И вот мы с Вами подобрались к самой технологии. Её то нам и предстоит освоить. На первый взгляд технология кажется нереально простой и представляет из себя цветок, который имеет 5 лепестков и сердцевину. Лепестки – это последовательные шаги действий наставника, а сердцевина – их связующий элемент. Обратите внимание на название всех элементов пятилистника (рис. 3).
Рис. 3
Кажется, всё элементарно просто, но на деле несколько сложнее. Напомню, наша с вами цель в рамках этой книги – освоить этот пятилистник и решить проблему в собственном наставничестве. Проблема следующая – нет результатов обучения ученика. Уверен, вы знаете, чему хотите обучить. В противном, случае не понимаю, зачем вы это читаете. Если я прав, то осталось узнать – как обучить. Чтобы эту технологию освоить, давайте в вкратце познакомимся с содержанием каждого шага, но начнём мы именно с сердцевины.
Обратная связь – что это? Почему она является связующим элементом пятилистника? По традиции важно разобраться с определением, потому что важно будет уже сейчас пояснять, как она связывает шаги пятилистника. Обратная связь – это ответная реакция человека на совершаемое к нему действие или получаемую информацию. Понятие обратной связи пошло из точных наук. В физике обратной связью мы можем назвать движение шарика под воздействием толчка пальцем. В химии начало реакции после взаимодействия двух элементов, в биологии – процесс фотосинтеза, озеленение растений под воздействием ультрафиолетового излучения. Для нас, людей, обратная связь – это взаимодействие между нами. Если вы задали вопрос человеку, то ответив – он дал обратную связь. Также наоборот. Или вы накричали на кого-то и человек ушёл, хлопнув дверью. Эмоции, которые проявил ваш собеседник – это обратная связь. Вы пошутили – другой посмеялся. Это тоже обратная связь. Обратная связь повсюду. Пожалуй, это важнейший инструмент коммуникации между людьми, и мы в наставничестве активно им пользуемся. Изложенной сейчас информации достаточно, чтобы перейти к описанию шагов пятилистника. Более подробно про обратную связь мы будем говорить во всех последующих главах. Также в этой книге вы получите универсальный практический инструмент обратной связи, который вы сможете применять в обучении и развитии людей.
Теперь переходим к лепесткам.
Что подготовь? Кого подготовь? И что, и кто. Речь идёт о том, что первый шаг сам по себе подготовительный. У этого шага 3 основные задачи:
1. Установить контакт и наладить связь с учеником, что в дальнейшем поможет выработать то самое доверие и выработать индивидуальный подход.
2. Замотивировать ученика.
3. Погрузить ученика в тему и создать общее понимание того, что происходит.
Напомню, данный метод направлен на обучение взрослых, и если ваш взрослый не понимает зачем ему учиться (2 задача – замотивировать), то следующие шаги бесполезны. Очень часто в бизнесе вовремя 1 шага «подготовь» ученикам впихивают в руки кучу нормативных документов, должностных инструкций, внутренних регламентов. В одной компании я в свой первый рабочий день получил в районе 12 папок (печатных) с различными регламентами, каждый страниц по сто. Можете догадаться, сколько времени я их читал, насколько внимательно я это читал и самое главное – многое ли я запомнил? Ответ: читал это я дня 2–3, не внимательно и, естественно НИ-ЧЕ-ГО не запомнил. Вопрос, какой от этого смысл? Как правило в российском бизнесе это делается для галочки. Есть законодательные требования – надо их выполнять. Об эффективности тут никто особо не думает. Ещё один пример – техника безопасности. Любая серьёзная компания, прежде чем допустить человека к работе проводит с ним обучение по технике безопасности и охране труда, но вопрос. Если реально случится пожар. Всё ли вы из перечисленного на инструктаже сделаете верно? Вряд ли. Если только вы не были ранее в подобных ситуациях или не работали в МЧС. Так вот к чему я веду, у нас принято первый контакт с новичком делать унылым, набитым по самое горло сухой не интересной информацией, которая не только не усваивается, но ещё и бьёт по мотивации. Есть такой закон – закон края. Он гласит, что самое яркое впечатление остаётся от того, что в начале и от того что в конце. В конце человек увольняется. Так сделайте хотя бы начало приятным. Первый шаг заканчивается на обратной связи от ученика к вам, когда вы как наставник определяете, насколько успешно прошла подготовка.
