5. Мединет Абу

Гипотезы о назначении пирамид. Ознакомление с гипотезами, в которых рассматривается назначение пирамид, даёт богатую пищу для размышлений. Многие теории базируются на предположениях того, что жителям этой древней страны было присуще своё, не обычное, а уникальное мировоззрение.

Рис. 5.1. Храм в разрезе

Логические схемы авторов этих искусственных построений отталкиваются от посыла, заключающегося в том, что якобы египтяне во времена фараонов считали единым целым и потусторонний (загробный) мир и реальную жизнь. Так это или нет, но в любом случае вначале нужно всё это убедительно доказать, а уже только потом предлагать соответствующие гипотезы.

Ряд других теорий базируется на существовании параллельных и потусторонних миров. Речь идёт об атлантах, инопланетянах и исчезнувших высокоразвитых цивилизациях. Если в первом случае создатели гипотез находятся как бы в стороне – мировоззрение о загробном царстве относится лишь к древним египтянам, то здесь вера в атлантов и зелёных человечков присуща уже и самим авторам научных построений.

Аналогичная картина просматривается при ознакомлении с гипотезами, касающимися технологии строительства пирамид. В этом сегменте истории деятельность жителей древнего государства вообще похожа на какое-то запрограммированное общество, напоминающее муравейник. Эти теории базируются также на неестественных и недоказанных положениях.

Цель работы. Необходимо ещё раз напомнить, что цель этой работы состоит в том, чтобы найти помеху, мешающую исследователям правильно определить назначение пирамид Древнего Египта.

Безусловно, нужно хотя бы примерно обозначить причину, сбивающую исследователей с правильного курса. Без такого предположения, двигаясь впотьмах, можно впустую потратить много времени или вообще зайти в тупик. К сожалению, имеется слишком мало материала, чтобы сформулировать хотя бы некоторые возможные варианты искомой помехи.

Есть надежда, что ознакомление с древнеегипетскими храмами поможет внести некоторую ясность в этот вопрос. Но смутно вырисовывается и возможная преграда на данном пути. Дело в том, что считается – все строения Египта того времени в той или иной мере связаны с ритуалами, культами и церемониями. В такой ситуации работа по исследованию древностей этой страны резко ограничена рамками этих принятых стандартов.

Относить все постройки древнего Египта к ритуальным и заупокойным сооружениям является общепринятым и как бы обязательным правилом. Но с другой стороны, с точки зрения здравого смысла, при выяснении функционала любого археологического объекта необходим открытый анализ и обсуждение всех возможных вариантов.

Ситуация вырисовывается неустойчивая, здесь уже есть явное противоречие, требующие разрешения. Необходимы дополнительные сведения. В качестве первого шага разумно ознакомиться с одним из типичных храмов, построенных египтянами в то время. Итак, в путь.

Фивы. Столицей Верхнего, а позже и всего Египта был город, который в греческих источниках назывался как Фивы. Находится это место примерно в семистах километрах к югу от побережья Средиземного моря. Как правило, памятники древнеегипетской культуры располагаются на левом, западном берегу Нила. Но в этом районе древней цивилизации сооружения имеются на обеих сторонах реки.

На восточном берегу, недалеко от современных населённых пунктов Луксор и Карнак расположены знаменитые на весь мир храмы. Эти сооружения в числе первых были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На западной стороне долины также имеется несколько аналогичных комплексов. Наиболее хорошо сохранившийся храм в местечке под названием Мединет Абу и будет рассмотрен ниже. На рис. 5.1 представлен продольный разрез главного здания. Данный рисунок служит для пояснения текста.

Все постройки, входящие в храмовый комплекс, занимают площадь около восьмидесяти тысяч квадратных метров и обнесены тремя рядами стен. Ориентация сооружения в Мединет Абу совпадает со схемой большинства храмов, расположенных на западном берегу реки. Это направление с востока на запад. Главный вход находится в стороне, которая ближе к пристани.

Канал. До этого сооружения в древности был прорыт канал, оборудованный причалом. Необходимо отметить тот факт, что все без исключения храмовые комплексы древнего Египта имели свои пристани. Это уже говорит о том, что люди активно пользовались услугами, предоставляемыми храмами и часто посещали эти объекты.

