В арсенале современного рекрутера широкий спектр источников и инструментов поиска кандидатов[17].
Поиск и подбор построены по противоположным законам. Цель поиска – охватить максимально широкий круг потенциальных кандидатов. Цель подбора – сузить этот круг до наиболее подходящих кандидатов.
Источники (каналы)[18] поиска = где искать? Например, карьерная страница вашего корпоративного сайта, ATS или социальные сети.
Инструменты поиска = как искать? Например, прямой поиск или рекомендации.
Инструменты поиска могут применяться в различных источниках. Например, при помощи Булева поиска вы можете найти информацию о кандидатах и на работных сайтах, и в социальных сетях, и в профессиональных сообществах.
Ориентируйтесь на два основных критерия:
то, что поможет решить вашу задачу: качественно и в срок найти нужных кандидатов в рамках имеющихся ресурсов;
«места обитания» потенциальных кандидатов: ресурсы, которыми они пользуются при поиске работы.
Для достижения оптимального результата используйте одновременно несколько различных источников и инструментов, если это возможно и целесообразно для конкретной вакансии. Анализируйте их эффективность и постоянно тестируйте новинки. Это поможет сформировать пул приоритетных источников и инструментов для поиска кандидатов на различные вакансии.
Если вы ищете торгового представителя для реализации продуктов питания, то в первую очередь воспользуйтесь собственной базой данных, работными сайтами и социальными сетями. Привлечь программиста помогут рекомендации, профессиональные группы и сетевые сообщества. В поиске управленца помогут прямой поиск, рекомендации или специалисты кадровой компании.
Далее мы рассмотрим особенности, преимущества и ограничения основных источников привлечения кандидатов.
Уделим внимание наиболее сложным инструментам поиска: прямому поиску[19] по рекомендациям[20] и Булеву поиску[21].
Преимущества корпоративного сайта как источника привлечения кандидатов:
■ продвижение ценностей бренда напрямую среди целевой аудитории;
■ монополия в борьбе за внимание кандидатов – они видят только ваши вакансии;
■ креатив ограничен лишь корпоративными стандартами;
■ экономия времени и бюджета;
■ повышение скорости обработки откликов за счет интеграции с корпоративной ATS[22].
Единственное существенное ограничение такого канала – односторонний формат коммуникации с целевой аудиторией. Чтобы откликнуться на вакансию, кандидат должен знать о вашей компании и стремиться стать членом вашей команды. У него должны быть причины зайти на ваш сайт и с пользой для себя провести там время. Поэтому многие компании дополняют свои карьерные порталы функциями обратной связи с кандидатами по аналогии с инструментами общения с потенциальными клиентами: личные кабинеты для кандидатов с историей взаимодействия с данной компанией; чаты, обратный звонок.
Что поможет повысить рекрутинговую эффективность корпоративного сайта:
■ легкость нахождения информации в поисковых системах: настройки органического поиска (SEO)[23], поднятие в первые строки поисковой выдачи;
■ простота навигации: разделы «Вакансии» и «Карьера» заметны и легко доступны на основной странице сайта – в пару кликов, без «проваливания» в другие разделы меню;
■ удобство поиска: выбор вакансии не только по локации, отрасли, профессиональным сферам, но и по контексту поискового запроса с учетом поведенческих особенностей каждого кандидата;
■ простота отклика: в один-два клика, без заполнения объемных анкет;
■ ненавязчивость дополнительных сервисов: подписок на новости, предложений поучаствовать в опросах и т. п.;
■ количество и качество информации: текст объявления о вакансии адаптирован под экраны мобильных устройств, краткое и понятное описание обязанностей и требований[24];
■ привлекательность дизайна и оформления;
■ интересности и полезности: видеоролики, истории успеха рядовых и руководящих работников компании; отзывы и рекомендации персонала; информация о мероприятиях для кандидатов; вопросы-ответы, советы по поиску работы и прохождению интервью; ссылки на социальные сети и лендинговые страницы;
■ качественная техническая поддержка: все окна открываются, ссылки работают, есть контакты / окно обратной связи на случай возникновения проблем; сбои оперативно устраняются.
Развитие корпоративного карьерного портала положительно влияет и на бизнес компании. Больше кандидатов на сайте – больше потенциальных клиентов. Увеличение кандидатского трафика и времени пребывания на сайте воспринимается поисковыми роботами как сигнал о привлекательности этого ресурса и поднимает его в поисковой выдаче по запросам пользователей.
Рекрутерские базы данных прошли несколько ступеней эволюции. На смену папкам с бумажными анкетами сначала пришли электронные таблички с ручным вводом информации, затем автоматизированные системы для хранения, обработки, поиска и анализа данных (ATS).
Что лучше: создать свою программу с нуля или приобрести готовое ПО? Некогда заманчивая идея быстро и дешево обойтись собственными ресурсами показала свою бесперспективность. Ведь, помимо инвестиций в работу программистов, потребуются существенные временные затраты целой проектной команды, расходы на техническую поддержку и доработку.
