В детстве я часто ездил к бабушке в деревню. Там у меня не было ни друзей, ни подруг, были только сёстры и взрослые родители. От нечего делать я постоянно возился с кроликами, а ещё собирал малину в саду, и ходил на трассу её продавать.
Это было интересно потому, что я мог купить себе мороженое, пирожное, жвачку. А малины, в общем-то, было много и её хватало, чтобы продавать. Наверное, я никогда не вспомню, сколько стоила банка ягод.
Помимо всего прочего, я ходил продавать молодую картошку.
Примерно та же схема, только носить вёдра было тяжелее.
За пару часов можно было продать всю малину и всю картошку. Это было весьма выгодно.
Повзрослев, конечно, мне не хватало одной только выручки с продаж малины, и я открыл магазин по продаже медицинской техники для дома. Ну, и вообще, всякой прочей мелочи, например, ортопедические стельки и подушки.
Это был самый настоящий бизнес, требовательный и серьёзный, с ворохом документов и космической ответственностью перед законом. Поэтому, все затраты были минимальными, закупка товара склочной, ассортимент рос медленно, рекламные инструменты использовались самые подручные, листовки в почтовых ящиках, ну и всё в таком духе. Одна только аренда помещения была в глухомани, куда никто не ходил.
За год этот маленький магазинчик ушёл в большой минус. И его пришлось закрыть.
Это, конечно, был не такой уровень, как в магазине Море Вкуса, когда вы заходите в него и вам делают лёгкий вброс – «Паштет из кролика, деткам на ужин!»
Да – ты, как-то, задумываешься, что кролика в твоей жизни было достаточно.
Нет – все эти разговоры, типа, запустил бизнес и сиди, не ссы…
Да – иной скажет, к большому бизнесу идут из бизнеса в бизнес, что-то там – ля, ля, ля. Что сначала, открываем маленький ларёк по продаже палёной водки. Затем, солидный паб, или нечто вроде того. Потом уже, алкомаркет и завод по производству спиртных напитков с импортной лицензией.
Когда я сидел в маленьком магазинчике по продаже всяких массажеров для женской груди, я перечитал горы литературы о том, как?…
Нет – я читал учебники Бухгалтерский учёт, Подборка кадров, Управление сотрудниками.
Могу со всей ответственностью сказать, что нормальный, прибыльный, крутой, если хотите, масштабный бизнес, с франшизами и прочими премудростями начинается с пяти рублей в кармане и острым желанием получить максимальную прибыль от дела.
Тогда вы начинаете думать, кому предложить серьёзный бизнес-проект. Создавать общество учредителей. Подбирать специалистов. И много работать.
Работать в бизнесе приходится не меньше, чем в любом другом деле.
Возможно, даже больше.
Это по сути, пассивный, круглосуточный режим работы.
Вы смотрите телевизор, сидя на кухне, пьёте чай с мёдом, а в голове у вас пляшут цифры.
Хотя, бывают исключения в виде какого-нибудь клуба, где собираются друзья юности, сплетничают и смеются; который сначала просто клуб для всех желающих, а спустя тридцать лет серьёзное предприятие широко распространённое в мире.
До этого я ещё не дорос. Меня из-под стула едва видно.
Между нами говоря, это реально, вот так, с пяти рублей, в космическую ответственность?
Нет – разумеется, не реально. Даже, если у вас есть серьёзный проект, но нет денег на его реализацию, то вам везде будут отказывать. КО у вас будет не только перед законом, но и перед самим собой. Поэтому, если у вас есть серьёзный бизнес проект, спрячьте его в стол и никому не показывайте. Начните с мирного гражданского существования.
Да – но ведь были же такие люди, как Стив Джобс, которые начинали с гаражного производства, а потом выставляли акции своего предприятия на фондовую биржу.
Да – у вас должен быть хотя бы один человек, который вас не предаст в трудную минуту. Иначе, вы загнётесь сами по себе. И у Стива был такой человек. До какого-то момента. Тогда, как мне помнится, кто-то сдвинул его с места. Или что там на самом деле произошло – не продал ли он свою Эпл в заботливые ручки.
Скучаете без напряжённой работы?
Начните жизнь без приключений.
Поверьте, отказавшись от высоколиквидного проекта, вы ничего не теряете.
Но приобрести можете.
Например, радостные улыбки своих детей, когда они катаются с горки на санках.
Бизнес проект – это для людей, которые действительно готовы к неожиданным поворотам событий.
Нет, не так готовы, как вы сейчас, говоря себе перед зеркалом – «Кто молодец? Я молодец!», или нечто в таком духе – «Я крутой, полон сил и энергии!»
Настоящие бизнесмены – это люди, которые действительно полны сил и энергии. Они готовы к большим трудностям, к серьёзным потерям, катастрофическим неудачам.
Начни своё дело и не ссы так, как ты ссал раньше. Ссы по взрослому. Ссы так, чтоб тебя услышали на краю света.
Или так – запусти свой бизнес и кайфуй. Путь бизнес работает на тебя, а не ты на него.
Чтобы всё это происходило с вами на самом деле, вы реально должны до этого дойти, не растеряв остатки совести и чести, о которой вы ничего не знаете. Ну, или, хотя бы для того, чтобы вам спокойней было, что никто за вами не охотится.
Здесь речь идёт более о том, чтобы заниматься любимым делом и получать от этого прибыль.
Ну, и в какой-то момент, получать от этого удовольствие. Хотя, кто знает, от чего вы получаете удовольствие на самом деле.
Я вам больше скажу, кроме вас никто не понимает, как вести успешный бизнес именно для вас.
В этом заключена некая парадоксальная логика. Вы реально должны уметь думать о потребителе как о самом себе. Или вы не являетесь потребителем?
Позвольте себе, и своему ребёнку зайти в крутой магазин, чтобы оценить качество обслуживания.
Купите там что-нибудь. Ну, хотя бы какую-нибудь мелочь. Например, карандаш простой мягкий.
В иных магазинах можно по сорок минут стоять и ждать, пока тебя начнут обслуживать.
В иных больших супермаркетах, вас могут попросить отойти в сторонку, чтобы сфотографировать товарную линию.
В иных супергипермаркетах вся забота о вас и ваших бонусах только на кассе.
Это зона вашего потребления? Или она распространяется на весь магазин, включая жалобный отдел.
Сегодня, вообще, модно жаловаться на всякую всячину.
В иных булочных, где, в общем-то, всего три полки видимости, вас могут обслужить так красиво и уютно, что вам захочется вернуться туда снова. Даже со своим маленьким балансом на карте.
Когда я продавал вишню, черешню, сливы, кукурузу на трассе, меня беспокоил только один момент, как скоро купят моё добро и я смогу купить себе крутую футболку или дезодорант.
Иной раз не поймёшь, где лучше тратить деньги – в магазинах с дружеским названием или на банальном шумном рынке, где вы не только можете попробовать товар на вкус, оценить его свежеть, качество и угрюмость, но и приятным словом не обидят.
«Ай, заходи, дорогой! Будь, как дома. Чего желаете? Чуть болше насыплю, чтоб распробовать успел.»