Когда ученик понял, что его ждёт, зачем ему это нужно и познакомился с наставником, настало время показать ему непосредственно работу. Что ему предстоит делать или другими словами – рабочий процесс. В зависимости от должности, процесс может быть простым или сложным. Тут важно понимать какой процесс у вас. Если простой – вы показываете всю работу на собственном примере, если сложный – дробите его на этапы и показываете первый этап. Здесь важно не перегрузить оперативную (кратковременную) память ученика. Американский психолог Джордж Миллер исследовал размер оперативной памяти человека и сделал вывод, что её размер равен 7+-2 элемента. Это значит, что, если вы покажете больше 9 действий за раз, высока вероятность того, что ученик запомнит только часть. Есть ли смысл напрягаться, тратить ваше и ученика время, чтобы потом показывать снова и снова, зная, что всё это не удержится в памяти ни на минуту. Помните – главная цель этого шага, чтобы ученик увидел действительно важные моменты вашей работы и в дальнейшем смог их повторить. Если он не запомнил, значит не повторит. Шаг «покажи» кажется простым, но есть много нюансов, которые нужно учитывать во время демонстрации. Мы о них поговорим в главе 5. Вообще последующие главы будут посвящены подробному описанию каждого шага. По главе на шаг. Разумеется, когда вы покажете ученику рабочий процесс, вам нужно будет получить обратную связь от него о том, что он увидел. Иначе нет смысла продолжать.
Когда ученик понял примерно суть вашего рабочего процесса, действительно увидел его, то есть вы грамотно отработали первые 2 шага, то у него должно возникнуть непреодолимое желание попробовать это сделать собственными руками. Начинает работать принцип обучения взрослых, связанный необходимостью практики. Ваша задача – не упустить этот момент. Многие наставники тут допускают чудовищную ошибку и не дают ученику "порулить процессом". Это происходит потому, что наставник не доверяет своему ученику и не готов взять на себя ответственность за ошибки, которые может допустить новичок. На самом деле он не доверяет сам себе, боится, что не сможет вовремя остановить процесс и исправить ошибки. В результате мы получаем скучающего и зевающего ученика, который уже «насмотрелся». Теперь он считает ворон в ожидании, когда это всё закончится, а может залез в телефон. Этот шаг является особо важным, поскольку выступает промежуточным этапом к полноценной практике ученика. "Предложи поучаствовать" подразумевает, что вы вместе с учеником выполняете данную рабочую операцию. Делать это можно по-разному, давать больше свободы и меньше в зависимости от конкретной ситуации, вариации и тонкости этого шага вы изучите в главе 6. Помните, я говорил про инструкции и регламенты, которые убивают обучение, если их дать на 1 шаге? Так вот, в конце 3 шага "предложи поучаствовать" для них самое время. Ученик уже понимает процесс и теперь сможет с большим вниманием и осознанностью прочитать поясняющий документ. Важно, чтобы инструкция соответствовала непосредственно тому процессу, который вы только что вместе делали. Не пытайтесь «впихнуть невпихуемое». Инструкцию мало прочитать, нужно уметь с ней работать. Ведь она на самом деле нужна для того, чтобы в ваше отсутствие ученик знал, где подглядеть, если что-то забыл. Для этого вы должны научить его пользоваться инструкцией. Крайне важно убедиться, что ваша инструкция написана корректно и ей действительно удобно пользоваться. Как писать инструкции будет посвящена отдельная глава нашей книги. И как вы наверняка догадались, этот шаг также завершается обратной связью, которая подразумевает, что вы видите успехи ученика, убедились, что он на «ТЫ» с инструкцией и готовы перейти с ним на следующий шаг.
