Политический строй

В тайваньской политической истории и международных отношениях большую роль играет так называемая народная дипломатия. В 1990-е годы, и особенно после избрания президентом Чэнь Шуйбяня роль этой дипломатии заметно выросла. Концепция «народной дипломатии» подразумевает взаимный диалог и сотрудничество, и вовлечение всего тайваньского народа в процесс международного общения, в рамках межнациональных и межсоциальных связей. Это понятие также подразумевает демократизацию международной политики, включая принципы подотчетности и прозрачности, и более полное вовлечение широкой публики в этот процесс.



В настоящее время государственный суверенитет Тайваня признают лишь 22 государства: Белиз, Буркина Фасо, Сальвадор, Гамбия, Гватемала, Гаити, Гондурас, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Никарагуа, Палау, Панама, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы Острова, Свазиленд, Тувалу и Святой Престол. Тайвань осуществляет по сути дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства (фактически, посольства).

11 августа 2004 года Тайвань в двенадцатый раз подал заявку на вступление в ООН – по мнению властей Тайваня, это поможет разрешить его конфликт с материковым Китаем. Тайвань пытается вступить в ООН с 1993 года, но каждый раз получает отказ – прежде всего из-за противодействия Китайской Народной Республики, которая считает Тайвань частью своей территории (это положение закреплено в Конституции КНР) и выступает против вступления Тайваня в ООН, полагая, что членство в этой международной организации фактически будет равносильно признанию Тайваня как независимого государства. Ситуация вновь обострилась после того, как 14 марта 2005 г. Национальное собрание КНР приняло закон о сохранении территориальной целостности Китая.

В 2005 году лидеры двух главных оппозиционных партий Тайваня (в том числе лидер Гоминьдана Лянь Чжань) посетили с визитом КНР, где встречались с председателем КНР Ху Цзиньтао. Официальный Пекин расценивает этот факт как большой успех и прогресс в деле решения тайваньского вопроса.

В 2007 году Тайвань подал заявку на вступление в ООН уже под названием «Тайвань», а не «Китайская Республика Тайвань» как раньше.

12 января 2008 года на Тайване в 7-й раз прошли выборы в парламент – Законодательный Юань. Сроки полномочий парламента увеличены с 3 до 4 лет, введена система «один избиратель – два бюллетеня», а также сокращено число депутатов с 225 до 113 человек. Из 113 депутатов будущего парламента 73 места получили кандидаты от одномандатных округов, по 3 места представители аборигенного населения гор и равнин, а остальные 34 места распределены по итогам голосования по партийному списку, среди кандидатов, представляющих как жителей Тайваня, так и зарубежных соотечественников.




Окончательно упразднено Национальное собрание, а принадлежавшее ему право объявлять импичмент президента и вице-президента передано законодательному собранию.

Введенная избирательная система «один избиратель – два бюллетеня» напоминает избирательные системы Германии и Японии, где в настоящее время во время голосования избиратель получает на руки два бюллетеня, при этом тайваньская избирательная система больше всего напоминает ту, которая действует в Японии.



Система предполагает, что вся территория страны должна быть разбита на 73 одномандатных округа, при этом от каждого округа в парламент проходит один депутат, а что касается голосования по партийному списку, то в данном случае весь Тайвань представляет собой один избирательный округ, по которому баллотируются кандидаты по партийному списку различных партий, представляющие как жителей Тайваня, так и зарубежных соотечественников.

Во время голосования каждый избиратель должен проголосовать два раза – за кандидата от своего одномандатного округа или за кандидата от аборигенного населения и за партийный список той партии, которую поддерживает данный избиратель. После проведения голосования по партийным спискам подводятся итоги голосования по всей стране, затем депутатские мандаты будут разделены между теми партиями, которые преодолеют 5 % барьер, при том, что мандаты между кандидатами от партийного списка, представляющими жителей Тайваня и представляющими зарубежных соотечественников, могут быть распределены прошедшей в парламент партией в произвольном порядке. Не менее половины кандидатов в депутаты по партийному списку должны представлять женщин.

Загрузка...