Теория государства и права изучает и объясняет политико-правовые явления современности, определяет закономерности их возникновения, развития и взаимодействия. Она становится своеобразным синтезом философского, юридико-догматического и социологического подходов к их оценке. Достоверное познание государства и права невозможно и вне исторического контекста, связывающего их современное состояние с аналогичными явлениями и процессами прошлого. Прошлое такая же необходимая основа настоящего, как настоящее составляет основу будущего.
Теоретико-правовая наука имеет многовековую историю, на протяжении которой по-разному оценивались эти явления и процессы. Взгляды одних ученых и общественных деятелей подтверждались практикой государственно-правового строительства, обогащались за счет появления новых фактов действительности, взгляды других отвергались. История науки отражает широту возможностей человеческого познания и драматизм судьбы отдельных ученых. Однако все исследователи были едины в стремлении создать такую науку, которая на основе частных политико-юридических проявлений определяла бы закономерности правового регулирования, вырабатывала общие ценностные представления о праве. Первоначально эти функции выполняла энциклопедия права, затем философия права и только потом – теория права.
Энциклопедия права позволяет обеспечить системное обозрение определенной совокупности юридических знаний. Соответствующая учебная дисциплина впервые стала преподаваться в учебных заведениях России в XVIII в. В начале XIX в. выходят первые работы российских ученых по энциклопедии права. Наибольшую известность среди них приобрели работы М. Капустина «Юридическая догматика» (1868) и Н. Ранненкампфа «Очерки юридической энциклопедии» (1880). Уже тогда М. Капустин отмечал, что данный термин не употребляли ни римляне, ни греки. Он вошел в научный обиход лишь в конце XVI в. и оказался неудачным, потому как едва ли применим по отношению к науке, имеющей своим предметом особый круг сведений и свою особую систему.
Энциклопедия права выполняла функцию своеобразного введения в науку о праве. Поэтому большинство ученых не считали ее самостоятельной наукой. Пользуясь уже выработанными юридическими понятиями, она была призвана подготовить обучаемых к системному восприятию положений отраслевых юридических дисциплин. Как учебная дисциплина она состояла из энциклопедии юридических и политических наук, а также из истории философии права. В сущности, постепенно стиралась грань между энциклопедией и философией права.
Философия права, существовавшая первоначально в качестве основной части философии, выделилась в особое научное направление на стыке философии и правоведения. Она занималась исследованием идеальных первооснов права. Ее цель состояла в том, чтобы соответствующий социальный регулятор был праведным и справедливым, естественным, природным и рациональным. Она определяла, каким должно быть представленное человеческим разумом идеальное право. Благодаря философии права законоведение становится правоведением. Поэтому основным предметом исследования философии права было познание сущности и ценности правовой идеи, воплощенной в естественном праве.
В то же время в начале XIX в. под влиянием исторической школы права позиции естественно-правовой теории несколько ослабли. Развитие нового, позитивистского, направления в правовой идеологии стимулировалось стремлением буржуазии к стабилизации общественной жизни, ограничению самодержавия и господства закона. Для этого было необходимо создать стабильную, эффективно действующую правовую систему, добиться укрепления законности и правопорядка. В связи с этим термины «юридический позитивизм», «позитивное право» вскоре прочно вошли в арсенал юридической науки и оказали благотворное воздействие на общественное правосознание.
Данное обстоятельство не могло ни повлиять на дальнейшее развитие энциклопедии права и философии права. Следует отметить, что уже в то время Н.М. Коркунов решительно выступил за то, чтобы обобщающей дисциплине в правоведении дать наименование «общая теория права». При поддержке других представителей юридического позитивизма термин «общая теория права» со второй половины XIX в. получил широкое распространение в российской юридической литературе.
Общая теория права синтезировала практические и теоретические знания для выработки обобщающих юридических понятий и определения закономерностей формирования, функционирования, а также дальнейшего развития юридических явлений. Сформулированные положения и понятия имеют общее значение для всех юридических наук. Поэтому теоретическая наука в правоведении приобретает методологическое значение.
Под влиянием бурных социальных изменений по мере исторического развития отношение позитивистов к праву только как к системе юридических норм постепенно вступало во все более острое противоречие с реальной действительностью. Должное вступало в конфликт с динамикой сущего. Поэтому в границах позитивистского подхода стало формироваться позитивно-социологическое направление правовой мысли, которое постепенно переросло в социологию права. По мнению ученых, общественная жизнь гораздо богаче и динамичнее типичных нормативов, создаваемых властью. В ней действуют механизмы саморегулирования, в том числе правового. Кроме того, в области социальных явлений мы имеем дело не с механической закономерностью, не допускающей никаких исключений (подобно природной необходимости), а с закономерностью целеполагающей деятельности человека, не связанной жестко с безусловной необходимостью. Обусловленная реальной действительностью цель общественного развития становится идеальным прообразом права, идеалом справедливости не по произвольному решению государства или его органов, а лишь после нормативного согласования интересов различных субъектов, заинтересованных в наиболее целесообразном урегулировании социально значимых ситуаций.
