Тип урока. Урок-лекция.
Вопросы урока. 1. Война как форма взаимоотношений народов и государств. 2. Негативное влияние войны на судьбы народов и государств. 3. Некоторые позитивные стороны влияния военной деятельности народов на развития культуры.
Цели урока. Изучить роль и место войны в жизни общества, ее разрушительный и деструктивный характер. Ознакомить учащихся с некоторыми позитивными сторонами влияния военной деятельности народов на развитие их культуры.
Оборудование. Учебник, «Военная доктрина РФ», кинофрагменты (по выбору педагога).
План урока.
На доске:
Число, месяц
Тема: Войны в истории человечества и России.
Организационный момент
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
В словаре Брокгауза и Ефрона дается такое определение понятия войны: «ВОЙНА – вооруженная борьба между государствами, народами или же враждебными партиями в одном и том же государстве, происходящая в видах восстановления, сохранения или приобретения спорных прав и интересов, словом – для понуждения одной стороны подчиниться воле другой».
Известное определение немецкого военного теоретика фон Клаузевица гласит: «Война есть продолжение политики, только иными, насильственными средствами».
В.И. Ленин добавил в определение фон Клаузевица после слова «политики» всего два слова – «правящих классов» и сделал его вполне марксистским.
Военная доктрина РФ понятие войны не определяет, но рассматривает ее как вооруженное противоборство двух сторон с целью решения прежде всего политических вопросов.
Таким образом, определений войны множество. Однако однозначности в этом вопросе нет. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим теоретическую сторону войны и проанализируем ее влияние на общество.
Вопросы для активизации знаний.
1. Что такое война?
2. В чем заключаются причины войн?
3. Каким образом война влияет на общество?
4. Приведите примеры гибельного влияния войн на общество в XX веке.
5. Могут ли войны, подготовка к ним, влиять на общество положительно?
6. В чем заключается задача государства по предотвращению войн?
Лекция. Война – общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения ненасильственных форм и способов разрешения противоречий к прямому применению оружия и других насильственных средств для достижения определенных политических и экономических целей. По своей внутренней сущности война является продолжением политики государств и их правительства средствами вооруженного насилия.
В современных условиях война представляет высшую, наиболее острую форму прямого политического противоборства враждующих сторон: между агрессивными и миролюбивыми государствами или между блоками агрессивных государств.
Главным средством ведения войны являются вооруженные силы и другие военизированные формирования. Вместе с тем в войне используются и другие – как военные, так и невоенные формы борьбы, в том числе организация саботажа и террористической деятельности на территории противника.
Ход и исход войны, формы и способы ее ведения зависят от экономических возможностей воюющих государств, уровня развития науки и техники, морального духа народа и армии, боевой мощи вооруженных сил.
Война тесно связана с политикой и экономикой. Политика определяет цели и социальный характер войны, решающим образом воздействует на ее интенсивность и способы ведения, направленность сосредоточения основных усилий, степень мобилизации людских и материальных ресурсов. Вместе с тем, война оказывает обратное воздействие на политику, замедляет или, наоборот, ускоряет развитие общественно-политических процессов. Таким же образом война требует коренной перестройки экономики, мобилизации всех ее возможностей для нужд вооруженных сил.
Основная и решающая форма борьбы в войне – вооруженная. Она заключается в организованном применении вооруженных сил и других военизированных формирований. Представляет собой совокупность военных действий различного масштаба, ведущихся во всех пространственных и физических сферах. Может характеризоваться различной интенсивностью, размахом и продолжительностью, принимать те или иные разновидности.
В зависимости от конкретных условий войны вооруженная борьба может быть ограничена по масштабам, средствам, способам и районам ведения.
В ходе вооруженной борьбы в различных пропорциях сочетаются наступательные, оборонительные, обеспечивающие и другие действия, а также перегруппировки войск (сил флота), маневр боевыми средствами, ударами и огнем.
Вооруженная борьба может вестись в стратегическом, оперативном и ограниченном масштабах, в форме операций, сражений и боев.
Война оказывает всестороннее влияние на все стороны жизни общества. Оно сказывается не только в перестройке политики, экономики, идеологии и других сторон жизни. Главное влияние заключается в огромных жертвах и разрушениях, которые несут военные действия народам и государствам. По данным электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия, за последние 5,5 тыс. лет было около 14,5 тыс. больших и малых войн (в том числе две мировые), в ходе которых погибло, умерло от эпидемий и голода свыше 3,6 млрд человек. Для справки: в настоящее время население Земли составляет около 6 млрд человек.
