Я начинаю задумываться о том, сколько знакомых вещей внезапно обрели бы новый смысл, если бы я мог видеть взаимосвязи между ними.
В школе нас учат анализировать и мыслить логически. Следовательно, мы умеем находить традиционные взаимосвязи между родственными или хотя бы отдаленно схожими предметами. У нас гораздо лучше получается связывать два предмета (например, яблоки и бананы – это плоды), чем заставлять себя искать ассоциации между вещами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего (например, консервный нож и стручок гороха).
Джефф Хокинс в своей книге «Об интеллекте»[5] объясняет, как способность определять взаимосвязи между родственными понятиями мешает мыслить творчески. Мы возводим в уме стены между схожими предметами и теми, что не соединены между собой. Например, если нас попросят усовершенствовать консервный нож, мы начнем устанавливать корреляции между всеми случаями использования этого предмета и традиционными ассоциациями с ними. Сосредоточившись на привычных ассоциациях, мы получим только идеи, напоминающие уже существующие консервные ножи.
Если развить навык поиска связей между несхожими предметами, мы разрушим эти стены между родственными и неродственными понятиями. Какие ассоциации, например, обнаружат общее у консервного ножа и стручка?
Функция консервного ножа – открывать. Как открываются предметы в других сферах? Например, в природе стручок раскрывается, когда по мере созревания ослабляется его шов. Если подумать о гороховом стручке и консервном ноже в едином мысленном пространстве, можно установить связь между ними. В результате возникает идея: открыть банку, потянув в месте слабого шва (например, как у спелого стручка). Вместо того чтобы улучшить консервный нож, мы придумали новую упаковку. Такая идея никогда не возникла бы, если бы мы рассуждали традиционно.
Это пример смешения понятий – объединения или сочетания несвязанных предметов для решения задач, формирования новых идей или переработки старых. Он эффективен потому, что невозможно думать о двух предметах, какими бы разными они ни были, не установив связь между ними. Неслучайно самые творческие и изобретательные люди в истории прекрасно умели формировать новые умозрительные взаимосвязи посредством концептуального смешения не связанных между собой вещей.
В первой части этой книги мы рассмотрим природу смешения понятий и примеры использования этого приема, чтобы предлагать свежие идеи и решения.
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Мы рождаемся непосредственными и творческими. Все до одного. В детстве мы воспринимали мир одинаково. Верили, что все возможно и все бывает. В юные годы еще знали, что коробка – это намного больше, чем просто контейнер. Коробка может стать крепостью, машиной, танком, пещерой, домиком, холстом для рисования и даже космическим шлемом. Наши фантазии не были структурированы в соответствии с общепринятыми понятиями или категориями. Мы стремились не уменьшить, а увеличить количество возможных вариантов. Все были удивительно творческими и всегда с огромной радостью пробовали разные способы мышления.
А потом с нами кое-что произошло: мы пошли в школу. Нас учили не думать, а воспроизводить идеи былых мыслителей. Когда мы сталкивались с проблемой, нам предлагали анализировать предыдущий опыт и, опираясь на него, выбирать самый перспективный подход, исключая все другие, а затем посредством логических рассуждений двигаться в строго заданном направлении. Нас наставляли искать не возможности, а методы их исключения. Это как если бы мы при поступлении в школу были вопросительными знаками, а по ее окончании становились точками.
Представьте ребенка, строящего что-нибудь из набора LEGO. Он может создавать самые разные структуры, но существуют определенные ограничения, заложенные в самом дизайне кубиков, какие объекты из них можно построить. Детали конструктора не получится соединять в какой угодно последовательности: они развалятся, если не соблюсти равновесие и не учесть закон земного притяжения. Ребенок быстро соображает, что можно и чего нельзя сделать с деталями LEGO. В итоге он создает множество самых разных конструкций, которые удовлетворяют ограничениям дизайна игрушки.
Если бы единственное ограничение заключалось в том, чтобы «сделать что-то из пластика» и ребенок мог разными способами плавить и отливать детали, то существующие наборы LEGO были бы лишь крошечной долей всевозможных вариантов. По сравнению с другими творениями детей модели из LEGO выглядели бы неестественными – не нафантазированными, а созданными по инструкции.
В случае с LEGO именно особенности дизайна ограничивают возможности конструирования. У нас же воображение и изобретательность регулируются моделями мышления, прочно укорененными в мозгу школьной системой.
