Природа и вызывает болезнь, и дает способ вылечить ее.
Исцеляющее действие тепла было хорошо известно еще нашим далеким предкам, которые широко применяли различные приемы общего и местного согревания для борьбы с многочисленными недугами. Подобные способы лечения существовали у многих народов. Так, австралийские аборигены в качестве лечебных средств использовали горячие припарки и компрессы, а к нарывам и опухолям прикладывали горячую золу, нагретые на огне ракушки и песок.
Своеобразным методом теплолечения пользовались эскимосы, которые считали, что разные
необычные предметы: камни оригинальной формы, которые они порой находили в желудке добытого зверя или птицы, кости редкого животного, череп моржа с тремя или четырьмя клыками и т. п. – обладают свойством забирать болезнь на себя, исцеляя тем самым заболевшего человека. Для лечения относительно легких недомоганий подобные предметы нагревали над огнем и растирали ими больные места.
В Древнем Египте врачи рекомендовали своим пациентам проводить прогревания в горячих песках пустыни, а на каменных лежанках древнеегипетских бань можно было не только париться – там еще имелись специальные отверстия, через которые выходил наружу пар, которым лечили различные заболевания органов дыхания.
Парная баня – один из древнейших методов теплолечения, на протяжении тысячелетий она помогает здоровым людям поддерживать здоровье, а больным – избавляться от различных недугов. Бани появились и были весьма популярны еще задолго до нашей эры. Причем, помимо использования в чисто гигиенических целях, согревающие банные процедуры издавна относились к числу эффективных целебных средств и их широко применяли для профилактики и лечения различных болезней. Так, индейцы Америки издавна успешно лечились целебным паром, занося в вигвамы разогретые камни и обдавая их водой. Образующиеся от этого клубы теплого пара окутывали больного, способствуя его быстрейшему выздоровлению.
Исцеляющие свойства знаменитых древнеримских терм были хорошо известны жителям Вечного города. Врачи и философы изучали, а поэты прославляли лечебно-оздоровительные качества банных процедур:
Даров источник многих в банях мы найдем: Смягчить мокроту могут, влагу тела взять, Избыток желчи гонят из кишок они, Смягчают зуд – приятен и докучен он, – И обостряют зренье; если ж кто-нибудь Стал плохо слышать, уши прочищают тем. Забывчивость уносят, память же хранят, Для размышленья разум проясняют вмиг…
Для древних русичей парная баня, известная уже с V–VI веков, также имела несколько
большее значение, чем просто гигиеническое мероприятие для поддержания чистоты тела. По мнению известного русского историка Н. И. Костомарова, она «была замечательной школой закаливания, нечувствительности к жаре и морозу, какой всегда отличались русские, удивляя этим иностранцев». Именно баня на протяжении столетий служила простым, доступным, а порой и единственным средством домашнего лечения. Свидетельство тому – меткие народные пословицы: «Баня парит – здоровье дарит», «Баня болезнь из тела гонит», «Кости распарить – все тело поправить». Распарив больного в жаркой бане, ему вправляли вывихи, с помощью банного жара боролись с простудой, избавлялись от кожных и многих других недомоганий.
Леченьем баня славилась
У русских мужиков,
Что «пар костей не ломит»,
Осталось от веков.
Застынет ли на холоде,
Уйдя по грудь в сугроб,
Иль зашибется где-нибудь
Крестьянин иль холоп,
На то совет испытанный —
Лечь в баньке на полок
Да с веником березовым,
Чтоб пар под потолок!
Древнерусские врачеватели применяли и другие методы теплолечения. Например, при простудном кашле больному на ночь смазывали ступни ног свиным салом, разогретым настолько, чтобы можно было терпеть, а для остановки наружного кровотечения использовали прижигания горящим трутом.
Примечание. В медицине часто применялись методы предупреждения и лечения болезней, которые в свое время считались весьма эффективными, нам же некоторые из них кажутся просто жестокими. К таким необычным с точки зрения современного человека методам относится и прижигание.
С древнейших времен считалось, причем в определенной степени вполне справедливо, что огонь обладает необыкновенной очищающей и целительной силой, помогающей бороться с самыми разными недугами. Огнем прижигали змеиные укусы, при геморроидальном кровотечении, если не удавалось остановить кровь другим способами, кровоточащие узлы прижигали кипящим маслом, раскаленным железом выжигали новообразования на коже. Например, в XVII веке до нашей эры древнеегипетским врачам каждую опухоль предписывалось «прижигать, как только она сама откроется – созреет».
Прижигание раны раскаленным железом.
(Рисунок из книги «Полевая хирургия» Г. Герсдорффа. 1517 г.)
Живший в XVII веке хирург Фабрициус Аквапенденте использовал для лечения зубов прямо-таки изуверский метод. Вначале через специальную серебряную трубочку он вводил в разрушенный зуб несколько капель серной кислоты, а затем дупло больного зуба прижигал раскаленным железом и пломбировал золотом. Во время таких операций несколько дюжих помощников держали корчившегося от ужасной боли пациента и всегда имели наготове пузырек с нашатырным спиртом.
