Звезде от Раздраженных коллег
Ты обожаешь свое дело и не умеешь работать в команде. Ты высоко ставишь планку и презираешь нас, тех, с кем ты работаешь. Поскольку нет никого, кто бы был для тебя достаточно хорош, мы считаем тебя наглым засранцем. Ты делаешь, что хочешь, и не слушаешь других. Все тебя до смерти боятся, но тебе на это наплевать.
Есть люди, которым невозможно угодить. Особенно звезде. Не важно, сколько усилий вы прикладываете, для нее все мало. Это раздражает и выматывает. Даже если вы знаете, что ваша работа выполнена на высоком профессиональном уровне, такой коллега не обратит на это ни малейшего внимания. Они так высоко ставят планку, что через нее не перепрыгнет никто. Ну конечно, не считая самой звезды.
Лене (38 лет) была настоящей звездой на работе, редкостным профессионалом, которым восхищались все. И естественно, ее назначили ведущей программы, на которую в компании возлагались большие надежды. Опытный, веселый и знающий сотрудник.
Конечно, у нее были свои недостатки, и она неоднократно становилась центром скандала, поскольку не стеснялась критиковать и начальников, и коллег. Ее не раз вызывали на ковер и проводили так называемые воспитательные беседы, как она саркастично их называла. Знакомые с ней люди говорили, что сработаться с ней нелегко.
В первые недели создания программы члены редакции в тесном сотрудничестве разрабатывали новый формат. Все были на равных. Во время «мозговых штурмов» идеи высказывались всеми, но Лене, без сомнения, была самой напористой, выдвигала больше предложений и мыслила более нестандартно, чем все остальные.
Опытный репортер Мариус (39 лет) радовался, чувствуя, что разработка программы находится под контролем. Все шло гладко, а движущей силой работы была Лене. Настоящий самородок! Все сомнения и мрачные предсказания тотчас же отметались. Раньше он считал ее звездой, но теперь изменил свое мнение. Поэтому Мариус решил, что будет ее поддерживать и продвигать все ее идеи.
Спустя несколько недель главный продюсер Анне предложила провести встречу, чтобы оценить успехи команды. Поскольку с точки зрения Мариуса все шло как по маслу, он вряд ли был готов к подобной оценке эффективности отдельных сотрудников на глазах всех членов команды. Ему казалось, что достаточно просто сохранять доброжелательную атмосферу. Именно это он и сообщил, когда ему предложили высказать свое мнение.
Однако спустя несколько секунд его будто молнией ударило. Слово дали Лене, она взглянула на Мариуса и сказала:
«Слабое звено в нашей команде – это ты, Мариус! Ты только и делаешь, что соглашаешься со всеми моими предложениями. Ты мне поддакиваешь и смеешься над всеми моими шутками. Почему ты мне не возражаешь? Почему не выдвигаешь собственные предложения?»
Мариус не смог ничего сказать. Это был нокаут с первого удара прямо на глазах у всех.
Таких звезд, как Лене, можно встретить в любых отраслях. Требовательный коллега, которого нелегко понять. У них есть несколько характерных признаков.
У типичной звезды можно найти две-три перечисленных ниже черты. Остальные характеристики тоже присутствуют в большей или меньшей степени.
ВЫСОКОМЕРНАЯ – ей плевать на окружающих, она не слушает никого. Все должно принадлежать ей и только ей. А если осталось что-то, то это тоже достанется ей.
С РАЗДУТЫМ САМОМНЕНИЕМ – она только и думает о своем величии и о масштабах своего вклада в общее дело.
ВЛАСТОЛЮБИВАЯ – она пойдет по головам, чтобы получить то, что хочет. А если начальник говорит нет, она просто обратится к другому начальнику.
СТРОПТИВАЯ – она говорит «нет» на автопилоте. Не может быть, чтобы другие предложили что-то стоящее.
АГРЕССИВНАЯ – она взвивается из-за любого пустяка. Не скрывает своих эмоций и указывает прямо на того, кого считает виновным. В маленьком помещении кричит, как на улице.
ИНФАНТИЛЬНАЯ – злится и дуется. Отказывается от общения и устраивает людям бойкот, при необходимости на несколько лет.
ЭГОЦЕНТРИЧНАЯ – все крутится только вокруг ее собственных идей и достижений. Говорит только о самой себе.
ВЫСОКОМЕРНАЯ? Нет, любознательная.
Возможно, я кажусь далекой и равнодушной, когда говорят коллеги, но это потому, что я внимательно слушаю в надежде услышать что-то любопытное для себя. К сожалению, они редко говорят что-то умное, так что это, как правило, пустая трата времени.