Складывается достаточно противоречивая ситуация. Вблизи храмов вода имелась и непонятно на чём базируется утверждение о безжизненном пространстве, окружавшем эти величественные сооружения. Почему-то считается, что несмотря на факт наличия влаги эта зона Фив во времена фараонов была мёртвым царством.

Очень странно, но сложилось устойчивое мнение, что здесь не было земледелия. Для чего же был прорыт канал. Распространённый ответ такой, а для того, чтобы поклонники богов могли на лодке приплыть к стенам храма. При этом предполагается само собой разумеющимся, что судно было полностью загружено разного рода подарками для богов и умерших монархов.

И всё-таки с трудом верится, что во времена фараонов в районе храмов находилось мёртвое царство. По логике вещей берега канала должны были быть покрыты буйной растительностью.

Что касается такой трудоемкой работы, как строительство канала, то, несомненно, имелись серьёзные мотивы для её проведения. Явно существовал мощный грузооборот и обмен какими-то товарами и услугами, осуществлявшийся через древнеегипетские храмы.

Конфигурация. В интернете можно легко найти план сооружения в Мединет Абу, из которого ясно видно, что компоновка храмового комплекса напоминает хорошо укреплённую крепость. Имеется три ряда стен вокруг главного здания. В дополнение ко всему есть ещё и ров.

Необходимо добавить, что стены вокруг значимых монументальных сооружений древнего мира являются скорее нормой, чем исключением. Например, в средневековой Европе монастыри представляли собой укреплённые крепости. То же самое касается резиденций королей и других правителей.

Оборонительные стены строились и вокруг центров городов. Аналогичная ситуация характерна не только для Европы, но и практически для всего мира. Что касается комплекса в Мединет Абу то несомненно одно – было что защищать.

Здания в Мединет Абу ориентированы по линии с востока на запад. Вход в храмовый комплекс располагается с восточной стороны, аналогичная планировка характерна и для остальных сооружений этого типа в Древнем Египте. При этом нужно отметить тот факт, что главные оси египетских храмов имеют весьма заметный разброс отклонений от основного направления.

Двор. В середине всего храмового комплекса расположено центральное здание – собственно сам храм, представляющее собой, если смотреть сверху, вытянутый прямоугольник. Посетители, миновав громадный входной пилон оказывались в первом дворе.

По центру дворов египетских храмов крыш не было, но по сторонам имелись портики. Такие конструкции представляют собой ряд опор круглого или квадратного сечения выстроенных параллельно границе строения. На эти столбы и на стену опирается перекрытие, частично накрывающее внутреннее пространство помещения.

В качестве одной из причин, по которым строители выбирали сторону восхода солнца для места входа можно назвать климатические условия в данной местности. Изнурительные ветра, сильные песчаные бури, как правило, дуют с запада на восток. Ещё одно возможное основание для выбора такого направления – это кратчайшая дорога к ближайшей пристани.



Рис. 5.2. Двор храма в разрезе

Портик. На рисунке 5.2 представлен поперечный разрез двора древнеегипетского храма. Крыша левого портика опирается на стену и один ряд колонн. Таких цепочек опор может быть разное количество. Были распространены помещения, в которых на какой-либо стороне такие конструкции вообще отсутствовали.

На этом же изображении показан портик с двумя рядами колонн. Крыша опирается на стену и две линии столбов. Рисунок является примерным и служит только для пояснения текста. Назначение графики – понять суть рассматриваемого вопроса. В данном конкретном случае ставилась задача – выяснить, из каких основных элементов состоял двор древнеегипетского храма.

В первом дворе храма Мединет Абу находилось два портика. Колонны, на которые опирается перекрытие левой южной стороны, имели круглое сечение. А на противоположной, северной части помещения, ряд опор, поддерживающих крышу, был выполнен из прямоугольных столбов.

