Глава вторая

I. Изучение конституционной политики евреев.

II. Организационная политика египтян.

III. Антич греко-италийский город.

IV. Политические изменения эллинистического города.

V. Обозрение политической организации республиканского Рима.

VI. Римская империя.

VII. Выводы! и заключение.


I. Приступая в этой второй главе к практическому изучению политической истории разных народов, в которой мы увидим постоянное утверждение и применение нашей социальной истории, мы, тем не менее, ограничимся рубежами античного мира, оставив в резерве в последующем переход к Средневековью и современной эпохе. Нации, которые мы будем изучать останутся теми же, но для большей точности или для выяснения родственных связей, или по другим причинам, мы постараемся больше документировать поиск, чтобы более тщательно рассмотреть прошедшие события.

Начнем с евреев. Они среди всех народов Древнего Востока, как показали последние открытия, являются теми, от кого, вероятно, осталось больше всего документов, касающихся цивилизации, верований, институтов. Поэтому мы сможем без больших затруднений изучить наиболее значительные черты их конституционной политики.

Как и почти все народы древности, евреи положили в основу их политического порядка общность крови, которая теснейшим образом соответствовала общности религиозных верований. Последователи Иакова тщательно следили за тем, насколько тесна между ними эта общая связь, которая, четко отличала их от всех прочих народов, их окружавших. Эта связь были видом родства, проистекавшего из общности прародителя. Последствием этого почти физического родства стала общность божества. Все почитали Иегову, потому что это был Бог их общего предка Авраама, заключившего с ним строгий договор от имени всего потомства. Иегова появился не намного позже Бога всего человечества, когда примитивная фаза еврейской цивилизации уже давно завершилась. Целостная нация сложилась из потомков Авраама, Исаака и Иакова. Ее подразделения соответствовали племенам, основанным на том же критерии, поскольку каждое племя происходило от одного из двенадцати сыновей Иакова и, таким образом, соплеменники между собой были связаны самыми близкими, родственными узами. Наконец, даже различные ветви племени, которые в Библии называются нациями и родами, соответствуют одному общему предку, поэтому соплеменники различных ветвей – это единокровники самой высокой степени.

Это родство, подлинное или предполагаемое, выступало в целом законным основанием, на котором любом народ древности утверждал свое национальное существование. Мы упомянули законное основание, и это означает, что во многих случаях все сводилось к подлинной легальной (подтвержденной) деятельности. Часто общий предок находился после того, как между народами установились политические связи. У нас нет достаточного материала, чтобы утверждать это, хотя некоторые данные, имеющие позитивную историческую ценность, имеются, либо отрицать, но можно вполне определенно считать, что почитаемые фигуры патриархов Иакова, Исаака и Авраама имели это происхождение, и это основание бытия. Впрочем, все народы древности допускали, с теми или иными ограничениями и правовыми оговорками, иностранцев для совместного проживания и установления отношений кровного родства, к которому они, естественно, не имели касательства. И еврейский народ в этом не был более строгим, чем другие народы. В этом и в другом месте Пятикнижия установлены нормы, в соответствии с которыми иноземец мог быть допущен к сынам Израилевым, став, таким образом, воображаемым потомком Авраама и почитателем Иеговы. Странно, но это так, что ни среди евреев, ни у какого-либо другого народа древности, частые эпизоды этой легальной деятельности никогда не расшатывали их полной веры в принцип, по которому любое политическое объединение людей всегда покоится на узах кровного родства. Поэтому на этот принцип указывают все идеи древних по вопросу национальности народов.

Мы рассмотрели этот момент, во-первых, чтобы объяснить фундаментальную политическую идею, общую всем народам древности, по крайней мере, до определенной стадии их развития; во-вторых, потому что принцип кровного родства, предполагавшийся между всеми индивидами одного и того же народа, указывающий на факт объединения людей. Так евреи до монархии, не будучи объединены какими-либо политическими узами, без того, что их политические элементы были бы скоординированы в политический класс, с тем, чтобы сформировать иерархию, подчиняющуюся единому импульсу, смогли сохранить что-то такое, объединяющее их, и всегда поддерживать чувство собственной индивидуальности как народа. Что, впрочем, не позволило избежать обычных последствии анархии: кровавой междоусобной борьбы, грабежа и господства сильных над слабыми, полного отсутствия безопасности, набеги и грабежи соседних народов. Автор книги Судей, после описания главных эпизодов той эпохи насилия и крови, предшествовавших установлению стабильной монархии, приводит в заключение следующие слова, кратко суммирующие причины смут и беспорядков, о которых шла речь: «в это время не было никакого царя в Израиле, и каждый делал то, что хотел».