Войны не только разрушают экономику и культуру человечества, но и отбрасывают назад целые цивилизации. Вспомните нашествие дикарей-дорийцев в Микенскую Грецию или нашествие варваров на Рим. Войны лишили нас большинства произведений древнегреческой и древневосточной культуры, они, по мнению академика Рыбакова, дважды отбрасывали древних славян с предгосударственной ступени развития на стадию варварства. Вспомним недавнее прошлое: в результате войны в Афганистане были разрушены, утрачены памятники доисламской культуры народов Афганистана. Американское вторжение в Ирак нанесло непоправимый урон памятникам Вавилонии, расположенной на территории этой страны.
Наша страна практически непрерывно воевала в течение всей своей истории. Невозможно подсчитать тот материальный ущерб, который нанесли нам захватчики, пытавшиеся поработить нашу Родину. Материальный ущерб, нанесенный СССР только в Великой Отечественной войне, составил более 679 млрд рублей.
Рубежное, на границе нескольких цивилизаций, положение России послужило одной из главных причин того, что наша страна никогда не обеспечивала своему народу изобилие материальных благ. Дело здесь не столько в экономике, сколько в психологии нашего народа. Мы привыкли отказывать себе в последнем, ради того, чтобы иметь все необходимое для обороны. Переизбыток оружия и военного производства основывается на генетической памяти народа, тысячу лет одной рукой державшего плуг, а другой – меч.
Начиная с XIV–XV вв., с появлением артиллерии и огнестрельного оружия в сферу вооруженного противоборства начала проникать наука. Сначала постепенно, а затем все активнее и активнее она влияет не только на вооружения, но и на исход войн и военных конфликтов. В конце XIX – начале XX века роль науки и военного дела начинают меняться: военное дело не просто использует достижения науки, а начинает ставить перед ней задачи по разработке новых физических и химических принципов, которые можно будет использовать в военном деле.
С этого момента влияние на общество со стороны войны, а точнее, военного дела начинает меняться с «–» на «+». Разработка и производство ядерного оружия породили атомную энергетику, которая дает более трети электроэнергии в Европе. Разработка военных лазеров привела к появлению не только лазерных указок, но и сверхмощных буровых установок и сверхточных измерительных инструментов. Сергей Павлович Королев как-то сказал, что он всю жизнь занимался обороной, а космос – это для души. Без программ создания межконтинентальных баллистических ракет не было бы освоения космоса, и великая мечта человечества так и осталась бы мечтой. Таким образом, война на пороге XX в. становится действенным стимулом развития науки.
Война активизирует и культурную жизнь общества. Ярый противник и обличитель войны, великий русский художник Верещагин тем не менее прославился именно как баталист, лучшие свои картины он писал о войне на войне. В осажденном, стиснутом блокадой, холодном и голодном Ленинграде Дмитрий Шостакович пишет свою Шестую симфонию – одно из лучших произведений симфонической музыки в истории человечества.
Наконец, во второй половине XX в. вооруженные силы большинства государств стали самыми активными борцами с военной опасностью в горячих точках планеты. Под эгидой ООН и ОБСЕ они проводят миротворческие операции. Сущность этих операций не сводится к банальному разграничению воюющих сторон. Миротворческие операции включают в себя организацию медицинской помощи мирному населению, обеспечение их продуктами питания и необходимым имуществом, охрану общественного порядка и налаживание работы гражданской администрации. Миротворческие операции по терминологии НАТО – военные конфликты низкой интенсивности, т.е. война, направленная на предотвращение кровопролития и разорения народов.
Новый XXI в. тоже принес войны. К сожалению, и об этом ясно и без излишней дипломатии сказал в своей Мюнхенской речи В.В. Путин, в мире есть страны, которые стремятся к установлению угодного им мирового порядка, в том числе и с применением военной силы. Повышается масштаб действий террористических организаций, растет их численность и техническая оснащенность. Поэтому задачи России по предотвращению военной опасности, изложенные в Военной доктрине, сводятся к следующему.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.
Главные цели обеспечения военной безопасности – предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз России.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Российская Федерация:
– исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;
– сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;
– проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств – участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;
– придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;
– рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;
– отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях;
– строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;
– пунктуально выполняет международные договоры Российской Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности;
– выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за решительное повышение эффективности этого режима путем сочетания запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний;
– содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.
В современных условиях Россия исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.
При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные силы РФ, рассматривается нашим правительством как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности страны и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.
Однако появились в прошлом веке и такие тенденции в мировой политике, которые позволяют надеяться на то, что в будущем войны как общественное явление уйдут в историю.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
1. Приведите главные определения войны как общественного явления.