Наши модели мышления позволяют упростить усвоение сложных данных. Они помогают быстро и точно решать рутинные задачи, например управлять автомобилем или выполнять должностные обязанности. Распознавая привычные модели, мы очень быстро осмысливаем происходящее в окружающей среде и реагируем соответственно. Когда кто-то спрашивает: «Сколько будет шестью шесть?» – у вас в голове автоматически возникает число 36. Если читаем, что человек родился в 1952 и умер в 1972, то сразу думаем, что на момент смерти ему было 20 лет.
Распознавание закономерностей упрощает жизнь, однако вместе с тем затрудняет генерацию идей и творческих решений, особенно при столкновении с необычными данными. Вот почему мы так часто терпим крах, когда появляется новая задача, лишь поверхностно похожая на предыдущие, но по сути и структуре отличающаяся. Интерпретируя такую проблему сквозь призму прошлого опыта, мы неизбежно зайдем в тупик. Например, в приведенном выше примере человек умер в возрасте 49 лет, а не в двадцать. Просто число 1952 – это номер больничной палаты, в которой он появился на свет, а 1972 – номер палаты, где он умер.
Какое из такси в приведенной ниже задаче не в порядке? Проверим, сможете ли вы решить это до того, как прочтете ответ.
Одна из отличительных черт творчески мыслящего человека – терпимость к двусмысленностям, диссонансам, несоответствиям и неуместности. Креативные люди рассматривают проблемы с самых разных углов и изучают все переменные в поисках неожиданного. Например, в задаче с такси буквы A, B и C тоже считаются частью единого целого, а не просто обозначениями. Чтобы решить задачу, переместите такси C в начало строки, и получится слово cab («такси»).
Наш мозг – это чудесная машина для распознавания закономерностей. Мы смотрим на приведенную ниже иллюстрацию, и он сразу отмечает там слово optical («оптический»). Увидев что-то, мы сразу определяем, что это такое, и, не задумываясь, двигаемся дальше.
Успешное распознавание закономерностей одного вида естественным образом ограничивает умение видеть закономерности другого вида. Обратите внимание: как только мы увидели слово optical, уже трудно рассмотреть слово illusion («иллюзия»). Чем больше мы привыкаем читать слово как отдельно стоящее и имеющее одно значение, тем труднее распознавать в нем что-то иное. То есть это либо слово optical, либо нет. Мы не обращаем внимания на фоновые фигуры. Это стандартный аспект чтения. Так специалисты в области «стандартного чего-нибудь» могут быть наименее квалифицированными, когда речь идет о разработке или создании чего-то нового.
Мартин Гарднер[6] сделал феноменальную карьеру, создав несколько классических головоломок, которые были опубликованы в журнале Scientific American и семидесяти с лишним книгах. Ниже приведена одна из них – головоломка с зубочистками.
Сумеете ли вы изменить 100 на CAT, переместив всего две зубочистки?
Это сложно для многих, потому что нас учат обрабатывать информацию одинаково, а не искать другие способы. Как только мы поняли, что знаем эффективное решение, уже трудно рассматривать альтернативные идеи. Нас учат исключать варианты, отличающиеся от того, что мы уже знаем.
Столкнувшись с поистине оригинальной мыслью, мы испытываем некую концептуальную инертность, сравнимую с физическим законом инерции. Согласно ему, предметы сопротивляются изменениям: неподвижное тело пребывает в покое, а движущееся продолжает стремиться в одном направлении, пока не будет остановлено какой-либо силой. Подобно тому как переменам противятся физические тела, то же происходит и с идеями в состоянии покоя, а движущиеся мысли идут в заданном направлении, пока их не остановят. Следовательно, когда люди придумывают что-то, как правило, это напоминает старое и вряд ли сильно выходит за существующие рамки.
Когда в компании Univac изобрели компьютер, то отказывались разговаривать с бизнесменами, которые им заинтересовались, потому что, по словам разработчиков, эта машина придумана для ученых и не может иметь абсолютно никакого применения в деловой сфере. А затем появилась IBM, захватившая рынок. Позже специалисты из IBM, включая ее СЕО[7], заявили: по их мнению и исходя из их опыта работы на этом рынке, для персонального компьютера (ПК) практически нет области продаж. И действительно, их маркетинговые исследования показали, что в ПК нуждаются пять-шесть человек во всем мире.
Интересно отметить, что студентов программы МВА в числе прочего учат следующему правилу: неожиданности на рабочем месте нужно свести к минимуму. В значительной степени это направлено на устранение двусмысленности и диссонанса ради предсказуемости и порядка в корпорации. Однако если бы эти правила всегда применялись к предприятиям, то у нас не было бы одноразовых бритв, ресторанов быстрого питания, копировальных машин, персональных компьютеров, доступных автомобилей, микроволновок и интернета.