Необходимо иметь в виду, что для решения вопросов, в которых требуются точные размеры и пропорции, нужно обращаться к соответствующим источникам. Рисунки, представленные в данной работе, для этих целей не предназначены. Не помешает ещё раз напомнить, что на рис.5.2 показан не точный чертёж конкретного объекта, а лишь графика, поясняющая общее устройство двора древнеегипетского храма.



Рис. 5.3. Гипостиль, разрез

В частности, из представленных рисунков можно понять то, что внутреннее пространство дворов было закрыто сверху лишь частично. Безусловно, это был плюс, с точки зрения хорошего проветривания, при больших скоплениях народа. А также в храмах имелись помещения с крышей, полностью покрывающей площадь всего зала.

Колонны южной стороны первого двора украшены цветными изображениями с надписями. К опорам северного портика, как бы прислонившись, стояли фигуры высотой примерно в девять метров.

Рисунки. Необходимо сказать хотя бы несколько слов о рисунках и надписях на стенах и колоннах этого храмового комплекса. Количество их достаточно большое, при этом есть одна характерная черта. Считается, что они выполнены непосредственно перед наступлением так называемой «катастрофы бронзового века».

В чём суть этого термина? Дело в том, что археологи обнаружили следы пожаров и разрушений, произошедших за короткий промежуток времени практически во всех городах восточного средиземноморья. Причём некоторые поселения, сожжённые в этот период истории, так и не возродились. А ряд мест, куда вернулась жизнь, не достигли того уровня развития, который имели до катастрофы.

Во многих городах, наряду со следами пожаров и разрушений, археологами были обнаружены неубранные трупы убитых местных жителей. Это свидетельствует о том, что в этих местах жизнь была уничтожена полностью. Исчезли с лица Земли многие цивилизации.

Произошли изменения в укладе быта, были потеряны многие культурные ценности. Некоторые народы региона, имевшие письменность, её утратили – вот краткий перечень последствий «катастрофы бронзового века».

Второй двор. В следующем, втором дворе, портики расположены со всех четырёх сторон. Западное перекрытие широкое и опирается на два ряда колонн. И хотя здесь площадь крыши значительно больше чем в первом помещении, тем не менее имелось достаточно много и солнца, и свежего воздуха.

Прежде чем двинутся дальше, со второго двора в гипостильный зал, нужно сказать несколько слов о пилонах. Эти конструкции представляют собой массивные строения в форме усечённой пирамиды. Располагаются башни на главной оси храма по обеим сторонам от входа.

Эти монументы в плане вытянутые прямоугольники. А пирамиды, практически все, в основании квадраты. И те, и другие конструкции есть не отдельные самостоятельные строения, а входят в состав древнеегипетских исторических комплексов.

Имеется два варианта конфигураций древнеегипетских комплексов. Первая схема – это канал-пристань-храм с пилонами. Вторая разновидность – канал-пристань-храм с пирамидой.

Назначение пилонов. Что касается назначения пилонов, то здесь просматривается целый набор различных функций. Одним из возможных вариантов предназначения этих башен будет их оборонительная задача. Это может быть и как составная часть стены, и как сторожевая конструкция.

Нельзя не отметить и роль пилона как преграды для песчаных бурь. Доминирование над окружающим ландшафтом и внушительные размеры позволяли использовать башни для навигационных целей. Они могли служить ориентирами для путешественников и купцов.

Эта функция достаточно актуальна и потому, что вся конфигурация египетских храмов очень напоминает восточные базары. Здесь всё похоже на места, где торговцы реализовали свои товары. Пилоны могли помочь покупателям быстро найти рынок, где бы можно приобрести все необходимые вещи и продукты питания.

Ещё один момент бросается в глаза – невероятная расточительность строительных материалов при возведении пилонов. Кстати, это очень напоминает подход древнеегипетских зодчих к строительству пирамид, где также использовано огромное количество камня для не совсем понятных целей. Этот факт нужно взять на заметку, а сейчас следует ознакомиться с гипостильным залом.

Гипостиль. На рисунке 5.3 показан поперечный разрез гипостильного зала древнеегипетского храма. Данное изображение предназначено только для того, чтобы понять суть этого помещения. Вариантов исполнения таких строений имеется много. Общей характерной чертой подобных конструкций является наличие нескольких плотно стоящих длинных линий колонн. Ряды столбов служат опорой для поддержания крыши.

