2. ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАТИКУ

2.1. Возникновение и содержание категории «инновация». Понятие новизны. Инновационный менеджмент

Инноватика – это наука о нововведениях.

Предметом ее изучения являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в ХIХ в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:

– статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства);

– динамическую (инновация). Динамическая ситуация означает развитие как особое, различимое на практике и в сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота.

Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений.

1. Изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства.

2. Изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами.

3. Изменения вследствие использования нового сырья.

4. Изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения.

5. Изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х годах ХХ в. Й Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация (от англ. innovation) = новшество = нововведение – результат интеллектуальной (творческой) деятельности по созданию нового или усовершенствованного продукта или процесса, т.е. объект внедрения.

Инновация – это любые идея, продукт, услуга или процесс (в том числе технология, метод, принцип), обладающие свойством новизны, отличающей их от предшествующих аналогов.

Во всем многообразии подходов к определению сущности нововведения можно выделить два основных. В одном случае «нововведение – это идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые», то есть результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом – «нововведение есть генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг», то есть процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов в практику.

В целях упорядочения терминологии специалисты предлагают использовать два понятия: нововведение (инновация) и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и пр.) и нововведению как процессу создания и переноса новшества в сферу его применения.

Относительно содержательной стороны инноваций Й. Шумпетер не разделял нововведения на те, которые содержат изобретения, и те, которые их не содержат. Нововведение может означать «либо комбинацию новым способом существующих факторов производства, воплощенных в новых заводах, а как правило, и в новых фирмах, либо новые товары или еще не опробованные методы (производства), или производство для нового рынка, а также производство с использованием новых средств производства» (по Й. Шумпетеру), нововведения также «не обязательно должны быть техническими или «вещественными» (по П. Друкеру).

Любое нововведение подразумевает наличие новизны в объектах в виде технических, технологических, организационных или управленческих изменений и преобразований.

Каждое нововведение характеризуется степенью новизны. Новизна является обязательным свойством и самостоятельной ценностью любого нововведения, отличая его от предшествующих новшеств.

Новизна – это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.

Факторы, определяющие новизну продукции:

– оригинальность идеи;

– величина затрат на НИОКР;

– коэффициент обновления основных фондов;

– расходы на маркетинг;

– норма прибыли;

– объем продаж.

Новизна – это также свойство продукции, действующее определенный период времени, который ограничивается наступлением срока ее морального старения.

Виды новизны:

– абсолютная новизна – фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству;

– относительная новизна – определяется относительно выбранного признака и имеет несколько разновидностей:

а) частная новизна – когда отдельные элементы являются новыми;

б) условная новизна – возникает при необычном сочетании ранее известных элементов;

в) стоимостная новизна – когда затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, будут ниже, чем у заменяемой;

г) целесообразная новизна – означает лучшие производительные и потребительские свойства продукции;

д) рыночная новизна – возникает при увеличении числа выполняемых функций изделием и изменении потребностей покупателей.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как (прил. 1):

– процесс (Б. Твисс, В. Рапопорт, Б. Санто, В.С. Кабаков и др.);

– система (Н.Л. Лапин, Й. Шумпетер);

– изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

– результат (А. Левинсон, Ф.Г. Гурвич и др.).

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как явление, которое обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Инновации являются объектом рассмотрения различных наук. Философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения. В технических науках внимание акцентируется на технической и технологической сторонах нововведений. В экономических науках акцент делается не только на процессе внедрения, но и на широкомасштабном рентабельном использовании новшества.

Инновационная деятельность – это деятельность, связанная с получением и воспроизводством новых научных знаний и их реализацией в материальной среде общества.

В общем случае менеджмент представляет собой деятельность, направленную на планирование, организацию и эффективное использование трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов для достижения целей организации. Инновационный менеджмент является специальной функцией или отдельным направлением менеджмента.

Инновационный менеджмент – это управление разработкой и внедрением различных новшеств в деятельность организации: разработка новых продуктов, новых технологий, внедрение новой организационной структуры, выход на новые рынки и т.д.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом научных и специальных дисциплин (рис. 2.1).

Основная задача инновационного менеджмента состоит в формировании среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений.

2.2. Классификация инноваций

Классификация нововведений может быть осуществлена по ряду признаков и критериев.

1. По уровню новизны инновации подразделяются на:

– базисные (или радикальные), подразумевающие принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции. Базисные технологические инновации приводят к образованию новых отраслей промышленности и новых рынков;

– комбинаторные, использующие различные сочетания конструктивного соединения элементов;

– модифицирующие, ведущие к улучшению, дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Появляются в ходе практической реализации новых возможностей, которые закладываются базисными нововведениями.


Рис. 2.1. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами


2. По глубине вносимых изменений различают инновации:

– нулевого порядка – регенерирование первоначальных свойств системы и обновление ее существующих функций;

– первого порядка – изменение количественных свойств системы;

– второго порядка – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

– третьего порядка – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

– четвертого порядка – новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений, при котором первоначальные признаки системы не меняются, а происходит некоторое улучшение их полезных свойств;

– пятого порядка – новое поколение, где меняются все или большинство свойств системы, но базовая конструкция сохраняется;

– шестого порядка – новый вид – качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

– седьмого порядка – новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее частей, которое меняет ее функциональный принцип.

3. По отношению к своему предшественнику:

– замещающие (полная замена предшественника);

– отменяющие (полное исключение предшественника в связи с появлением новых функций);

– возвратные (возврат к прежним способам, методам, видам);

– открывающие (создание средств, не имеющих сопоставимых функциональных предшественников);

– ретровведения (воспроизведение старых средств на современной основе).

4. По механизму осуществления нововведения бывают:

– единичные, осуществленные на одном объекте;

– диффузные, распространяемые по многим объектам и требующие своего тиражирования.

5. По характеру применения:

– продуктовые (новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления);

– технологические (новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции);

– рабочей силы;

–управленческие (новые методы организации работ и управления производством).

Существует качественное отличие нововведений, воплощающих в себе новые научные знания (именно они во второй половине столетия дали толчок развитию отраслей высоких технологий), от остальных. Поэтому следует подразделять нововведения на научнотехнические или технологические, и не научно-технические. Под технологическими понимаются продуктовые нововведения и нововведения в области процессов (технологий), воплощающие в себе новые знания: соответственно – продукт-инновации и процесс-инновации.

Среди специалистов существуют различные мнения о значимости нововведений-продуктов и нововведений-процессов. Одни считают, что нововведения-продукты первичны и оказывают более сильное влияние на динамику экономических показателей, другие подчеркивают, что роли нововведений-продуктов и нововведенийпроцессов примерно одинаковы, хотя соотношение может меняться в зависимости от конкретной стадии развития технологии. Немецкие специалисты выдвинули идею поэтапности развития технологии, в соответствии с которой центр тяжести инновационной деятельности смещается от продуктов к процессам, а затем к модификации продуктов.

Контрольные вопросы

1. В широком смысле категории «инновация», «новшество», «нововведение» рассматриваются как синонимы. Выделите отличительные характеристики данных понятий в узком смысле.

2. Что служит главным критерием инновационности, например, продукта?

3. В чем состоит принципиальное отличие понятий «инновационная деятельность» и «инновационный менеджмент»?

4. В чем проявляется междисциплинарный характер инновационного менеджмента?

5. Какие инновации относятся к технологическим? Приведите пример не технологических инноваций.

Задание

Проведите группировку определений понятия «нововведение», представленных в приложении, распределив их по принципу содержательной принадлежности к: а) процессу; б) системе; в) изменению; г) результату.

Загрузка...