Даже когда мы активно ищем информацию, чтобы протестировать свои идеи, мы обычно игнорируем пути, способные привести к альтернативе. Это объясняется тем, что учителя не поощряли в нас стремление искать иные варианты общепринятых постулатов. Ниже приводится интересный эксперимент[8], проведенный британским психологом Питером Уэйсоном и доказывающий нашу тенденцию не искать замены. Уэйсон предлагал испытуемым три числа в такой последовательности.
2 4 6
Затем просил их написать другие примеры последовательностей из трех чисел, соответствующих тому же правилу, и объяснить это правило. Испытуемым разрешалось задавать сколько угодно вопросов.
Он обнаружил, что почти всегда люди первоначально предлагали числа 4, 6, 8, или 20, 22, 24, или какие-то аналогичные последовательности. И Уэйсон говорил: да, это пример указанного правила. Затем они называли что-то вроде 32, 34, 36 или 50, 52, 54 и т. д.: все числа в них увеличивались на 2. После ряда попыток и одобрительной реакции у испытуемых росла уверенность, что правило состоит в увеличении каждого следующего числа на 2, и они не искали альтернативных возможностей.
На самом деле правило, которое хотел услышать Уэйсон, намного проще: числа просто увеличиваются. Примерами допустимых последовательностей могут быть 1, 2, 3, или 10, 20, 40, или 400, 678, 10 944. И протестировать такую альтернативу было бы легко. Испытуемым нужно было всего лишь предложить последовательность вроде 1, 2, 3, и идея подтвердилась бы. Или участники могли выдать любую цепочку чисел – например, 5, 4, 3, – чтобы выяснить, повлечет это положительный или отрицательный ответ. И эта информация многое прояснила бы им касательно верности предположений о правиле.
Революционное открытие Уэйсона состояло в том, что большинство людей обрабатывают одну и ту же информацию снова и снова до тех пор, пока им не укажут на ошибку, и не ищут альтернатив, даже когда не возбраняется задавать вопросы, на которые они получат отрицательный ответ. Невероятно, но в ходе сотен экспериментов он так и не встретил случая, когда кто-нибудь спонтанно предложил бы альтернативную гипотезу, чтобы узнать, верна ли она. Короче говоря, никто даже не пытался выяснить, существовало ли более простое или даже совсем другое правило.
Мозг дошкольника подобен собору с длинным центральным залом, куда поступает информация и где она смешивается, произвольно сочетаясь с другими данными. В школе это меняется. Среднее образование превращает собор вашего мозга в длинный коридор с дверями по сторонам, ведущими в отдельные комнаты, которые не соединены с главным залом.
Когда информация поступает в этот коридор, она распознается, маркируется, помещается в коробку, а затем отправляется в одну из изолированных комнат и остается там навсегда. На одной комнате табличка с надписью «Биология», на другой – «Электроника», на третьей – «Бизнес», четвертое помещение – для религии, пятое – для сельского хозяйства, шестое – для математики и т. д. Нас учат: если тебе нужны идеи или решения, нужно пойти в соответствующий отсек, найти подходящую коробку и поискать в ней.
Вас приучают не смешивать содержимое комнат. Например, если вы работаете над проблемой в деловой сфере, идите в отсек с надписью «Бизнес» и больше никуда не заглядывайте. Если интересует медицинская проблема, не суйте нос в помещение «Религия»; а если вы специалист по электронике, держитесь подальше от уголка «Сельское хозяйство». Чем образованнее человек, тем больше у него в голове изолированных комнат и коробок, и чем выше его профессионализм, тем сильнее ограничено воображение.
Иногда я думаю, что вследствие этого более знающие люди меньше видят вокруг себя, и наоборот. Возможно, именно по этой причине электронное телевидение изобрел ребенок. Четырнадцатилетний Фило Фарнсуорт ходил туда-сюда за запряженной в борону лошадью, распахивая картофельное поле в Ригби, и размышлял о том, что рассказывал учитель физики об электронах и электричестве. Фило концептуально смешал картофельное поле со свойствами электронных лучей и понял, что электронный луч может сканировать изображение так же, как фермеры вспахивают поле: борозда за бороздой – или как человек читает книгу: строчка за строчкой. Это удивительно: шел всего 1921 год, и идея телевидения пришла в голову ребенку, пока тысячи специалистов по электронике не могли из-за своей зашоренности взглянуть иначе на уже имевшуюся у них информацию и увидеть что-то новое[9].
