду скоро!» (Откр. 22, 20).
2. Первенец из мертвых. Он принес Себя в жертву Богу через вечного Духа. О Нем сказано: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9, 14).
Еще говорит о Нем Апостол Павел: «И Он есть глава тела Церкви: Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1, 18).
Почему Христос называется первенец из мертвых? Ведь и раньше Его воскресали из мертвых многие другие? Да, но они воскресали только на короткое время для этой земной жизни, а потом умирали опять. Первенец значит, что до Него другие так не воскресали.
Владыка царей земных. Это указывает на власть Христа, дарованную Ему на небе и на земле, и на Его будущее владычество. Но кажется странным, как совместить то, что Апостол Иоанн сослан на остров Патмос одним из царей? Почему Христос, будучи Владыкой царей, допустил это? Ссылку эту Иоанн принимает не как от римского владыки, а как от Самого Бога. Это было сделано для того, чтобы дать ему так Откровение.
Итак, Христос в отношении к миру – Свидетель, к силам ада – Победитель, к власти мира – Владыка, к Своему народу – Любовь. Для этого Ему надо было оставить небеса, принять плоть и кровь и кровью омыть нас. У нас не было ничего, за что нас можно было бы любить, но Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 8).
Бог не так любит, как люди, которые любят только тех, кто отвечает их любви. Он любит всех безраздельно и относится ко всем равно.