Сноски

1

Сентенция, приписываемая И. Ньютону. На самом деле подобная мысль была высказана еще в XII веке и приписывается Бернарду Шартрскому: «Мы карлики, взобравшиеся на плечи гигантов. Мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что взгляд у нас острее и сами мы выше, но потому, что они подняли нас вверх и воздвигли на свою гигантскую высоту» (приводится по книге Жака Ле Гофф «Интеллектуалы в Средние века». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 13).

2

Строго говоря, приставка «а» выражает отрицание или отсутствие какого-либо качества – в данном случае синхронии развития. Очевидно, что полной асинхронии быть не может, – корректнее было бы говорить о диссинхронии как недостатке какого-либо качества. В нашем случае мы будем использовать исторически устоявшийся термин с приставкой «а».

3

Отсюда возникает фактическая невозможность говорить о классификации отклоняющегося развития, возможны только типологические построения (Семаго М.М., Семаго Н.Я., 2011).

4

В данном случае имеется в виду терминология, предложенная в рамках теории фрустрации С. Розенцвейгом для выделения направленности реакций личности на окружение, внешнее препятствие (экстрапунитивная реакция) или – на себя самого, с принятием вины и собственной ответственности (интрапунитивная реакция).

5

Описание вариантов дисгармоничного развития приводится по нашей предыдущей работе «Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности» (2011).

6

Модель психического – способность воспринимать как свои собственные переживания, так и переживания других людей, осознание того факта, что собственное психическое состояние не тождественно психическому состоянию другого человека (подробнее см. Раздел 6, параграф 6.5.1).

7

Интересен факт, что большинство детей, демонстрирующих акселеративное развитие в области регуляции движений – моторной ловкости (восточные единоборства, различные виды спорта и т. п.), – в дальнейшем не показывают каких-либо серьезных искажений развития, позволяющих говорить о грубой патологической асинхронии.

8

Мальформация – любое отклонение от нормального физического развития, аномалия развития, повлекшая за собой грубые изменения строения и функции органа или ткани.

9

На самом деле описание этого варианта аутистического расстройства было впервые представлено Г.Е. Сухаревой в статье 1925 года «Шизоидные психопатии в детском возрасте» в сборнике «Вопросы педологии и детской психоневрологии» (Вып. 2. М., 1925. С. 157–187) и лишь в следующем году появилось в немецком журнале.

10

Отечественные теоретико-методологические модели будут приведены далее в этом разделе.

11

Некоторые авторы отрицали представления о первазивности нарушений, настаивая на термине специфические нарушения развития (Baird et. al, 2006), считая это недостаточностью в первую очередь социального/когнитивного функционирования с вторичными интеллектуальными дефицитами.

12

Перевод Л.Г. Бородиной.

13

Такое представление об искаженном развитии впервые было озвучено еще Г.Е. Сухаревой в ее клинических лекциях 1940 года (Сухарева, т. 2, 1959, с. 212).

14

Анализ методологических построений авторов не позволяет говорить о классификации, но только о типологическом подходе (см. Семаго М.М., Семаго Н.Я., 2011).

15

Материалы этого раздела приводятся по монографии О.С. Никольской «Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма» (М.: Центр лечебной педагогики, 2000).

16

В последующих своих работах О.С. Никольская уточнила это определение как «аффективная организация поведения и сознания» (Никольская, 2000). В дальнейшем мы будем использовать именно это определение.

17

Подробный клинико-психологический анализ развития детей с РДА приведен в Альманахе Института коррекционной педагогики № 18 за 2014 год (URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18).

18

В определенном смысле вводимое понятие «телесная анализаторика» можно рассматривать как описывающее интеграцию восприятия собственного тела (оценки его объемности, взаимосвязи отдельных элементов, их перемещения в физическом пространстве, других характеристик) от соответствующих каналов восприятия – то есть как один из компонентов многомодальной интеграции.

19

Более подробно предлагаемая уровневая модель описывается в наших работах, представленных в библиографии.

20

Приводятся здесь в общем виде без выделения подрубрик.

21

Официальный ввод в действие международной классификации болезней МКБ-11, основой которой и является DSM-5, планируется в 2022 году.

22

Наиболее полный обзор отечественных и зарубежных подходов к анализу и систематике аутистических расстройств приведен в хрестоматии под ред. Л.М. Шипицыной «Детский аутизм» (СПб., 1997), монографии под ред. Н.В. Симашковой и Т.П. Клюшник «Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра» (М., 2016).

23

Описание классификационного подхода О.С. Никольской приводится по: Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 18. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma

Загрузка...