В любом городе или поселке первенствовали старейшины. Необходимо выяснить, кто же были эти старейшины. Впоследствии они играли политическую роль и во время монархии. Кое-кто полагает, что они были представителями народа, и, несомненно, они таковыми были, если под представителями следует понимать людей, исполняющих обязанности от имени народа, но жестоко ошибается тот, кто верит по современному, что они были избраны родом, который делегировал им осуществление собственного суверенитета. В те времена для того, чтобы заниматься управлением собственным поселком, не требовалась церемония выборов, достаточно было быть одним из наиболее богатых и иметь у себя большое число слуг и подчиненных, или же быть сыном очень знаменитого отца, или просто иметь великую славу мудреца и благоразумного человека, чтобы войти в Совет старейшин, решениям которого менее богатые, менее знаменитые рода, менее выдающиеся по рассудку уважительно подчинялись. Такова и до сей поры форма правления, если мы можем ее так назвать, с помощью которой управляются арабские племена, таковой она была и у евреев, тогда еще не объединенных под единым скипетром.

Тем не менее, евреи, с того момента, когда они упоминаются в истории, были народом, имевшим оседлые места проживания, занимавшиеся сельским хозяйством. До поры до времени это первое подобие политической организации, о которой идет речь, удовлетворяло рассеянные племена, обитавшие в шатрах, но впоследствии эти условия стали невыносимыми. Лишенные минимального единства военных действий, каждый поселок и каждая семья могли рассчитывать лишь на собственные силы, становились легкой добычей банд грабителей, блуждавших поблизости в пустыне. Они вторгались на возделанные земли и пожинали то, что другие посеяли. Это было время, когда амалециты, мадианиты, аммониты, филистяне периодически опустошали ту или иную часть территории евреев. Время от времени в народной среде находился смельчак с небольшим отрядом таких же храбрецов, которому удавалось освободить страну от банды грабителей, и он приобретал влияние и власть на весь период его жизни. Ими были те, кого обычно называют Судьями Израиля. Таковыми были Ехуд, посланный доставить подарок царю Моаба, его убил за предательство и поднял народ против иностранцев. Самгар, другой руководитель народного восстания, который убил филистян ударом плуга. Гедеон, во время, когда мадианиты ежегодно выступали против Израиля, похищали плоды земли, не оставляли ни продовольствия, ни овец, ни быков, ни ослов, неожиданно ночью с ударным отрядом решительных людей напал на их лагерь, благодаря военной хитрости, обратил их в бегство, а потом по его зову крестьяне, рассеянные по своим полям, собрались вместе, завершили разгром убегавших врагов. Абимелек, сын Гедеона, набрав шайку бродяг и черни, убил семьдесят своих братьев, чтобы стать единственным наследником отцовского достояния, а потом убил старейшин Галаада, которые его вначале поддерживали, а потом выступили против, но сам был убит камнем, брошенным одной женщиной. Иефте, другой предводитель отряда, призванный старейшинами Галаада, сумел пресечь нападения аммонитов. Наконец, Самсон, с именем которого традиция связала целую серию баснословных и поэтических приключений известных всем.