2. Что является источником войн?
3. Приведите примеры наиболее разрушительных войн в истории Отечества.
4. Как оценивается опасность войны в настоящее время?
5. В каком документе приводится анализ источников военной опасности для России?
6. Какие меры предусматривает этот документ по обеспечению военной безопасности Российской Федерации?
7. В чем состоит отрицательное влияние войн на общество и культуру?
8. Существуют ли положительные стороны влияния военной опасности на общество?
Домашнее задание.
1. Приведите примеры стихотворений русских поэтов, говорящих о горе и бедах, которые приносит война.
2. Приведите 2–3 примера памятников культурного наследия человечества, уничтоженных или утраченных в результате войн.
3. Приведите пример технологий, разработанный для военного дела, а затем активно используемых в народном хозяйстве и период их разработки.
Страницы учебника 9–11.
Тип урока. Урок-беседа.
Вопросы урока. 1. Правовые акты, на которых основывается военная служба. 2. Формы реализации военной службы.
Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правовые акты, на которых основывается военная служба, формы реализации военной службы. Ознакомить учащихся с некоторыми позитивными сторонами влияния военной деятельности народов на развитие их культуры.
Оборудование. Учебник, законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», кинофрагменты (по выбору педагога).
План урока.
На доске:
Число, месяц
Тема: Военная служба – особый вид государственной службы.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
1. Приведите примеры стихотворений русских поэтов, говорящих о горе и бедах, которые приносит война.
Пример:
Ах, война, что ты, подлая, сделала
Вместо свадеб – разруха и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим…
2. Приведите 2–3 примера памятников культурного наследия человечества, уничтоженных или утраченных в результате войн.
Примеры: 1. Александрийская библиотека – уничтожена окончательно в результате арабского завоевания Египта. 2. Дворцовый комплекс персидских царей в Персеполе – сожжен и разрушен войсками Александра Македонского. 3. Янтарная комната – похищена гитлеровцами из дворцового комплекса-музея в г. Пушкине, затем утеряна ими при многократных эвакуациях.
3. Приведите пример технологий, разработанных для военного дела, а затем активно используемых в народном хозяйстве и период их разработки.
Пример: радиолокация – разработана в 30–40-е гг. XX в. для обнаружения самолетов и кораблей противника, используется для обеспечения навигации, картографирования, исследований космических тел и т.д. 2. Гусеничный движитель – разработан в 10-е гг. XX в. для боевых бронированных машин, используется на многих видах гражданской вездеходной техники.
4. Ответьте на вопросы:
– Приведите главные определения войны как общественного явления.
– Что является источником войн?
– Приведите примеры наиболее разрушительных войн в истории Отечества.
– Как оценивается опасность войны в настоящее время?
– В каком документе приводится анализ источников военной опасности для России?
– Какие меры предусматривает этот документ по обеспечению военной безопасности Российской Федерации?
– В чем состоит отрицательное влияние войн на общество и культуру?
Существуют ли положительные стороны влияния военной опасности на общество?
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Если провести социологическое исследование среди российских юношей призывного возраста, то в тройку самых больших их страхов войдет страх перед военной службой. Почитайте молодежные форумы в Интернете и вы увидите это своими глазами. Однако, если вы присмотритесь повнимательней, вы увидите, что практически все страшилки о дедовщине, зверствах в казарме, голоде, холоде и лишениях преподносятся не от первого лица, а от третьего, причем в формулировке, очень характерной для современного мифотворчества – «один мой знакомый сказал…», «друг пришел калекой…», «а вот пацаны во дворе рассказывали…» и так далее. Большая половина того, что говорят и пишут о военной службе – из области мифа. Если пользоваться неофрейдистской терминологией, боязнь службы – проявление комплекса вины общества за проигрыш в холодной войне и пренебрежительное отношение к служивым людям.
Военная служба – одна из обязанностей граждан, наряду с уплатой налогов и соблюдением законов, без которой общество, организованное и управляемое государством, существовать не может. Ни одно государство мира за всю его историю, уважающее и оберегающее свой суверенитет, не обходилось без воинской обязанности или повинности своих граждан. Существует военная служба и в нашей стране. Она и является темой сегодняшнего урока.
Вопросы для активизации знаний.
– Что такое военная служба?
– Какими государственными документами устанавливается военная служба?
– Кто проходит военную службу в Российской Федерации?
– В каких органах государственной власти и управления проходят военную службу?
– Какие формы прохождения военной службы предусмотрены законом?
