Введение к научно-популярной книге принято начинать с чего-то общего. Например, с того, что человечество подошло к порогу времен или что перед обществом одна за другой встают сверхзадачи, решение которых сможет открыть новые горизонты развития нашей цивилизации. Но разве главное в нашей жизни определяется будущими возможностями? Не проще ли направить внимание на ту информацию, которая имеется в нашем распоряжении прямо «здесь и сейчас»?
Современные люди не замечают того удивительного факта, что вне зависимости от своих вероисповеданий они отсчитывают календарь от Рождества Христова. По сути, это событие действительно является ничем иным, как прямым указанием на духовную информацию, ибо говорит не только о роли Иисуса Христа во всемирной истории человечества, но и о том, что его имя на сегодняшний день проповедано всем народам, проживающим на нашей планете!
Что сегодня людям известно об Иисусе Христе? Для получения ответа на этот, казалось бы простой вопрос, необходимо изучить информацию, имеющуюся в исторических документах, которые не только весьма сильно отличаются друг от друга по степени достоверности, но и содержат в себе разнородные сведения о земной жизни Иисуса. Кроме текстов относящихся к эпохе раннего христианства, обнаруживается и множество современных исторических исследований, которые посвящены исключительно изучению биографических сведений о Спасителе. Можно заметить, что информация представленная в этих научных работах, не имеет никакого отношения к пониманию духовных истин, содержащихся в учении Христа, а направлена лишь на то, чтобы продемонстрировать научному сообществу взгляды авторов на исторический контекст событий, в которых протекала жизнь Иисуса.
Если взять «Новый Завет» и с биографической точки зрения рассмотреть тексты Евангелий, то в них действительно можно обнаружить краткое описание жизни Иисуса. Там рассказывается, что он родился чудесным образом от Девы Марии, творил чудеса, у него были ученики, затем он был предан Иудой, был невинно распят на кресте и позднее воскрес по воле Отца.
Но зададим себе простой вопрос: для чего обычному человеку изучать биографию Христа? Неужели только для того, чтобы запомнить важнейшие события Его жизни, а затем отмечать соответствующие этим событиям церковные праздники? Мне видится, что любой думающий человек хотел бы узнать об Иисусе совершенно другие вещи. Например, зачем приходил Христос? Чему Он мог в тайне учить своих учеников? И почему учение Христа так и осталось непонятым современными христианами? Сегодня, как и много веков назад, большинство верующих людей считает, что не следует ставить перед собой такие «неправильные вопросы», ибо поиск ответов на них может увести человека далеко от истины. Это консервативное мнение закреплено в сознании христиан исторически сложившейся церковной традицией.
Современные священники говорят, что «не нужно думать о Христе», что вместо размышлений прихожанам следует постоянно присутствовать на церковных службах, непрестанно молиться и безусловно доверять всему тому, что объясняется в Церкви. В своих ежедневных проповедях христианские богословы особым образом стремятся подготовить верующих людей к упрощенной форме чтения «Нового Завета». Ссылаясь на труды раннехристианских отцов апостольской Церкви, они утверждают, что истинно верующий человек должен открывать Евангелия ежедневно; он должен вдумчиво и помногу раз прочитывать отдельные главы, и самые важные для него моменты заучивать наизусть. Воспринимать текст следует буквально, то есть нужно видеть в словах Священного Писания лишь явный смысл, то есть читать и понимать только то, что там написано и не пытаться искать скрытые тайны в словах Иисуса. Кроме того, священники рекомендуют прихожанам после внимательного прочтения текста обязательно помолиться о вразумлении, а затем ожидать того момента, когда Дух Святой откроет скрытую в Евангелиях истину. В настоящее время таким же образом предлагается евреям Израиля читать и заучивать наизусть цитаты из Торы или молитвы из Псалмов Давида (Псалтырь).
