Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его взаимосвязь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека, развития общества, направлений развития мира, космоса и т.д.
Развитие – это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.
Развитие в общем виде – это совершенствование системы, которое заключается:
− в повышении ее жизнеспособности (витальности) и устойчивости;
− росте информационной емкости;
− увеличении возможностей ее дальнейшего развития и функционирования;
− повышении ее адаптивности к внешним и внутренним факторам распада.
В европейской культуре понятие развития начинает приобретать категориальный и мировоззренческий смысл при переходе от античности к средневековью в ходе становления понятия истории и его христианских интерпретаций. В связи с этим формируется образ развития как восходящего движения – линии, – по ходу которого могут быть расставлены и сопоставлены различные явления, вещи, формы бытия, истории, человеческие действия и т.д.
В XVII-XIX вв. заметный вес в характеристике развития приобретает критерий новизны; развитие рассматривается как появление новых вещей и идей: в природе – как возникновение структур, функций, систем; в обществе – как создание новых технических приспособлений, обнаружение ресурсов, формирование средств практической и теоретической деятельности.
В XIX веке понятие развития и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир количественных изменений. Количественные определения развития начинают доминировать в промышленности, в экономике, в науке; они используются для определения развитости различных обществ, народов и культур, проникают в сферу духовной деятельности. На этом этапе представляется возможным создание некой всеобщей концепции развития, подкрепленной количественными показателями.
Во второй половине ХIХ века под влиянием результатов, полученных в биологии, экономической теории, социальноисторическом познании, а также схем, разработанных в немецкой классической философии, распространяются концепции системности, нелинейности, противоречивости развития.
Обогащение концепции развития в ХХ столетии связано с углублением научных исследований развития в различных предметных областях. Идея всеобщности развития, издавна разрабатываемая философией, является в настоящее время идеей полинаправленного развития и его многомерных представлений.
Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Таким образом, можно выделить три формы развития:
– одноплоскостное развитие, то есть переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности;
– регрессивное развитие, то есть переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности;
– прогрессивное развитие, то есть переход из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности.
Развитие бывает:
1) экстенсивное (в виде проявления и увеличения уже имеющегося) и интенсивное (в виде возникновения качественно новых форм);
2) экзогенное (то есть ненастоящее, не подлинное развитие, определяемое только извне, окружающим миром) и эндогенное, (то есть настоящее развитие, источник которого находится внутри самого развивающегося);
3) индивидуальное и всеобщее;
4) эволюционное (в виде медленных постепенных изменений) и революционное (характеризуемое глубокими, качественными, скачкообразными изменениями).
Признаки развития:
– качественный характер изменений;
– необратимость;
– закономерность;
– единство количественных и качественных изменений;
– взаимосвязь прогресса и регресса;
– развертывание во времени;
– направленность.
Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания и преобразования действительности.
Гегель сформулировал следующие основные законы развития:
– закон отрицания отрицания;
– закон единства и борьбы противоположностей;
– закон перехода количества в качество.
Существуют следующие модели развития:
1. Классическая модель развития (Кант, Гегель).
2. Градуалистическая модель Г. Спенсера (gradation – постепенное изменение).
3. Модель «творческой эволюции или «эмерджентизма» (Л. Морган, А. Бергсон).
4. Натуралистическая модель.
5. Антропологическая модель (Сартер).
6. Диалектико-материалистическая модель.
7. Равновесно-интеграционная модель.
Управление развитием заключается в способствовании продвижению процесса развития, прогнозировании возможных катаклизмов и путей их преодоления.
Мировое развитие переходит в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении.
В экономике выделяют следующие типы развития:
1. Экстенсивный тип развития: характеризуется как способ экономического роста, достижения основных целей за счет количественных факторов развития (привлечения дополнительных ресурсов, создания новых производств) прежнего научно-технического уровня.
2. Интенсивный тип развития рассматривается как способ повышения интенсивности труда, увеличения его затрат в единицу времени, обеспечиваемого применением эффективных факторов (более высокой квалификации рабочей силы, четкой организации производства и лучшей мотивации труда, новых техники и технологий и пр.), качественно влияющих на экономический рост и решение основных социально-экономических и экологических задач в тактическом и стратегическом плане.
3. Инновационный тип развития характеризуется комплексным преимущественным использованием системных научнотехнологических инноваций в качестве основных факторов обеспечения устойчивости жизнедеятельности хозяйственных субъектов.
Основная задача инновационного менеджмента – поэтапный перевод социально-экономической системы на инновационный тип развития.
Традиционно социальный и организационный мир рассматривается с позиции теории Ньютона как хорошо отлаженный механизм, где все процессы достаточно предсказуемы и подчиняются общим законам. При этом причинно-следственные связи просты, четко определены и линейны. Эта так называемая ньютонианская парадигма подразумевает, что в системе менеджмента распоряжения должны исходить сверху вниз, а структура организации должна быть направлена на поддержание решений руководства. Чем более стабильна организация и предсказуемо ее поведение, тем больших успехов добивается организация в выполнении своих функций. Согласно ньютонианской парадигме, именно поддержание равновесия является главной задачей организационных лидеров.
Однако новыми чертами внешней среды существования организаций являются нелинейность, нестабильность, возрастающие темпы изменчивости ее ключевых экономических параметров. Отношения в организациях, представляющих собой сложные системы, становятся все более непредсказуемыми, подверженными влиянию множества факторов. Такие отношения можно описать уже с помощью теории хаоса.
Характеристики современной социально-экономической среды.
1. Технологии. Новые технологии ровышают эффективность, продуктивность, скорость воспроизводства и потребительскую заинтересованность.
2. Глобализация. Возрастает взаимозависимость региональных экономик, развиваются потоки информации, товаров, капитала. Компании зависят друг от друга, и эта зависимость усиливается и расширяется географически.
3. Конкуренция. Технологии и глобализация приводят бизнес в состояние жесткой борьбы за долю на рынке.
4. Изменения. Изменения носят перманентный характер и их темпы увеличиваются в геометрической прогрессии.
5. Скорость. Значительное увеличение скорости технологических операций сопровождается ускорением хозяйственных процессов и темпа жизни людей.
6. Сложность и парадоксы. В определенных ситуациях возникают парадоксы и дилеммы, повышающие сложность и без того многофакторной среды существования.
Эти черты действительности породили новую организационную парадигму2, согласно которой мир характеризуется незапланированными событиями и непредсказуемыми исходами и последствиями.
Будущее не может быть четко представлено, но можно предсказать степень его контролируемости с использованием теории хаоса.
Люди склонны воспринимать хаос как беспорядок, путаницу. Однако в рамках научного подхода хаос представляется как сложный, непредсказуемый и организованный беспорядок, в котором модели организационного поведения принимают нерегулярные, но тождественные формы.
Хаордические – это организации, которые объединяют в себе черты хаоса и порядка. Чтобы создать хаордическую организацию, необходимо предварительно погрузить всю организацию в беспорядок и, в соответствии с нормами теории хаоса, тем самым подготовить к появлению нового порядка.
Характеристики хаордической организации:
1. Знание и обмен информацией. Знание является одной из важнейших причин изменений. Например, компания «Хьюлетт-Пакард» разработала концепцию, в которой внимание состередочено на обеспечении эффективного и точного обмена информацией между подразделениями.
2. Инновации и творчество. Данные характеристики требуют, чтобы организационная культура постоянно изменялась и корректировалась. Необходим экспериментальный, рискованный подход к функционированию организации.
3. Работа в команде и проектная ориентация. Люди с творческими идеями должны взаимодействовать друг с другом и с другими группами. Работа должна осуществляться в командах, которые более гибки и способны к изменениям по сравнению с традиционными подразделениями. Команды после выполнения задания должны распускаться.
4. Разнообразие. Для более эффективной творческой работы специалисты в разных областях должны работать вместе, что способствует выработке наиболее удачных идей.
5. Прочная система ценностей. В традиционных организациях объединяющим началом служит административный контроль, в хаордических – ключевые ценностные установки.
Функции менеджеров в хаордических организациях и в будущем.
1. Управление изменениями. Менеджер должен уметь помочь персоналу перейти от индустриальной модели развития к информационной, уметь разрешать конфликты, принимать нетривиальные решения, экспериментировать и постоянно приобретать новые навыки. Он должен сглаживать негативные проявления и поощрять позитивные устремления персонала.
2. Формирование гибкости и жизнестойкости. Изменения приводят к тому, что многие работники чувствуют себя неспособными к адаптации в новых условиях. Задача менеджеров состоит в том, чтобы повысить стойкость и способность людей к изменениям. Они должны помогать работникам осмысливать новую действительность, объяснять природу хаоса и необходимость перемен.
3. Дестабилизация системы. Модель, в которой стабильность является главным приоритетом, ограничивает менеджеров в выборе стратегий. Многие организации, не успевая приспособиться к инновациям, погибают. Менеджеры должны создать условия, способствующие воспроизводству инноваций, путем создания хаоса или нарушения стабильности. Простой путь разрушения стабильности – это поддержание состояния напряжения.
4. Управление порядком и беспорядком. Принципы самоорганизации, заложенные в теории хаоса, могут создать впечатление, что данный механизм не требует участия менеджеров. Но именно менеджеры определяют политику организации в сфере балансирования между порядком и необходимыми переменами. Эффективность менеджмента проявляется в том, чтобы вовремя определить, какое именно состояние необходимо в данный момент для организации и какое потребуется завтра.
5. Создание и поддержание обучающейся организации. Важной функцией менеджеров является создание условий, в которых каждый сотрудник вовлечен в процесс постоянного обучения.
1. Назовите основные признаки развития.
2. Каким образом проявляется взаимосвязь понятий «развитие» и «диалектика»?
3. В чем суть теории хаоса?
4. Какие организации называются хаордическими?
5. В чем состоит основная задача менеджеров хаордической организации?