Лекция-беседа. Военная служба – особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах РФ, других войсках, органах внешней разведки, в федеральных органах службы безопасности, в войсках Гражданской обороны, в федеральных органах государственной охраны и других войск и военных структурах РФ (пограничная служба ФСБ России, внутренние войска).
Правовой основой военной службы являются:
– Конституция РФ;
– Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе»;
– «Положение о прохождении военной службы» и другие нормативно-правовые акты.
1. Военная служба состоит в защите государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечении внешней и внутренней безопасности государства, отражении агрессии, выполнении миротворческих и иных задач в соответствии с международными обязательствами РФ.
2. Военная служба заключается в выполнении военнослужащими специфических обязанностей – несении боевого дежурства, боевой службы, в том числе участии в боевых действиях, защите неприкосновенности граждан, должностных лиц, государства, помощи правоохранительным органам в поддержании общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности военной службы по сравнению с другими видами государственной службы заключаются в следующем:
а) военную службу могут проходить только граждане РФ;
б) гражданин, впервые поступивший на военную службу или не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, обязан принести Военную присягу перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской части;
в) существуют персональные воинские звания, присваиваемые военнослужащим и военнообязанным;
г) воинское повиновение является беспрекословным;
д) ответственность военнослужащих, совершивших правонарушение, повышенная.
Началом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части, окончанием – день истечения срока военной службы. По действующему законодательству никто не вправе продлить гражданину истекший срок военной службы. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Зачисление на военную службу осуществляется двумя способами: а) по призыву; б) по контракту. Законодательством установлены следующие сроки военной службы:
а) для проходящих военную службу по призыву – 18 месяцев (с 01.10.2008 – 12 месяцев);
б) для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву – 12 месяцев (до 01.01.2008 г.);
в) для проходящих военную службу по контракту – на срок контракта. Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе.
Контракт может быть расторгнут досрочно с согласия подписавших его сторон в случае заключения военнослужащим иного вида контракта о прохождении военной службы.
Военнослужащие могут проходить военную службу не на воинских должностях только в следующих случаях:
а) в период прохождения начальной военной подготовки до принятия Военной присяги;
б) при нахождении в распоряжении командира – не более 3 месяцев:
в) при нахождении в распоряжении командира в связи с организационно-штатными мероприятиями – не более 6 месяцев.
Военнослужащие увольняются с военной службы и зачисляются в запас по истечении установленного срока их службы.
Для военнослужащих установлены предельные возрасты пребывания на военной службе в зависимости от имеющегося воинского звания. Военнослужащий, достигший к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, увольняется в отставку. Досрочному увольнению с военной службы подлежит военнослужащий:
а) признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
б) проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины включительно, или проходящий ее по призыву, – признанный военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;
г) лишенный воинского звания.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен досрочно:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) за невыполнение им условий контракта;
в) за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего;
г) если военнослужащий перестал отвечать установленным к нему в соответствии с законом требованиям. Военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или умершим (погибшим), исключается из списков личного состава воинской части.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
1. Дайте определение военной службы.
2. Какие нормативно-правовые акты устанавливают в нашей стране воинскую обязанность?
3. В чем состоит военная служба?
4. В чем заключается военная служба?
5. В чем состоят особенности военной службы по сравнению с другими видами государственной службы?
6. В каких органах власти и управления проходит гражданин России военную службу?
7. Когда начинается и заканчивается военная служба для гражданина РФ?
8. Назовите виды зачисления на военную службу и сроки службы при каждом виде зачисления.
9. Когда и как может быть и должен быть уволен военнослужащий?
Домашнее задание.
1. Отметьте знаком «+» те органы государственной власти и управления, в которых граждане России могут проходить военную службу:
2. Отметьте знаком «+» нормативно-правовые акты, устанавливающие и регламентирующие военную службу в России.
Страницы учебника 11–13.
Тип урока. Урок-беседа.
Вопросы урока. 1. Понятие «исполнения обязанностей военной службы» и его правовой смысл. 2. Принципы военной службы.
Цели урока. Изучить правовой смысл понятия «исполнения обязанностей военной службы», принципы военной службы.
Оборудование. Учебник, законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», кинофрагменты (по выбору педагога).
План урока.
На доске:
Число, месяц
Тема: Исполнение обязанностей военной службы.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
1. Отметьте знаком «+» те органы государственной власти и управления, в которых граждане России могут проходить военную службу:
Вооруженные силы Российской Федерации (+)
Служба внешней разведки Российской Федерации (+)
2. Отметьте знаком «+» отметьте нормативно-правовые акты, устанавливающие и регламентирующие военную службу в России.
Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (+)
Конституция РФ (+)
3. Ответьте на вопросы:
– Дайте определение военной службы.
– Какие нормативно-правовые акты устанавливают в нашей стране воинскую обязанность?
– В чем состоит военная служба?
– В чем заключается военная служба?
– В чем состоят особенности военной службы по сравнению с другими видами государственной службы?
– В каких органах власти и управления проходит гражданин России военную службу?
– Когда начинается и заканчивается военная служба для гражданина?
– Назовите виды зачисления на военную службу и сроки службы при каждом виде зачисления.
– Когда и как может быть и должен быть уволен военнослужащий?
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Исполнение обязанностей военной службы является важнейшим юридическим понятием, которое определяет правовое положение гражданина и влияет на все юридические последствия совершаемых им поступков (действий). Другими словами, ответственность военнослужащего, исполняющего обязанности военной службы, намного выше ответственности за тот же поступок простого гражданина (часто простой гражданин за такой поступок вообще никакой юридической ответственности не несет) или военнослужащего, который не исполняет обязанности по военной службе. Например, обратившись в грубой форме к военнослужащему, имеющему высокое воинское звание, за сам этот поступок гражданское лицо юридической ответственности не несет. Военнослужащий, совершивший такой поступок в отношении начальника, несет дисциплинарную ответственность, а если начальник отдал подчиненному приказ, а грубое обращение к начальнику содержит обсуждение приказа, другие признаки неподчинения приказу, то военнослужащий, допустивший такой поступок, подлежит уголовной ответственности. То же самое и с правовой и социальной защищенностью. Например, военнослужащий, получивший травму при исполнении обязанностей военной службы, получает от государства страховые выплаты в полном размере, получивший травму при иных обстоятельствах – в уменьшенном, а гражданское лицо – только оплату по больничному листу, что представляет собой гораздо менее существенную сумму. На сегодняшнем занятии мы с вами как раз и рассмотрим, когда военнослужащий находится при исполнении обязанностей военной службы и какие правовые последствия это состояние для него имеет.
Вопросы для активизации знаний.
1. Когда, по вашему мнению, военнослужащий исполняет обязанности военной службы?
2. Когда военнослужащий не исполняет обязанности военной службы?
3. Какими документами такое положение регламентируется?
4. Существует ли аналогичная правовая ситуация для других государственных служащих?
5. В чем особенность исполнения обязанностей военной службы по сравнению с исполнением своих обязанностей другими государственными служащими?
Лекция-беседа. В учебнике ОБЖ под редакцией Ю.Л. Воробьева этот вопрос рассмотрен подробно (с. 13–21). В то же время существует проблема в понимании юридических текстов и терминов, а также их трактовки молодыми учителями ОБЖ, особенно, не имеющими достаточной правовой подготовки. Для этого считаю целесообразным поместить в теме данного урока подробный комментарий к ст. 37 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (с сокращениями).
Подробный комментарий к закону «О воинской обязанности и военной службе»
(под общ. ред. В.Г. Стрекозова)
Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
Комментарий к п. 1
1. Наступление юридических фактов, под которыми понимаются обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий (возникновение, изменение и прекращение правовых отношений), в период прохождения военной службы и при исполнении обязанностей военной службы имеет разные правовые последствия.
Так например, в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступивших при исполнении обязанностей военной службы, им дополнительно к страховым суммам выплачивается единовременное пособие в размерах, указанных в п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Наступление указанных последствий в период прохождения военной службы влечет только выплату им страховых сумм.
Таким образом, в законодательстве закреплен общий подход, в соответствии с которым наступление юридических фактов при исполнении обязанностей военной службы влечет более благоприятные правовые последствия, чем их наступление в период прохождения военной службы.
2. С другой стороны, четкое установление случаев исполнения обязанностей военной службы позволяет конкретизировать условия наступления отдельных видов юридической ответственности военнослужащих.
Так, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 4 ст. 28) установлено, что за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, т.е. порядком, установленным гл. 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения вреда»). Таким образом, военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при исполнении обязанностей военной службы (например, находясь на отдыхе), возмещают вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), т.е. либо возмещают вред в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества, исправляют повреждение вещи и т.п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из реального ущерба, так и из упущенной выгоды. (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
УК РФ также называет исполнение обязанностей военной службы в качестве обязательного признака отдельных составов преступлений: сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333); насильственные действия в отношении начальника, связанные с нанесением побоев или применением иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей (ст. 334); оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339).
