Глава первая Памела колман смит как рассказчик – «идеальное совпадение»

Для Памелы Колман Смит было естественным перейти от своей работы в театре к Таро. Она была хорошо знакома с историей театра, композицией пьесы, структурой сюжета, сутью конфликта, и с разными этапами создания декораций и костюмов. Безусловно, этот опыт отразился на созданных ею картах.

Несомненно, Смит была знакома с элементами драмы, которые описаны в «Поэтике» Аристотеля, 225 до н. э., самой ранней из дошедших до нас работ по теории драмы. Золотая эра Греции заложила основы нашей цивилизации, к которым относятся и великие памятники искусства, и философия, и архитектура, и литература. В числе прочих достижений и шесть элементов драмы по Аристотелю: сюжет, персонаж, смысл, диалог, зрелище и музыка.

Корни мастерства рассказывания историй стары как само время. Если говорить о самой примитивной форме, можно вспомнить, что когда-то одни пещерные люди надевали шкуры зверей, в то время как другие брали оружие и изображали охоту, танцуя вокруг костра. Этот ритуал должен был привлечь удачу, помочь охотникам обеспечить пищей свой клан.

Сначала люди рассказывали свои истории устно, затем – с помощью выбитых на камне картин, а потом и письменно. Пол Фостер Кейз, член ордена Золотой зари и основатель B. O. T. A. (Builders of the Adytum [2]) считал, что «Таро – это книга в облике колоды карт». В этой книге отражена суть путешествия человека от эманации духа до воплощения в обыденном мире.

И Младшие Арканы Таро, и театр рассказывают историю с помощью персонажей, в которых мы видим свое отражение, отражение окружающего мира и нашего взаимодействия с другими людьми. В них затрагиваются темы любви, страсти, честолюбия, вызовов для разума, в них необычные обстоятельства и ситуации влияют на обычную человеческую жизнь. И Младшие Арканы, и театр включают в себя и технические элементы: декорации, костюмы, различные предметы, а также освещение.

Рассматривая элементы по очереди, обратим внимание на то, как они проявляют себя в колоде Смит.

Сюжет

Карты Таро могут рассказать много интересных историй. Давайте для примера возьмем Девятку Жезлов.



Не нужно быть специалистом по Таро, чтобы рассказать увлекательную историю персонажа этой карты. Здесь есть много тем для обсуждения: повязка на голове человека, выражение его лица, его крепкая хватка, то, как он держит жезл, направление его взгляда и так далее. Детали истории будут обретать форму в контексте вопроса кверента.

Но прежде, чем говорить о сцене, давайте рассмотрим еще несколько элементов драмы, которые Смит включила в свои иллюстрации. Так, элемент, который присутствует во всех постановках и обеспечивает интерес зрителя – это конфликт.

Конфликт

Вот примеры драматического конфликта, присутствующие в Таро. Пожалуйста, обратите внимание, что в книге есть упражнения, которые помогут вам лучше понять, что я имею в виду. Вы можете записать свои ответы, чтобы позже поразмыслить над ними.

Упражнение

Выберите по три карты для каждого из пяти типов конфликта (описание этих типов вы найдете ниже). Если хотите, воспользуйтесь полной колодой.

Типы пьес

1. Комедия – реалистичная пьеса с объемными персонажами, обычно юмористическая. Персонажи и ситуации, как правило, обыденные. Таких людей мы встречаем каждый день. Основное внимание сосредоточено на главном герое. Он нам небезразличен. То есть мы хотим узнать, что произойдет с нашим героем/героиней по ходу пьесы. Персонажи обычно преодолевают конфликт с помощью хитрости и ума (Четверка Жезлов, Тройка Кубков). Добавьте еще одну карту.


ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА


ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ СЕБЯ


ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ ОБЩЕСТВА


ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ ПРИРОДЫ


ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО


2. Серьезная драма. Кроме того, что она очевидно серьезна, тем не менее содержит в себе большинство элементов комедии. Нам в целом интересно что произойдет с главным персонажем, который обычно преодолевает некий конфликт. Главный персонаж хорошо разработан и объемен, но он не герой (Пятерка Пентаклей, Девятка Мечей). Добавьте еще одну карту.

