Оккультные «теории» объясняют только неудачи

Там, где люди не могут с помощью известных им психологических теорий объяснить странные перипетии их собственной судьбы, а также судеб своих знакомых, на помощь им приходит удобное и ни о чем не говорящее понятие «наследственность», и тут начинается настоящая путаница: этим универсальным словом объясняют абсолютно все – и «ни с того, ни с сего» проявившуюся музыкальность, и желание стать математиком, и даже склонность к насилию и жестокости. Гений будто бы становится гением благодаря «наследственности», и маньяк-убийца, будто бы, тоже является жертвой некоего таинственного «биологического кода», заставляющего его вести себя неадекватно.

А уж если люди сталкиваются с ситуацией, когда и «теорией наследственности» не отделаешься, тогда на выручку приходит оккультизм. Неспособность вступить в брак объясняется «венцом безбрачия», частые увольнения с работы – «сглазом» или «порчей». Это объяснения того же порядка, что и универсальное и ни о чем не говорящее слово «наследственность», поскольку ни механизм действия «наследственности», ни механизм действия «сглаза» или «порчи» любителями этих терминов никак не расшифровываются.

Несколько особняком стоят так называемые учения о «карме» – однотипных, то и дело повторяющихся неприятных событиях в жизни человека. Здесь авторы-парапсихологи все же предлагают какие-то объяснения причинно-следственной связи между тем, что делает человек и его родственники, и тем, как складывается его судьба. В настоящее время широкой публике известны, по крайней мере, три толкования того, что такое «карма» и каковы ее причины. С.Лазарев, например, считает, что «карма» – это наказание за грехи (дурные поступки и даже помыслы). В особенности это касается различных заболеваний. Если у вас заболело то-то, значит, вы совершили такой-то грех, а если все же не совершали его, то, значит, его совершили ваши родители. Правда в жизни четкой зависимости заболеваний от вида и тяжести совершаемых грехов не видно. Существует немало людей светлых и правильных, которые все равно болеют, и сколько угодно негодяев, которые относительно здоровы.

Помимо уже высказанных соображений, система Лазарева признает только «кармические наказания» и совершенно игнорирует «кармические вознаграждения», ведь, согласитесь, в жизни встречаются не только цепочки однотипных несчастий, но и последовательности однотипных удач! Не анализирует Лазарев и события нейтральные: например, причины, по которым человек становится математиком, продавцом или летчиком, причины, по которым он меняет определенное число профессий, рожает определенное количество детей, дает им определенное образование, определенное число раз меняет место жительства, знакомится с тем или иным числом людей, имеющих интересную необычную судьбу, и ведет с ними общие дела.

Большинство событий в нашей жизни нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными, но практически все «специалисты по карме» сосредоточены только на анализе тех событий, которые следует отнести к несчастьям. Поэтому ни одна теория «кармы» не объясняет того, почему судьба человека складывается так или иначе.

Вторая теория «кармы» была предложена А.Свияшем. По мнению Свияша, как только человек начинает придавать какой-то сфере жизни слишком большое значение (по выражению автора, «идеализировать» ее), именно в этой сфере начинаются неудачи. Опять же, это учение посвящено лишь механизму появления негативных событий в жизни человека и не рассматривает события положительные и нейтральные.

Третья популярная теория «кармы» принадлежит автору системы ДЭИР Д.Верищагину, который высказал очень смелое утверждение о том, что черная полоса в жизни наступает тогда, когда человек начинает совершать поступки, следуя чужим советам, от кого бы они ни исходили, а белая – когда он поступает в соответствии со своими желаниями. Следует очистить свой разум от любого влияния других людей, кем бы они ни были, – считает Верищагин, – и лишь прислушиваться к собственным желаниям, причем каждое желание следует подвергать проверке на предмет того, действительно ли оно является вашим собственным или, на самом деле, навязано вам извне.

Существует также весьма популярная категория литературы, которую нельзя однозначно отнести ни к оккультной, ни к психологической. Это книги советов, выведенных авторами из житейских наблюдений. Как правило, они не содержат объяснений, почему следует поступать именно таким, а не иным образом, либо в них содержатся объяснения мистического характера. Некоторые из этих систем можно даже назвать философскими, поскольку правила, которые они предлагают, действуют не в какой-то одной сфере жизни человека, а претендуют на универсальность. Такова, например, система, предложенная А. Свияшем и имеющая много общего с мировоззрением буддистов. А. Свияш предлагает нам интересное объяснение «феномена кармы», то есть, повторяющихся негативных событий в жизни человека. Он считает, что неприятные «кармические события» есть следствие того, что человек придает чему-то в жизни слишком большое значение (по терминологии Свияша, какую-то сторону жизни «идеализирует»).

Например, если кто-то всю жизнь считал, что надо обязательно всем угождать и нравиться, то как-то само собой получается, что все равно окружающие оказываются недовольны этим человеком, либо они довольны, но жизнь, посвященная нуждам других людей, не приносит человеку счастья. Такое положение дел Свияш называет «кармическим воспитанием», имея в виду следующее: негативные события приводят человека к пониманию того, что в его мировоззрении имеется перекос в сторону «идеализируемой» области. В лучшем случае, человек осознает, что придавал чему-то слишком большое значение, и тогда «кармическое воспитание» прекращается, а в худшем он ничего не понимает и продолжает жить по-старому, и тогда «кармические события» становятся все более неприятными, пока не приводят его к болезни или даже к смерти. Действительно, многочисленные примеры убеждают нас в том, что наблюдение Свияша верно. Тем не менее, Свияш не раскрывает механизма, согласно которому отдельные стороны жизни становятся для личности сверхценными.


Загрузка...