Для выведения из чумных бубонов гноя, считавшегося тогда ядовитым «моровым ядом», их вскрывали и затем прижигали раскаленным железным инструментом. Этот примитивный способ очистки гнойной раны, широко использовавшийся тогдашней хирургией, действительно давал результат, но только если пациент, по отношению к которому он был применен, не умирал от сердечного приступа, не впадал в необратимый шок или не сходил с ума от нестерпимой боли. По свидетельствам очевидцев, «припухлости бубонов сильно затвердевали, и тогда, чтобы они прорвались, врачи назначали размягчающие примочки и припарки, а если это не помогало, они резали и вскрывали их самым чудовищным образом. В некоторых случаях вздутия становились такими твердыми – либо из-за силы болезни, либо из-за неумеренных припарок, – что никакой инструмент их не брал, и приходилось выжигать их специальными средствами, так что многие умирали, доведенные болью до безумия, причем немало людей – во время самой операции».
Использовали прижигания и для предотвращения нагноения ран, особенно широко этот метод стали применять с появлением огнестрельного оружия, раны от которого залечивались тяжелее, чем нанесенные холодным оружием, и нередко осложнялись развитием гнойной инфекции. Огнестрельные раны считались отравленными, и хирурги стремились уничтожить действие проникшего в организм яда. Поэтому сначала их очищали механически, а затем прижигали раскаленным железом или кипящим маслом либо расплавленной смолой, причем прижигания повторяли и во время перевязок.
Чтобы остановить тяжелое, подчас опасное кровотечение, также применялось прижигание. Ампутацию конечностей производили раскаленными докрасна ножами (и это без наркоза!). Хирург брал несколько ножей один за другим и постепенно рассекал ими ткань, которая сразу же обугливалась. Крупные сосуды прижигались отдельно специальным раскаленным инструментом. Возникла даже целая наука о прижиганиях – «хирургическая пиротехника». Использовалась и другая, не менее чудовищная методика: конец кровоточащей культи ампутированной ноги или руки тут же погружали в котел с кипящей (!) смолой, которая мгновенно коагулировала (сваривала) живые ткани, в том числе и обнаженные кровоточащие крупные сосуды. Образовывалась плотная корка, закрывавшая всю поверхность культи. Естественно, кровотечение сразу же останавливалось, но выдержать такие муки могли лишь сильные физически и духовно люди.
Так продолжалось до 1570 года, когда выдающийся французский хирург Амбруаз Паре опроверг существовавшее мнение о том, что огнестрельные ранения являются отравленными, и впервые применил вместо прижигания перевязку сосудов при ампутации с наложением на раневую поверхность мазевой повязки.
Прижигания (цзю-терапия, мокса-терапия) определенных «жизненных точек» с давних времен активно применяли в Древнем Китае. В старинных медицинских трактатах указывалось, что этот способ лечения оказывается действенным даже тогда, когда бессильны иглоукалывание (чжэнь-терапия) и лекарства: «если слабеет пульс, то излечить человека можно только с помощью цзю-терапии». Вначале прижигания проводили раскаленной металлической палочкой, затем «жизненные точки» стали прижигать тлеющими листьями табака или фитилем. Практиковались также прикладывание к области активных точек сосудов с горячей водой, прижигания зажженным порошком серы, завернутым в бумагу, и приложение тлеющих «сигарет», начиненных сухими листьями лекарственных растений. В последнем случае чаще всего использовалась мокса, или полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris), из которой делали также прессованные конусы. При этом считалось, что чем лучше спрессована полынь, тем дольше тлеет конус.
Древнекитайские врачи применяли несколько методов прижигания, следствием которого являлось появление на коже в месте воздействия пузырьков, то есть ожога II степени, что считалось основным показателем эффективности цзю-терапии. Прямое прижигание осуществлялось непосредственным приближением тлеющей «сигареты» к телу. При непрямом прижигании полынную «сигарету» держали на некотором расстоянии от точки воздействия, а между «сигаретой» и телом помещали различные лекарственные вещества – чеснок, аконит, соль, тесто и др. Прижигания сочетали также с иглоукалыванием: полынь закручивали вокруг иглы и зажигали, когда иглу вводили в ткани, достигая таким образом комбинированного эффекта.
Методы прижигания и прогревания биологически активных точек с помощью полынных конусов и «сигарет» по-прежнему остаются весьма популярным, особенно в странах Азии, способом лечения различных заболеваний. При этом они принципиально не отличаются от древних методов цзю-терапии: при согревающем прижигании не касающаяся кожи тлеющая полынная «сигарета» уже через 2–4 минуты после того, как ее зажгли, достигает температуры около 45 °C и создает приятное, «проникающее» в ткани тепло.