В отдельных случаях уголовная ответственность наступает не только во время исполнения обязанностей военной службы или при их исполнении, но и в связи с их исполнением. В последнем случае военнослужащий непосредственно не исполняет обязанности военной службы (пребывает вне пределов воинской части или места службы), но какое-либо общественно опасное деяние связано с его служебной деятельностью, например исполнением им служебных обязанностей.
3. Период прохождения военной службы ограничен моментом начала военной службы и окончания военной службы. Случаи исполнения военнослужащим обязанностей военной службы перечислены в п.1 комментируемой статьи.
4. Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Указанные обязанности подчас сопряжены с боевыми действиями, под которыми понимается вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач. Риск для жизни характерен для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также при вооруженных конфликтах.
5. Военнослужащий или гражданин, исполняющий должностные обязанности, считается находящимся при исполнении обязанностей военной службы. Исполнение военнослужащим общих обязанностей не считается исполнением обязанностей военной службы.
6. Боевое дежурство – особый вид дежурства специально выделенных сил и средств, которые находятся в более высоких по сравнению с другими силами и средствами степенях боевой готовности к выполнению боевых задач. Организуется в целях своевременного обнаружения начала нападения противника, немедленного поражения наиболее важных объектов, пресечения нарушения границ. Несение боевого дежурства является боевой задачей по защите и обеспечению военной безопасности государства.
Боевая служба Военно-морского флота, как высшая форма поддержания боевой готовности сил флота в мирное время, представляет собой мероприятия и действия, проводимые силами флота на океанских и морских акваториях в целях предотвращения внезапного нападения агрессора, срыва или ослабления его ударов с океанских (морских) направлений, а также обеспечения интересов государства в наиболее важных районах Мирового океана.
Гарнизонный наряд назначается для охраны и обороны гарнизонных объектов, поддержания воинской дисциплины и порядка среди военнослужащих на улицах и в других общественных местах гарнизона, а также для контроля за соблюдением Правил дорожного движения водителями воинских частей и выполнения задач гарнизонной службы.
Предусматривается следующий состав гарнизонного наряда: дежурный по караулам; помощник дежурного по караулам; дежурное подразделение; гарнизонные караулы; гарнизонные патрули; инспектора и патрульные контрольных постов ВАИ.
Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделений), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.
Военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда. Начальные и конечные моменты исполнения соответствующих обязанностей определяются общевоинским и иными уставами.
7. Учения и походы кораблей являются формами боевой подготовки в целях поддержания боевой выучки и готовности войск, сил и средств. Их проведение, как правило, связано с определенным риском для жизни и здоровья их участников. С учетом этого обстоятельства указанные мероприятия включены в перечень случаев, когда военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
8. Выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником), является исполнением обязанностей военной службы. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Таким образом, только исполнение законного приказа будет считаться исполнением обязанностей военной службы (см. подробнее комментарий к п. 3 настоящей статьи).
9. В соответствии со ст. 42 КЗоТ РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени (ст. 226 УВС ВС РФ). Распорядок дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.
В воинских частях и соединениях распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает соответствующий командир с учетом вида Вооруженных сил и рода войск, стоящих задач, времени года, местных и климатических условий. Нахождение на территории воинской части до начала и после окончания установленного распорядком дня служебного времени не допускается, за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью. Служебную необходимость нахождения военнослужащих на территории воинской части определяет соответствующий командир (начальник), имеющий право утверждать распорядок дня, или его вышестоящий командир (начальник).
10. Служебной командировкой считается поездка военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу. В соответствии с комментируемой статьей нахождение в командировке является исполнением обязанностей военной службы.
В случае гибели или повреждения здоровья военнослужащим во время нахождения в командировке на него распространяется действие ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части выплаты страхового обеспечения и единовременного пособия.
11. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (далее – военно-медицинские учреждения), которые относятся к разновидности государственных учреждений здравоохранения.
Законодательством предусмотрены следующие виды лечения: амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное.
Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте в часы, установленные распорядком дня. Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травмы, направляются в медицинский пункт немедленно в любое время суток. После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт, в лечебное учреждение вне воинской части (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).
12. Следование к месту военной службы и обратно считается исполнением обязанностей военной службы. Под местом военной службы понимается собственно обособленная территория, на которой расположена воинская часть, а также место, установленное за пределами воинской части, в котором военнослужащий обязан находиться в связи с отданным приказом или в силу исполнения должностных обязанностей.
Военнослужащий может считаться следующим к месту службы при заключении первого и нового контракта, призыве на военную службу или военные сборы, служебных перемещениях, т.е. при переводе к новому месту военной службы.