С РАЗДУТЫМ САМОМНЕНИЕМ? Нет, я предана делу.
Дело и работа для меня важны. Важно, чтобы мы производили и предоставляли клиенту хороший продукт. Я чувствую, что за мной стоит компания, и я никогда не путаю гордость за себя и гордость за компанию. Я готова выйти на баррикады ради общего дела, а не ради себя самой. Ради себя – никогда.
ВЛАСТОЛЮБИВА? Нет, преданна.
Я не позволю никчемным начальникам и прочим дуракам вставать на своем пути. Я не уважаю авторитеты. Для меня важнее всего профессия и работа, и поэтому я – рыцарь своего дела, и я не потерплю щелчков по носу. При необходимости я дойду до премьер-министра или даже до самого короля. Стать начальником – это последнее, чего я хочу. Таким образом я только предам свое служение.
СТРОПТИВАЯ? Я всего лишь задаю вопросы.
Мне вовсе не нужны конфликты, но я критично отношусь к мнению других. Очень критично. Люди несут столько чепухи, что мне приходится отсеивать то, что соответствует истине. Поэтому мне всегда приходится задавать вопросы: Откуда ты это взял? Это действительно так? Я слишком часто видела, как то, что считалось правдой, на самом деле ей не являлось. Что сказанное оказывалось враньем. Поэтому я позволяю себе задавать вопросы. Но я не строптива.
АГРЕССИВНАЯ? Нет, прямолинейная.
Я никогда не позволяю себе злиться на работе, да я вообще не помню, чтобы когда-нибудь выходила из себя на работе. Видели бы вы меня, когда я выхожу из себя, тогда бы вы почувствовали разницу. Так что я вовсе не агрессивна, я прямолинейна. По своему опыту могу сказать, что люди ценят прямолинейных сотрудников. Следует применять свои навыки общения, чтобы другие поняли тебя правильно.
ИНФАНТИЛЬНАЯ? Нет, я высокочувствительна.
Конечно, я расстраиваюсь. Меня легко ранить, но я обижаюсь не за себя, а за свою работу или профессию. И тогда я предпочитаю отстраниться. Не хочу мешать и стоять на пути у других, как последний лузер. Я проглатываю обиду и оставляю за обидчиком право наладить контакт. Я пытаюсь быть как можно более незаметной, если проиграла в стычке. Я просто отступаю и зализываю раны.
ЭГОЦЕНТРИЧНАЯ? Нет, я хороший рассказчик.
Обожаю рассказывать хорошие истории о своих и наших общих успехах. О том, как я превратила поражения в победы, как я или мы решили проблемы, обо всем, что помогло нашему делу. Это вдохновляет. Я никогда не говорю о себе или о своих собственных успехах. Но если я знаю только о своих собственных проектах, то я о них и говорю. Так что я вовсе не эгоцентрична, я просто горжусь своим делом и люблю рассказывать «корпоративные истории». А хвастовство я ненавижу. Самое ужасное, если кто-нибудь хвастается чем-то средненьким или откровенно плохим. Тогда я теряю уважение к хвастуну. Есть только один человек, который действительно может оценить, насколько что-то хорошо. И это я.
Возможно, вы сами не назовете такого коллегу «звездой». Может, вы скажете «дива», или у вас есть свои варианты оценки самодовольных чемпионов с раздутым самомнением. Многие добавляют еще грубое прилагательное «х…» к оценке «звезда» или «дива». Просто чтобы подчеркнуть, что мы о них думаем. В Норвегии мы их называем «примадоннами».
Понятие «prima donna» пришло из итальянского языка и означает «первая дама». В опере или театре так называют актрис, которые имели преимущественное право на выбор какой-либо работы, обычно главной роли в постановке. Представьте себе, какой прекрасный обычай. Вы приходите на работу, и вам предлагают выбрать задание по душе, в обход остальных коллег.
Хотя этим словом преимущественно называют женщин, мы сейчас можем назвать так человека любого пола, если он эгоистичен, тщеславен, темпераментен и чуть ли не вызывает отвращение, но одновременно настолько талантлив, что без него или без нее на работе не обойтись.
В истории о Мариусе и Лене описанный нами эпизод был только началом. Для многих инцидент был бы здесь и исчерпан, произошла бы ссора, участники конфликта отказались бы разговаривать друг с другом, разве что начальник мог бы вмешаться, чтобы как-то исправить ситуацию. Но в этом случае все закончилось иначе:
Остаток дня Мариус сидел совершенно потерянный. Во время встречи продюсер Анне попробовала сгладить ситуацию, сказав «мы все иногда увлекаемся. Лене, конечно, думает только об успехе программы. В нашей команде мы можем стерпеть критику, и все имеют право высказать свое мнение».