Прикладывать к болезненным местам горячие камни рекомендовалось в Аюрведе – древней системе традиционной индийской медицины. Различные методы теплового воздействия (горячие ванны, бани и др.) широко применяли и древнегреческие врачи, назвав подобную тактику лечения «перегреванием» (по-гречески «гипертермия»). Выдающийся греческий ученый-энциклопедист Аристотель (384–322 гг. до нашей эры) в своем труде «О молодости и старости» утверждал, что старение организма человека вызывается постепенным уменьшением «прирожденного тепла». С потерей «природного жара» связывали процесс старения великий Гиппократ (460–377 гг. до нашей эры) и знаменитый римский врач Клавдий Гален (131–201 гг.).
Авиценна (980-1037 гг.) в своем «Каноне врачебной науки» для лечения различных болезней также рекомендовал некоторые методы местного и общего прогревания. Так, при первых признаках насморка он советовал «пойти пропотеть в баню», а когда начинается «щекотание в носу и чихание, согревать голову, прикладывая к ней припарки с солью и просом или просто с горячей водой». К больному уху он рекомендовал прикладывать «горячее просо на войлоке», а при появлении на веке ячменя – «непрерывные припарки… из горячего хлеба». При начинающемся приступе мигрени следовало «посетить баню и постоять над горячей водой», а тем, кто страдает от болей в суставах, полезно «закапывание в горячий песок и потение в нем».
С давних времен было известно и о целительной силе холода, который высоко ценили за омолаживающий и закаливающий эффект, а также за удивительные лечебные свойства. Обливания ледяной водой и другие методы общего и местного охлаждения издавна использовали для укрепления тела, повышения его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям и поддержания бодрости духа. Так, на Руси издавна было принято после жаркой бани окунаться в ледяную воду или растираться снегом.
Примечание. Простой народ относился к снегу с большим почтением, считая его великим благом: «зимою он греет, весною тлеет, летом умирает, а осенью оживает». Существовало много поверий, обрядов и обычаев, связанных со снегом. В деревнях под Крещение пожилые женщины собирали снег со стогов, считая, что только он один может лучше всего выбелить любую холстину, а снег, собранный в крещенский вечер, может сохранить в колодцах воду в течение всего года. Этот же снег использовали и для исцеления от таких недугов, как онемение в ногах, головокружения и судороги. Но наибольшую целительную силу, как считали, имеет снег в начале марта. Его собирали с пригорков и поили снеговой водой больных, страдающих разными недугами.
Охлаждением поправляли свое здоровье и знатные вельможи, принимая, например, ванны со льдом после длительных бальных увеселений или обтирая лицо кусочками льда, чтобы кожа долго оставалась молодой и привлекательной.
Зная об обезболивающих, жаропонижающих и противовоспалительных свойствах холода, еще за несколько тысячелетий до нашей эры в Древнем Египте, Греции и Риме его применяли для лечения ран и других повреждений, в том числе инфицированных.
Лечебные свойства охлаждения не обошел своим вниманием и великий Авиценна, рекомендовавший к месту предстоящей операции прежде прикладывать кусочки льда и только после этого производить «разрезы и прижигания». При наружных язвах, не сопровождающихся гниением, он советовал «поливания холодной водой», а при анальном кровотечении, если это произошло летом, «поместить больного в холодную воду, а зимой – держать на холодном воздухе». Для приведения человека в сознание при обмороке его следует «обрызгать холодной водой», а при чувстве жара в желудке приложить к нему «пузырь, наполненный холодной водой».
Во время войны 1812 года главный хирург наполеоновской армии барон Ж. Ларрей отметил, что если солдаты после ранения долго лежали в снегу, то поврежденные конечности теряли чувствительность, и ампутацию можно было производить безболезненно. Кстати, в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. этот метод местного охлаждения был возрожден и активно использовался выдающимся отечественным хирургом С. С. Юдиным.
Охлаждение при лечении ран широко практиковал и выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов (1810–1881 гг.), отмечавший, что «холод, безусловно, назначается там, где к опухшей горячей и раздраженной ране присоединяется капиллярное кровотечение».
В 1879 году в Польше один больной оспой, находясь в бессознательном состоянии, вышел из больничной палаты и провел продолжительное время в саду на холодном воздухе. При этом вместо ожидаемого ухудшения состояние больного, напротив, заметно улучшилось. После этого случая врачи, убедившись в благоприятном эффекте холодного воздуха, стали активно использовать данный метод криотерапии для лечения многих заболеваний. Кстати, о благотворном влиянии морозного воздуха знали не только врачи, например, известный русский поэт Н. А. Некрасов в одном из своих стихотворений отмечал:
Обоняние тонко в мороз,
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняет ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…
И в настоящее время методы теплового и охлаждающего воздействия не утратили своего
значения и по-прежнему активно применяются как в официальной, так и народной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний, а также для оказания первой помощи в домашних условиях.