Эти условия не изменились вплоть до становления монархии. Нам неизвестно благодаря каким процессам и с помощью каких событий удалось ей установиться. Автор Книги Самуила говорит о ее рождении ex abrupto, внезапном, благодаря спонтанной резолюции старейшин Израиля во главе с последним из судей и одновременно Верховным священником Иеговы, предлагавшем царя. Автор вкладывает в уста Самуила такие слова, с которыми он обращается к старейшинам народа: да возьмет царь сыновей и посадит их на свои военные колесницы среди всадников, и да имеет он в точности десятую долю зерна, вина, овец. Эти слова соответствуют мыслям, которые могли возникнуть только во время жизни автора, когда монархия уже в достаточной степени укрепилась и могла потребовать от народа тех услуг, которые необходимы для правительства в значительной мере организованного. Как бы то ни было, не подлежит сомнению, что монархии удалось дать евреям некую военную организацию. С этого момента начиная, их военные действия приобретают нечто общее. Когда царь выходил со своей семьей и союзникам и останавливался лагерем в каком-то месте, то постепенно стало привычкой концентрировать вокруг него массу войск. Такой результат с самого начала был невозможен без средств, возможно насильственных, но простых и эффективных. Сильный оттенок правды имеет анекдот, приписываемый Саулу, который, узнав, что аммониты осадили Иабес, и, желая снять угрозу, разрезал на куски пару быков и отправил их возить по стране, объявив перед этим, что он сделает то же самое с быками того, кто сейчас же не возьмет оружие и не последует за царем на битву с врагом. Начиная с этого рубежа, набеги малых соседних народов стали постоянно подавляться и, более того евреям, удалось их один за другим подчинить. Последующие цари провели перепись населения, способного носить оружие, и установили от имени царя начальников тысяч, сотен и десятков.

Однако дело еще не дошло до создания подлинной иерархии функционеров, которая, так сказать помимо народа, возглавлялась бы царем. В каждом городе продолжали управлять народом старейшины. Они обладали всеми судебными и административными полномочиями и, возможно, среди них сами и выбирались военные начальники над тысячами, сотнями и десятками. Вокруг царя оставалась маленькая группа высших чиновников, один или два главных военных начальника, один или два квалифицированных писца, высший комиссар по налогам, под началом которого несколько подчиненных, выезжавших в двенадцать провинций, проверяли правильность собранных налогов со стороны старейшин. Царский суд состоял из многочисленных богатых и могущественных членов семьи царя, как это обычно случалось на Востоке. Туда же входили царские слуги, друзья и члены их семей, и определенное число избранных военных, окружавших царскую персону и питавшихся с ним за одним столом. Но даже собранные все вместе они не могли образовать достаточно мощное ядро, чтобы утвердиться в стране и навязать ей свою власть. Очевидно, что те же цари, когда дело касалось злоупотреблений, вынуждены были прибегать к уловкам. Давид, возжелав жену Урии Иттео, не нашел другого способа освободиться от него, как тайно поручить Хоабу, своему личному другу и командующему армией, поставить Урия в сражении на наиболее опасный участок. (10) Акаб, желая получить виноградник Набота, сначала пытался сделать это по-хорошему, предлагая ему на выбор другой ещё лучший или справедливую цену. Встретив решительный отказ Набота, он сговорился (11) с некоторыми старейшинами города, заставил ложно обвинить его в преступлении, по которому тот был приговорен к побитию камнями. Как представляется, такого рода факты случались довольно редко, поскольку вызывали большой шум. Тем не менее, Иорам, сын Акаба, со всеми своими братьями и друзьями, со всеми высшими чинами его были убиты одним авантюристом с целой бандой лихих людей. Этим авантюристом был Йеху. С помощью кровопролития устроив резню царского дома и всех его слуг, он смог занять трон Израиля.

Вполне вероятно, что отсутствие прочной организации в управляющем классе и стала одной из причин политического упадка евреев. В особенности с учетом того, что после первых царей на востоке от еврейской монархии образовались, или лучше, снова образовались другие мощные монархии, лучше организованные в военном отношении, которые могли вооружить и направить в дальние страны многочисленное войско и, следовательно, располагавшие более прочной и более дисциплинированной иерархией управленцев. Ясно, что выше отмеченный факт должен был в значительной мере обусловить раскол еврейского царства на два соперничавших государства: Израиль и Иудею. Второе было слишком маленьким, чтобы иметь какое-либо политическое значение. Первое же, более обширное, возглавлялось некоторыми царями активными и энергичными, как например Акаб и Пеках. В последние времена в его столице Самарии сложилась военная аристократия, достаточно сплоченная, чтобы противостоять, насколько можно, внешним угрозам. Но, успешно отбив несколько нападений, она была вынуждена полностью сдаться ассирийцам, которые отправили её в дальние страны, оставив на месте убогий разоруженный народ, способный лишь возделывать поля и платить налоги. Государство Иудея спустя некоторое время повторило эту судьбу, и евреи навсегда утратили политическое значение, сохранив лишь великое моральное и религиозное влияние.

Загрузка...