Одна из коллег, проходя мимо, остановилась рядом с ним и сказала: «Ты в порядке? Ничего себе, теперь человека могут выругать даже за то, что он слишком часто соглашается с другими».
Она попала прямо в больное место. Именно это задело Мариуса. То, что он сам считал поддержкой, помощью Лене и ее идеям, теперь было обращено против него. Ему дали оплеуху, потому что он «слишком часто соглашался».
Мариус решил взять быка за рога и поговорить с Лене. И не впутывать в дело начальников.
На протяжении 25 лет работы на руководящей должности в СМИ я не раз сталкивался со звездами. Несколько лет назад я посещал курсы повышения квалификации представителей высшего менеджмента «Сульстрандпрограм», которые проводились Норвежским Административным исследовательским фондом (AFF), и там я познакомился с датским ученым, изучающим корпоративную среду, Хелле Хейн, написавшей книгу «Как руководить звездами»[1]. Эта книга пробудила мой интерес к подобному типу сотрудников.
Хейн начала свое исследование в Государственной больнице Копенгагена, а затем работала в Датском королевском театре. Она хотела понять, что может мотивировать высокоспециализированных сотрудников. Позднее она разработала модель архетипов, построенную на мотивации сотрудников к работе. У нее получилось пять архетипов: звезда, прагматик, экстраверт-гонщик за результатом, интроверт-гонщик за результатом и получатель зарплаты.
Такая классификация позволяет понять, что у нас, людей, разная мотивация для работы, и что наша мотивация влияет на тех, кто нас окружает. И в плохом, и в хорошем смысле. И только когда мы поймем, какова именно мотивация у наших коллег, мы можем понять, почему они реагируют определенным образом. Наша цель – конструктивно использовать их мотивацию, а не просто отмечать недостатки.
Хейн обращает особое внимание на то, что для типа сотрудника «звезда» особую важность имеет его призвание. Это слово несколько старомодно, и его редко используют в связи с профессиональной деятельностью. Однако оно хорошо все объясняет. Некоторые очень рано понимают, кем хотят стать.
Однажды я выступал перед ветеринарами и для интереса спросил, сколько сотрудников в зале решили стать ветеринаром: а) в младшей школе, б) в средней школе, в) в старших классах или г) еще позднее.
Думаю, вы уже знаете ответ. Почти все подняли руки на варианте а.
Таким образом, уже в детстве некоторые люди размышляют о своей будущей работе. Нам в Норвегии сильно повезло: большинство людей могут свободно выбирать любую профессию и любой предмет для изучения. Период профессиональной деятельности часто длится от 40 до 50 лет, поэтому, конечно, очень важно, чтобы человек получал удовлетворение от выбранной им работы. Поэтому образование имеет большое значение, и то, что вы выберете, сильно повлияет на вашу жизнь. Большинство «звезд» обдумывают это гораздо тщательнее многих других. Работа для них – это занятие на 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и случайности недопустимы.
Возможно, кто-то будет утверждать, что больше всего «звезд» в среде университетских сотрудников, людей с высшим образованием, которые умеют критически мыслить. Один ученый как-то спросил у меня, знаю ли я главную задачу сотрудников ВУЗов. И сам ответил: «Ко всему относиться критически». Мне очень хотелось в свою очередь спросить: оценивал ли он когда-нибудь критически это утверждение. Итак, ко всему относиться критически, постоянно.
Это важно принимать во внимание для того, чтобы понять неугасимый энтузиазм «звезды» и ее проблемы в общении. Вернее, то, что другим кажется проблематичным в общении с ней.
Поэтому все начинают злиться на «звезду», когда она или он начинает говорить, что вот это или что-то еще могло бы быть лучше, особенно когда разговор ведется на собрании, например, на пятничной летучке, где все обсуждают, как замечательно все поработали за эту неделю.
Все со стоном отвернутся от этого раздражающего до чертиков коллеги. А потом, у кофейного автомата, они заведут беседу об этом ужасном человеке, который посмел раскритиковать общую работу. Ну что за бесстыдство, испортить пятничное настроение перед уютным семейным ужином, прямо перед выходными. Хотя «звезда» на самом деле хотела, чтобы общий результат был еще лучше.
