Предисловие

Уважаемый читатель, перед тобой книга, посвященная психологической реконструкции и восстановлению основных положений духовного учения Иисуса Христа. Занимаясь «психологической археологией древних текстов», я пришел к неожиданному выводу: две тысячи лет назад Христос приходил на Землю не только для того, чтобы совершать чудеса, заботиться о страждущих или быть распятым на кресте, но, прежде всего для того, чтобы передать людям свои сокровенные знания о постижении Бога.

Иисус был духовным учителем. Этот факт основывается на множестве косвенных и прямых исторических данных. В текстах апокрифов и текстах «Нового Завета» сказано, что люди почтительно называли Иисуса «раввином», то есть духовным учителем, либо ласково называли его «равви». Кроме того, в текстах Евангелий о самих апостолах говорится как о «Его учениках». Из этого следует, что иудеи действительно относились к Христу как к учителю духовности! Такое простое умозаключение вызывает множество вопросов. Например: почему в священных книгах нет конкретного изложения духовного учения Христа, однако постоянно говорится о том, что Он учитель? Чему конкретно обучал Иисус своих учеников? Почему современные просвещенные христиане об этом учении практически ничего не знают? И где найти информацию об истинных знаниях Иисуса Христа?

Большинству исследователей, занимающихся историей древних религий, известно, что на заре христианства существовали отдельные группы людей, которые интересовались учением Иисуса Христа. Активная деятельность этих небольших общин осуществлялась в период распространения раннего христианства на территории стран Средиземного моря, Африки и Ближнего Востока. Изучение древних текстов той эпохи привело ученых к интересному выводу. Оказалось, что ранние жизнеописания Христа существенно отличались от более поздних догматических повествований, на которые опирается христианская Церковь. Исследования показали, что первые христиане не обсуждали вопросы, имеющие отношение к спасительной и жертвенной роли Христа. Их не привлекали темы, связанные с непорочным зачатием Девы Марии, таинством воскрешения, Страшным Судом и т. п. Они почитали Иисуса исключительно как великого мудреца и просвещенного учителя, а также видели в нем первооткрывателя нового духовного направления. Этих просвещенных христиан прежде всего интересовали речения Иисуса о Царствии Небесном. Именно в них они находили воплощение Божественной Мудрости, снизошедшей к ним с Небес, и свято верили в то, что идеи глубинного самопознания были основой учения Иисуса.

Древние христиане, посвятившие жизнь знаниям Иисуса Христа, старались не только обнаружить в самих себе Божественную искру, но и разжечь из нее неугасимое пламя души, которое привело бы их в Царство Бога. Свои силы они направляли на разумное и мистическое постижение духовных истин. Просвещенные христиане упорно искали все новые и необычные пути к Отцу Небесному, но их сложный язык терминов и трудные для обыденного ума духовные представления пришли в противоречие с наивной догматикой отцов апостольской Церкви. С течением времени противоречия между двумя независимыми ветвями христианства постепенно нарастали и в итоге вылились в непримиримую борьбу. Результатом такого противоборства стала полная победа упрощенных взглядов апостольской Церкви над изощренной идеологией гностицизма. Это произошло вследствие широчайшего распространения идей апостольской Церкви среди безграмотных и нищих слоев населения Византии и стран Западной Европы. Укрепив свою духовную власть среди простого народа и получив поддержку государства, официальная христианская религия обвинила гностицизм в ереси. Благодаря этому Церковь получила моральное право не только на осуждение видных христианских деятелей, но и на организацию массовых гонений против рядовых представителей гностицизма. Религиозные репрессии длились в течение тысячелетий, но они не смогли окончательно погасить в людях стремление к разумному познанию Бога. В средние века отдельные вспышки гностицизма продолжали возникать на территории Западной Европы и Ближнего Востока. То в одном, то в другом месте христианского мира пробивались к свету ростки свободомыслия. Лидеры гностических духовных движений не только создавали разнообразные тайные общества, но и определяли их деятельность на основе отдельных положений сокровенного учения Иисуса Христа. Каждая из таких групп инакомыслящих христиан старалась действовать параллельно и независимо от системы государственной и Церковной власти, и поэтому в политическом смысле была обречена на провал.