Исполнением обязанностей военной службы можно также считать ежедневное перемещение (следование) военнослужащих к месту военной службы и обратно.
13. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной службы. Граждане Российской Федерации призываются и проходят военные сборы в порядке, установленном Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 605
Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военных сборов. Граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их проведения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих.
14. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих (п. 8 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (приказ министра обороны СССР 1990 г. № 75) лица, относящиеся к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попавшие во власть неприятеля, являются военнопленными.
Военнопленным должна быть предоставлена возможность сообщить о взятии в плен своей семье и в Центральное справочное агентство по делам военнопленных, создаваемое в период военных действий в нейтральной стране. Они сохраняют военную форму, знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия. В зависимости от звания или положения отдельные военнопленные имеют преимущества. Держащая в плену держава обязана признавать повышение военнопленных в звании, о которой ей будет надлежащим образом сообщено. Всем военнопленным ежемесячно выплачивается аванс в счет денежного довольствия в размерах и порядке, установленных вышеуказанной конвенцией. Военнопленные обязаны соблюдать правила отдания воинских приветствий, предусмотренные действующими в их собственной армии уставами.
Таким образом, за военнослужащими, захваченными в плен, сохраняются права и обязанности, которые могут быть реализованы применительно к их положению военнопленных.
Органы государственной власти Российской Федерации и военное командование обязаны в соответствии с нормами международного права принимать меры по освобождению военнослужащих. В целях оперативного решения вопросов, связанных с выяснением судеб, а в необходимых случаях с возвращением на родину военнопленных, интернированных и пропавших без вести за пределами Российской Федерации и на территории Чеченской республики российских граждан, а также иностранных граждан, пропавших без вести на территории России, создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, которая в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 г. № 133 (с изм. и доп.).
За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняются денежное довольствие, материальное обеспечение и иные виды обеспечения. Их выплата производится супруге (супругу) или другим членам семей военнослужащих, проживающих совместно с ними. Порядок производства указанных выплат должен быть определен Правительством Российской Федерации.
В то же время правовое положение военнослужащего в зависимости от обстоятельств нахождения в плену различно. Не будет считаться исполняющим обязанности военной службы военнослужащий в случае его добровольной сдачи в плен, факт которой должен быть подтвержден в установленном порядке.
Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг (ст. 20 УВС ВС РФ).
15. Безвестное отсутствие, т.е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ.
Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору социального и коммерческого найма, поднайма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для военнослужащих таким местом может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим производится судом в особом порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством ст.ст. 252–257 ГПК РСФСР) (см. комментарий к п. 7 ст. 51).
Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение одного года (этот факт должен быть подтвержден в суде доказательствами) и принятые судом меры к получению таких сведений не дали результатов. Годичный срок исчисляется с момента получения последних сведений от самого гражданина или о нем.
Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.
На основании решения суда об объявлении гражданина умершим («юридическая смерть») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти.
Однако в отличие от физической «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти.
16. Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Именно поэтому право на жизнь находится под максимальной правовой защитой, базирующейся на Конституции РФ.
Честь и достоинство являются неотчуждаемыми нематериальными благами личности, приобретаемыми в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации. Они неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.
Честь – объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
Достоинство – самооценка личности, осознание своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).
Военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, защищающие перечисленные нематериальные блага, считаются исполняющими обязанности военной службы, хотя бы это и не входило в круг их должностных обязанностей.
17. Защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности являются основными функциями милиции. Военнослужащие иных войск, воинских формирований и органов, а также граждане, проходящие сборы, оказавшие помощь органам внутренних дел в указанных случаях, будут считаться при этом исполнявшими обязанности военной службы в целях дополнительных гарантий в случае причинения вреда их жизни и здоровью.
18. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы охватываются понятием чрезвычайной ситуации, т.е. это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ).
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ). В этом случае военнослужащие будут исполнять специальные задачи, которые считаются в силу п. 1 ст. 37 комментируемого Закона исполнением обязанностей военной службы.
19. Перечень случаев, когда военнослужащий будет считаться находящимся при исполнении обязанностей военной службы (п. 1 ст. 37 комментируемого Закона) является открытым, поскольку трудно предусмотреть все возможные обстоятельства. Совершенное военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, действие при исполнении обязанностей военной службы признается таковым только судом.
20. Нахождение на отдыхе и в отпусках не считается исполнением обязанностей военной службы, но считается прохождением военной службы, т.е. на гражданина в этом случае распространяется статус военнослужащего.