Социология права призвана видеть действующее право не только и не столько в юридических нормах, сколько в реальных общественных отношениях. Она изучает правовые явления в их социальной обусловленности, в процессе функционирования и достижения запланированного результата. Поэтому предметом социологии выступают не столько факты, сколько смысловая структура социального мира. Социология юридической науки позволила привлечь к исследованию юридических явлений новые методики и средства. Появилась возможность решать такие задачи, которые не могли быть решены ранее.
Таким образом, центральным моментом в исследовании общей теории права становится социально-философская проблематика нормативно-правового регулирования, дополненная социологическим анализом состояния правопорядка в исторически определенных условиях конкретной страны.
Отмеченные тенденции в развитии теоретико-юридической науки активно воспринимались российской политико-правовой действительностью. К сожалению, лишь в последнее десятилетие стали вспоминать о дореволюционных российских мыслителях – юристах, внесших значительный вклад в развитие юридической науки. Между тем еще Н.М. Коркунов справедливо замечал: «русскому юристу стыдно не знать своих предшественников. Много или мало они сделали, мы должны это знать»[1].
Наши дореволюционные предшественники использовали известные идеи западноевропейских и других мировых мыслителей. В то же время на их мировоззренческие позиции оказывали влияние особенности социально-политической обстановки в России, национальный колорит и традиции общественного устройства. Их взгляды отличались оригинальностью и новизной, носили прогрессивный характер. Они сказались не только на развитии российской юридической мысли, но и на формировании некоторых западноевропейских конструкций.
Исследование взглядов Г.Ф. Шершеневича, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого позволяет не только лучше понять особенности политико-правовых изменений, но и разобраться в сути тех дискуссий, которые проходят в современной юридической науке. Плодотворные идеи прошлого далеко не всегда уходят в небытие. На новом витке развития общества они заново переосмысливаются и оказывают позитивное влияние на последующее развитие.
В конце XIX в. развитие теоретических представлений о праве в России шло по трем основным направлениям: позитивизм, возрожденное естественное право и психологическая концепция права.
Позитивизм в целом и юридический позитивизм в особенности оказали решающее влияние на дальнейшее развитие юридической науки в России. Данное обстоятельство обусловлено тем, что такое направление правовой идеологии объективно способствовало формированию уважения к действующему законодательству и отвечало интересам абсолютистского государства. Ведь их представители, по утверждению Б.Н. Чичерина, определяли государство как союз свободных лиц во имя совокупных интересов, а не как машину для подавления личной самостоятельности. Право же, по их мнению, есть не что иное, как внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Свою позицию они объясняли тем, что все человеческие интересы как материальные, так и духовные прямо или косвенно получают характер государственных интересов, и совокупные интересы становятся целью государственного объединения. Это были такие авторитетные юристы, как Г.Ф. Шершеневич, М.Н. Капустин, СВ. Пахман, Д.Д. Гримм, А.К. Ранненкампф, что не могло не сказаться на распространенности этих взглядов.
Представители социологического позитивизма С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский призывали не ограничиваться познанием догм права и государства. Они отстаивали либеральные идеи их взаимодействия с иными явлениями общественной жизни.
Против юридического позитивизма, защищавшего абсолютную монархию в России, достаточно резко выступал и М.М. Ковалевский. Подчеркивая ошибочность провозглашения монополизма государства и его приоритета над правом, он отмечал, что существует достаточно много отношений, не урегулированных государственным законодательством, но нуждающихся в судебной защите. Кроме того, при оценке юридически значимого поведения необходимо использовать не только государственные, но и нравственные критерии, потому что именно нравственность более динамично реагирует на изменения общественной жизни, отражает право и помогает устранить его недостатки.
Отражая борьбу с абсолютизмом начала XX в., в России возрождается теория естественного права. Эта теория стала идеологической базой либерализма, а ее представители П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин формировали свои взгляды на основе неокантианства, неогегельянства и религиозной метафизики.
В конце XIX в. в Европе бурно развивается психологическая мысль. Ее идеи, получив некоторое отражение в позитивистской, и естественно-правовой концепциях, обусловили формирование самостоятельной психологической теории права.
Наиболее ярким представителем психологического направления в правопонимании был Л.И. Петражицкий. На его взгляд, право, будучи проявлением воли, есть прежде всего психический феномен. Для обоснования своего мнения он отмечал, что все элементы психической жизни подразделяются на три группы:
1) односторонне-пассивные (выражаются в сознании и чувствах);
2) односторонне-активные (выражаются в воле);
3) двусторонние, пассивно-активные (объединяющие чувства и волю).