Возможно, удушающим влиянием школы на воображение объясняется и то, почему Леонардо да Винчи считается величайшим гением в истории. Леонардо, человеку энциклопедических знаний, не разрешалось посещать университет, потому что он был незаконнорожденным. Благодаря отсутствию формального образования его разум напоминал собор с единым длинным залом и без отдельных комнат. Мысли плавно перетекали одна в другую, поскольку концепции и идеи смешивались и играли между собой. Его разум интегрировал информацию, а не делил на категории. Вот почему он был энциклопедистом. Леонардо совершил революционные открытия в искусстве, науке, технике, военном деле, инженерии и медицине.
Головоломка представляет для нас сложность потому, что мы привыкли смотреть на информацию определенным образом. Чтобы решить задачу, надо взглянуть на нее под другим углом: переверните надпись вверх ногами, чтобы квадраты остались слева, а палочка – справа. Затем возьмите крайнюю правую зубочистку из крайнего левого квадрата и поместите ее над единицей, чтобы получилась буква T. В среднем квадрате поднимите нижнюю зубочистку до середины, образуя букву A. Теперь у вас есть слово CAT.
Переверните рисунок вверх ногами.
Затем переместите две зубочистки, чтобы получилось CAT.
Почему вам всегда приходят в голову одни и те же идеи?
Прочтите следующее.
Сголансо илссеодваиню уечынх из Кмебрдижсокго уинвесриетта, нвеанжо, в ккаом проякде сотят бкувы в сволах. Гвалоне, чотбы превая и псоелдяня бвукы блыи на сових мсетах. Отсаньлые мгоут рсаоплатасгья асбоюлнто бпесрояочдно, вы все рнаво сжоемте пчортиать тксет без плоберм. Длео в том, что, нучавишись чтаить, мы сдаклывеам бувкы в гвлоое так, чботы плоулачось одажимеое нмаи своло. Мзог члоекева чтаиет не куджаю бвуку в ольденотсти, а солво циклеом. Мы длееам это бсесзотенально[10], [11].
Удивительно, не так ли? Это просто перемешанные буквы, но наш мозг видит в них слова. Почему это возможно? Как у него получается?
Представьте, что ваш мозг – это миска со сливочным маслом, идеально выровненным. И вот вы осторожно льете на масло горячую воду из чайной ложки, а затем аккуратно приподнимаете миску с одного края, чтобы жидкость стекала. После многократных повторений поверхность масла самоорганизуется в колеи, углубления, каналы и канавки.
Новая вода будет попадать в уже существующие канавки. Через некоторое время понадобится лишь небольшое количество жидкости, чтобы активировать всю систему каналов.
Когда информация поступает в мозг, она также самоорганизуется в контуры и бороздки, очень похожие на те, что оставляет горячая вода на сливочном масле. Новые данные затекают в уже образовавшиеся канавки. Через некоторое время колеи настолько углубляются, что для активации всего канала требуется совсем немного сведений. Это процесс распознавания и формирования шаблонов. Даже если большая часть информации не поместится в канал, модель придет в действие. Мозг автоматически исправляет и дополняет ее, чтобы выбрать и запустить нужный шаблон.
Вот почему вы в состоянии прочесть перемешанный текст выше. Первые и последние буквы стоят на своих местах. Например, в слове «сголансо» буквы с и о остались на месте, а остальные перепутались. Столь малого количества информации (первой и последней буквы) достаточно, чтобы активировать изображение этого слова в мозгу, и вы читаете: «согласно».
Именно поэтому, когда мы пытаемся придумать новые идеи и решения, как правило, в голову приходят одни и те же, уже существующие, варианты. Информация течет по сформированным канавкам и колеям, образуя прежние связи и порождая одни и те же тезисы. Даже крошечных фрагментов информации достаточно, чтобы снова и снова запустились аналогичные модели.
Как пишется слово silk?
А теперь произнесите silk пять раз.
Silk
Silk
Silk
Silk
Silk
Что пьют коровы?[12]
Большинство людей говорят: молоко. Это кажется таким очевидным; слово автоматически приходит в голову. Конечно же, это неверно. Коровы пьют воду. Повторение слова silk образует мини-шаблон мышления. Когда встает вопрос о том, что пьют коровы, шаблон автоматически задает направление для решения задачи.
