Люди встречаются…

Ирина Турчинская

Я всем верю. Когда приходят на тренировку новые люди, верю каждому слову. И каждому сложному описанию семейных трудностей и нехватки времени, и каждому объявленному диагнозу. Почему же не верить, если 20 лет вижу людей в телах разной степени запущенности с аналогичными историями? И не тороплюсь сказать: «Ничего, мы всё поправим». Когда клиент просит: «Сделайте со мной хоть что-нибудь», гипертрофированно объясняю и демонстрирую, почему это его зона ответственности. Это его тело, его вес, он пришёл ко мне в таком состоянии, и это он сам себя так запустил. Экстремальный вес – это не просто эффектный эпитет. Это чрезвычайная по опасности, крайне избыточная масса тела, постоянное повышение которой несёт угрозу жизни. Важно понять – действительно ли это связано со здоровьем? В 95 процентах случаев это распущенность и лень, но категорически важно исключить ключевые проблемы организма – нюансы работы щитовидки, особенности обмена веществ. Увы, я не эскулап, а специалист по внешней эстетике, который был вынужден верить людям практически на слово.

Конечно, я запрашивала результаты анализов и мнение терапевтов, но как остро не хватало веского решения профессионального врача, который бы разговаривал со мной на одном языке, разделял цели и сопереживал каждому пациенту. Я мечтала о встрече с таким идеалом – специалистом, способным равно оценить и спортивную, и медицинскую стороны вопроса. Эта жажда диалога росла с каждым годом моей профессиональной деятельности.

Но я верю и в то, что во Вселенной ничего не происходит просто так. Поэтому в мае 2017 года мы с Георгием Лебеденко наконец нашли друг друга. Это произошло в лучших традициях судьбоносных встреч – он на минутку по крайней необходимости забежал в гости к нашему общему другу. И при знакомстве мне сообщили, что Георгий не только врач, специалист по профилактике преждевременного старения, но еще и спортсмен – вице-чемпион Дальнего Востока по армлифтингу. Мы проговорили после этого сутки напролёт и продолжаем говорить, каждый думающий и ищущий человек всегда находит «заслуженного собеседника», разделяющего его ценности, и дополняющего в знаниях. Случайная встреча и разговор с Георгием дала начало многим проектам, и этой книге, в том числе!

Когда мы познакомились с пациентами друг друга, то получили ещё и практический восторг совместной работы. Я узнала о здоровье своих спортсменов ровно то, что мне нужно знать, как тренеру, чтобы максимально эффективно выстроить программу тренировок и привести их к нужному результату. Я не боюсь дать недостаточную нагрузку или наоборот, перегрузить с ущербом для здоровья. И со своей стороны я предоставляю максимально конструктивные рекомендации для пациентов, которым помогает Георгий у себя в клинике.

А потом произошел знаковый для нас обоих случай, который ещё больше убедил в серьезности и актуальности нашего метода.

Андрей занимался у меня полтора месяца. Когда пришёл впервые, то весил около 125 килограммов. Внушительный взрослый человек, с устоявшимися взглядами на жизнь. При росте 175 сантиметров его желанной нормой был вес 90-100 килограммов. Помню, он сказал тогда: «Всю жизнь занимаюсь спортом, соблюдаю дневной рацион на 1400 калорий. С гормонами всё в порядке. Почему не худею?!»

Я люблю сложных клиентов. Для меня это вопрос профессионального опыта и экспериментов. И всегда прошу людей быть максимально честными, иначе ничего не выйдет. Вуалирование: «Да нет, всё хорошо», когда руки трясутся и настроение на нуле, нам не подходит. Лучше говорить как есть: «Мне плохо». И задача с Андреем, который пришёл ко мне за помощью, была из самых интересных. Ситуация просто бесила его: «Вкладываюсь на 150 процентов, а получаю в отдачу 20! Тренируюсь как конь! Почему вешу как свинья?» Пригласил пронаблюдать его спортивный процесс и дать экспертное заключение. Казалось, что он привирает насчёт физической нагрузки и я была готова продемонстрировать это, подключившись к тренировкам.

Но он действительно тренировался четыре раза в неделю – по два занятия боксом и тяжелой атлетикой. Тренинги предваряла сорокаминутная разминка. Я бежала вместе с ним, делала те же упражнения. И потом был ещё час пахоты… Признаюсь, я делала втрое меньше. Потому что каждый его удар – это совершенно другой КПД. Как разница между упражнением с весом в 5 и в 100 килограммов. И в этом темпе он работал как заведённый: разножки, скакалки и тому подобное. Действительно большой расход энергии. Гнать его в дополнительные тренировки не было смысла.