Коллеги «звезды» без особых размышлений объясняют такое поведение каким-то изъяном или какой-то ошибкой, но им и в голову не приходит найти «инструкцию по применению» своего коллеги, чтобы исправить неполадку. Мариус как раз получил массу советов от своих коллег, которые можно было бы собрать в компактную «инструкцию по применению» Лене. Туда входили как «функции объекта», так и многочисленные «что делать, если прибор не работает», советы, которые обычно размещаются в конце подобных мануалов.
Вопрос только в том, были ли у Мариуса силы прочитать «инструкцию по применению». Большинство из нас предпочитают сами разобраться, как работает тот или иной прибор, и только в случае неудачи мы с неохотой открываем скучные, хоть и необходимые инструкции.
Мариус решил сразу перейти к опции «обмен и возврат». Он вызвал Лене на разговор.
Лене налила им обоим кофе, а потом спросила, что ему нужно. Что же мне нужно, подумал Мариус. Она что, дурочку из себя строит? В голове у него всплыл тот эпизод, и он опять вспомнил, как ужасно себя чувствовал, когда его бранили на глазах у всех коллег по причине, которую он считал в высшей степени нелепой, за то, что он соглашался с ее предложениями, голосовал за ее идеи. «Что же ты за коллега?» – вырвалось у него, и он понадеялся, что она извинится, и он с радостью примет ее извинения.
Но Лене лишь бросила на него пристальный взгляд.
«Перестань молоть чепуху», – сказала она. – «Немного правды ты сможешь стерпеть. Я слышала о тебе так много хорошего, все говорили, какой ты креативный, какой надежный, и какие хорошие у тебя идеи. Прости, Мариус, но все эти недели я не услышала от тебя ничего, кроме похвал в мой адрес. Мне этого недостаточно. От тебя я ждала больше, чем от других. Если уж ты не будешь работать, я испугаюсь, ведь это значит, что мне придется все тянуть в одиночку. А главное, не забудь: я не всегда говорю умные вещи. Я сама это знаю. От тебя мне нужна критика. Мне нужно, чтобы ты разгромил мои идеи. Ты должен отвергать их. Высказывать свое мнение. Мы должны перехватывать друг у друга мяч, иногда даже драться. И только тогда мы сможем сделать хорошую программу».
И в этот момент у Мариуса выступили слезы на глазах. Лене объяснила свои слова, но так и не извинилась.
Лене продолжала: «Я никогда не унижаюсь и не извиняюсь. Не потому, что я такая бесстыжая, а потому, что я не могу обещать тебе, что этого больше не случится. Когда я извиняюсь, я подразумеваю, что сама считаю случившееся неприемлемым, и не позволю этому больше произойти. Поэтому я боюсь извиняться. Хотя знаю, что во многих случаях это было бы проще всего. Именно этого ждут от меня окружающие».
После этих слов Мариус обрел спокойствие. В основном потому, что тот, кого он уважал и на кого смотрел снизу вверх, сказал ему, что верит в его высокий потенциал.
Лене боялась до смерти остаться с работой один на один. Она отчаянно звала его на помощь, а Мариус ее не слышал.
Однажды премьер-министр Гру Харлем Брюнтланд сказала: «Характерная черта норвежца – быть хорошим». Тот, кто писал эту речь, оставил пометку: это следует сказать как бы в шутку. Но Гру не последовала этому совету, и с тех пор эта фраза вошла в норвежский язык как выражение шовинизма и излишней самоуверенности.
Однако нет никаких сомнений в том, что эта фраза прекрасно подходит для описания «звезды». Характерная черта «звезды» – быть хорошей. Нам с вами не обойтись без звезд. Без примадонн. Возможно, они из тех сотрудников, которые больше всего нужны на работе. Но вместе с тем они в числе тех работников, которые чаще всего попадают в неприятности и восстанавливают против себя большинство коллег.
Самое важное – понять, действительно ли перед вами «звезда». Для этого важно задать себе вопрос: действительно ли этот сотрудник хорошо справляется с работой? Если нет, то это не «звезда». Тогда это сотрудник, которому, возможно, подходит один из остальных шести типов, описанных в этой книге.
Было бы неплохо, чтобы вы всесторонне обдумали ответ именно на этот вопрос. Дело в том, что ответить «нет» на автопилоте очень легко, если вы уже перечислили все негативные черты этого человека. Но подумайте еще раз: может, этот сотрудник хорошо справляется с работой, способен на многое и испытывает чувство профессиональной гордости? Если вам приходится признать справедливость этих утверждений и согласиться с ними, то вам следует не жалеть времени и наладить отношения с этим коллегой. Попытаться его понять. Но если вы как следует все обдумали и пришли к негативному ответу, это уже совсем другое дело.