Подобные паттерны позволяют упрощать сложности нашего мира и справляться с ними. Они помогают точнее выполнять повторяющиеся действия, такие как вождение автомобиля, написание книги, ведение урока или составление презентации какого-нибудь продукта. Шаблоны позволяют быстро и точно выполнять рутинные задачи. Увидев то, что встречалось раньше, мы сразу понимаем его значение. Нам не нужно тратить время на изучение и анализ. Например, мы автоматически осознаем, что изображенный ниже логотип относится к компании Coca-Cola.
Привычки, модели мышления и подпрограммы, сквозь призму которых мы воспринимаем жизнь, постепенно накапливаются, пока не начинают загораживать от нас другие возможности. Это как если бы на нашем воображении со временем образовывалась катаракта и ее влияние ощущалось не сразу. Накопление происходит почти незаметно, пока болезнь не приведет к значительному снижению понимания происходящего. К примеру, заметили ли вы, что этот логотип – не значок Coca-Cola? На нем написано Coca-Coca.
Попробуйте выполнить следующий тест.
1. Cидя за рабочим столом перед компьютером, поднимите правую ногу с пола и начните вращать ею по часовой стрелке.
2. Одновременно правой рукой опишите цифру 6 в воздухе.
3. Ваша нога изменит направление.
Сколько бы раз вы ни пытались проделать этот опыт, у вас не получится помешать ноге изменить направление. Это запрограммировано в мозге.
Нельзя заставить себя изменить модели мышления, как невозможно заставить ногу изменить направление, насколько бы сильно вы этого ни хотели. Чтобы сменить ход мыслей, понадобятся кое-какие средства.
Как же тогда разорвать шаблоны мышления? Подумайте еще раз о миске с маслом и всех предварительно образованных каналах. Творчество возникает, когда мы наклоняем миску в другом направлении и заставляем воду (информацию) создавать новые бороздки и устанавливать связи с неожиданными путями. Эти ответвления подскажут другие способы сконцентрировать внимание и интерпретировать то, на чем вы сосредоточились.
В природе многообразие возникает как следствие генетических мутаций. Творчески мыслящие люди добиваются новизны, комбинируя разнородные предметы и понятия, в результате чего изменяются их модели мышления и появляется множество альтернатив и подсказок.
Предположим, вы хотите усовершенствовать фонарик. Если вы задумаетесь об этом устройстве и заставите себя придумывать что-то новое, скорее всего, на ум придут только обычные идеи, и улучшения будут незначительными.
Однако если вы смешаете концепции фонарика, например, с системой дистанционного открытия гаражных ворот, то измените свои шаблоны мышления и пробудите воображение. Вы посмотрите на осветительный прибор по-новому. Это может вдохновить на идею фонарика Superman, который представляет собой рентгеновский луч и работает по простой микроволновой технологии. Он излучает сигнал примерно той же силы, что и открыватель гаражных ворот. Подобно дверным датчикам, луч обнаруживает движение, в том числе и дыхание. Он может даже находить прячущихся людей, отображая данные на экране. Такая идея не могла возникнуть, если бы применялся стандартный образ мышления.
Ниже названы четыре пары предметов. Попробуйте концептуально объединить каждую пару, чтобы создать новый продукт. Подумайте о характеристиках предметов, их сходствах и различиях. Посмотрим, что получится.
Ванна … Гамак
Солнцезащитные очки … Окна
Лосьон для загара … Средство от насекомых
Велосипед … Стиральная машина
Все четыре пары привели к появлению новых продуктов. В результате объединения идей «ванна» и «гамак» появилась детская ванночка с простым гамаком внутри. Подголовник гамака надежно удерживает голову ребенка, и у родителей освобождаются руки для мытья малыша. Понятия «солнцезащитные очки» и «окна», объединившись, привели к рождению идеи тонированных окон в домах, которые, как и некоторые тонированные солнцезащитные очки, предназначены для изменения цвета. Тонированные окна помогают сохранять воздух в помещении прохладным. Лосьон для загара и средство от насекомых смешали для создания одного препарата, защищающего от солнца и насекомых одновременно. Сочетание велосипеда со стиральной машиной породило вид стиральной машины, работающей от энергии, которую вырабатывает человек: к машине с фронтальной загрузкой белья подключен велотренажер с литий-ионным аккумулятором, накапливающим энергию при кручении педалей. Занимаясь на тренажере, вы питаете механизм. Говорят, что 20 минут такой физической нагрузки дают один цикл холодной стирки без подключения к электросети. Только представьте: вы тренируетесь и стираете одновременно, при этом экономите природные ресурсы.