3. Трагедия – серьезная драма о необычном, объемном персонаже, которым мы восхищаемся и которого зачастую считаем примером для себя. Это «трагический герой». Основное внимание зрителя сосредоточено на персонаже. Он оказывается в эпицентре того или иного конфликта вследствие «трагического недостатка». В основном это выражается виде различных препятствий, козней судьбы, слабости характера и плохой приспособляемости. (Десятка Мечей, Пятерка Кубков). Добавьте еще одну карту.

4. Мелодрама. В перечисленных выше типах пьес основное внимание уделяется персонажу. Здесь же, в последних двух типах, внимание переключается на сюжет. Нас не столько интересует, что случится с нашим скорее плоским, стереотипным главным персонажем, сколько то, как будет развиваться сюжет. В фокусе сюжет, а не герой. Основные характеристики мелодрамы – подъемы, спады, страхи, опасность и быстрое действие, в то же время, сюжет довольно предсказуем в следовании к конечной цели; в высшей точке случается что-то невероятное и неожиданное, что меняет ожидаемый исход событий и спасает главного персонажа от злой судьбы (Башня, Дьявол). Добавьте еще одну карту.

5. Фарс – до нелепости глупая пьеса, написанная чисто для смеха – тут нет никаких жизненных уроков. Персонажи плоские, как в мелодраме: никакой глубины. Часто ее называют «балаганом». Главный персонаж всегда выигрывает с помощью собственного хитроумия, буффонады, используя грубые шутки. Ситуации, в которые попадают персонажи по ходу пьесы, до нелепости невероятные (Девятка Кубков, Двойка Пентаклей). Добавьте еще одну карту.


Упражнение

ПЛАН СЮЖЕТА

У Смит был невероятный талант создавать двухактные пьесы – и все это в рамках одной карты Таро. Попробуйте это сделать и вы. Выберите карту, которая предполагает интересную и, возможно, сложную историю. Она не обязательно должна быть связана с тем, что вы уже знаете о карте. На самом деле для вашего воображения будет куда интересней, если вы расскажете правдоподобную историю, но, при этом, она будет достаточно необычной, сможет контрастировать с тем, что обычно приходит вам в голову при взгляде на данную карту. Кратко опишите сюжет на основе выбранной карты.

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Элементы пьесы

Персонажи

Сюжет – это история, а персонажи – те люди или прочие существа, которые этот сюжет рассказывают. Еще раз взгляните на Девятку Жезлов. Когда вы смотрите на изображение, возникают ли у вас какие-то мысли относительно того, кто этот человек?



Мне, хоть я и не являюсь художником, иногда приходилось рисовать силуэты на бумаге для курса по дизайну костюмов, чтобы сделать шаблон для разработки костюма. Если же от силуэта требовалось нечто большее, я призывал своего друга и художника Бобби Родригеса, и просил его мне помочь, нарисовать силуэт для меня. Особенно хорошо мне запомнился довольно полный Юлий Цезарь в постановке «Андрокл и лев» в детском театре. У Смит, в отличие от меня, не было проблем с рисованием. Она явно хотела что-то нам сказать, наделив персонажа Девятки Кубков именно таким телосложением, придав ему такую позу (ноги расставлены, руки сложены на груди) и довольное, удовлетворенное выражение лица.


Упражнение



Выберите одного из персонажей карт Таро. Выделите его отличительные черты, связанные с телосложением, позой, походкой, выражением лица, СП, СЛ, А (сокращения от «сцена справа», «сцена слева», «анфас»), внешностью в целом или настроением. Как вы думаете, есть ли у этого персонажа цель? Если он стоит или сидит, долго ли он это делает, или нет? Затем, отвлекшись от того, что вы уже знаете об этой карте, заново придумайте персонаж, который будет подходить под сделанное вами описание. Фокус в этих упражнениях всегда должен быть на физической жизни персонажей. Создайте краткую зарисовку о новой версии вашей карты. Это может быть даже тот же самый персонаж, но аспект его личности или характера (или и то, и другое) должен быть другим. Преподнесите его, с другой стороны, расскажите о той части его жизни, о которой вы не задумывались прежде.

Загрузка...