Тогда мы начали разбираться с питанием – мониторили каждый день и изучали отчёты, которые были примерно такими: «Среда. Первый приём пищи: яичница из трёх яиц с помидорами и луком, хлеб, сырники. Второй: салат из томатов с луком, борщ, хлеб. Третий: салат овощной с оливковым маслом, хлеб, телячьи щёчки с картофельным пюре». Или так: «Первый: каша овсяная на воде с изюмом. Второй: сырники. Третий: салат овощной со сметаной. Постная говядина гриль с гречкой. Кофе много». Никакого «криминала». Андрей не любил свинину и баранину, торты и пирожные, отдавал предпочтение постной говядине и куриной грудке. И в самом деле ограничивал себя диетой, оставив минимальный калораж питания. 1400 килокалорий для взрослого мужчины – нижняя граница нормы. Он говорил: «Я и на 900 калорий сидел, это тоже не приносило результата».

И у него вправду был порядок с гормонами, включая основной формирующий мужской обмен – тестостерон. Он жил в серьёзном для опытного спортсмена режиме, выдержать который способен далеко не всякий здоровый человек. И за полтора месяца пахоты на моих глазах похудел всего на 3 килограмма – это очень мало. Тогда я поняла, что не знаю, что делать дальше. Не хватало аналитики и доказательств, чтобы помочь Андрею. И тогда я пригласила его к Георгию.

Георгий быстро оценил пациента: небольшой рост, крупная комплекция, типичный эндоморф (По физиологическим типам все люди делятся на эктоморфов, мезоморфов и эндоморфов. Эндоморфы обладают самым крупным телосложением. Подробнее об этом см. главу «Метаболический синдром».) – не рельефный, с висцеральным (Висцеральный жир (он же абдоминальный) – внутренние отложения, которые скапливаются вокруг органов брюшной полости и в отличие от подкожного жира сложнее поддаются воздействию.) ожирением.



После проведения биоимпедансометрии (Биоимпедансометрия – исследование, основанное на проведении гальванистического тока через человеческое тело. Подробнее об этом см. главу «Биоимпедансометрия как дополнительная диагностика».) оказалось, что из его веса мышцы занимают только 25 процентов вместо необходимых 50. Это ниже даже женских показателей нормы. Проще говоря, в погоне за результатом, на маленькой калорийности рациона, организм Андрея решил, что в таком «блокадном Ленинграде» нельзя отдавать последний жир. От нехватки времени на восстановление и сон, на тренировках начали «гореть» мышцы. Условные 40 килограммов жира при этом оставались инертны и не участвовали в обменных процессах. 20 килограммов энергопотребляющих мышц пытались справляться с обрушившейся нагрузкой. Это похоже на попытку на малолитражке выдать скорость 180 километров в час – изнашивается двигатель, который всё равно больше пяти литров топлива на километр тратить не может – объёма недостаточно. И Андрею действительно хватало тех 1400 калорий, чтобы накормить мышцы и обогреть жир.

Мы отменили тренировки, мышцы получили отдых, а жира стало меньше на килограмм и двести граммов уже через неделю. Дополнительно назначили препарат, который помогал сжигать тяжёлый бурый жир и Андрей, занимаясь вдвое меньше, продолжил стабильно терять по килограмму в неделю.

Так Георгий сумел найти правильные слова и перекроить представление человека о том, что он делает со своим организмом. Наглядно продемонстрировал, что изменение тела не всегда заключается в истязании себя. Андрей позвонил после: «Я не понимал, что такое может быть! Ребята, вы мне открыли глаза!» Он привел к Георгию двух сыновей, которые профессионально занимаются боксом. Сказал: «Хочу понимать, сколько у них мышц, жира, воды. Хочу, чтобы у них всё было чётко и грамотно. Хочу, чтобы они были здоровы».

Что было бы, не останови мы его тогда с двух сторон – медицинской и спортивной? К сожалению, это был прямой кандидат на инсульт, который твёрдо верил в правоту, истязая себя. Мы много говорили втроём, и это счастье, что нам удалось объяснить ещё одному человеку, что такое спорт и грамотный подход к нему.

Мы с Георгием стали проводить совместные просветительские эфиры в социальных сетях и получили невероятное количество вопросов, связанных не только со спортивными тренировками и проблемами со здоровьем. Мы поняли, что многие не знают элементарного – правил профилактики, законов работы организма, не умеют вовремя почувствовать сигналы тела, сообщающего о «поломке». Мало кто обращает внимание на здоровье до того, как становится слишком плохо и увы, слишком поздно. И тогда мы приняли решение говорить с людьми как можно больше.

В нашей совместной книге мы постараемся разобрать человеческий организм максимально подробно, чтобы обратить ваше внимание на нюансы, которые современные люди обычно упускают. Мы постараемся рассказать, как спорт может поддержать вас во время различных недугов. Безусловно, анатомический список возможных заболеваний и особенностей организма гораздо длиннее, разобрать частные ситуации можно только на практике. И наша идея – создать как можно больше таких тандемов, в которых врач и тренер пребывают во взаимном внимании к каждому пациенту.

Загрузка...