Такое право, выражающееся в двусторонней эмоциональной связи между людьми, возникло задолго до законодательства и осуществлялось без внешнего принуждения, давая людям возможность приспособиться к совместной жизни. Его Л.А. Петражицкий назвал интуитивным. Однако обилие интуитивных прав чревато конфликтами между их обладателями. Поэтому интуитивные права имеют тенденцию к позитивации, к оформлению в виде типичных норм, действующих в человеческом обществе. Эмоции автономной личности заменяются внешним авторитетом. Опираясь на эти нормы и внешнюю силу, интуитивное право превращается в позитивное. Автор различает такие разновидности позитивного поведения, как «игорное право», «светское право», «право преступного мира». Официальное право является лишь одной из его разновидностей.
Революция 1917 г. стала мощным стимулом развития теории государства и права в России. К чести представителей социалистической правовой науки необходимо отметить творческий, поисковый характер изысканий. Они убедительно показали, что на основе марксизма можно весьма успешно развивать не только нормативный, но и социологический, психологический и иные подходы к правопониманию. Особо значимыми для последующего развития правовой науки оказались взгляды М.А. Рейснера, П.И. Стучки, Е.В. Пашуканиса, А.Я. Вышинского и др.
Следует отметить, что теоретический плюрализм во взглядах на государство и право продолжался лишь до середины 30-х гг. ХХ в. Роль своеобразного рубежа при формировании официальной теории права сыграло состоявшееся 16–19 июля 1938 г. первое Совещание по вопросам науки советского государства и права. Его организатором и основным докладчиком был А.Я. Вышинский.
А.Я. Вышинский предложил всем принять «подлинно научную» точку зрения, согласно которой социалистическое право как новый и высший тип права представляет собой совокупность правил поведения (норм), установленных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход как нельзя лучше соответствовал потребностям становления тоталитарного режима. Данная точка зрения стала доминирующей, официальной точкой зрения советской юридической науки.
Последующее развитие теории государства и права в России связано с работами Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, М.А. Аржанова, М.И. Байтина, С.Н. Братуся, А.М. Васильева, Н.В. Витрука, В.Е. Гулиева, В.М. Горшенева, АИ. Денисова, В.Г. Казимирчука, М.П. Каревой, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, С.Ф. Кечекьяна, Е.А. Лукашевой, О.Э. Лейста, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, АВ. Мицкевича, Н.И. Матузова, П.Е. Недбайло, В.С. Нерсесянца, В.Е. Чиркина, В.М. Чхиквадзе, И.Е. Фарбера, А.Ф. Шибанова, Л.С. Явича и др.
В настоящее время сложились три основных направления в право-понимании: традиционное для российской юридической науки – нормативное (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, А.Ф. Черданцев), социологическое (Ю.И. Гревцов, Л.И. Спиридонов, Г.В. Мальцев и др.) и либертарно-юридическое, определяющее право как меру свободы индивида (В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин и др.).
Таким образом, теоретическая юридическая наука прошла несколько этапов в своем развитии.
Первоначально предметом исследования ученых стала догма права, анатомия непосредственно юридической материи, отражающей социальную востребованность общества. Затем в преддверии буржуазных революций, отразивших стремление людей к свободе, равенству и справедливости, их внимание сосредоточилось на мировоззренческих, духовно-нравственных началах права, выражающих его назначение и социальную ценность в обществе.
В современных условиях накопленные знания об элементном составе права позволили перейти к качественно новому этапу познания права, анализу процессов и взаимодействий внутри права в целом, определяющих совокупную эффективность его действия на окружающую действительность.
Стремление правоведов к глубокому и многоаспектному изучению правовой действительности вызвали бурное развитие научных направлений, находящихся на стыке юридических и иных гуманитарных наук. В последнее время появилось довольно много публикаций, авторы которых стремятся обосновать значение философии права, социологии права и сравнительного правоведения как самостоятельных научных юридических дисциплин.
Безусловно, дальнейшее плодотворное развитие теории государства и права без методологического инструментария философии, техники социально-правового исследования социологии и сравнительного анализа компаративистов просто невозможно. Но это вовсе не означает, что каждое из этих научных направлений приобретает статус самостоятельной научной дисциплины. Ведь ни одно из них не имеет ни самостоятельного предмета исследования, ни завершенной методологии, ни отдельного понятийного аппарата, отличного от теории права. Каждое из названных научных направлений не может плодотворно развиваться в самоизоляции без системного взаимодействия. Очевидно, что методологическая база философии, эмпирические данные социологии и результаты сравнительного анализа различных политико-правовых систем при всей их значимости, объединяя усилия различных гуманитарных наук, лишь составляют комплексную основу для всестороннего обобщающего и завершающего анализа закономерностей развития государственно-правовой действительности в рамках общей теории государства и права. При этом развитие науки и усложнение общественной жизни обусловливают становление и вовлечение в этот процесс правовой герменевтики, правовой семиотики, правовой синергетики, правовой антропологии, правовой феноменологии и т. д.