Вступление

Виноваты другие, а не я

«Со мной все в порядке. Проблема в других». В подобных мыслях нет ничего плохого. Все мы сталкиваемся на работе с коллегами, которые нас раздражают – может, с одним, а может, и с несколькими. И все мы, попадая в сложные ситуации на работе или в личной жизни, быстро решаем, что конфликт возник не по нашей вине, или не по нашей вине все пошло наперекосяк.

Даже если мы въехали в зад идущего впереди автомобиля, мы способны найти какие-то причины, которые полностью или частично снимают с нас вину за аварию, хотя ни страховая компания, ни пострадавший, ни кто-либо другой не собирается выслушивать наши доводы. Ну кроме разве что нашей понимающей мамы.

На работе все обстоит точно так же. Мы обычно думаем: «У меня хорошая работа, но было бы гораздо лучше, если бы другие чуть больше походили на меня. Неужели так трудно выполнять свою работу так, как я?»

В подобном образе мыслей нет ничего удивительного. Большинство людей считают, что они сами отлично справляются со своей работой. Ну и конечно, их ужасно раздражают коллеги, которые все делают по-другому. Не стыдитесь таких реакций, они доказывают, что в вас заложена хорошая система ценностей и профессиональная гордость, то есть вам не все равно, и вы можете реагировать на то, что считаете неправильным. Проблема лишь в том, что вы полностью возлагаете вину на других.

Я каждый год посещаю от 100 до 150 предприятий и организаций. Это значит, что я встречаюсь с большим количеством людей. Значительная доля сотрудников довольна своей работой, но многие из них недовольны, разочарованы и считают, что с их коллегами трудно сработаться.

К этим чувствам я отношусь всерьез, мы не должны отшучиваться или отмахиваться от этих проблем. Поскольку мы проводим на работе 40 часов в неделю, хорошая атмосфера нам просто необходима. Некоторые люди работают еще больше и, возможно, проводят с коллегами больше времени, чем со своей семьей. Таким образом, одна треть нашей жизни в работоспособном возрасте проходит на работе, а если убрать часы для сна, то и половина всей жизни. И это немало.

Если мы долго живем в несчастливом браке, большинство из нас принимают решение о разводе. Но отношения на работе разорвать не так легко. Можно перечислить много причин, почему мы держимся за свою работу, хотя мы и не получаем от нее удовлетворения.

У многих сотрудников возникает такое чувство, будто они единственные на работе, кто что-то делает. Однажды я случайно подслушал разговор двух девочек-подростков: одна спрашивала другую, где работает ее мать. Девочка ответила без колебаний:

«Моя мать работает менеджером, делает брошюры, все такое. А еще на нее навалили кучу всякой дерьмовой работы, которую не хотят делать другие. Потому что они просто лентяи!»

Другими словами, мать постоянно твердила дочери, насколько никчемные у нее коллеги. И если дочь действительно выслушивала подобное каждый день несколько лет подряд, вполне вероятно, что она боится начать карьеру задолго до того, как до этого дорастет.

Но положа руку на сердце: кто из нас никогда не отзывался не самым лестным образом о своих коллегах или начальниках в присутствии членов семьи, друзей или других коллег? Вполне возможно, что в следующий раз другие услышат истории о невыносимых ситуациях на работе, где фигурировать будете вы, и нелестные характеристики будут касаться и вас. Ведь есть один факт, который не вызывает сомнений: все любят послушать байки об идиотах на работе. Если эти идиоты – не они сами.

Идиоты на работе

У всех на работе есть идиот. Разница только в том, скольких коллег награждают таким эпитетом. Некоторым кажется, что с годами идиотов становится все больше, и они любят говаривать: когда они начинали здесь работать, все было намного лучше. Но теперь идиотов развелось немало.

Некоторые уходят с работы, потому что там приходится терпеть уж слишком много идиотов, но быстро обнаруживают, что на новой работе идиотов еще больше.

Использовать слово «идиот» по отношению к коллегам – не очень-то красиво. Мы употребляем его и во многих других ситуациях, отзываясь о соседях, недругах, членах семьи, продавцах в магазине, официантах, служащих продаж по телефону, парковщиках и о многих других неприятных людях. Но конечно, чаще всего это слово приходит нам на ум, когда мы ведем машину. Тогда титула «идиот» удостаиваются все, кто водит не так хорошо, как мы.

Слово «идиот» происходит от греческого ἰδιώτης (idiōtis) и означает «человек, не имеющий профессиональных навыков». Таким образом, это слово относится к профессиональной деятельности. Это показательно. Это означает, что несколько тысяч лет назад греки оценивали профессиональные навыки других и считали, что тот, кто плохо работает, является идиотом.

В наше время это слово часто применяется к людям, которые небрежно относятся к своей профессии, не хотят развиваться, повышать квалификацию, следить за последними разработками в своей сфере деятельности и узнавать новое. Которые просто-напросто не имеют профессиональной гордости.

Профессиональная гордость – это немного пафосное понятие, которое приятно иметь в запасе. Иногда вытаскивать, чистить, натирать и чувствовать, что «я горжусь своим делом и тем, как я работаю».

Тех, у кого нет профессиональной гордости, мы с благословения древних греков можем назвать идиотами. Есть основания предполагать, что таких людей немало, и я несколько лет назад собирал полные залы, выступая с докладом: «Вот как надо справляться с идиотами на работе!» Люди приходят в залы с улыбкой, но на самом деле все довольно серьезно.

Обычно я заканчиваю свой доклад фразой: «И если вы сейчас думаете, что у вас на работе нет ни одного идиота, у вас есть серьезный повод для беспокойства: это значит, что идиот – это вы!»

Вам кажется, вы знаете, как ведете себя на работе, но этого мало. Важно, как вас воспринимают коллеги. Вы – «тот самый коллега». Вполне возможно, что вы взяли в руку эту книгу потому, что чувствуете злость коллег, и хотите понять себя лучше.

Семь типов коллег

Я разделил раздражающих коллег на семь архетипов, этого достаточно, чтобы вы смогли найти правильное определение для тех, кто оказывает негативное влияние на вашу профессиональную деятельность.

Думаю, что большинство читателей знакомы с этими типами. Это упрощенные изображения, они не опираются на глубокие научные изыскания. Моя модель архетипов не основывается ни на типах личности, ни на тестах предпочтений, ни на других классификациях. Их и так предостаточно.

Эта классификация разработана на основе моих собственных наблюдений во время работы консультантом по вопросам организации и руководства предприятиями, моего собственного опыта общения с сотрудниками – и в качестве коллеги, и в качестве начальника, – а также на основе исследования, которое я провел весной 2020 г.

В рамках этого исследования я просил респондентов ответить на следующий вопрос: «Назовите «типы коллег», которые вызывают у вас наибольшее раздражение». Участники исследования могли использовать любые слова для описания своих типов. Вот некоторые ответы:

«Умник», «сплетник», «манипулятор», «лизоблюд», «ябеда», «хвастун», «коллега, крадущий чужие идеи», «хитрый лентяй», «а мы всегда делали это так», «звезда», «лентяй», «надутый индюк», «болтун», «любитель отпраздновать», «тот, кто безосновательно считает себя вторым лицом после начальства», «психопат», «нарцисс», «коллега, который всегда перебивает», «пассивный», «смешивает с грязью у всех на виду», «Фома неверующий», «мистер негатив», «я не потерплю критики», «нытик», «контрол-фрик, не умеющий принимать удар», «ипохондрик», «коллега, не забывающий ничего и повторяющий все заново», «кошмар заседаний», «любитель вечеринок» и «наседка».

«Умник» оказался абсолютным победителем после подсчета ответов. «Хвастун» и «уклонист» (или «заяц») получили второе и третье места.

На основе этих ответов можно заключить: тех, кто раздражает нас на работе, мы воспринимаем в черном цвете. Мы наделяем их кучей негативных свойств и характеристик, благодаря которым на них легко налепить ярлык. Чтобы было легче выработать к нему отношение, мы лишаем его характер нюансов. К тому же, при помощи таких ярлыков нетрудно подогревать в себе сильную антипатию в адрес коллеги.

Итак, профессиональная среда – это не шутки. Но мы все-таки попробуем разбавить серьезность долей юмора.

Истории из жизни

Все семь типов токсичных коллег проиллюстрированы историями из жизни различных норвежских организаций и предприятий. Я поменял кое-что в этих историях, чтобы сохранить анонимность лиц и организаций. Говоря это, я понимаю, что вряд ли мне грозит повестка в суд за оскорбление личности. Те герои, которые изображаются в не самом благоприятном виде, вряд ли узнают себя. Дело в том, что те, о ком другие отзываются нелестно, редко обладают способностью посмотреть на себя со стороны. У них всегда виноваты другие.

Надеюсь, что в следующих главах вы найдете полезную для себя информацию и сможете применить ее с пользой: прокачать свои навыки общения с раздражающими людьми на работе и стать еще лучшим коллегой и еще более ценным сотрудником в глазах работодателя. Так, чтобы вы соответствовали всем положениям в своем трудовом договоре. А не только отдельным из них.

Наслаждайтесь!

Загрузка...