Сегодня на рынке представлены разнообразные IT-решения от российских провайдеров под любые цели, корпоративные стандарты и бюджет. Многие международные производители ATS предпринимали попытки выйти на российский рынок и закрепиться на нем. Однако столкнулись с двумя непреодолимыми препятствиями. Во-первых, они оказались не готовы к полной русификации своих программ, в то время как резюме подавляющего большинства соискателей составлено на русском языке. Во-вторых, их облачные продукты не соответствовали требованиям законодательства РФ о хранении персональных данных на территории страны, а создавать отдельную серверную версию провайдеры были не готовы.
Изучите и оцените предложения провайдеров на соответствие вашим требованиям. Например, если ваша компания представлена в разных странах, могут найтись веские причины использовать в каждой локации разные, но совместимые ATS. Чтобы учесть все нюансы, расставить приоритеты и не ошибиться с выбором, необходимо создать рабочую группу с участием представителей HR/рекрутмента, IT, финансистов, юристов и нанимающих менеджеров. Ведь работать в ATS должно быть удобно каждому пользователю.
Основные критерии выбора ATS:
■ организация доступа и работы пользователей в программе: через десктоп (отдельно установленное приложение) или веб-интерфейс (браузер с возможностью установки базы данных в закрытом контуре на сервере компании);
■ рекрутинговый функционал:
– поисковые возможности внутри ATS и из открытых источников;
– парсинг (с каких именно сайтов);
– возможность гибкой настройки названий, последовательности и обязательности этапов рекрутингового проекта;
– работа с кандидатом и заказчиком на всех этапах проекта: назначение событий, внесение результатов, прикрепление документов, обратная связь, уведомления/оповещения/согласования;
– дополнительные инструменты (тестирование кандидатов, видеоинтервью, робообзвон) и коммуникаторы (чат-боты, мессенджеры, рассылка СМС);
– отчетность и аналитика;
■ функционал за рамками рекрутмента: оформление трудовых отношений, подготовка рабочего места, интеграция и адаптация, прохождение испытательного срока;
■ производительность и масштабируемость: скорость работы, количество пользователей, объем хранилища;
■ надежность и безопасность хранения и обработки информации: разграничение прав доступа, настройки конфиденциальности;
■ мультиязычность;
■ соответствие требованиям законодательства;
■ интеграция:
– с внешним/внутренним корпоративным сайтом, основными работными сайтами и социальными сетями для парсинга, публикации вакансий и обработки откликов;
– с сервисами рассылки СМС, тестирования, видеоинтервью, робообзвона и др.;
– с существующим ПО; синхронизация с системами авторизации пользователей в организации (Single Sign-on, Active Directory);
■ UX/UI[26] для внутренних и внешних пользователей: сотрудников, кандидатов, заказчиков;
■ техническая поддержка: требования к сотрудникам и горячая линия для пользователей;
■ возможность доработки и адаптации;
■ стоимость.
Структура информации о кандидате в ATS
Информацию о кандидатах в ATS удобно структурировать по блокам, которые послужат полями для парсинга резюме из внешних источников, а впоследствии помогут оптимизировать поиск кандидатов. Кому-то требуется «мелкая нарезка» – 30 и более распознаваемых полей. Другим пользователям может быть достаточно трех-пяти полей. Решение остается за вами.
Рекомендуется включить в структуру следующие блоки:
■ Поля карточки кандидата (факты и данные):
– дата и источник поступления резюме;
– фамилия, имя, отчество кандидата;
– дата рождения;
– гражданство / разрешение на работу;
– семейное положение, дети (это не дискриминация!);
– локация и адрес (для географической идентификации);
– контактная информация: телефоны, e-mail, мессенджеры, другие способы связи; ссылки на профили в социальных сетях и на работных сайтах;
– опыт работы: даты, компании, должности;
– образование: уровень, учебное заведение;
– уровень владения иностранными языками (самооценка или результаты проверки);
– готовность к переездам и командировкам;
– зарплатные ожидания на соответствующую дату.
■ Документы (файлы, сканы, фото):
– собственное резюме кандидата;
– фото;
– водительские права с указанием категорий;
– дипломы, сертификаты;
– сопроводительное письмо;
– портфолио проектов.
■ События с датами и результатами:
– удаленные и личные интервью с рекрутерами;
– тестирование и другие оценочные процедуры;
– проверка рекомендаций и/или рекомендательные письма;
– интервью с руководителем с обозначением рассматриваемой вакансии;
– предложение о работе (принято/нет), выход на работу, прохождение испытательного срока;
– рассмотрение на другие вакансии (этапы, статусы, причины отказов со стороны кандидата или работодателя).
Технические возможности ATS
Программа, в которую стоит инвестировать на долгосрочную перспективу, должна обладать как минимум следующими возможностями:
■ комбинированным одновременным поиском по любому количеству разных параметров в полях карточки кандидата: фамилии, профессии, локации, контакты;
■ поиском по ключевым словам;
■ поиском по предыдущим похожим проектам / названиям вакансий;
■ классификацией кандидатов по различным параметрам: профессии, специализации, отрасли, локации;
■ работой с кандидатом по нескольким вакансиям одновременно;
■ отражением всех этапов и результатов взаимодействия с кандидатом (переписка, интервью, тестирование, проверка рекомендаций, выход на работу);
■ системой создания любых ролей, групп и прав пользователей. Например, действия с объектами в системе (просмотр, редактирование, удаление) в соответствии с корпоративными стандартами и политикой конфиденциальности;