Несмотря на предостережения ортодоксальных христианских священников, зададимся простым вопросом. Как найти учение Иисуса Христа? Где оно может быть? Ответ приходит незамедлительно. Конечно же, великое учение Иисуса должно находиться в «Нагорной проповеди»! Об этом говорит не только религиозная, но и историческая традиция. Считается, что именно в этом небольшом евангельском тексте кратко изложены основные принципы христианского учения.
«Нагорная проповедь» является отдельной книгой, которая помещена в Евангелие от Матфея. Она занимает примерно одну девятую часть всего объема текста и состоит из трех евангельских глав: 5, 6 и 7. «Нагорная проповедь» представляет собой весьма необычное литературное произведение, включающее в себя набор нравственно-религиозных высказываний Иисуса Христа. Социальное влияние «Нагорной проповеди» огромно, поскольку она определяет основы морально-нравственного отношения к жизни не только двух с половиной миллиардов современных христиан, но и всего человечества в целом.
Прежде чем приступить к изучению древнего документа, обратим внимание на один важный момент. Дело в том, что в процессе толкования «Нагорной проповеди» христианские богословы намеренно игнорируют явное несоответствие между построением обычной церковной проповеди, напоминающей лекцию в институте, и построением этого небольшого евангельского текста. По внешнему виду «Нагорная проповедь» похожа на сборник афоризмов и выглядит так, словно составлена случайным образом из отдельных речений Иисуса Христа. Эта очевидная особенность указывает исследователям на то, что в тексте отсутствует стройная логика повествования, которая характерна для проповеди или лекции. Об этом факте говорят многие ученые, занимающиеся изучением «Нового Завета». Опираясь на обнаруженное противоречие, некоторые из них приходят к казалось бы «логичному» выводу, что «Нагорная проповедь» не может являться записью реального исторического события, а представляет собой предмет литературного творчества апостола Матфея, решившего соединить в одно целое разрозненные высказывания Иисуса, произнесенные им в разное время своего служения. В противовес, казалось бы, научному взгляду историков, все христианские теологи твердо отстаивают традицию церковных преданий. Они уверены, что, во-первых, историческое событие, записанное в «Нагорной проповеди», происходило в реальности, а, во-вторых, именно в такой необычной форме была произнесена речь Христа перед народом.
Использование диалектической логики в отношении указанного противоречия позволяет прийти к умозаключению, которое способно примирить обе спорящие стороны. Диалектический подход утверждает, что правда содержится в каждом из полярных высказываний. Истина проявляется благодаря третьей точке зрения, которая непротиворечивым образом может объяснить имеющиеся противоположные взгляды разных сторон. Итак, текст Матфея повествует о реальном историческом событии, и данный текст действительно совершенно не похож на монолог, присущий проповеди. Такая ситуация возможна только при одном условии. Этот текст представляет собой запись диалога Иисуса Христа с его учениками, а не монолог перед народом!
Данное умозаключение логичным образом приводит нас к выводу: никакой торжественной проповеди Христа перед огромной толпой народа не было! Иисус никогда не вещал с горы свое учение людям, поскольку в исторической реальности происходило совершенно другое событие. Можно сказать, что в действительности была лишь беседа учителя со своими учениками! Этот доверительный разговор Иисус специально организовал и провел в каком-то уединенном месте среди гор.
Выполненная запись этой беседы представляет собой ничто иное, как текст древней стенограммы, которая была подготовлена лично Матфеем. Конспективность данного текста не случайна. Апостол стремился сохранить основную суть разговора и потому во время беседы записывал высказывания быстро, стараясь ничего не пропустить. В процессе работы Матфей сознательно игнорировал задаваемые учениками вопросы, но при этом старательно записывал все ответы Иисуса Христа.
Такой взгляд на историческое событие позволяет обнаружить в «Нагорной проповеди» стройную логику речи, которая полностью соответствует доверительной беседе учителя со своими учениками. При этом можно заметить, что в своей небольшой книге апостол Матфей сумел сохранить не только всю глубину ответов Иисуса, но и их точный духовный смысл. Имеющийся в нашем распоряжении евангельский текст написан таким образом, что передает не только присущие Иисусу обороты речи, но и характерные особенности изложения его мыслей.