Изучение исторических фактов приводит к следующим выводам: во-первых, учение Христа существовало в реальности; во-вторых, с ним были знакомы некоторые посвященные в религиозные таинства люди; в-третьих, это учение представляло собой сложную систему духовных знаний, отраженную как в апокрифических текстах, так и в канонических Евангелиях «Нового Завета». Полученные выводы позволяют сформулировать научную гипотезу о том, что канонические тексты могут содержать в себе не только биографические сведения о Спасителе, но и тайные знания Иисуса Христа. Кроме того, можно предположить, что духовное учение Иисуса представлено в евангельских текстах не в явном виде, а написано в некой скрытой форме, которая соответствует стилю иносказаний и тайных смыслов, имеющихся в притчах Христа.

Я разделяю убеждения первых христиан относительно того, что Иисус был учителем, принесшим людям учение Царства Небесного о постижении Бога. Подобно им я полагаю, что материальные и духовные миры принципиально познаваемы человеком. Поскольку я психолог, то верю в науку и в способности человеческого разума к постижению различных форм психологической реальности. Я полагаю, что знания Иисуса Христа намного опередили Его время, ибо относились не только к запредельным духовным мирам, но и к технологиям глубинной трансформации человеческой психики. Мне видится, что истинное познание (гносис) может быть достигнуто только благодаря духовному развитию человека, которое реализуется в области выявления скрытых смыслов. Именно постижение смыслов способно открыть людям путь соединения научного и мистического подхода при изучении реальности. Человеческий разум приспособлен не только к естественнонаучным знаниям, но и к постижению духовных истин. Я верю в то, что пришло время открытого доступа к этим удивительным знаниям, то есть «приблизилось Царство Небесное». Такие возможности есть у всех людей. Ибо каждый человек обладает врожденной психологической способностью видеть контекстную информацию, а так же понимать скрытые смыслы и намеки. Найти в чем-то скрытый смысл – значит:

– понять сущность событий, явлений, информации;

– видеть за внешней формой вещей их содержание;

– в очевидном рассмотреть закономерное;

– обнаружить влияние контекста на содержание;

– прийти к пониманию того, что было тайной;

– зная следствие, уметь находить причину;

– через понимание выходить в новое измерение;

– в неявном видеть присутствие явного и т. д.

Приведу наглядный пример того, как психологическое видение смысла помогает в процессе расшифровки евангельского текста. Допустим, при чтении Евангелия от Матфея встретилась притча Христа о закваске: «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (МФ. 13:33). Данный фрагмент текста содержит в себе информацию скрытого смысла, имеющую отношение к психологическому явлению. Хорошо известно, что получение новых и непривычных знаний о действительности способствует трансформации разума. Если в сознании зародились эти автоматические процессы, то они будут непрерывно развиваться вплоть до своего завершения, то есть до тех пор, пока полностью не видоизменят всю имеющуюся систему исходных представлений человека. Этот удивительный феномен известен психологам и социологам с 50-х годов ХХ века, и подробно описан в работах Л. Фестингера по теории когнитивного диссонанса. Приведенная здесь притча о закваске в образной форме описывает именно это психологическое явление, происходящее в разуме человека.

Уважаемый читатель, в данном исследовании ты сможешь познакомиться с достаточно простыми и логичными объяснениями, которые составляют смысловую расшифровку «Нагорной проповеди». Заранее хочется предупредить о том, что существует некоторая сложность в восприятии данного материала. На мой взгляд, трудности понимания определяются не стилем авторского повествования, а непривычностью умозаключений и выводов, возникающих в процессе работы с текстом. Я прекрасно осознаю тот факт, что материал исследований способен вызвать некоторое удивление даже у маститых историков христианства. Это связано с тем, что текст книги не только демонстрирует железную логику смыслов содержащихся в речениях Христа, но и то, что эта удивительная логика объединяет во едино весь текст «Нагорной проповеди», превращая его из мозаики речений в окончательно завершенное литературное произведение.

Несмотря на возможное недовольство со стороны ортодоксально настроенной и невежественной публики, я все-таки осмелюсь предложить тебе, мой дорогой читатель, совершить вместе со мной удивительное путешествие в тайны психологического учения Иисуса Христа.

Загрузка...