Комментарий к п. 2
21. П. 2 комментируемой статьи установил случаи, когда военнослужащий не будет считаться исполняющим обязанности военной службы. Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания). В указанных в п.2 случаях на военнослужащих не будут распространяться гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (например, выплата страхового и единовременного пособия и др.).
22. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы.
Ограничение военнослужащих в конституционном праве свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ) связано с необходимостью поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы, т.е. отвечает принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставлено право свободно передвигаться только в расположении воинских частей, в которых они проходят службу. В пределах гарнизонов указанные военнослужащие могут передвигаться, если они уволены из расположения воинской части в установленном порядке (ст.ст. 243–249 УВС ВС РФ). Документом, подтверждающим правомерность нахождения в увольнении, является увольнительная записка, которая действительна только в границах своего гарнизона (в котором расположена воинская часть). За пределы гарнизона военнослужащие могут выехать только в случае убытия в отпуск, в командировку, на лечение или при переводе.
Уставом внутренней службы ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части (ст. 243 УВС ВС РФ). Поскольку форма такого разрешения не установлена, оно может быть как письменным, так и устным. При убытии военнослужащего в отпуск оформляется и ему выдается отпускной билет, в командировку – командировочное удостоверение.
Таким образом, под самовольным оставлением воинской части или места службы следует понимать оставление их военнослужащим по своему усмотрению, без разрешения соответствующего командира.
Под расположением воинской части понимается обособленная территория, на которой размещаются ее подразделения и службы. Не является самовольным уход военнослужащего из одного подразделения в другое в пределах одной части.
Под местом службы, не совпадающим с расположением воинской части, понимается любое иное место, определенное военнослужащему для исполнения обязанностей военной службы в течение установленного времени или где он должен находиться по приказу либо с разрешения командования. Местом службы являются: место пребывания в командировке, места проведения учебных, культурно-массовых, воспитательных мероприятий, хозяйственных работ, нахождение команды при передвижении (эшелон, поезд, воздушные, морские и водные суда и др.) и т.д. Местом службы должно признаваться и место лечения, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или больницей, поскольку нахождение на лечении признается исполнением обязанностей военной службы.
Самовольное оставление части не связано с какими-либо сроками, исключающими признание военнослужащего совершившим правонарушение. В зависимости от тяжести совершенного деяния он может быть признан субъектом уголовной (ст. 337 УК РФ) или дисциплинарной ответственности. Кроме того, признание военнослужащего самовольно находящимся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы влечет нераспространение на него льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в связи с причинением вреда жизни и здоровью.
Военнослужащий, самовольно находящийся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, будет признан исполняющим обязанностей военной службы в случаях:
1) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
2) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
3) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
4) оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
5) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
6) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
23. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние токсического или алкогольного опьянения.
24. Лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи, не признаются получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием совершения ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Общественно опасным деянием признается преступление, понятие которого дано в ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Таким образом, УК РФ определяет преступление как деяние, запрещенное им в связи с тем, что оно является общественно опасным и посягает на охраняемые уголовным законом объекты.
Деяние – это поведение (поступок) человека в форме действия или бездействия. Действие – активное волевое поведение. Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.
Общественная опасность – это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам).
Преступление – это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, обязательно совершенное виновно (ч. 1 ст. 14 УК РФ), т.е. при определенном психическом отношении к деянию и его последствиям со стороны лица, совершившего это деяние. Если действия лица невиновно вызвали общественно опасные последствия, его поведение не является преступлением (см. п. 10 комментария к настоящей статье).
Таким образом, преступлением по российскому уголовному праву является запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние.
25. Общественная опасность как признак преступления предполагает, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением деяние, формально подпадающее под признаки, указанные в статье Особенной части УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (например, кража коробка спичек).
Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным – это вопрос факта и находится в компетенции органов предварительного следствия и суда. Уголовное дело о таком деянии не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием состава преступления.
Малозначительное деяние, в силу отсутствия общественной опасности не содержащее в себе состава преступления, может образовать состав иного правонарушения (например, административного или дисциплинарного), и в этом случае к лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного, дисциплинарного или общественного воздействия, не являющиеся наказанием. В комментируемом случае признание в установленном порядке органами предварительного следствия и суда в противоправном деянии признака общественной опасности влечет распространение на военнослужащих льгот, гарантий и компенсаций в связи с причинением вреда их жизни и здоровью.
26. Ст. 28 УК РФ «Невиновное причинение вреда» предусматривает случаи, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, в силу отсутствия вины не признается субъектом преступления: «Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам».