Всякая наука представляет собой систему упорядоченных знаний об определенных явлениях и процессах действительности, формально выраженных в абстрактных понятиях и категориях.
Условно все науки можно подразделить на технические, естественные и гуманитарные. Каждая из них исследует лишь определенный круг явлений окружающей действительности. Технические науки изучают закономерности развития и функционирования техники, естественные – природу во всех ее формах и проявлениях, а гуманитарные – человеческое общество.
Гуманитарные науки, изучая различные аспекты общественной жизни, подразделяются на отдельные отрасли человеческого знания (философию, политологию, этнографию и т. д.). Юридические науки выделяют из всей системы общественных явлений государство и право и специализированно занимаются их исследованием.
Следует иметь в виду, что при определении предмета исследования конкретной науки следует избегать его отождествления с объектом. Объект составляет особый круг (познанных и непознанных) явлений окружающей действительности, на который направлена совместная познавательная деятельность нескольких родственных наук. Он существует до и независимо от нашего знания как некая внешняя реальность. Предмет отражает часть непознанных явлений и процессов (входящих в содержание объекта), которые подвергаются специализированному познанию методами и средствами, характерными лишь для одной из комплекса родственных наук. Он формируется наукой и существует в форме теоретической модели, описания реальности средствами данной науки, в форме вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате исследования, и вне того или иного знания существовать не может.
Объектом теории государства и права, как и всех юридических наук, является реальная государственно-правовая действительность во взаимодействии с экономикой, политикой, культурой и другими явлениями окружающей среды, без системного изучения которых невозможно понять причины появления и особенности функционирования государства и права. Исследование этих явлений осуществляется преимущественно на эмпирическом уровне познания. Специфика такого познания состоит в изучении внешних, наглядно проявляющихся свойств и связей, различных политико-правовых явлений современности. При этом сущность и закономерности их развития остаются не установленными, что вызывает множество вопросов. Факты не исчерпывают всей действительности, хотя и составляют ее основное содержание. Выявить и разрешить такого рода проблемы помогают теоретические исследования. На этом уровне познания исследователь абстрагируется от реальных политико-правовых явлений, их временных, а порой и случайных свойств и связей. Его внимание сосредоточивается на устойчивых, необходимых свойствах, определяющих качественное состояние явления. Полученные знания в концентрированной форме выражаются в абстрактных понятиях и категориях, не имеющих аналога в реальной действительности (ведь на практике нет государства или закона вообще, есть конкретное государство и конкретный закон), но помогающих определить закономерные перспективы последующего развития. Общие политико-правовые понятия, как и всякие научные абстракции, становятся необходимой основой познания отдельных конкретных политических и правовых явлений и процессов. Они определяют границы, формы конкретизации в рамках определенного качества и направления научного познания.
Таким образом, исследование общего объекта системой взаимосвязанных гуманитарных наук становится необходимым условием для предметного изучения свойств государства и права каждой из юридических наук. Предметом теории государства и права является специализированное изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных явлений, системно обеспечивающих организацию общественной жизни.
Государственно-правовые закономерности составляют основу теории государства и права потому, что без их познания невозможно деятельное преобразование окружающей действительности и политико-правовое упорядочение общественной жизни. Без их использования невозможно не только определение долгосрочных прогнозов политического и правового развития общества, но и установление наиболее целесообразных вариантов поведения субъектов в типичных жизненных ситуациях современности, выбор средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Наличие таких закономерностей связано с существованием повторяющихся явлений как в обществе, так и в окружающей действительности в целом. Причем эти повторения не случайны, не изолированы друг от друга. Отражая глубинные взаимосвязи природы, общества и отдельного человека, они выстраиваются в относительно устойчивую, объективно складывающуюся согласованную систему, предопределяющую последующее одновременное существование или последовательную смену политико-правовых явлений.
Регулярность повторения и системность фактов действительности, а также насущная потребность человечества в использовании политико-правовых явлений (без которых оно уже не может обойтись), обусловливают независимость их существования от воли и сознания человека. Однако всякая государственно-правовая закономерность (в отличие от природной) не действует автоматически, с неумолимой силой. Она существует в искусственно созданной человеком социальной среде и реализуется лишь благодаря осознанному поведению многих людей.
Будучи составной частью природы, человек как биосоциальное существо вынужден согласовывать свое поведение не только с законами окружающей среды (смена времен года, времени суток и т. д.), но и с деятельностью других людей. Одинаковая реакция большинства людей на однотипные обстоятельства служит основой выработки стереотипов поведения в аналогичных ситуациях. Чем более массовым становится такое поведение, тем точнее и определеннее складывается закономерность. Примером тому может послужить закономерная связь государства и права.
В то же время не следует преувеличивать роль закономерностей, преуменьшая значимость единичного факта. В любом процессе присутствуют элементы вероятности, случайности, определяющие его необратимость, уникальность. В отличие от очевидных и бесспорных закономерностей в неживой природе, социальные закономерности проявляют себя в виде предрасположенности, тенденции развития процесса к определенному результату. Отражая наиболее значимые качества государственно-правовой жизни, общие контуры социального процесса, закономерность образует своеобразную колею, которая, ограничивая число вариантов юридически значимого поведения, стимулирует выбор между ними. Закономерность действует в определенной среде и при наличии необходимой совокупности условий.
Каждая государственно-правовая закономерность, будучи порождением практики, имеет пространственно-временный границы своего существования. Она возникает не раньше, чем появляются повторяющиеся явления, и изменяется вместе с ними, приспосабливаясь к окружающей среде (так, закономерность поддержания порядка и обеспечения стабильности в развитии всякого общества обеспечивается использованием различных, постоянно изменяющихся средств).
Государственно-правовые закономерности являются логическим продолжением общесоциальных закономерностей. Изменяя экономические, политические, социально-культурные и иные условия действия закономерностей, человек может повлиять на позитивные и негативные варианты их дальнейшего развития. Следует иметь в виду, что в обществе действуют целые комплексы различных закономерностей. Так, отражая желательные и нежелательные процессы в общественной жизни, действуют позитивные и негативные закономерности. Наряду со специальными закономерностями, действующими в одной сфере (или политической или правовой), существуют комплексные закономерности, действующие одновременно в нескольких сферах (в политике, экономике, психологии и т. д.). Одновременно с глобальными закономерностями развития различных политико-правовых систем существуют закономерности развития государства и закономерности развития права, а также закономерности отдельных государственно-правовых явлений. Перечисленные особенности позволяют отграничить закономерность от таких внешне схожих явлений, как закон и тенденция.
Закон выражает такую существенную, необходимую, устойчивую и повторяющуюся связь в государственно-правовой сфере, которая не терпит исключений и действует статично с неумолимой силой. Если закон является проявлением необходимости, то закономерность реализуется через серию возможностей, отражает вариативное действие закона, обогащенное реальными обстоятельствами.
В свою очередь, если закономерность отражает объективно существующие, устойчивые и системные связи между повторяющимися государственно-правовыми явлениями, то тенденция отражает лишь направления государственно-правового развития, определяемые как объективными, так и субъективными факторами. Она имеет кратковременный, неустойчивый и бессистемный характер. Поэтому тенденция может быть как истинной, так и ложной. Примером существующих тенденций могут послужить нарастающая процессуальность действующего права Российской Федерации, а также процессы саморегулирования, которые, нарушив известную меру, могут снизить координирующую роль государства, подорвать зависимость права от его правотворческой деятельности и разрушить единство правового пространства страны.
Специфика предмета теории государства и права состоит в следующем.
1. Изучаются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных системных явлений общественной жизни, обеспечивающих развитие конкретизирующих закономерностей отдельных государственных и правовых явлений. При этом изучаются как закономерные связи отдельных политических и правовых явлений (орган государства, нормы права, правоотношения, правонарушения и т. д.), так и закономерные связи, возникающие между сложными системными явлениями политической и правовой действительности (механизм государства, система права и система законодательства).
2. Будучи взаимообусловленными, государство и право исследуются этой наукой в органическом единстве и системном взаимовлиянии на иные явления и процессы (экономику, политику, психологию и т. д.). Изучение закономерных связей государства и права между собой и с иными социальными явлениями говорит о комплексном характере предмета теории государства и права, его политико-правовом характере и частичном пересечении с предметами иных социальных наук. Так, к примеру, без определения понятий «коммунальная квартира», «малоимущие», «член семьи нанимателя» невозможно полноценно регулировать жилищные отношения.
3. Результат познания закономерностей функционирования государства и права выражается в формулировании понятий, категорий и определений государственно-правовых явлений (сущность, функции, механизм, форма государства; сущность, функции, форма права; правоотношения, юридическая ответственность и т. д.), в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, способствующих эффективному государственно-правовому строительству.
Понятия – это такие научные абстракции, которые в обобщенной форме отражают систему взаимосвязанных общих и специальных признаков, позволяющих отграничить данное явление от иных родственных, пограничных явлений общественной жизни.
Будучи результатом продолжительного развития и углубляющегося теоретического познания, каждое понятие обновляется по содержанию, вбирая в себя изменяющийся опыт общественной жизни. Благодаря этому свойству оно становится основой для новых научных исследований и решения конкретных жизненных проблем. Для этого достаточно проследить развитие содержания понятий «должностное лицо», «транспортное средство» и т. д.
Конструирование и использование юридических понятий в юридических текстах является важной задачей всякого законодателя. При этом одни юридические понятия, генетически, органически и исторически связанные с юридической деятельностью, возникают в ее рамках в процессе формирования правового инструментария и построения юридических конструкций.
Другие понятия генетически связаны с иными сферами деятельности человека, но настолько глубоко внедрились в сферу действия права и адаптировались к новым задачам, так широко используются в юриспруденции, что получили собственное юридическое содержание и статус юридических понятий (рабочее время, время отдыха и т. д.).
Третьи понятия возникают и активно используются в иных сферах социальной деятельности, но вовлекаются в юридическую науку и практику лишь в определенных контекстах правого регулирования для обеспечения связи юридической, но и иной – гуманитарной, естественно-научной или технической областей знаний. Поэтому такие понятия не имеют собственного юридического содержания и используются, к примеру, при проведении экспертиз.
В отличие от понятия категория характеризуется более высоким уровнем общности, так как выражает логическую общность ряда научных абстракций. Она создается за счет устранения второстепенных, детализирующих признаков, образующих конкретные видовые понятия и их логического объединения на основе общих, сущностных свойств в общие (родовые) понятия или категории. Так, категория «государство» формируется на основе объединения таких родственных видовых понятий, как рабовладельческое, феодальное и т. п. государства. Категория «правонарушение» формируется на основе синтеза административного, дисциплинарного и т. п. разновидностей правонарушений. Обладая содержательным единством, понятия и категории проявляются в правовой деятельности в форме определений. С их помощью законодатель акцентирует внимание на тех или иных сущностных свойствах явления. Поэтому одно и тоже понятие может быть отражено в множестве определений, а одно определение делится на несколько относительно самостоятельных дефиниций (см., например, ст. 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», где правительство РФ характеризуется то как орган государственной власти, то как орган исполнительной власти, то как коллегиальный орган). Такие определения не отличаются целостностью и завершенностью. Поэтому их можно оценивать с позиций истинности и ложности.
Определение – краткое раскрытие сути того или иного понятия путем перечисления его наиболее характерных свойств. Акцентируя внимание на характерных свойствах предмета, оно раскрывает его функциональные особенности в определенных взаимосвязях и предостерегает от смешения понятий. Обладая повышенной информативностью, дефиниции устанавливают систематизирующие связи не только между институтами и отраслями одной политико-правовой системы, но и системами различных стран. Они позволяют ученым и практикам говорить на языке единой юридической науки. При этом следует различать доктринальные дефиниции, выработанные наукой, и легальные дефиниции, закрепленные в юридических актах (среди них следует различать дефиниции, закрепленные в нормативных и правоприменительных (преимущественно в судебных) актах).
Таким образом, теория государства и права изучает не только закономерности функционирования государства и права, но и представления людей о них. Результат познания окружающей действительности в систематизированной форме выражается в различного рода учениях, концепциях и доктринах.
4. Предмет теории государства и права отражает не только статику (состояние и структуру) данных явлений, но и динамику, которая выражается в их реальном функционировании и совершенствовании на практике.
В недавнем прошлом в предмет теории государства и права входили вопросы слома буржуазной государственной машины, установления диктатуры пролетариата и общенародного государства. Современная наука исследует разделение властей, теорию правового государства, правовую и политическую интеграцию и другие явления, свидетельствующие о постоянном изменении и расширении предмета теоретического познания.
Теория государства и права изучает и обобщает практику государственно-правового строительства, которая становится основой получения новых знаний и критерием их истинности. Без нее общество топталось бы на месте либо отбрасывалось назад, так как люди забывают ценный опыт и достижения прошлых поколений.
Существенное влияние государства и права на различные стороны общественной жизни вызывает необходимость изучения данного явления многими гуманитарными науками (философией, политологией, экономической теорией и т. д.). Однако для названных наук это исследование не является основным. Так, философия, анализируя закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе, а экономическая теория исследует влияние этих явлений на сферу экономики, так как стихийно развивающаяся экономика может принести обществу величайший вред. Политология изучает влияние государства и права на политическую среду и т. д.
Теория государства и права пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека. В свою очередь теория государства и права становится своеобразной математикой для гуманитарных наук. С помощью точных юридических конструкций и понятий она передает свои выводы о закономерностях развития, способах и средствах регулирующего воздействия со стороны государственно-правовых явлений для использования другими гуманитарными науками.
Все юридические науки делятся на три группы:
1) теоретико-исторические;
2) отраслевые;
3) прикладные, которые являются составными частями других технических, естественных или гуманитарных наук, но существенно влияют на юридическую практику.
Теория государства и права имеет для них особое методологическое значение.
Так, если историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений) изучают государство и право в строгой хронологической последовательности, учитывая различного рода случайности, а также парадоксы прошлого и настоящего в развитии конкретных государственно-правовых явлений и исторических процессов, то теория государства и права, обобщая все богатство исторического опыта, освобождаясь от всего конкретного и случайного, на основе прошлого определяет общие закономерности настоящего и перспективы будущего государственно-правового функционирования общества. При этом исторические сведения могут стать частью теоретического исследования, способствуя получению нового теоретического знания. Это становится возможным, когда они используются для обоснования и подтверждения теоретических положений или когда на их основе устанавливаются источники и движущие силы развития политико-правовых явлений, периодизация их функционирования.
Если отраслевые юридические науки (уголовное, гражданское, трудовое право и т. д.) имеют предмет исследования, ограниченный во времени (только действующее законодательство) и в пространстве (только определенная разновидность регулируемых отношений), и изучают специфические закономерности отдельных, конкретных государственно-правовых явлений, то теория государства и права, обобщая отраслевые юридические знания и устанавливая системные связи между юридическими явлениями и процессами, определяет общие закономерности их развития. На этой основе теория государства и права вырабатывает логически завершенную систему базовых категорий, аккумулирующих новые знания о природе этих явлений (теория правонарушения создана на основе системного исследования преступлений, гражданско-правовых деликтов, административных и дисциплинарных проступков и т. д.). Отраслевые науки конкретизируют теоретические понятия и категории применительно к специфике предмета своего исследования (так, теоретическая структура правовой нормы по-разному воспринимается в отраслях уголовного и гражданского права, отражая своеобразие предмета их регулирующего воздействия). Тем самым теория государства и права обеспечивает системность восприятия и действия всех юридических наук. Через отраслевые науки обеспечивается связь теории государства и права с прикладными юридическими науками (криминалистикой, судебной психиатрией, статистикой) и политико-правовой практикой.
Социальная значимость и методологическая направленность теории государства и права как науки и учебной дисциплины проявляется в ее функциях: познавательной, прогностической, методологической и идеологической.
Принятию всякого социально значимого решения должно предшествовать непредвзятое познание тех явлений и процессов, которые предполагается понять и упорядочить. В этой связи повышается значимость совершенствования методов научного познания. Именно метод, обеспечивая исследовательский процесс необходимыми средствами и приемами познания, является основой добротной, научно обоснованной теории. Он трансформирует субъективные позиции отдельных лиц в научно обоснованную теорию, предлагающую действенную программу решения теоретических и практических задач современности.
Под методом науки следует понимать систему принципов, приемов и правил последовательной научной деятельности, направленных на получение истинных, доказательно обоснованных научных знаний. Это деятельное познание, с помощью которого приобретают новые углубленные сведения о предмете познания. Отражая целевую направленность известного знания, он используется для получения нового знания и обобщения функциональных средств.
Благодаря методу наука получает стимулы к своему развитию, обогащаясь новыми идеями и принципами, динамично реагирует на изменения в повседневной действительности.
Всякий метод познания характеризуется следующими основными свойствами: во-первых, состоит из нескольких последовательных этапов процесса научного познания; во-вторых, данный целенаправленный процесс направлен на получение истинных, доказательно-обоснованных и подтвержденных практикой обновленных знаний об определенном предмете (объекте) действительности; в-третьих, научное исследование предполагает использование целого комплекса средств, приемов и правил познания, адекватно отражающих специфику предмета (объекта познания).
Значение научной методологии резко возрастает в переломные периоды истории, когда развивающееся общество в форме различного рода кризисов, социальной напряженности требует научно обоснованных реформ разрешения социальных проблем и определения перспектив желаемого развития общества.
В науке используются самые разные средства и приемы научного познания. Совокупность методов формирует методологию исследования, особое учение о совершенствовании системы приемов и способов научного познания. От выбора метода познания часто зависит достоверность результата. Для ученого важна не только цель, но и способ достижения цели. Правильность этого вывода особенно наглядно демонстрируют многочисленные политико-правовые теории и доктрины, среди которых есть и такие, которые вообще отрицают саму возможность познания государства и права (агностицизм) или объясняют факт их существования объективным разумом (объективный идеализм) или сознанием человека (субъективный идеализм).
Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, по его мнению, получить достоверный, научно обоснованный результат, а также идеологической позицией ученого.
В отличие от науки идеология как особая форма отражения социальной действительности в основном сориентирована не на предмет познания, а на его использование в интересах определенной социальной группы. В этой связи следует различать процессы познания и понимания. Если при познании субъект лишь получает знание об определенном объекте, то при понимании происходит сопереживание, вхождение во внутренний мир и ценности другого субъекта.
Идеология отражается не только на позициях ученых, по-разному объясняющих процессы возникновения и социального назначения государственно-правовых явлений, но и на принципах реальной организации государственного аппарата, функциональной направленности государства и его взаимоотношений с иными политическими и коммерческими организациями, принципах правового регулирования и т. д.
Однако идеологизированный, классовый подход к познанию и явлениям окружающей действительности не позволяет объективно оценить противоречивую действительность. Истина, отражающая объективную реальность, всегда одна, но ее понимание и использование, выражающее разнообразное мировоззрение субъектов, может быть разным. Вольно или невольно не только мыслители прошлого и настоящего делятся на своих и чужих, но и знания, научные факты получают соответствующую партийную оценку. Между тем подлинно научный, объективный анализ противоречивой действительности можно провести, лишь освободившись от одностороннего, идеологизированного подхода, объявившего монопольное право на истину.
Все многообразие методов науки можно классифицировать на три группы:
1) общенаучные методы;
2) специальные методы;
3) частнонаучные методы.
Общенаучные методы определяют общий подход исследователя к познавательному процессу и объекту познания. Они предлагают такие универсальные способы познания, которые не зависят от отраслевой специфики науки.
Среди общенаучных методов издавна доминируют метафизика и диалектика. Причем в российской юридической науке предпочтение отдается диалектическому методу познания, который в отличие от метафизического предполагает исследование государства и права не только в статике как реально существующих явлений, но и в их динамике, в развитии и связи с иными явлениями общественной жизни.
Всякий материальный объект анализируется в движении, пространстве и времени.
Используя философские категории – форма и содержание, сущность и явление и т. д., – диалектический метод позволяет проникнуть в сущность политико-правовых явлений, определить их социальную природу и закономерности развития.
Этот метод основывается на трех законах диалектики. На законе перехода количественных изменений в качественные (увеличение количества норм и институтов, регулирующих отношения по поводу освоения космоса приводит к формированию отрасли космического права). На законе единства и борьбы противоположностей (единство и взаимодействие субъективного права и юридической обязанности, составляющих содержание правоотношения, приводят к удовлетворению различных интересов их носителей). На законе отрицания отрицания (в каждом явлении правовой действительности есть элементы прошлого, настоящего и будущего).
Законы и категории объективной диалектики предопределяют содержание принципов и правил диалектической логики, регламентирующих все этапы научного познания. Именно они предполагают необходимость всесторонности, конкретности, полноты и объективности научного исследования, возможность построения абстрактных моделей, переход от отдельного явления к множеству однородных системно взаимодействующих явлений. Причем каждое явление рассматривается конкретно-исторически, а практика используется в качестве критерия истинности научных знаний, результата развития и преодоления внутренних противоречий.
В эпоху господства марксизма использование этого метода нередко носило догматический и схоластический характер, что вело к недооценке других, прежде всего специальных методов познания. Кроме того, его полноценному использованию препятствовал позитивистский подход к пониманию права, отождествления права и закона. При этом весьма затруднительным становилось использование многих диалектических приемов познания. К примеру, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот. Проблема снимается при анализе права как целостной постоянно изменяющейся системы.
К специальным, междисциплинарным методам, которые используются на отдельных этапах познания, относятся:
исторический – объясняет специфику государственно-правовых явлений особенностями исторических традиций, культуры, этапов общественного развития и т. д.;
функциональный – иллюстрирует реальную деятельность ее направления и динамику государственно-правовых явлений, их взаимодействие друг с другом для достижения общественно полезных, целей;
системный – чрезвычайно важный с точки зрения познания структуры, совокупного использования и дифференцированного назначения государства и права как системных явлений общественной жизни;
логический – определяет порядок и последовательность выработки научных понятий, он основан на использовании понятий, категорий и законов формальной логики (тождества, исключенного третьего, непротиворечия, достаточного основания), а также таких приемов, как:
– анализ (мысленное расчленение объекта на части) и синтез (соединение в единое целое ранее расчлененных элементов),
– индукция и дедукция (движение мысли от частного, от фактов к общему, к выводам и наоборот),
– единство исторического и логического и др.
Частнонаучные методы ориентированы на специфику предмета познания конкретной науки и генетически связаны с ним. Как совокупность познавательных приемов и правил они детерминированы закономерностями построения, функционирования и развития изучаемых предметов и должны соответствовать их основным свойствам. При этом должна быть определена структура предмета (объекта), установлены границы и аспекты его исследования, а также возможные взаимосвязи между структурными элементами в рамках изучаемого предмета. Использование неадекватных методов ведет к получению неверных выводов или к их неполучению вообще. Для иллюстрации достаточно сравнить предметы и средства познания математики, физики и юриспруденции. Более того, средства и способы познания могут стать его предметом, и наоборот. История науки свидетельствует, что искусство познания совершенствуется по мере совершенства самого знания.
В теории государства и права исследование закономерностей развития государственно-правовых явлений осуществляется как общенаучными методами (в различных пропорциях использующими эмпирические и рациональные (теоретические), исторические и логические подходы), так и целым комплексом дополняющих и детализирующих специальных, а также частнонаучных методов. Среди них выделяют преобладающие.
Формально-юридический метод – позволяет на основе анализа политико-правовых понятий и категорий познать анатомию, внутреннюю структуру государства и права, а также динамику их развития и реального функционирования. Формализм характерен для права. Он помогает точно изложить мысль, представить ее как официальный документ, систематизировать, обобщить юридическую материю и т. д. Этот метод дополняется семантикой и герменевтикой. Семантика акцентирует внимание на внешней нормативно языковой деятельности, а герменевтика позволяет проникнуть в умонастроение автора, в сущность явлений, отраженных в тексте, и познать их истинную социальную обусловленность на основе уже существующего предварительного понимания.
Сравнительный метод способствует выявлению специфики тех или иных государственно-правовых явлений, их сходства и различия, позитивных и негативных свойств на основе сопоставления с аналогичными явлениями в других отраслях, регионах или странах, существующих одновременно или в разные исторические периоды. При сходных ситуациях он позволяет заимствовать наиболее удачные правовые решения и конструкции.
Конкретно-социологический метод позволяет на основе анализа информации, полученной при исследовании документов, анкетирования, опроса населения, обобщения юридической практики и т. д., оценить степень эффективности государственного управления и правового регулирования. Необходимо знать, как на практике, в реальной действительности действуют те принципы и рекомендации, которые предлагаются теоретической наукой.
Метод социально-правового эксперимента, дающий возможность экспериментально проверить внедрение в практику определенных научных гипотез и предложений.
К этой группе методов следует отнести и такие детализирующие методы, как: моделирования, статистический, синергетики, – столь необходимые для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д. Синергетический подход позволяет обратить внимание на сопутствующие, случайные факторы, которые своим влиянием на события действительности препятствуют их тотальной регламентации и детальному прогнозированию. Государство и право не должны тормозить саморазвитие социальной среды, а должны усиливать, охранять и создавать необходимые условия, определять цели поступательного развития общества.
Следует иметь в виду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно-правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий, детализируя общефилософские методы и решая этапные задачи, происходит преимущественное использование лишь определенных методов и приемов познания.
Так, на стадии сбора и изучения эмпирических фактов используются такие приемы конкретно-социологического метода, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т. д. на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический метод, классификация, математическое моделирование и т. д.
Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно-чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своем содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов, выражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут послужить юридические конструкции (состава правонарушения), различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения, обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.
Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственно-правовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своем совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права. Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права, которые становятся основой познания конкретных государственно-правовых явлений, выработки специально отраслевых методик исследования.
1. Предмет науки является частью:
а) формы явления;
б) объекта науки;
в) метода науки.
2. К отраслевым юридическим наукам относятся:
а) история политических и правовых учений, теория государства и права;
б) судебная психиатрия, судебная статистика;
в) конституционное право, уголовное право.