Наконец-то, долгожданная практика! Примерно так должен думать ваш ученик, если вы всё сделали правильно на предыдущих этапах. Этот шаг отличается в первую очередь тем, что тут ваши руки находятся в карманах и не лезут куда не надо, и ученик работает сам. А ещё лучше, если ваши руки держат в руках чек-лист, в котором вы отмечаете всё, что сделал или не сделал ученик. Тут, наверное, важно пояснить, что за чек-лист такой. Чек – с английского «проверять», лист – с английского «список». Другими словами, это проверочный список, опираясь на который вы ничего не забываете. Понятие чек-лист появилось в авиации, где пилот, ответственный за самолёт и полёт в целом, проверяет каждый из множества пунктов. Уровень масла – есть. Датчик выхода шасси горит? Есть. И так далее. Более 30 пунктов. Тут права на ошибку нет. На память полагаться нельзя. План выступления для оратора – это тоже чек-лист. Список продуктов для похода в магазин – чек-лист. Так вот наставник тоже должен иметь в наличие свой чек-лист операции, опираясь на который он сможет дать обратную связь ученику об ошибках и правильных действиях. Обратной связью в рамках этого шага выступают подсказки наставника, опираясь на которые ученик движется к заветному финишу. В главе, посвящённой 4 шагу мы подробнее поговорим о том, как именно и когда нужно подсказывать.
На основании четвёртого шага вы, как наставник делаете выводы об уровне готовности вашего ученика на основании выполненной им работы. После 4 шага появляется некий результат самостоятельной работы новичка. Очень важно, чтобы ваше понимание готовности и понимание готовности самого ученика совпадали. Этот шаг является крайним в цикле, но не последним в обучении и развитии. Здесь вы изучаете сильные стороны и области требующие развития, а также готовитесь к обсуждению прогресса ученика, его успехов и неудач. По сути весь 5 шаг – это подготовка к финальной обратной связи. Очень важно, чтобы по итогу ваш ученик был не только доволен результатом и получил позитивный опыт (вспоминаем принципы обучения взрослых), но и взял во внимание те ошибки, которые он пока допускает, сам сделал правильные выводы. На эти самые выводы он будет опираться в своём последующем обучении и развитии. Как и другим шагам, этому мы тоже уделим особое внимание в нашей книге. Именно здесь вы получите универсальный инструмент обратной связи – «коктейль». Очень важно, чтобы ваш ученик также мог высказаться о наставничестве под вашим началом, потому что развивался не только он, но и вы. Он – как специалист, вы – как наставник.
Обучение по пятилистнику – это циклический процесс, результат которого зависит от внимательной и ответственной работы на каждом шаге. Ваши ученики могут быть разные, одни будут усваивать материалы быстрее, другие медленнее, но ваша главная задача – не пытаться перекладывать ответственность за неудачи на них. Вместо этого воспринимайте их неудачу, как обратную связь на вашу деятельность как наставника. Будьте ответственны, но не слишком требовательны к себе. Не каждый ваш ученик станет гуру, но ваша задача приложить всё возможные усилия и создать все условия, чтобы добиться результата. Любой бедный находит виновных в своей бедности, любой богатый находит возможности для достижения богатства. В конце предыдущей главы я предлагал ответить на вопрос: Как вы учились? Что вы для этого делали? Теперь, зная структуру пятилистника, вы можете найти каждый лепесток в своём процессе обучения. Важно понять: не нарушена ли была последовательность?
Прежде чем перейти к изучению следующих глав подумайте: как вы можете разложить тот рабочий процесс, которому вы будете обучать своих учеников по шагам пятилистника? Чем вы наполните каждый лепесток? По итогу у вас должен получиться чек-лист наставника, опираясь на который вы сможете сделать своё обучение не стихийным, а упорядоченным и логичным. Будет интересно, если вы попробуете собрать свой пятилистник. А потом, изучая каждую главу дополнять каждый лепесток начиная с первого полезными и ценными для вас действиями.