Тут, казалось бы, уместно объяснить, откуда же у человека возникают желания, которые никак не связаны с влиянием на него других людей. Из воздуха приходят, что ли? Однако А.Свияш не занимается исследованием этого вопроса. В то же время у Д.Верищагина мы встречаем интереснейшую мысль, которая является путеводной нитью к разгадке вопроса, почему человек становится именно таким, какой он есть, а не каким-то другим. Верищагин доказывает, что «зерном» каждого человека, которое отличает его от остальных людей, является набор его желаний. Все остальное легко подвергается изменениям, а желания (имеется в виду свои собственные, а не навязанные окружающими) постоянны. Значит, совокупность собственных желаний человека – это и есть то, чем он является на самом деле. Из этого утверждения следует сделать вывод, что для того, чтобы разгадать загадку, отчего люди становятся такими, какими они есть, надо вывести закон, выявляющий, откуда у них появляются желания, которые сохраняются на всю жизнь.
Замечательная методика Эрика Берна по выявлению жизненных сценариев по любимым сказкам доказывает, что желания, сообразно которым человек строит свою жизнь, возникают в детстве и практически не меняются до самой смерти. А вот откуда эти желания берутся, психологи не могут сказать достаточно определенно. Некоторые говорят, будто именно сама сказка, чем-то поразившая ребенка в детстве, засела в его воображении и руководит его действиями во взрослом возрасте. Правда, как несложно убедиться, любая сказка содержит слишком малое число подробностей, чтобы служить «инструкцией по поведению» на всю жизнь. Да и почему сюжет, который вас чем-то поразил, должен стать вашим жизненным сценарием? Может быть, это и так, но тогда желательно объяснить конкретнее, что значит «поразить воображение». Какие именно чувства должна вызвать сказка, чтобы превратиться в жизненный сценарий?
Некоторые психологи утверждают, что за поступками человека во взрослом возрасте стоят разговоры родителей, которые ребенок слышал еще тогда, когда не понимал речь, однако каким-то образом запомнил их. Кажется, эта точка зрения впервые была предложена фантастом и автором оккультной системы «Дианетика» Роном Хаббардом. Дескать, непонятные слова попали к ребенку в «подсознание» (кстати, до сих пор не существует вразумительного объяснения, что это такое) и «закодировали» его на определенные поступки во взрослом возрасте. Может быть, конечно, так и есть, но пока еще никто не взялся объяснить, каким конкретно образом должны быть произнесены слова, чтобы они сыграли столь важное значение.
Сам Эрик Берн склонен считать, что отнюдь не сказка «кодирует» человека, а определенные родительские инструкции и установки, но, в то же время, все мы видим, что каждый ребенок ежедневно выслушивает массу поучений, однако зачастую они не играют в его дальнейшей судьбе никакой роли. В то же время бывает и так, что одна фраза, брошенная вскользь даже не родителем, а совершенно посторонним человеком, становится инструкцией, которой ребенок послушно следует всю свою жизнь. Отчего зависит судьба родительских наставлений – будут ли они благополучно забыты (или не забыты, но проигнорированы) или действительно станут для человека непреложным законом, объяснения не существует. Нет объяснения и тому, откуда у каждого человека появляются те или иные желания, которые воспроизводятся у него на протяжении всей жизни и представляют собой сущность его характера.
Например, почему некоторые люди всю свою жизнь посвящают хождению в гости, посещению дискотек и ночных клубов, то и дело заводят любовные романы в то время как их родители никогда не стремились вести «светскую жизнь»? Очевидно, что никаких «инструкций и установок» насчет свободно-развлекательного образа жизни таким детям не давалось. Иной человек становится таким даже вопреки воспитанию, причем дискотеки и легкомысленный флирт занимают его настолько, что у окружающих складывается впечатление, что у него не все в порядке с психикой – так он поглощен этим, уже не соответствующим его возрасту, времяпровождением. Другой же, напротив, имеет необычайно легкомысленных родственников, но сам ведет себя совершенно иначе. Бывает и такое, что родители ведут «веселый образ жизни» и также ведет себя их ребенок, или родители серьезны, и их дети тоже.