Вариант гипостиля, представленный на рисунке, имеет три независимых части. Слева ясно просматривается уже знакомая конструкция портика, крыша которого опирается на стену и две линии колонн. Отметим, что число рядов опор может быть и меньше, и больше.

Ряды колонн, расположенных в центральной части гипостильного зала, поддерживают отдельное от портика перекрытие. Столбы в середине помещения существенно выше опор, установленных по краям. За счёт разницы высот образуется окно, через которое поступает свежий воздух и солнечный свет. В некоторых вариантах гипостилей проёмы закладываются необожжёнными кирпичами, но при этом оставляются отверстия для вентиляции и освещения.

В наше время в сети имеется великое множество как фотографий, так и видео с посещением древнеегипетских сооружений. Представленные выше рисунки ни в какое сравнение не идут с этими материалами. Поэтому любой интересующийся, может без проблем более подробно ознакомится, с этим и другими храмами, используя ресурсы интернета.

Назначение представленных рисунков заключается в том, чтобы дать общее понятие о рассматриваемом материале. Задача детального изучения конструкции храма в данном конкретном случае не ставится.

Поминальный объект. Итак, что же можно сказать после краткого рассмотрения архитектурного комплекса в Мединет Абу. Практически официально считается, что этот храм есть ритуальное сооружение. Что же это такое? Существует мнение, что это чисто поминальный объект, который строился отдельно от гробницы.

Масштаб строительных работ впечатляет и просто невероятен, если судить по тогдашнему уровню техники. Грандиозное сооружение. Можно ли из вышесказанного сделать какие-то замечания относительно назначения этого храма.

По устоявшемуся мнению, данный комплекс построил Рамзес II. Считается, что он начал возводить храм, как только заступил на престол. Для чего строил? А, чтобы увековечить память о своём могуществе. Чтобы многие последующие поколения поминали его. Вот она оказывается какая интересная наиболее распространённая версия.

Полёт творческой мысли исследователей древностей не имеет предела. А тогда пирамида то зачем параллельно храму строилась? Объясняется это тем, что, строя эти объекты по отдельности, фараон получал больше возможностей для реализации своих задуманных дел.

Вирус в алгоритме изучения. Что можно сказать по этому поводу. Одно. Здесь точно вирус тоже есть. Алгоритм изучения древнеегипетских храмов явно повреждён, имеется стойкий встроенный дефект.

Итак, после краткого ознакомления с одним из храмов добавляется уверенности в том, что вирус встроившийся в алгоритм изучения древностей действительно существует. С другой стороны ясности в понимании проблемы не прибавляется. Даже примерно предположить, в чём тут дело, не представляется возможным.

Но раз что-то точно есть, то значит надо искать. Если трудно нащупать направление правильного движения, то нужно попытаться как-то очертить явные тупики, от которых тоже можно будет как-то отталкиваться. Самое сомнительное во всех выводах исследователей пирамид и храмов это то, что древние египтяне в своей деятельности руководствовались неестественными инстинктами.

Другими словами, эту бурную деятельность древних египтян по строительству пирамид и огромных поминальных храмов можно объяснить каким-то массовым изменением естественных рефлексов у людей того времени. Однако нет прямых доказательств такого состояния строителей этих сооружений.

Поэтому нужно отталкиваться от предположения того, что вируса в алгоритме деятельности древних египтян не было. Это были простые и трудолюбивые люди, которые делали всё для обеспечения естественных потребностей обычного человека.

А вирус нужно искать в другом месте, в алгоритме изучения пирамид. Со строителями здесь никакой связи никак не просматривается. Так-то оно так, но что же делать дальше? Как-то, хотя бы примерно очертить направление поиска не получается. В данный момент рассмотрение ещё одного храма вряд ли поможет прояснить ситуацию. Думается, что не помешает вначале ознакомиться с географией этих мест и с расположением древних загадочных сооружений.

Загрузка...